профильное обучение
презентация по теме

Войтенко Елена Валентиновна

доклад "Профильное обучение", презентация к докладу

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профильное обучение математического образования в школе Е.В.Войтенко, учитель математики МОУ СОШ № 1 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края

Слайд 2

Учитель профильной школы должен обеспечивать Вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий)

Слайд 3

Учитель профильной школы должен обеспечивать Практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов)

Слайд 4

Учитель профильной школы должен обеспечивать Завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования

Слайд 5

Методы обучения математике

Слайд 6

Индуктивно-репродуктивный Учитель создает такую ситуацию, в которой ученик воспроизводит понятие или теорему в процессе рассмотрения частных случаев. Например, посредством решения задач на выделение ситуаций, удовлетворяющих условию теоремы, или решение задачи (изучение теоремы) осуществляется по плану, предложенному учителем.

Слайд 7

Индуктивно-эвристический Метод предполагает самостоятельное открытие фактов в процессе рассмотрения частных случаев. Например, упражнения на умножение степеней с одинаковым основанием приводят к открытию определения произведения степеней с одинаковыми основаниями.

Слайд 8

Индуктивно-исследовательский Метод заключается в проведении исследований различных феноменов посредством изучения их конкретных проявлений. Например, изучая свойства четырехугольников в зависимости от наличия у них осей симметрии, приходим к таким видам четырехугольника, как прямоугольник, ромб, квадрат.

Слайд 9

Дедуктивно-репродуктивный Метод предполагает воспроизведение частных случаев в процессе решения задач, где используется общее положение. Например, теорема о сумме смежных углов воспроизводится посредством решения задач на нахождение одного из смежных углов, если задан другой.

Слайд 10

Дедуктивно-эвристический Метод заключается в открытии частностей какого-либо факта при рассмотрении общего случая. Примером проявления этого метода может служить решение любой конкретной задачи на применение какой-либо теоремы.

Слайд 11

Дедуктивно-исследовательский Сутью этого метода обучения является организация исследований посредством дедуктивного развития учебного материала. Например, аксиоматический метод, метод моделирования, решение задач на применение теорем.

Слайд 12

Обобщенно-репродуктивный Цель достигается путем воспроизведения изученных фактов. Например, усвоение векторного метода предполагает овладение действиями перевода геометрического языка на векторный и обратно, сложения и вычитания векторов, представления вектора в виде суммы, разности векторов и т. п.

Слайд 13

Обобщенно-эвристический Метод предполагает создание учителем такой ситуации, в которой ученик самостоятельно (или с небольшой помощью учителя) приходит к обобщению. Например, измеряя стороны и углы произвольных треугольников, ученики могут открыть следующую зависимость между углами и сторонами треугольника: против большей стороны треугольника лежит больший угол и наоборот.

Слайд 14

Обобщенно-исследовательский Метод предполагает наличие в учебном материале ситуаций, исследование которых приводит к обобщенному знанию. Например, рассматривая различные случаи расположения вписанных в окружность углов, можно прийти к известной теореме о том, что вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается.

Слайд 15

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, который создает реальные условия для выбора школьниками индивидуального пути обучения; на развитие личности школьника, на его самоопределение, самореализацию и социальную адаптацию

Слайд 16

Изучение математики на профильном уровне направлено на достижение следующих целей

Слайд 17

формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне; развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности; воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

Слайд 18

Используемые учебники в профильных классах

Слайд 19

Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: «Просвещение». Важнейшей особенностью учебника является оптимальное сочетание высокого научного уровня материала и рационального выбора методических подходов к его изложению. На этой основе учитель формирует математическое мышление старшеклассников и обеспечивает точное понимание ими основных математических понятий. Весь теоретический и практический материал учебника дает возможность осуществлять изучение материала на различных уровнях: базовом и повышенном.

Слайд 20

Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа 10-11 кл. Учебник общеобразовательных учреждений –М.: «Мнемозина». Особенностью учебника является четкая последовательность изложения теоретического материала. Учебник написан доступным языком, подробно и обстоятельно. Приоритетной в курсе является функционально – графическая линия, ключевые слова – стержень курса – математическая модель, математический язык. Учебник можно использовать на базовом и профильном уровне.

