рабочая программа по истории для 6 класса
рабочая программа (6 класс) по теме

Спиридонова Наталья Николаевна

 

Учебник «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. – 12-е изд. –М.: Просвещение, 2009.;

3. Учебник Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008.

4. Рабочая тетрадь к учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008. Программа «История России. История Средних веков. 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение»,2008

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_istoriya_6.docx30.53 КБ
Файл tematicheskoe_planirovanie_6_kl.docx43.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

                

Рабочая программа

по истории для 6 класса

(Наименование дисциплины)

УМК

_____________________

Учебник «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. – 12-е изд. –М.: Просвещение, 2009.;

3. Учебник Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008.

4. Рабочая тетрадь к учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008. Программа «История России. История Средних веков. 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение»,2008

Количество часов

_____________________

68

Базовый уровень

Сотниковское , 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса, истории для 6 класса является основой для создания  календарно - тематического планирования учебного курса. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, содержания обучения (перечень разделов и тем, краткое содержание тем), требований к подготовке по предмету (в соответствии с примерными учебными программами), планируемых результатов образования, способов и форм оценки достижения этих результатов, форм занятий, Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

1. Цели  освоения дисциплины

Изучение истории в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  2. освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  3. овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  4. формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  5. применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

2.Место дисциплины  в структуре стандартов

 Рабочая программа по истории составлена  на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и примерной программы основного общего образования по истории. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции исторического образования.

В рабочей программе определен собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определяет последовательность изучения  материала, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  1. основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до XV века; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  2. важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  3. изученные виды исторических источников;

уметь

  1. соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  2. использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  3. показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  4. рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  5. соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  2. высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  3. объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  4. использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

4.  Структура и содержание дисциплины (модуля)

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней.

Основная содержательная линия рабочей программы в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».

Классы

Объем учебного времени

Разделы примерной программы

6 класс

68ч

История России (с древности до XV в.) –  42 ч.

История Средних веков – 26 ч

Модуль и тема

Кол- во часов

Модуль 1. Рождение Средневековых цивилизаций.

(16 часов).

Вводная тема: Рубеж Древности и Средневековья

. (2 часа)

Тема 1. Запад христианского мира. V-X века.

(4 часа)

Тема 2. Восток  христианского мира. V-XII века

 (3 часа)

Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII  века

(7 часов)

Модуль 2. Судьба средневековых цивилизаций

Тема 4. Особенности католической Европы. X-X V века.

 (16 часов)

(4 часа)

Тема 5. Страны католической Европы. XI-XV века

 (5  часов)

Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций

 (5  часов + 2 контроль)

Модуль 3. Восхождение народов России на ступень цивилизации

Тема 1. У истоков российской истории.

 (17 часов)

(5 часов)

Тема 2. Древнерусское государство. IX- начало XII века

(6 часов)

Тема 3. Русские земли и княжества. XII- середина XIII века.

(4 часа + 2 повторение)

Модуль 4. Судьбы народов России в XIII –  XV веках. Тема 4. Эпоха монгольского нашествия. XIII -XI V века.

(16 часов)

(7 часов)

Тема 5. Эпоха создания Российского государства. XV- начало XVI века.

(7 часов + 2 повторение)

Итоговая работа в формате ЕГЭ

1

Работа над ошибками.

1

Резерв

2

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе.

5. Образовательные технологии В соответствии с требованиями ФГОС по направлению подготовки реализация компетентностного подхода  программа  предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий,  одним из средств, в решении данной задачи, является на сегодняшний день – использование ИКТ в образовательном процессе. то привлечение мультимедийнных презентаций подготовленных как учителем, так и учащимися; использование на уроках готовых учебно-методических комплексов, соответствующих учебным программам и образовательным стандартам, на уроках истории зарубежных стран использую электронные пособия "Всеобщая история". Они позволяют учащимся ознакомиться с работами историков, сопоставить их со сведениями из исторических источников, самостоятельно составить необходимые схемы, таблицы, рассказы. Раздел электронных пособий "Слушаем, запоминаем" помогает отобрать и использовать при подготовке и проведении урока тот материал, который необходим для достижения конкретных учебных целей.

