Коррекционное развивающее занятие 12 класс
рабочая программа

Лукьянова Светлана Сергеевна

Рабочая программа для детей с ТМНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

1.Цель программы:

Коррекция нарушений познавательной сферы обучающихся с ТМНР.

Задачи:

- Коррекция нарушений восприятия, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, речи в процессе предметно-практической деятельности.

-   Развитие речи, мелкой моторики, зрительного и слухового внимания.

 - Формирование основных навыков и приемов умственной деятельности на сенсорном и предметно – практическом уровнях.

 - Формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами.

2. Описание места предмета в учебном плане.

Предметная область

Курс

Кол-во часов в год

Кол-во часов в неделю

Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия: “Развивайка”

68

2

С учетом годового учебного графика, переносом праздничных дней, программа (календарно-тематическое планирование) может быть скорректирована.

3. Планируемые результаты.

1. Личностный и предметный уровень.

- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.  

- Использование доступных жестов для передачи сообщения.

- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

2. Базовые учебные действия.

 - Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью.

- Понимать инструкцию и произвольно включаться в деятельность.

Так же реализация программы способствует:

- Формированию положительного отношения ребенка к занятиям.

- Развитию собственной активности ребенка.

- Формированию устойчивой мотивации к выполнению заданий.

- Развитию способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

4. Материально-техническое обеспечение.

Учебно-методический комплекс:

1. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – СПб.; ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011

2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром». Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

3. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Л.А.Нисневич «Как помочь “Особому ребенку”». –СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.

4. Л.Б.Баряева, А.Зарин «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГРУ А.И.Герцена; Изд-во «Союз», 2001.

5. А.С.Гаврилова, С.А.Шанина, С.Ю.Ращупкина «Логопедические игры». М.:ООО» ИКТЦ «ЛАДА», 2000.

Материально-техническая обеспечение.

  • Альбомы для рисования.
  • Бумага разного формата.
  • Цветная бумага.
  • Игровые аналоги (домашние и дикие животные).
  • Игрушки
  • Карточки с изображением различных предметов и игрушек.
  • Карандаши
  • Кисти и краски для рисования.
  • Корзинки.
  • Мозаики разные.
  • Муляжи овощей и фруктов.
  • Наборы карточек по лексическим темам (овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, семья, транспорт, времена года, животные).
  • Наборы кубиков, детского конструктора из дерева и пластмассы.
  • Палочки счетные.
  • Пластилин.

5. Содержание курса.

№ раздела

Название раздела

Кол-во часов

1.

Вводное занятие.

2

2.

Развитие восприятия.

9

3.

Развитие внимания.

9

4.

Развитие памяти.

9

5.

Развитие воображения.

9

6.

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

9

7.

Развитие профессионально-ориентированных умений и навыков.

10

8.

Развитие коммуникативных умений и навыков.

11

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема раздела

Дата план

Дата коррекция

Тема занятия

Количество часов, отведенных на тему

Содержание материала

(основные виды деятельности)

1.

Вводное занятие.

1.Давайте познакомимся.

1

Выявление уровня знаний детей о себе, ближайшем окружении: имя, фамилия, возраст, семья.

2. Продолжение   знакомства.

1

Адрес места жительства, дом, квартира, этаж.

2.

Развитие восприятия.

1.Такие разные предметы. Цвет. Форма.

1

Цвет изображений: цветное, черно-белое.

Основные цвета: красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый (называние, показ).

Нахождение предметов определенного цвета в окружающем пространстве.

Раскрашивание предметов в заданные цвета.

Основные формы предметов: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Определение формы предмета на ощупь.

Нахождение предметов заданной формы в окружающем пространстве.

Определение формы предмета по внешнему виду.

2.Назови цвет и форму.

1

3.Геометрическая фигура(круг ,овал).

1

4..Геометрическая фигура(квадрат, прямоугольник).

1

5.Геометрическая фигура ( треугольник).

1

6.Что на что похоже?

1

7.Такие разные предметы. Величина.

1

Величина предметов: большой, средний, маленький.

Определение величины предмета в сравнении (большой-маленький, средний; длинный-короткий, широкий-узкий).

8.Такие разные предметы. Запахи. Звуки.

1

В мире запахов: их виды.

Определение предмета по запаху.

Виды звуков: звуки музыкальных инструментов, звуки природы, звуки предметов.

Определение силы звука: громко-тихо.

Определение вида звука: что звучит.

Звуки живой природы: голоса животных.

Звуки неживой природы: шелест листьев, течение реки, шум дождя.

9. Время суток. Времена года.

1

Время суток: утро, день, вечер, ночь.

Определение времени суток по изображению.

Определение времени суток по виду из окна.

Времена года: зима, весна, лето, осень.

Определение времени суток по изображению.

Определение времени суток по виду из окна.

Признаки времен года.

3.

Развитие внимания.

1.Исчезнувший предмет, появившийся предмет.

1

Объем внимания (какие предмет убраны, сколько предметов убрано; какой предмет появился, сколько предметов появилось).

Устойчивость внимания (поиск выходов из разных видов лабиринтов).

Определение сходства предметов по их внешнему виду. Нахождение одинаковых черт.

Определение различий между предметами по их внешнему виду.

2.Волшебный лабиринт.

1

3.Что на что похоже.

1

4.Найди различия.

1

5.Что изменилось?

