Мастер - класс «Как слово наше отзовётся»
презентация к уроку по теме

Бадардина Елена Петровна

 

основную ць Основная цель солвременного школьного образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-_klass_1._-_kopiya.doc96.5 КБ
Office presentation icon master_-_klass_2.ppt278.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер -  класс  «Как слово наше отзовётся»

І. Теоретический экскурс по теме. (слайд 1).

И начать я бы хотела с того, что сегодня  модернизация образования предъявляет новые требования к деятельности учителя и учащегося. Школа ответственна перед обществом и личностью (слайд 2)

Нашим детям предстоит жить в сложном  и противоречивом мире: с одной стороны, по словам Т.А.Ладыженской,  «это мир новейших достижений техники, мир… больших возможностей для развития человека. С другой стороны, это мир, в котором люди … лишены привычной системы нравственных ценностей, живут бедной духовной жизнью. Многие выпускники школ затрудняются общаться в разных жизненных ситуациях: выступать с сообщением, участвовать в дискуссии, убедительно аргументируя свою точку зрения, выступать с публичной речью»[1].  (слайд 3)

В тоже время авторы школьных программ по русскому языку (5- 9 класс) М. Т. Баранов, Н. М. Шанский декларируют одно из направлений развития речи  учащихся на уроках русского языка: «формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме»[2]. То есть готовность и способность выпускника школы к речевому взаимодействию в соответствии со сферой и ситуацией общения.  (слайд 4)

ІІ.  Постановка темы мастер класса, обоснование её актуальности. 

Как часто слышу я от коллег горестные восклицания: «Дети совершенно не умеют говорить!». Действительно, построить связное, стилистически грамотное высказывание на заданную тему для многих учеников становится просто неразрешимой проблемой.

    Учитель – посредник между миром взрослых и ребёнка.

Главное  – не вспугнуть ребёнка своим присутствием, позволить ему самому сделать шаг навстречу. И самое важное, по-моему, в развитии самостоятельности  ученика – его психологическое благополучие.

Необходимо фиксировать ситуацию успеха! Дети становятся внимательнее, не боятся задавать  вопросы  – вырабатывается уверенность в своих силах у слабых учащихся, как следствие, интуитивно стираются грани между детьми с разным уровнем обученности.

Чтобы справиться с ней, надо вспомнить основную цель современного школьного образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном обществе.

Коммуникативная и лингвистическая  компетенции играют, в данном случае, немаловажную роль в процессе социализации личности. Где только не придётся молодому человеку показать своё умение грамотно писать, красиво и аргументированно говорить, уметь отстаивать свою точку  зрения: при устройстве на работу, написании резюме, в ситуации собеседования.

Наш мастер – класс сегодня, может быть, НЕКИЙ ШАГ на пути решения проблемы речевой грамотности учащихся.  Мы с вами попробуем за 20 минут не только составить собственную речь, посвящённую русскому языку, но и произнести её на публику!    

ІΥ. Практическая часть мастер класса.(слайд 5)

А сейчас я хочу предложить поприветствовать друг друга так, как это делают народы разных стран. Давайте поздороваемся!

Монголы: «Благополучно ли встречаете весну?»; «Как кочуете?»;

Китайцы: «Вы сыты?»;

Польша: «Целую руку, пани»;

Древние и современные греки: «Радуйся!»; «Будь здоровым!»;

Арабы: «Мир с тобою».

2. - Но прежде, чем мы перейдем к составлению текста, мы выполним с вами ряд упражнений по разминке речевого аппрарата, дыхания, голоса…(речевая разминка)

► разминка речевого аппарата: (показываю, потом вызываю желающих)

-(СЛАЙД 6) лягушка (упражнение заключается в том, что необходимо как можно шире улыбнуться с закрытым ртом несколько раз); 1-2 человека

-(СЛАЙД 7, 1 раз колесиком) слон (выполняя это упражнение,  необходимо сложить губы в трубочку и несколько раз их вытягивать); 1-2 человека

-(тот же слайд 7, еще раз колесиком) часики (участник улыбается и выставляет кончик языка наружу, затем попеременно перемещает кончик языка то в правый уголок рта, то в левый); 1-2

-(СЛАЙД 8) «у зубного врача» (участникам предлагается произнести данную фразу с открытым ртом). ВСЕ ВМЕСТЕ!

- Сейчас выполним ряд дыхательных упражнений на четкую артикуляцию звуков. Приготовились? (СЛАЙД 9)

►дыхательные упражнения, упражнение на чёткую артикуляцию звуков:

- (СЛАЙД 10) пильщики (участники делятся на пары и начинают пилить воображаемое дерево, произнося при этом звук «с». Сначала амплитуда движений небольшая и соответственно небольшая длительность выдоха с звуком «с», которым необходимо обмениваться, одновременно двигая пилу друг к другу. Раз от раза движения становятся всё шире, до тех пока один из пильщиков не выдохнется).

