Применение инновационных технологий в развитии патриотического воспитания школьников
план-конспект по теме

Данный материал поможет педагогу в организации работы по патриотическому воспитанию учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Российская земля  -  край  щедрой  природы,  незыблемых  традиций  и богатой событиями истории. Все дальше вглубь истории уходят  героические  и трагические события Великой Отечественной войны, но  живут  в  нашей  памяти имена тех, кто ценой своей жизни  отстоял  честь,  свободу  и  независимость нашей Родины.

Отечество требует от своих сынов и дочерей,  чтобы  каждый  из  них почувствовал великую ответственность за судьбу  государства  и  ясно  понял, что благополучие нации зависит от нас  самих,  от  нашей  самоотверженности, организованности,  готовности  к  труду,  высокой  работоспособности.  Время бессильно ослабить память человечества о  неизменной  стойкости  и  мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у  истоков  этого  ратного  и трудового подвига.

Следовательно, значение воспитания патриотизма и  гражданственности  граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных  преобразований всех сфер жизнедеятельности  общества  требует  обновления  духовных  начал, глубокого  познания  наших  исторических  ценностей,  героического  прошлого Отечества, высокой самодисциплины,  воли  и  гражданского  мужества  народа.

Воспитание  гражданственности  и  патриотизма  -  это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ,  техникумов  и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания,  чувства верности своему Отечеству, готовности  к  выполнению  гражданского  долга  и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно  на развитие личности,  обладающей  качествами  гражданина-  патриота  Родины  и способной успешно выполнять  гражданские  обязанности  в  мирное  и  военное время. Юноше, обдумывающему житье, важно постоянно думать о том, что  наряду со множеством профессий, предоставленных  ему  обществом  для  выбора,  есть такая,  которой  он  должен  овладеть  обязательно - профессия   защитника Отечества.      Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств  на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения  поспевать  за  жизнью.

Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в  такой  же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны  опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь  пришла  своевременно,  а  главное была с интересом и благодарностью воспринята,  бывает  довольно  трудным  и довольно тонким делом. Системообразующим направлением  в  области воспитания патриотизма  и  гражданственности  можно  считать  воспитание  на боевых и трудовых традициях российского народа  и  его  вооруженных  сил,  а также самой истории становления армии России; проведение уроков  и  классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам  истории  и  культуры;  дать  детям представление о фольклоре как об источнике народной мудрости     Героическая история нашей Родины, летопись подвигов народа всегда  были ярким светом, озаряющим мир современности и дорогу в  будущее.  

Школа всегда развивала в детях всех народов  России  чувство  свободы, единства, равенства и братства. Сущность  понятия  «патриотизм»  включает  в себя  любовь  к  Родине,  к  земле,  где  родился  и  вырос,   гордость   за исторические  свершения   народа.   Патриотизм   неразрывно   сочетается   с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с  народами  всех стран.  Особое  место  в  интернациональном  воспитании  молодежи   занимает формирование чувств единства, дружбы,  равенства  и  братства,  объединяющих народы   России,   культуры   межнационального   общения;   нетерпимости   к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В  этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры,  верной правде жизни.

     Как и нравственность в  целом,  патриотизм  и  гражданственность  носят

деятельный характер. Поэтому  и  их  воспитание  осуществляется  в  процессе организации  разнообразной  познавательной   и   практической   деятельности школьников.

Процесс выработки нравственных  представлений  по   вопросам  патриотизма  и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей  учащихся.

В младших классах у ребят формируются самые  общие  представления  о  Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же  учащихся  средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо  шире и глубже. Вполне естественно, что  чем  богаче  представление  школьников  о патриотизме и  гражданственности,  тем  успешнее  формируются  их  оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.

     В воспитании патриотизма и  гражданственности  большое  значение  имеет осознание учащимися сущности и важнейших сторон проявления  этих  качеств  и их глубокое эмоциональное переживание. Именно на этой  основе  у  школьников крепнет  чувство  любви  к  Родине,  вырабатываются   взгляды,  убеждения  и установки поведения. Основным  средством  в  решении  этой  задачи  является содержание обучения, а так различных форм внеклассной и  внеурочной  работы.

        Усилия учителей, классных руководителей, педагогов - организаторов  должны  быть направлены прежде всего на  обогащение  учащихся  знаниями,  относящимися  к осмыслению различных сторон патриотизма и гражданственности.

Каждый  из  учебных  предметов  обладает  в  этом  отношении  своими специфическими средствами и возможностями.  Но  нельзя  забывать  и  о  роли внеклассной и внеурочной работе  в  этом  аспекте.  

Для  этого  используются экскурсии на природу, конкурсы рисунков  и  проектов  на  тему  «Мой  край», различные викторины и лектории. Это позволяет школьникам не только  получить новые знания о истории родного края, но и на основе своего жизненного  опыта и эмоциональных переживаний делиться ими с другими. Существенной  стороной  развития  патриотического   и   гражданского сознания  учащихся  является   усвоение   ими   фактического   материала   о героической  борьбе  нашего  народа  против  иноземных  захватчиков,  о  его безграничной вере в силу и могущество Родины. Здесь помимо уроков  русского и родного языка, а так же уроков истории,  проводятся  различные  утренники, литературные вечера посвященные Дню Победы,23 февраля. Нельзя  забывать  так же о  интеллектуальных  и  развивающих  играх,  конкурсах  песен  и  стихов, выступлениях перед ветеранами и участниками войн, тесном общении с ними.

Слайд 2

Первоочередными задачами школы является:

1.  Необходимо  резко   различать   национальное   и   националистическое воспитание.

2. Воспитание патриотизма должно  строиться  на  конкретной  исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий  материал,  традиции и культурные ценности.

3. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий  и  течений.

4. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического  воспитания,  так  как  низкая   политическая   культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство",  не  могут   способствовать   формированию   отечественной  личности, подлинного патриота страны.

 5. Эстетическое  воспитание,  а  в  частности  формирование  «чувства прекрасного»,  должно  быть   неразрывно   связано   с   гражданскими   и патриотическими основами воспитания.

Все  выше  изложенное   приводит,  нацеливает  на  непосредственное взаимодействие всех субъектов учебно –воспитательного  процесса,  а именно: школы, семьи и общества.

              Патриотическое воспитание школьников в нашей школе — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В нашей школе сложилась определенная система работы по данному направлению. Используются такие формы и методы работы:

Слайд 3,4

  1. традиционный  месячник  военно – патриотического  воспитания

(конкурсы сочинений, рисунков «Страна, в которой мне хотелось бы жить», «Наша Армия родная», конкурсы стихотворений; тематические вечера-встречи с ветеранами войны и труда,  конкурсы «Солдатушки – ребятушки», спортивные состязания «Вперед, мальчишки», акция «Посылка солдату» и «Письмо солдату»)

  1. организация сотрудничества с городским военкоматом (проводятся беседы с учащимися);

Слайд 5

  1. встречи с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне;

Стали традиционными мероприятия посвященные Дню конституции, Дню России, Дню согласия и примирения:

  1. тематические классные часы (« Конституция ООН о правах ребенка и 200 лет института омбудсмена», «Александр Невский – личность нации»

Слайд 6

  1. устные журналы «Конституция – основной закон нашей страны» для учащихся 5-11 кл. и «Что такое конституция» для учащихся начальных классов.

Слайд 7

  1. шефская помощь ветеранам ВОВ, труженикам тыла, инвалидам и пожилым людям;
  2. игра – путешествие «В страну вежливости и доброты» и звездный час «Мой край родной»

 

Все мероприятия  направлены на развитие у учащихся патриотических чувств и сознания, способствуют воспитанию личности гражданина-патриота Родины, готового встать на защиту государственных интересов страны. Особенно важной является тема  Великой Отечественной войны. Она постоянно находится в центре внимания на классных часах, беседах классных руководителей со своими воспитанниками.

В школе проводятся  мероприятия, посвященные Дню победы в ВОВ:

  1. Торжественные линейки, посвящённые  Великой Победе.

Слайд 8

  1. Встречи учащихся с ветеранами Великой Отечественной войны ( 5-6 кл)

Слайд 9

  1. Устные журналы «И помнит мир спасенный»,  посвященные Великой Победе
  2. Тематические классные часы «Никто не забыт, ничто не забыто».

Слайд 10

  1. Конкурс плакатов «Этих дней не смолкнет слава…» (5 – 11 классы).
  2. Конкурс рисунков «Война глазами детей» (1-4 классы).
  3. Конкурс чтецов «Строка, оборванная пулей…» (1-4 классы).
  4. Брейн – ринг «Жизнь замечательных людей», посвященный героям ВОВ (10 – 11 классы).

Традиционной стала школьная военно-спортивная игра «Патриот» для учащихся 10-11 классов. На протяжении нескольких лет в школе работает клуб «Сыны Отечества», который осуществляет военно-патриотическое воспитание старшеклассников. Там занимаются 15 учащихся из 9-11 классов.

Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников. Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет.

Слайд 11

Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

Слайд 12

От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Патриотическое воспитание школьников

Слайд 2

Первоочередными задачами школы является: 1. Необходимо резко различать национальное и националистическое воспитание. 2. Воспитание патриотизма должно строиться на конкретной исторической почве, необходимо активно использовать краеведческий материал, традиции и культурные ценности. 3. Особое внимание стоит уделить политической грамотности учащихся, очень важно научить их свободно разбираться в огромном потоке существующих ныне партий и течений. 4. Необходима целенаправленная работа по гражданскому образованию в рамках патриотического воспитания, так как низкая политическая культура, незнание основных положений Конституции РФ, подмена понятий "Отечество" и "Государство", не могут способствовать формированию отечественной личности, подлинного патриота страны. 5. Эстетическое воспитание, а в частности формирование «чувства прекрасного», должно быть неразрывно связано с гражданскими и патриотическими основами воспитания.

Слайд 11

Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Патриотическое воспитание школьников на современном этапе развития общества"

В статье освещен вопрос патриотического воспитания современных школьников...

Развитие гражданских инициатив и военно-патриотическое воспитание школьников через социальное проектирование

Только участвуя в жизни общества можно стать успешным человеком, реализовать себя, добиться признания. Участвуя в реализации социальных проектов ученики получают социальное признание, повышают самооце...

ДОКЛАД; Патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, а его человеческое достоинство- силой его патриотизма. (Н.Г. Чернышевский)...

«Патриотическое воспитание школьников на уроках технологии по средствам изготовления государственной символики и макетов знаменитой отечественной военной техники»

«Патриотическое воспитание школьников на уроках технологии по средствам изготовления государственной символики и макетов знаменитой отечественной военной техники»...

Патриотическое воспитание школьников на уроках ОБЖ с применением информационных технологий

Моя статья поможет учителям усовершенствовать технологию патриотического воспитания школьников....

Деятельностный подход в реализации технологии «Музейная педагогика» как метод патриотического воспитания школьников

Выступление на республиканской НПК «Культурно-историческое наследие региона в контексте патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи»....

Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей и патриотического воспитания школьников

С раннего детства мы знакомимся с миром народного декоративно-прикладного искусства. Это мир окружает нас всегда и везде. Очень часто мы не обращаем внимание на него. Но он незаметно приучает нас к кр...


 

Комментарии

Данный материал поможет педагогу в организации работы по патриотическому воспитанию учащихся.