"Использование методики Н.П. Капустина в диагностике воспитанности детей с умственной отсталостью"
статья

Сарычева Ольга Викторовна

Статья в Сетевом издании "Образовательные материалы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sarycheva_o.v._ispolzovanie_metodiki_n.p._kapustina.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Использование методики Н.П. Капустина в диагностике воспитанности детей с умственной отсталостью»

О.В. Сарычева

воспитатель

ГБОУ Школа № 108

 г. Москва

 

Эффективное воспитание и обучение, формирующие образованную, культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого воспитанника и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности и побуждения его к саморазвитию и самовоспитанию. Поистине, «чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях» (К. Д. Ушинский). Существенное влияние на развитие личности воспитанника оказывает коллектив, равно как и воспитанник оказывает своё влияние на развитие коллектива, в котором он находится.

В целях определения эффективности реализации программы АООП «Духовно-нравственное воспитание» и программы воспитательной работы школы в 2020-2021 учебном году необходимо было определить критерии результативности.  Общеизвестно, что большинство педагогов, групп интерната для детей с умственной отсталостью, затрудняются в выборе эффективной методики как показателя динамики развития личности воспитанника и всего детского коллектива.

Основываясь на методических рекомендациях для общеобразовательной школы, я использовала методику педагогического исследования уровня воспитанности учащихся 5-9х классов по методу Н. П. Капустина. Изучение и анализ воспитанности школьников относится к диагностике личностной сферы (морально-этическая и нравственная ориентация) и проводится с целью конкретизировать задачи воспитательной работы (так как позволяет выявить возрастную динамику уровня воспитанности по классным коллективам) и с целью обучения учащихся саморефлексии.

В рамках данной методики, под уровнем воспитанности понимается степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий.

Для проведения диагностики, в сентябре 2021 года мною была предложена  воспитанникам 9 класса система вопросов, по которой ребёнок оценивал себя сам. Мною, как воспитателем, по тем же показателям были оценены каждый воспитанник, выводилась итоговая оценка. Затем высчитывался средний балл и определялся уровень воспитанности. Все результаты были обсуждены с самими воспитанниками в доверительной беседе, в отдельных случаях обсуждение оценки по уровню воспитанности прошло с его родителями (в единичных случаях в совместной беседе). И всё это при соблюдении педагогического такта, выдержки, доброжелательности.

В условиях пятидневного пребывания обучающихся в школе – интернате, получить оценку родителей было затруднительно. Кроме того, пришлось изменить возрастную дифференциацию опроса исходя из интеллектуальных возможностей.

Тем не менее, использование оценки и процедура её выставления при изучении уровня воспитанности обучающихся убедила меня в том, что это стимулирует у ребят процессы самопознания, вызывает желание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности.

В результате проведенного мною  исследования, уровень воспитанности обучающихся  9 класса с легкой умственной отсталостью  высокий.

В исследовании приняло участие 14 человек, это составляет 100% от общего числа обучающихся класса. В исследовании принимали участие воспитатель, обучающиеся. Уровень воспитанности оценивался по 5-ти бальной шкале: 5-4,5 высокий уровень 4,4-4 хороший уровень 3,9-2,9 средний уровень 2,8-2 низкий уровень. При анализе диагностики были получены следующие результаты. Общий уровень воспитанности в 9 классе составляет 4,97 балла, что говорит о хорошем уровне воспитанности. При анализе отдельных параметров наблюдается хороший уровень по «Бережное отношение к природе», «Отношение к школе», «Прекрасное в моей жизни», «Отношение к себе». Можно сделать вывод о том, что обучающиеся,  самостоятельны, выполняют правила внутришкольный жизни, любят животных, интересуются природой, стараются чаще проявлять доброту и принимать участие в делах класса. Стараются быть аккуратными и опрятными, в достаточной степени умеют управлять своим поведением. Чаще стараются быть вежливыми и справедливыми с людьми. Но необходимо обратить внимание на недостаточное умение правильно распределять время учебы и отдыха отдельных воспитанников.

Уровень выше среднего (хороший) – 1 учащийся – 7%, свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.

Высокий уровень воспитанности – 13 учащихся - 93% свойственны наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

Таким образом, технологии адаптивной школы, как образовательной системы, способной каждому ученику помочь достичь оптимального уровня социализации и социальной адаптации в соответствии с его природными задатками и способностями, могут быть использованы в школах для детей с интеллектуальными нарушениями. «Такое взаимное приспособление образовательной системы к ученику, а ученика к требованиям системы и входит в понятие «социальная адаптация» (Капустин Н.П.
Педагогические технологии адаптивной школы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью".

Методы и приемы при решении конфликтных ситуаций в процессе воспитания детей с умственной отсталостью....

«Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью в процессе проектной деятельности»

Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм воспитания и обучения является метод проектов, который открывает значительные воз...

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната "

Гражданско- патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образов...

"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната"

Цели и задачи : -- Формирование у несовершеннолетних чувства патриотизма, любви к   Родине, чувства гордости за страну и свой народ.-- Формировать  у воспитанников духовно - н...

«Информационно-коммуникативные технологии в процессе воспитания детей с умственной отсталостью в условиях специальной школы».

Актуальность выбора данного направления продиктовано необходимостью решения проблем развития и коррекции детей с ОВЗ в современном информационном обществе, которое существенно изменило повседневную жи...