     В последнее время мною активно привлекаются материалы с сайта "Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов". На этом сайте представлен богатейший материал, который очень удобно использовать на уроках истории и обществознания, а также на любых других предметах.

     Использование электронных пособий позволяет существенно повысить наглядность изложения материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. Урок становится более интересным, если учебный материал представлен на экране – в красках и со звуком. В этом случае процесс обучения делается более эффективным, поскольку активизируются все формы чувственного восприятия.

На уроках истории для более точного и эмоционального восприятия новой темы и активизации мыслительной деятельности можно применять метод составления синквейна. Синквейн — своеобразное стихотворение-миниатюра, которое выражает эмоциональный итог работы учащихся на уроке. Так же, как и описанные выше методика, метод синквейна позволяет лучше освоить новые понятия, опираясь на ассоциативное мышление. Подробное описание этого приема можно найти в газете «Первое сентября» от 14 января 2003, статья С.Заир-Бека «Хайку по биологии, синквейны по физике…».

Алгоритм написания синквейна:

1-я строка        

Кто? Что?        

1 существительное (тема синквейна)

2-я строка        

Какой?        

2 прилагательных

3-я строка        

Что делает?        

3 глагола

4-я строка        Что автор думает о теме  

Фраза из 4 слов

5-я строка        Кто? Что?

(Новое звучание темы – итог, вывод) - 1 существительное 

Но нельзя забывать и об организации самостоятельной учебной работы школьников. Она имеет очень большое значение в современном уроке, так как  ученик приобретает  знания не только с помощью учителя, но и в процессе личной самостоятельной учебной деятельности, а учитель при этом руководит этим самостоятельным трудом, дает для него необходимый материал, что также является одним из путей повышения эффективности урока и активизации учащихся. «Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого выражения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее не известного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний». Организации самостоятельной работы школьников может быть представлена различными видами деятельности: это и составление презентаций и подготовка выступлений; работа по поиску исторического источника и подбору необходимой информации; создание собственных продуктов учебной деятельности: рефератов, проектов и т.п.; выполнение практических работ; подготовка к конкурсам, олимпиадам, интеллектуальным турнирам и т.п. Здесь учитель выступает как организатор процесса обучения, так называемый учитель-менеждер.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.

Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).

Критерии оценки знаний учащихся таковы:

  1. глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  2. твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  3. неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  4.  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  5. отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)*.

                                             ТЕМЫ К/РАБОТ:

  1. Обобщающий урок по курсу «История средних веков»
  2. История России с древнейших времен до конца XVΙ века

        Темы Исследований:

1.средневековая  геральдика

2.причины крестовых походов

3.Рыцарский орден

4. александр невский

5. первые русские князья

6 хистианство на руси

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)

1. Колеснеченко Н.Ю.. История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 кл. –Волгоград: Учитель, 2007

2. Учебник «История Средних веков»: учеб. для 6 класса общеобр. учреждений/ Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе. – 12-е изд. –М.: Просвещение, 2005.;

3. Учебник Данилов А.А. История России: с древнейших времен до конца XVI века: учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008.

4. Рабочая тетрадь к учебнику для 6 класса / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. о. –М.: Просвещение, 2008. Программа «История России. История Средних веков. 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение»,2008

Данилов О.В. Тематическое планирование по истории Средних веков. 6 класс» - М.: Экзамен, 2006

Колеснеченко Н.Ю.. История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 кл. –Волгоград: Учитель, 2007

История России: с древнейших времен до конца XVI века. Атлас. 6 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 1. Сборник нормативных документов. История / Составители: Э.Д.Днепров. А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007  

2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. /Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа/ Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.:Баласс, Изд.дом РАО, 2004. (Программа по всеобщей истории 5-9 классы. Авторы: С.В.Колпаков, М.В.Пономарёв, В.А.Рогожкин, С.В.Тырин. – 6 класс: Истории средних веков, стр.397-402; Программа по истории государства и народов России с древнейших времён до наших дней 6-9 классы. Авторы: А.А.Данилов, Д.Д.Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин. – 6 класс: История государства и народов России с древнейших времён до середины XVI в. – стр.424-427.

Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнительной литературы:

  1. Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, А.В.Кузнецов, С.М.Давыдова. Всеобщая история. Средние века. 6 класс. Учебник. – М.: БАЛАСС, 2006.
  2. А.А.Данилов, Д.Д.Данилов, В.А.Клоков, С.В.Тырин. Российская история с древнейших времён до конца XVI века. Учебник для 6 класса. – М.: БАЛАСС, 2007
  3. С.М.Давыдова, М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов. Российская и Всеобщая история.  6 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.:  Баласс, 2007 г.

       СОГЛАСОВАНО                                                     СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                              Заместитель директора по УВР

     методического объединения                                       МБОУ «СОШ №4»

учителей обществознания                                           ______________________  

от 31.08.12 №1,

Директор МБОУ «СОШ №4»                                     МИХАЙЛЕНКО Н.А.

 _________________________

           ЛАПИНА Г.А.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата

Тема урока

Тип урока

Подготовка к ЕГЭ

Основные понятия, термины

Методы и приемы

Оборудование и межпредметные связи

Д /з

Кол-во часов

Модуль 1. Рождение Средневековых цивилизаций. (16 часов).

Вводная тема: Рубеж Древности и Средневековья. (2 часа)

1

1

Введение: что такое исто- рия Средних веков.

Знакомство с курсом.

Цивилизация

Цивилизация как ступень развития и как общность людей. V – XV вв. Средние века.

МП, с.62-64

ЦОР история средних веков

Стр.4-11

2

1

Рубеж Древности и Средневековья.

комбинированный

Задания с кратким ответом

Христианство, гунн-ны, «варварские ко-ролевства», патри-арх Константино-польский, папа Рим-ский, аскетизм

Великое переселение народов.

У. – подбирать аргументы для доказательства своей точки зрения.

МП, с.64-70

презентация

Стр.12--26

Тема 1. Запад христианского мира. V-X века. (4 часа)

3.

1

От варварских королевств к империи Карла Великого.

комбинированный

Работа с картой

Цивилизация, перво бытность, вождь, король, папа Римс-кий, рыцари, услов-ное землевладение,

Развивать понятийное мыш ление, формировать пони-мание причинно-следствен-ных связей возникновения

МП, с.70-75

К: «Варварские королевства в 500-768 гг», «Империя Карла Великого в 768-843 гг»

§1. стр.31-40

4.

1

Рождение феодального общества.

комбинированный

тест

Феод, сеньор, вас-сал, барщина, оброк натуральное хоз-во

З: характерные черты фео-дального общества,

У: находить причинно-следственные связи

МП, с.76-80

ЦОР история средних веков

§2. стр.41-47

5.

1

Феодальная раздробленность.

комбинированный

Задания с развёрнутым ответом.

Феодальная раздроб леность, сословия, феодал

З: причины и последствия феодальной раздроблен-ности Европы.

У: делать исторический прогноз

МП, с. 80-84

К: «Распад импе-рии Карла Вели-кого в середине IX в.», «Образование Свящ.Рим.импе-рии в конце IX-X вв».

§3. стр.48-55

6.

1

Времена викингов.

комбинированный

Задания с кратким ответом.

Норманны, викинги, руны, сага

Развивать умение класси-фицировать, обобщать.

У: оценивать поступки викингов с позиции челове-ка XXI века.

МП, с.84-88

ЦОР история средних веков

МХК, лит-ра

§4. стр.56-62

Тема 2. Восток  христианского мира. V-XII века. (3 часа)

7.

1

Византийская империя.