Слайд 21

Атанасян Л.С. и др. Геометрия 10-11 кл. – М.: «Просвещение». Учебник рекомендован при организации изучения предмета на базовом и профильном уровнях. Методические рекомендации по проведению уроков подбору задач для работы в классе и дома содержатся в книге для учителя. Там же приведены варианты самостоятельных и контрольных работ, образцы слайдов для использования на уроках, карточки – задания для проведения зачетов по разным темам.

Слайд 22

Погорелов А.В. Геометрия, 10-11 кл. «Просвещение» Учебник рекомендован для изучения предмета на базовом и профильном уровнях, он содержит весь стереометрический материал, предусмотренный профильным уровнем. Построение курса логически строгое, все математические факты приведены с четкими доказательствами, что соответствует требованиям профильного уровня стандарта. К учебнику, в помощь учителю математики профильных классов изданы «Дополнительные главы» (авт. Земяков О.Н.)

Слайд 23

Вводить обучение по направлениям, лишь после того, как школьники получат достаточно единое базовое математическое образование и утвердятся в своих склонностях, для этого требуется введение факультативов. На старшей ступени обучения следует обеспечить возможно большее количество направлений обучения или продолжение образования через широкую систему учебных заведений различных типов. При составлении программ и учебников, выборе форм и методов обучения следует учитывать возрастные особенности подростков, склонных к данному виду деятельности, и в то же время не исключать возможности изменить профиль обучения подростку при ошибке в его выборе, учитывать по уровневый подход. Математика должна входить в набор обязательных учебных предметов любого из профилей.

Слайд 24

Список литературы по профильному обучению 1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования// Официальные документы в образовании. – 2002.- № 27 2. Журналы «Профильная школа» 2004 года издания. 3. О профильных учебниках: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.10.03 № 03-58-73 ин/13-03.- http://www.profile-edu.ru 4. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования// Учительская газета.- 2004.- № 3. 5. Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Математика»/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров.- М.: Вита-Пресс, 2004 6. Буравова Н.И.Профильное обучение в 9 классе/ Математика в школе.-2002.- № 5. 7. Адамская Н. Примерное тематическое планирование для классов с углубленным изучением математики (10-11 кл.)/ Математика.- 2000- № 28. 8. Воронина Г.А.Принципы отбора учебного материала в профильных классах. Школа.- 2002.- № 2. 9. Дубовицкая Т.Как определить профиль обучения школьников/Народное образование.-2000.- № 6. 10. Кульневич С.В. Гончарова В.И. Лакоценина Т.П.Управление современной школой. Выпуск II, Организация и содержание методической работы: Практич. пособие для школьной администрации, руководителей методических объединений, методистов, учителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на /Д: Изд-во «Учитель», 2004. 11. Осипова В.Л. Феоктистов.Расширенное изучение алгебры и начал анализа в 10 классе//Математика в школе.-2000. № 7. 12. Пакуш Е.В.Поурочное планирование для школьных курсов разных профилей// Математика в школе.-2002.- № 6. 13. Подгорная Е.Я. Стефанова Е.С.Либеров А.Ю.Профильное обучение и социализации личности// Стандарты и мониторинг в образовании.-2003.- № 5 14. Рыжаков М.В.Справка о результатах анализа действующих учебников и возможных направления их доработки с целью использования на базовом и профильном уровнях в старшей школе.- http://www.profile-edu.ru . 15. Хлебунова С.Ф. Тараненко Н.Д.Управление современной школой. Выпуск IV. Профильное обучение: новые подходы Практич. пособие для руководителей системы образования, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2004. 16. Чистякова С.Н. и другие.Профильное обучение и новые условия подготовки/ Школьные технологии.-2002- № 1. 17. http://www.scl17.ru/ prof.html 18. http:// www.eidos.ru / journal /2002/0920.htm 19. http:// ru.wikipedia.org / wiki / Профильное_обучение 20. http:// gymber.narod.ru /metod3.htm

Слайд 25

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

СЛАЙД № 1- титульный

Профильное обучение математического образования в школе.