1

6.Игра «Летает –не летает»

1

7.Игра «Ухо-нос»

1

8.Игра «Рыба, птица, зверь».

1

9.Упражнение «Человечки»

1

4.

Развитие памяти.

1.Зрительная память. Запомни и раскрась.

1

Упражнения: «Раскрась предмет», «Раскрась фрагменты рисунка».

Упражнения: «Разминка», «Запомни и повтори», «Слушай и рисуй».

Упражнения: «Найди слова», «Что изменилось?», «Превращение фигур».

Упражнения: «Запомни пары слов», «Отхлопай ритм».

2.Угадай предмет.

1

3. Слуховая память.

Слушай и повторяй.

1

4.Извлечь звук.

1

5.Вербальная память. Найди слова.

1

6.Повтори слова

1

7.Словесно-логическая память.

1

8.Запомни и нарисуй.

1

9.Упражнение «Что какого цвета»?

1

5.

Развитие воображения.

1.Пространственное воображение.

1

Упражнения: «Кто назовёт большее количество фигур?», «Что изменилось?».

Игры: «Готовимся к поиску», «Отгадай название», «Повторяем друг за другом».

Задания: «Заполни пустые клетки», «Реши ребус».

Упражнения: «Чудесный лес», «Составь силуэт».

2. Дорисуй фигуру.

1

3.Творческое воображение.

1

4.Ожившие цифры.

1

5.Чего не хватает.

1

6.Упражнение «Клякса».

1

7..Составление силуэтов.

1

8.Заверши рисунок.

1

9..Придумай и нарисуй.

1

6.

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

1.Замкнутые и незамкнутые линии.

1

Упражнения «Нарисуй по памяти», «Будь внимателен».

Упражнения: «Продолжи ряд», «Найди недостающую фигуру и объясни своё решение».

Упражнения: «Составь поезд», «Определи последовательность», «Составь ряд».

Упражнения: «Четвёртый лишний», «Придумай различные названия предмету», «Найди ошибки».

Упражнения: «Сравни два предмета», «Неправильные тени», «Какие слова здесь спрятались?»

Упражнения: «Подбери пары картинок», «Поставь картинки по порядку», «Что к чему подходит».

Упражнения: «Выведи правило», «Реши цепочку».

Упражнения: ребусы, головоломки, «Почему так».

Упражнения на установление последовательности событий.

2.Продолжите ряд.

1

3..Последовательность   событий.

1

4.Существенное и несущественное.

1

5.Связаны между собой.

1

6.В мире профессий.

1

7.Закономерности. Цепочки.

1

8.Необычные задачи.

1

9.Друг за другом.

1

7.

Развитие

профессионально-ориентированных умений и навыков.

1.Профессия упаковщик. Введение.

1

Упражнения: «Узнай по одежде (инструментам, инвентарю)», «Раскрась правильно», «Чем занимается этот человек», «Выполни практическое задание».

2.Упражнение «Узнай по одежде»

1

3.Раскрась инвентарь

1

4.Профессия садовод. Введение.

1

Упражнения: «Узнай по одежде (инструментам, инвентарю)», «Раскрась правильно», «Чем занимается этот человек», «Выполни практическое задание».

5.Упражнение «Узнай по одежде».

1

6.Раскрась инвентарь.

1

7..Профессия сортировщик товаров.

1

Упражнения: «Узнай по одежде (инструментам, инвентарю)», «Раскрась правильно», «Чем занимается этот человек», «Выполни практическое задание».

8.«Упражнение « Узнай по одежде».

1

9..Профессия мойщик посуды.

1

Упражнения: «Узнай по одежде (инструментам, инвентарю)», «Раскрась правильно», «Чем занимается этот человек», «Выполни практическое задание».

10.Упражнение « Узнай по одежде».

1

8.

Развитие коммуникативных умений и навыков.

1.Поговорим о природе.

1

Игры и упражнения, направленные на развитие речевых коммуникативных навыков: диалоги о природе, описание изображения, подбор слов для характеристики природных объектов.

2.Живая и неживая природа.

1

Игры и упражнения, направленные на развитие речевых коммуникативных навыков: диалоги о животных, описание изображения, подбор слов для характеристики животных.

3..Поговорим о животных.

1

Игры и упражнения, направленные на развитие речевых коммуникативных навыков: диалоги о профессиях, описание изображения, подбор слов для характеристики профессии.

4.Домашние животные.

1

Игры и упражнения, направленные на развитие речевых коммуникативных навыков: диалоги о чувствах, описание изображения, подбор слов для выражения чувств.

5.Дикие животные.

1

Игры и упражнения, направленные на развитие речевых коммуникативных навыков: диалоги о чувствах, описание изображения, подбор слов для выражения чувств

6.Упражнение «Кто где живет»?

1

7.»Кто чей детеныш?»

1

8.Поговорим о профессиях

1

9.»Все профессии важны»

1

10 .Поговорим о чувствах

1

11.« В нашем мире доброта!»

1

Лист корректировки

Дата факт

Дата план

Внесенные изменения

Примечания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок"

Конспект коррекционно-развивающего занятия  для учащихся классов "особый ребенок" коррекционной школы. Тема занятия: "Праздник красок" Конспект коррекционно-развивающего ...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

конспект коррекционно-развивающего занятия по ритмике во 2 классе коррекционной школы

конспект открытого занятия по ритмике в коррекционной школе, с элементами логоритмики, психогимнастики....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...