комбинированный

Работа с картой

Духовная красота, христианское миро-воззрение, икона, фреска, мозаика, византийский храм

З: императоров Византии, причины сохранения и расцвета империи

У: установить причины и этапы развития самобыт-ности византийской цивили-зации

МП, с.88-94

К: «Византия – империя ромеев в VI-VIII вв» презентация

лит-ра

§5. стр.65-74

8.

1

Государства славян и кочевников.

комбинированный

Задания с развёрнутым ответом.

Восточные славяне, тюркские племена, западные славяне, южные славяне,  Кирилл и Мефодий, славянская азбука,  православие

З: особенности  взаимо-отношений Византии с соседями,

У: выявлять существенные черты процесса становления и расширения православного мира. Читать карты, картосхемы, используя легенду

МП, с.94-98

К: «Расселение славян в VI-VII вв», «Образование гос-в в Вост.Европе в IX-X вв». ЦОР история средних веков

§6. стр.75-86

9.

1

Раскол христианской церкви.

комбинированный

тест

Православие, Като-лицизм,  церковный раскол, католичес-кая цивилизация, православная циви-лизация

З: идейные основы христианства, причины раскола церкви;

У: предвидеть последствия раскола церкви

МП, с.98-104

К: «Христианизация Европы в XI в (1000-1054 гг) презентация

§7. стр.87-94 зад.3 стр.94 (таблица)

Тема 3. Пророки и завоеватели Востока. VII-XIII  века. (7 часов)

10.

1

Свет ислама.

комбинированный

Работа с картой

Мекка, Кааба, Коран, хадж, джихад, Мух-хамед – основатель ислама.

З: основы исламского вероучения.

У: выделять причины и особенности новой религии. Выявлять законо-мерности, приведшие к  ци-вилизации.

МП, 104-110

презентация

лит-ра

§8. стр.97-106

11.

1

Рождение исламского мира.

комбинированный

Задания с кратким ответом.

Арабский халифат, халиф, мечеть, мина- рет, эмир, медрес, турки-сельджуки.

З: признаки исламской цивилизации,

У: устанавливать взаимо-связи между понятиями.

МП, с.110-114

К: «Завоевания Арабского халифа та в VII-VIII вв».

§9. стр.107-121

12.

1

Крестовые походы.

комбинированный

Работа с картой

Крестоносцы, духов но-рыцарские орде-на, крестовые походы

З: причины, цели, участни-ки крестовых походов.

У: анализировать, сопостав-лять, обобщать новые фак-ты, устанавливать между ними причинно-следствен-ные связи.

МП, с.114-120

К: «Крестовые походы в XI-XII вв».

ЦОР история средних веков лит-ра

§10. стр.122-129

13.

1

Монгольские завоевания.

комбинированный

Задания с развёрнутым ответом.

Монгольский улус,  Чингисхан

З: особенности хоз-ва,  орга низации  монгольского вой-ска, державы монголов.

У: выделять причины  быс-трого покорения народов Азии и Европы монголами.

МП, с.120-126

К: «Монгольские завоевания в XIII в», «Распад Мон-гольской империи в XIV в».

§11. стр.130-140

Модуль 2. Судьба средневековых цивилизаций. (16 часов)

Тема 4. Особенности католической Европы. X-X V века. (4 часа)

14.

1

Города Европы.

комбинированный

Ростовщик, банк, ярмарка,  город, ре-месленные цеха, ку печеские гильдии, частная собствен-ность

З: причины роста городов с XI в. и возникновения тор-гово-денежных отношений.

У: находить причинно-следственные связи  истор. процессов

МП, с.134-139

§12. стр.145-153

15

1

Феодальный мир.

комбинированный

Задания с кратким ответом.

Сословия, рыцарь, барщина, оброк, цер ковная десятина, фе одал, вассал, зави-симый крестьянин,  соседская община

З: особенности жизни и взаимоотношений крестьян и феодалов.

У: сравнивать права, обя-занности и образ жизни разных сословий Средневе-кового общества.