Е.В.Войтенко, учитель математики

МОУ СОШ № 1 с. Арзгир

Арзгирского района

Ставропольского края

        Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривается введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

  На сегодняшний день качественное профильное обучение во многих школах России может быть реализовано только лишь по естественно-математическому, реже по гуманитарному профилям.

Среди школьных предметов математика занимает совершенно особое место. Важной целью обучения в профильной школе является знакомство учащихся с математикой как с общекультурной ценностью, выработка понимания ими того, что математика является инструментом познания окружающего мира и самого себя.

Профильное обучение предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности, использования активных методов обучения, практической деятельности учащихся, особое место в которой принадлежит проектной деятельности.

СЛАЙД № 2

Учитель профильной школы (в том числе и учитель математики) обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

  • вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);

СЛАЙД № 3

  • практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

СЛАЙД № 4

  • завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.

Следует отметить, что многие учителя математики средней школы и прежде добивались весьма значительных результатов в развитии математического мышления школьников, в воспитании у них вкуса к математическому творчеству. Это происходило потому, что в процессе обучения математике  учителя применяют эффективные приемы и методы преподавания, которые вырабатывались учителем в процессе долголетнего опыта.

Процесс обучения математике представляет взаимодействие преподавания, учения и математического содержания учебного предмета.

СЛАЙД № 5

Метод обучения математике следует рассматривать как способ движения (развития) деятельностей учителя, ученика и математического содержания.

Математическое содержание учебного предмета развивается главным образом посредством индукции, дедукции и обобщения, а способы взаимодействия учителя и ученика выражаются через репродукцию, эвристику и исследование.

По характеру учебно-познавательной деятельности и организации содержания материала выделяет следующие методы обучения математике:

СЛАЙД № 6

  • индуктивно-репродуктивный 

        Учитель создает такую ситуацию, в которой ученик воспроизводит понятие или теорему в процессе рассмотрения частных случаев. Например, посредством решения задач на выделение ситуаций, удовлетворяющих условию теоремы, или решение задачи (изучение теоремы) осуществляется по плану, предложенному учителем;

СЛАЙД № 7

  • индуктивно-эвристический 

        Метод предполагает самостоятельное открытие фактов в процессе рассмотрения частных случаев. Например, упражнения на умножение степеней с одинаковым основанием приводят к открытию определения произведения степеней с одинаковыми основаниями;

СЛАЙД № 8

  • индуктивно-исследовательский 

        Метод заключается в проведении исследований различных феноменов посредством изучения их конкретных проявлений. Например, изучая свойства четырехугольников в зависимости от наличия у них осей симметрии, приходим к таким видам четырехугольника, как прямоугольник, ромб, квадрат; 

СЛАЙД № 9

  • дедуктивно-репродуктивный 

        Метод предполагает воспроизведение частных случаев в процессе решения задач, где используется общее положение. Например, теорема о сумме смежных углов воспроизводится посредством решения задач на нахождение одного из смежных углов, если задан другой;

СЛАЙД № 10

  •  дедуктивно-эвристический

        Метод заключается в открытии частностей какого-либо факта при рассмотрении общего случая. Примером проявления этого метода может служить решение любой конкретной задачи на применение какой-либо теоремы;

СЛАЙД № 11

  • дедуктивно-исследовательский 

        Сутью этого метода обучения является организация исследований посредством дедуктивного развития учебного материала.

Например, аксиоматический метод, метод моделирования, решение задач на применение теорем;

СЛАЙД № 12

  • обобщенно-репродуктивный 

        Цель достигается путем воспроизведения изученных фактов. Например, усвоение векторного метода предполагает овладение действиями перевода геометрического языка на векторный и обратно, сложения и вычитания векторов, представления вектора в виде суммы, разности векторов и т. п.; 

СЛАЙД № 13

  • обобщенно-эвристический

        Метод предполагает создание учителем такой ситуации, в которой ученик самостоятельно (или с небольшой помощью учителя) приходит к обобщению. Например, измеряя стороны и углы произвольных треугольников, ученики могут открыть следующую зависимость между углами и сторонами треугольника: против большей стороны треугольника лежит больший угол и наоборот;

СЛАЙД № 14

  • обобщенно-исследовательский 

Метод предполагает наличие в учебном материале ситуаций, исследование которых приводит к обобщенному знанию.

