«Создание комфортных условий на уроке как обязательная составляющая здоровьесберегающих технологий»
статья на тему

Солдатова Нина Николаевна

Выступление на семинаре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре по теме

«Создание комфортных условий на уроке как

обязательная составляющая здоровьесберегающих технологий»

Н.Н Солдатова

Учитель географии МОУ Новосёлковской СОШ

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.

Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объёма и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. В структуре заболеваемости как учеников, так и учителей преобладают нарушения опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечно - сосудистой и пищеварительной систем.

На уроках химии, географии и биологии учащиеся знакомятся с основными законами жизни органической и неорганической материи. Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так как ранее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма.

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье.  Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем. Обязательное применение на занятиях здрровьесберегающих технологий обучение предполагает:


  • учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокий продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления).
  • учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях ( количество видов деятельности на уроках, их продуктивность).
  • наличие эмоциональных разрядок на уроках.
  • чередование позы с учетом видов деятельности.
  • использование физкультурных пауз на уроках.

Педагогической идеей моей работы является изучение условий повышения мотивации учащихся в получении знаний по предмету через реализацию здоровьесберегающих технологий, создание комфортной обстановки обучения, использование индивидуальных особенностей каждого учащегося, предупреждение чрезмерного умственного напряжения.

В систему работы входят сочетание традиционных и инновационных образовательных технологий, которые помогают реализовать личностно - ориентированной подход в обучении, интересов и склонностей, формируют устойчивые познавательные интересы. Всё это, на наш взгляд, способствует повышению мотивации, творческой активности и вместе с этим укреплению здоровья учащихся.

В своей работе я опираюсь на положения из работ И.А. Зимней, которая называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познавание.

Главной целью свой работы я вижу обеспечение положительной динамики мотивации учащихся в изучение географии путем создания комфортной образовательной среды.

Достижению цели служит решение следующих задач:

  • создание условий для успешной деятельности обучающихся
  • содействие воспитанию здоровой личности.
  • развитие познавательного интереса через использование краеведческого материала.
  • организация деятельности учащихся по предупреждению утомляемости.

Цели здоровьесберегающих образовательных технологий обучения определяют принципы обучения, которые отражают несущие общественные потребности. В своей работе я придерживаюсь следующих принципов педагогики оздоровления:

  • принципа сознательности и активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, предполагает высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
  • принципа наглядности - он обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм чувственного познания человека.
  • принципа систематичности и последовательности, он проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовленных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
  • принципа повторения умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • принципа постепенности - предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
  • принципа доступности и индивидуализации – он осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитанию
  • опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие.
  • принципа непрерывности - он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
  • принципа всестороннего и гармоничного развития личности - он предполагает формирование психофизических способностей, двигательных умений и навыков, а также интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетической развитие ребенка.
  • принципа оздоровительной направленности - он решет задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

Система работы, на наш взгляд, заключается в следующем:

  1. формирование дифференцированных групп по способу мотивации в изучение географии: (имеющие повышенную или пониженную мотивацию в изучении географии).
  2. создание оптимального тематического и поурочного планирования с целью достижения продуктивности в реализации учебных целей.
  3. организация работы с разными группами учащихся.
  • с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учению (подготовка к олимпиадам, конкурсам, выполнение творческих работ, участие в работе школьного научного общества)
  • с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учению (ликвидация пробелов в изучении материала).
  1. разработка различных форм проведения учебных занятий:
  • нестандартных форм проведения уроков.
  • экскурсий.
  • выполнение групповых и индивидуальных проектов.
  1. организация эффективной внеклассной работ, позволяющей реализовать способности учащихся в максимальной степени.
  2. использование компьютерных технологий.
  3. разработка форм рефлексии урока.
  4. проведение самоанализа и самооценки деятельности с целью установления результативности используемых способов деятельности.

Достаточный опыт педагогической работы нашел свое отражение в разработке критериев реализации здоровьесберегающего воспитания на уроках географии. Таким образом, при тщательном рассмотрении особенностей  чебного процесса в изучении географии можно выделить две группы критериев реализации здоровьесбережения:

  • формирование и развитие престижа здорового образа жизни, воспитание активной жизненной позиции через содержание учебного материала.
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся, снижение умственной утомляемости через организацию учебной деятельности.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.

Правило 1. Правильная организация урока

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя -научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:

  1. Показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности.
  2. Проявлением и тренировкой познавательной активности.
  3. Показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психофизического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включить три этапа:

  • 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы).
  • 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы.
  • 3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
    Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.


Правило 2. Использование каналов восприятия

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности

-        функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:

  • левополушарные люди - при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
  • правополушарные люди - доминирование правого полушария, у данного типа развиты конкретно - образное мышление и воображение;
  • равнополушарные люди - у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

  • аудиальное восприятие;
  • визуальное восприятие;
  • кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

Правило 3. Учёт зоны работоспособности учащихся

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады, как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристика работоспособности учащихся представлены на диаграммах.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьеснабжения, которые характеризуются своей продолжительностью, объёмом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

1. 5-25-я минута - 80%;

2. 25-35-я минута - 60-40%;

3. 35-40-я минута - 10%.

Практически все исследования сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Утомление - возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока


Часть урока

Время

Нагрузка

Деятельность

1-й этап. Вырабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап. Максимальная работоспособность

20-25 мин.

Максимальное снижение на 15-ой мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма - десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя её изменение в ходе проуесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.

Психолого - педагогические технологии здоровьесбережения

Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот приём также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательног плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческийпотенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший эффект даёт использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и приём использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Использование пословиц при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмёшь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрвт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от ткмы, что позволяетим также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребёнка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию каждого ребёнка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освоиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает её обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

По окончанию урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течении этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Охрана здоровья ребёнка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни и способствует формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС-формирование положительной Я-концепции личности подростка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение здоровье сберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье определяется как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических де...

Технология создания комфортных условий обучения.

(Из опыта работы педагога-психолога МБОУ лицей)...

Создание комфортных условий при обучении видам речевой деятельности на среднем этапе обучения на уроках английского языка

БОУ г. Омска "СОШ №17"       Описание опыта работыучителя английского языкаТорба Ларисы Викторовны  Тема: «Создание комфортных условий при обучении в...

Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся

Сегодня перед школой стоит важнейшая задача - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Поскольку основной «ячейкой» образовательного процесса считается урок, то и его влия...

Доклад на тему:«Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».

Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.  Особенно велика в...

Создание комфортных условий на уроках истории

Создание  комфортных условий  на уроках-одна из главных задач педагога. Как сделать так, чтобы ребенку было в классе удобно,  хорошо и комфортно, чтобы царила доброжелательная атмосфера...