МП, с.140-146

ЦОР история средних веков

§13. стр.154-162

16.

1

Сила католической церкви.

комбинированный

Ересь, еретик, инк-визиция, Доминик,

З: изменения, произошед-шие в католической церкви в Х в.

У: выделять проблемы и способы их решения

МП, с.146-150

презентация лит-ра

§14. стр.163-172

17

1

Культура католического мира.

комбинированный

Задания с кратким ответом.

Фома Аквинский, Роджер Бэкон, романский стиль

З: достижения  науки, образования и искусства в странах католического мира в X-XV вв.

У: сравнивать романский и готический стили в архи-тектуре  и скульптуре

МП, с. 150-154

ЦОР история средних веков

МХК

§15. стр.173-182

Тема 5. Страны католической Европы. XI-XV века. (5  часов)

18

1

Раздробленность в Англии и Франции.

комбинированный

Задания с развёрнутым ответом.

Вильгельм Завоева-тель, Генрих II План тагенет, Великая хартия вольностей, парламент, Гене-ральные штаты, сос-ловно-представи-тельная монархия

З: особенности развития Франции и Англии в XI-XV вв.

У: пользоваться понятиями гос.раздробленность, сос-ловия, монархия.; сравни-вать ист.развитие Англии и Франции

МП, с.154-158.

ЦОР история средних веков

§16. стр.185-196

19.

1

Столетняя война.

комбинированный

Работа с картой

Столетняя война, Жакерия, Уот Тайлер,

З: причины, этапы и итоги Столетней войны

МП, с.158-161.

лит-ра

§17. стр.197-206

20

1

Централизация Англии и Франции.

комбинированный

Задания с кратким ответом.

З: процесс централизации в Англии и Франции.

У: выделять ист.закономер-ности в формировании гос-в

МП, с.162-164. презентация

§18. стр.207-215

21

1

Итальянское Возрождение.

семинар

тест

Эпоха Возрождения гуманисты

З: изменения в Италии, ко-торые привели к возникно-вению новой культуры.

У: определять роль Антич-ности и Средневековья в этом процессе.

МП, с.164-168.

ЦОР история средних веков

лит-ра, ИЗО

§19. стр.216-153225

22.

1

Границы Священной империи.

комбинированный

Работа с картой

«Золотая булла», орден Меченосцев, Тевтонский орден, Грюнвальдская битва, гуситы

З: причины и последствия «натиска на Восток» немецких рычарей.

МП, с.168-172.

презентация

§20. стр.226-234

Тема 6. Судьбы средневековых цивилизаций. (5  часов + 2 контроль)

23.

1

Рубежи православия и ислама.

комбинированный

Работа с картой

Турки-османы, Фло-рентийская уния, Османская империя

З: причины гибели Визан-тии и последствия полити-ки турок-османов по отно-шению к завоеванным хрис тианским народам.

МП, с.172-175.

ЦОР история средних веков

§21. стр.237-243

24.

1

Индийская средневековая цивилизация. V-XV века

комбинированны

Задания с кратким ответом.

З: особенности жизни сред-невековой Индии.

У: оценивать процесс взаи-мопроникновения культур индийской и исламской цивилизаций.

МП, с.176-180.

презентация

§22. стр.244-252

25.

1

Дальневосточный мир Китая и Японии. V-XV века.

комбинированный

Работа с картой

Конфуцианство, да-осизм, буддизм, син тоизм, самураи, сёгун

З: процесс развития Китая и Японии в Средние века.

У: выявлять общие черты в развитии 2-х стран.

МП, с.180-184.

Презентация

география

§23. стр.253-264

26.

1

Где закончилось Средневековье?

Закрепление и систематизация

Задания с развёрнутым ответом.

Инки, ацтеки

Закрепить понятия: цивили-зация, гос-во, исламская,  католическая, индийская, православная, дальневос-точная  цивилизации

МП, с.184-190.