Например, рассматривая различные случаи расположения вписанных в окружность углов, можно прийти к известной теореме о том, что вписанный угол измеряется половиной дуги, на которую он опирается.

Новые требования к учителю в условиях   профильного обучения диктуют необходимость  модернизации педагогического образования и повышения квалификации действующих педагогических кадров.

Качественная работа учителя - это его компетентность по реализации умений выполнять действия с содержанием изучаемого материала, пробуждающим личностно-ценностное отношение к знаниям у его учеников.

СЛАЙД № 15

Профильное   обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, который создает реальные условия для выбора школьниками индивидуального пути обучения; на развитие личности школьника, на его самоопределение, самореализацию и социальную адаптацию.

         Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

СЛАЙД № 16

Изучение математики на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

СЛАЙД № 17

  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
  • овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
  • развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
  • воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.

            Математика входит в число предметов, обязательных для всех общеобразовательных учреждений Российской Федерации, дающих основное и среднее (полное)  общее образование.

 В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение математики отводится:

  • в основной школе не менее 5 часов в неделю;
  • в старшей школе на базовом уровне не менее 4 часов,
  • на профессиональном не менее 6 часов.  

Увеличение объема времени на изучение математики возможно за счет школьного компонента базисного учебного плана.

Хотя количество часов на изучение математики в гуманитарном и базовом уровне одинаково – по 4 часа, содержание гуманитарного уровня отличается от базового тем, что усилены историко-культурные общеразвивающие и некоторые практические вопросы; большее число тем дается  в ознакомительном порядке.

           

Ответственность за подготовку учебников и их содержание для профильной подготовки  возложена на авторов учебников, издательства и Федеральный экспертный совет.  

СЛАЙД № 18

 Рассмотрим основные особенности некоторых учебников, которые можно использовать в профильных классах.

СЛАЙД № 19

1.Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала анализа 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений  - М.: «Просвещение».

            Важнейшей  особенностью учебника является оптимальное сочетание высокого научного уровня материала и рационального выбора методических подходов к его изложению. На этой основе учитель формирует математическое мышление старшеклассников и  обеспечивает точное понимание ими основных математических понятий.

            Весь теоретический и практический материал  учебника дает возможность  осуществлять изучение материала на различных уровнях: базовом и повышенном.

СЛАЙД № 20

2. Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа 10-11 кл. Учебник общеобразовательных  учреждений –М.: «Мнемозина».

                Особенностью  учебника является четкая последовательность изложения теоретического материала. Теория тригонометрических функций  и уравнений строится на геометрическом модуле: «Числовая окружность на координатной плоскости».

            Изложение элементов математического анализа можно назвать неформальным, так как автор дает  возможность почувствовать общекультурное и общеприкладное значение той математической модели, которая называется «Производная». Учебник написан  доступным языком, подробно и обстоятельно.

            Приоритетной в курсе является  функционально – графическая линия, ключевые слова – стержень  курса – математическая модель, математический язык. Учебник можно использовать на базовом и профильном уровне.

            Мордкович А.Г. и Смирнова И.М. Математика 10-11 кл. для гуманитарных классов – М.: «Мнемозина».

СЛАЙД № 21

3.  Атанасян Л.С. и др. Геометрия 10-11 кл. – М.: «Просвещение».

            Учебник рекомендован при организации изучения предмета на базовом и  профильном уровнях.

            Методические рекомендации по проведению уроков подбору задач для работы в классе и дома  содержатся в книге для учителя. Там же приведены варианты самостоятельных и  контрольных работ, образцы слайдов для использования на уроках, карточки – задания для проведения зачетов по разным темам.

СЛАЙД № 22

4. Погорелов А.В. Геометрия, 10-11 кл.  «Просвещение».

Учебник рекомендован для изучения предмета  на базовом и профильном уровнях, он содержит весь стереометрический  материал, предусмотренный  профильным  уровнем. Построение курса логически строгое, все математические факты приведены с четкими доказательствами, что соответствует требованиям профильного  уровня стандарта. К учебнику, в помощь учителю математики профильных классов изданы  «Дополнительные главы» (авт. Земяков О.Н.).