ЦОР история средних веков

§24. стр.265-272

Модуль 3. Восхождение народов России на ступень цивилизации. (17 часов)

Тема 1. У истоков российской истории. (5 часов)

2728

2

Что такое российская история? Вспомогательные исторические науки.

Лекция с элементами беседы

Народ, государство

З: история России как исто-рия многонационального го сударства.

У: выделять основные собы тия российской истории.

МП, с.198-200

Археология, нумизматика, топонимика

Стр.6-11

29.

1

Этапы развития человеческой цивилизации.

комбинированный

Задания с кратким ответом.

Первобытность, ци-вилизация

З: этапы исторического развития.

У: устанавливать логичес-кую последовательность со-ытий всемирной истории

МП, с.200-202 .

обществознание

Стр.12-15

30.

1

Древние жители Северной Евразии.

комбинированный

Работа с картой

Первобытность, ро-довая община, ойку-мена

З: о жизни племён степной и лесной полосы.

У: сравнивать время появ-ления цивилизации в Зап. Европе и Сев.Евразии

МП, с.202-208.

география

Стр.16, §1. стр.18-27

31.

1

Северная Евразия в начале Средневековья.

комбинированный

Работа с картой

Хазарский каганат, Волжская Булгария

З: изменения, произошед-шие в жизни наших пред-ков в раннее Средневековье

МП, с.208-211.

§2. стр.28-34

32

1

Мир восточных славян.

Р/К Кочевники-скотоводы и горцы Северного Кавказа

комбинированный

Задания с развёрнутым ответом.

тест

Путь «из варяг в греки», князь, ополчение

З: особенности развития вос точнославянских племён и причины более позднего создания предпосылок для возникновения гос-ва.

У: доказывать свою точку зрения, подбирать ист. Факты.

МП, с.212-215.

К: Мир вост. сла-вян в VIII-IX вв»

История Ставрополья

§3. стр.35-44

Зад.5 (табл)

 Тема 2. Древнерусское государство. IX- начало XII века. (6 часов)

33.

1

Становление Древнерус-ского государства.

комбинированный

Задания с кратким ответом.

Государство, князь, дружина. Дань, полюдье

З: процесс образования Древнерусского государст-ва.

У: выявлять предпосылки образования гос-ва

МП, с.216-218.

К: «Древнерусское гос-во (882-980)»

§4. стр.46-57

Зад.6 (табл)

34.

1

Князь Владимир и креще-ние Руси. Р/К Крещение. Племена на Cтаврополье

комбинированный

тест

Двоеверие

З: причины принятия хри-стианства на Руси.

У: работать с ист.картой и событие с ист.личностью.

МП, с.218-222.

К: «Древнерус-ское гос-во (980-1054)» История Ставрополья

§5. стр.58-66

 

35.

1

Жители Древнерусского государства.

комбинированный

Задания с развёрнутым ответом.

Соседская община, древнерусская на-родность, вотчина

З: общественные слои, истоки их формирования.

У: устанавливать причинно следственные связи в разви-тии древнерусского общес-тва.

МП, с.222-226.

§6. стр.57-77

 

36.

1

Расцвет Руси при Ярославе Мудром.

комбинированный

Усобица, династия, закон, летописи

З: особенности времени   правления Ярослава Муд-рого, его внутренней и внешней политики.

У: давать оценку деятель-ности правителя.

МП, с.226-229.

литература

§7. стр.78-86

 

37.

1

Начало распада Древнерус-ского государства.

комбинированный

Работа с картой

Раздробленность, вотчина, великий князь

З: причины начала процесса распада гос-ва на Руси.

У: определять закономерно сти развития Руси, привед-шие к раздробленности

МП, с.230-233.

§8. стр.87-94

 

38.

1

Достижения культуры Древней Руси.

Лекция с элементами беседы

Задания с развёрнутым ответом.

Фольклор, письмен-ность, живопись, зодчество

З: достижения Древнерус-ской культуры.