СЛАЙД № 23

Анализируя педагогическую литературу в области профильного преподавания математики можно сказать следующее:

  • Вводить обучение по направлениям, лишь после того, как школьники получат достаточно единое базовое математическое образование и утвердятся в своих склонностях, для этого требуется введение факультативов.
  • На старшей ступени обучения следует обеспечить возможно большее количество направлений обучения или продолжение образования через широкую систему учебных заведений различных типов.
  • При составлении программ и учебников, выборе форм и методов обучения следует учитывать возрастные особенности подростков, склонных к данному виду деятельности, и в то же время не исключать возможности изменить профиль обучения подростку при ошибке в его выборе, учитывать по уровневый подход.
  • Математика должна входить в набор обязательных учебных предметов любого из профилей.

СЛАЙД № 24

Список  литературы по профильному обучению.

1.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования// Официальные документы в образовании. – 2002.- № 27.

2.

Журналы «Профильная школа» 2004 года издания.

3.

О профильных учебниках: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 20.10.03 № 03-58-73 ин/13-03.

- http://www.profile-edu.ru.

4.

Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования// Учительская газета.- 2004.- № 3.

5.

Элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Математика»/Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров.- М.: Вита-Пресс, 2004.

6.

Буравова Н.И.

Профильное обучение в 9 классе/ Математика в школе.-2002.- № 5.

7.

Адамская Н.    

Примерное тематическое планирование для классов с  углубленным    изучением  математики (10-11 кл.)/ Математика.- 2000- № 28.

8.

Воронина Г.А.

Принципы отбора учебного материала в профильных классах.   Школа.- 2002.- № 2.

9.

Дубовицкая Т.

Как определить профиль обучения школьников/

Народное образование.-2000.- № 6.

10.

Кульневич С.В. Гончарова В.И. Лакоценина Т.П.

Управление современной школой. Выпуск II, Организация и содержание методической работы: Практич. пособие для школьной администрации, руководителей методических объединений, методистов, учителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на /Д: Изд-во «Учитель», 2004.

11.

Осипова В.Л.  Феоктистов.

Расширенное изучение алгебры и начал анализа в 10 классе//Математика в школе.-2000. № 7.

12.

Пакуш Е.В.

Поурочное планирование для школьных курсов разных профилей// Математика в школе.-2002.- № 6.

13.

Подгорная Е.Я. Стефанова Е.С.

Либеров А.Ю.

Профильное обучение и социализации личности// Стандарты и мониторинг в образовании.-2003.- № 5

14.

Рыжаков М.В.

Справка о результатах анализа действующих учебников и возможных направления их доработки с целью использования на базовом и профильном уровнях в старшей школе.

- http://www.profile-edu.ru.

15.

Хлебунова С.Ф. Тараненко Н.Д.

Управление современной школой. Выпуск IV. Профильное обучение: новые подходы Практич. пособие для руководителей системы образования, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2004.

16.

Чистякова С.Н.

 и другие.

Профильное обучение и новые условия подготовки// Школьные технологии.-2002.- № 1.

17.

http://www.scl17.ru/prof.html

18.

http://www.eidos.ru/journal/2002/0920.htm

19.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Профильное_обучение

20.

http://gymber.narod.ru/metod3.htm

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"

Программа по профильному обучению "Диагностические методики профильной подготовки учащихся"...

Использование информационных технологий при обучении химии как средство повышения мотивации школьников в рамках профильного обучения

Данная работа была представлена на муниципальный  конкурс учебно-методических проектов «Методическая коллекция» (2 место)....

Организация профильного обучения через создание индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в рамках сетевого обучения в муниципальном районе

На момент начала организации сетевого профильного обучения в Седельниковском муниципальном районе Закон 273-ФЗ еще не был принят, но подготовительная работа была начата.Подготовка к введению сетевой ф...

Доклад на тему: Особенности обучения математике в условиях эксперимента по профильному обучению

План   1.     Профильное обучение на современном этапе.2.     Особенности обучения математике в профильных классах:2.1  Место математики в индиви...