У: находить взаимосвязь между языческими и хрис-тианскими традициями в русском искусстве.

МП, с.234-237.

ИЗО

Архитектура

литература

§9. стр.95-104

 

39

1

Урок обобщение по разделу. Древнерусское государство. IX- начало XII века

Закрепление и систематизация

тест

Выполнение заданий тестового характера

40

1

Проверочная работа.№3

 Тема 3. Русские земли и княжества. XII- середина XIII века. (4 часа + 2 повторение)

41.

1

Раздробленность русских земель.

комбинированный

Работа с картой

Великий князь, дру-жина, удельные князья, раздроблен-ность

З: причины раздробленнос-ти.

У: выделять последствия раздробленности; работать с картой

МП, с.238-240.

К: Русские земли и княжества в XII-нач. XIII в”

§10. стр.107-116; зад. 3 (табл), стр.115

 

42.

1

Владимиро-Суздальское княжество.

комбинированный

Задания с развёрнутым ответом.

З: причины возвышения Владимиро-Суздальского княжества, деятельность его князей.

У: объяснять преимущества и недостатки в деятельнос-ти Юрия Долгорукого, Ан-дрея Боголюбского, Всево-лода Большое Гнездо.

МП, с.240-244.

§11. стр.116-125

 

43

1

Господин Великий Новгород.

комбинированный

Задания с кратким ответом.

Вече новгородское,  боярская республика

З: особенности природы, занятий населения и власти в новгородской земле.

У: выделять отличия в гос. устройстве Новгородской земли от др.русских кня-жеств.

МП, с.244-247.

литература

§12. стр.126-134

 

44

1

Общий взгляд на начало российской истории.

комбинированный

З: черты сходства и различия Русского гос-ва с развитием Западной Евро-пы в раннее Средневековье.

МП, с.248-251.

Стр.135

 

45

1

Повторительно-обобщаю-щий урок Русские земли и княжества. XII- середина XIII века

систематизация

тест

Стр.135

46

1

Проверочная работа.№4 Восхождение народов России на ступень цивилизации 

Контроль знаний

Задания с развёрнутым ответом.

В сб. «Провероч-ные работы». ПР III, вар-ты 1-4, стр.22-29

Модуль 4. Судьбы народов России в XIII –  XV веках. (16 часов)

Тема 4. Эпоха монгольского нашествия. XIII -XI V века. (7 часов)

47

1

Нашествие Батыя.

Р/К Нашествие. Монголо-татары на Северном Кавказе

комбинированный

Задания с кратким ответом.

Монголо-татары, Чингисхан, Батый

З: причины завоевательных походов монголо-татар.

У: выделять последствия нашествия Батыя на Русь; работать с картой. Запол нять таблицу.

МП, с.254-257.

К: Монгольское нашествие в Вост. Европе. XIII век”

История Ставрополья

§13. стр.139-147

 

48

1

Русь между Западом и Востоком.

комбинированный

Работа с картой

Ливонский орден, Невская битва, Ле-довое побоище, дань, баскаки

З:  направления внешней угрозы Руси.

У: выявлять причины успе-шной борьбы русских с на-шествием рыцарей

МП, с.258-261.

§14. стр.148-156

 

49

1

Золотая Орда.

комбинированный

Хан, Золотая Орда, государственная зависимость, баскаки

У: выделять особенности монгольского владычества на Руси и процессы взаимо-влияния 2-х цивилизаций.

МП, с.262-265.

К: «Золотая Орда в XIII- XIV вв»

§15. стр.157-167

 

50

1

Великое княжество Литовское и Русское.

комбинированный

Задания с развёрнутым ответом.

Гедимин, Ольгерд, рада, уния

З: исторические условия и процесс возвышения Вели-кого княжества Литовского.

У: выделять причины раз-деления древнерусской на-родности на белорусов, ук-раинцев, русских.

МП, с.266-270.

§16. стр.168-175

 

51

Возвышение Москвы.

комбинированный

Раздробленность

З: причины возвышения Москвы и роль московских князей в этом процессе.

У: анализировать историч. карту

МП, с.270-276.

§17. стр.176-184

 

52

1

Собирание Руси вокруг Москвы.

комбинированный

Задания с кратким ответом.

Сергий Радонежс-кий, Троице-Серги-ев монастырь, Ку-ликовская битва

З: причины действий Дми-трия Донского – возмож-ность противостояния Зо-лотой Орде.

У: находить причинно-след ственные связи.

МП, с.276-281.

К: «Московское княжество 1350 – 1380-е гг», с.189

§18. стр.185-194

 

53

1

Возрождение русской культуры.

комбинированный

Задания с развёрнутым ответом.

Феофан Грек, Анд-рей Рублёв, икона «Троица»

З: процесс восстановления русской культуры после нашествия Батыя

У: сравнивать европейское Возрождение и возрожде-ние на Руси, выделять осо-бенности культуры нашего народа.

МП, с.282-285.

§19. стр.195-204

 

 Тема 5. Эпоха создания Российского государства. XV- начало XVI века. (7 часов + 2 повторение)

54

1

Распри в Московском княжестве.

комбинированный

З: роль Москвы и её князей в собирании русских земель

У: выделять причины, осно-вные события и итоги вой-ны за великокняжеский престол между наследника-ми Дмитрия Донского

МП, с.286-289.

К: «Московское княжество 1390-1460-х гг»

§20. стр.207-215

 

55.

1

Судьба Золотой Орды.

комбинированный

Задания с кратким ответом.

Ханство

З: причины распада Золо-той Орды  и его влияние на судьбы народов

МП, с.290-292.

§21. стр.216-223

Зад.4 (табл), стр.223

 

56.

1

Создание Российского государства.

комбинированный

«Стояние на Угре»

З: причины, позволившие Ивану III сбросить мон-гольское иго.

У: работать с картой

МП, с.292-296.

§22. стр.224-231

 

57

1

Власть в Российском государстве.

комбинированный

Дворяне, Боярская дума, Судебник 1497 г., Россия, двуглавый орёл, Третий Рим        

З: направления политики Ивана III

У: определять влияние гео-графического положения России на особенности её развития

МП, с.296-300.

§23. стр.232-239

 

58

1

Жители Российского госу-дарства. Р/К Кочевники-скотоводы на Северном Кавказе

Урок-игра

Задания с развёрнутым ответом.

Бояре-вотчинники, дворяне-помещики, поместье, тягло, по-садские люди, бар-щина, оброк, Юрьев день. крестьяне

З: изменения, произошед-шие в русском обществе после свержения монголь-ского ига

У: сравнивать обществен-ное устройство России XV в. и Руси XI в.

МП, с.300-306.

История Ставрополья

§24. стр.240-249

 

59

1

Культура Российского государства XV- начала

 XVI века.

семинар

Аристотель Фиоро-ванти, Успенский собор, Московский Кремль

З: процесс развития куль-туры русского централизо-ванного государства

У: выделять черты влияния европейской и азиатской культуры на русскую

МП, с.306-311.

Архитектура

Литература

ИЗО

§25. стр.250-258

 

60

1

Общий взгляд на Средне-вековую российскую историю.

комбинированный

Задания с развёрнутым ответом.

У: выделять признаки, ха-рактерные для российской цивилизации в Средние века, и события, ставшие рубежом основных этапов развития.

МП, с.312-315.

стр.259-262

 

61 62

2

Повторительно-обобщаю-щий урок по главам 10-11

систематизация

63 64

2

Проверочная работа №5 

Судьбы народов России в XIII –  XV веках 

Р/К Народы Кавказа

Варианты 1-4, стр.30-37 Контроль знаний

тест

История Ставрополья

65

1

Итоговая работа в формате ЕГЭ

Контроль знаний

тестирование

Д.ДДанилов, Е.В.Сизова, стр.43-48

66

1

Работа над ошибками.

систематизация

67 68

2

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...