-(тот же СЛАЙД 10)  сорока – сплетница (участники становятся в круг и передают друг другу на ухо звукосочетание «тр – тр…»).

(СЛАЙД 11) скороговорки (традиционное упражнение для разминки речевого аппарата).1-2 человека

► интонация (участникам предлагается произнести с различной интонацией заданные выражения).

3. Работа с ассоциативной таблицей «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…»

 (СЛАЙД 12) А сейчас вам предлагается заполнить ассоциативную таблицу. Каждый участник   должен вписать в неё те  слова, которые когда – либо запомнились, нанесли обиду или  поддержали его (3 минуты)

В результате получается заполненная несколькими выражениями таблица. Она наглядно показывает, что слово – не просто семантическая единица, а аккумулятор культурно – нравственных коннотаций. Действительно, словом «можно убить, спасти и полки повести…».

( СЛАЙД 13)   4. Упражнение «Делаем» речь» Работа с текстом В. А. Сухомлинского[3].

Текст В. А. Сухомлинского дан в приложении № 3.

Участникам предлагается выбрать любую строчку из высказывания В. А. Сухомлинского, записать  начало на своём листочке, передать  листочек соседу справа. Задание выполняется по кругу: участники  получают от соседа слева новый листочек, прочитывают  написанное на нём и продолжают текст, излагая свои мысли или мысли автора.  Так продолжается до тех пор, пока начало текста не окажется у того, кто его записал. После замыкания круга автор начала каждого текста даёт ему заголовок. (5 минут).

(СЛАЙД 14) -Обратите внимание на композицию текста, от которой зависит успех будущего выступления. Даются следующие советы:

  1. внимательно прочитайте получившийся текст, устраните видимые речевые недочёты;
  2. допишите к тексту небольшое, но яркое и эмоциональное вступление;
  3. придумайте заключение.

Поздравляю Вас! Вы составили речь, посвящённую значению слова в жизни человека. Теперь выразительно и громко прочитайте текст, обращаясь к аудитории.

Υ. Представление результатов индивидуальной деятельности: выступление участников.

ΥІ.  Анализ результатов деятельности мастер – класса. Рефлексия.

(СЛАЙД 15) рефлексия

Участникам предлагается ответить на несколько вопросов.

- Какую строчку, слово, мысль ты уносишь с сегодняшней мастерской?

- Над каким вопросом есть смысл подумать ещё?

Урок – это главный источник творчества, а созданию  творческой  атмосферы на  

уроке  помогают  специальные  педагогические  приемы.

      Важным  приемом  творческой  деятельности  является  чувство  удивления,  новизны,  а  также  готовность  принять  нестандартное  решение.  Вот  почему  специальные  уроки  творчества  лучше  начинать  с  чего-то  необычного  для  учащихся,  например,  с  предложения  ответить  на  вопрос: «Что  можно  сделать   необычного  с  обыкновенным  камнем? »  Варианты  будут  разнообразные,  но  прежде  всего, ценятся  те,  которые  предлагают  использовать  камень  нестандартно (кукольная  мебель,  инструмент  для  колки  орехов и  т.д.). Нестандартность  работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее – удивление перед необычным,  удовольствие от полученного результата.

        Понятие «нестандартное задание» является широким, оно фактически в большей мере связано с деятельностью, которую психологи называют продуктивной. НЗ нередко представляют собой проблемные ситуации, то есть «ситуации, вызывающие у учащихся затруднения, путь преодоления которого следует творчески искать» ( Баранов М.Т. ,с.4).

      Задания с компонентами занимательности синтезируют и опознание, и объяснение, так как в процессе работы над ними необходимо уметь увидеть за занимательной формой собственно-лингвистическую проблему – опознать лингвистическую суть соответствующих явлений, объяснить правильность этого опознания.

      Мои ученики с большим удовольствием сочиняют синквейны и диаманты. Синквейн - французское слово, обозначающее «пять строк»:

1строка -1слово, обычно имя существительное или местоимение;

2строка – 2слова, чаще всего прилагательные или причастия, дают описание признаков и свойств выбранного предмета;

3строка образуется 3глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта;

4строка – фраза из 4слов – выражает отношение к предмету или объекту;

5строка содержит  1слово, характеризующее суть предмета.    (СЛАЙД 17)

Она                                                                     Он

Умная, добрая.                                                  Пушистый и игривый.

Учит, воспитывает, любит.                           Бегает, прыгает, спит.

Без неё школа не важна.                                   Он лучше всех питомцев.

Учительница.                                                    Пёс Барбос.

С удовольствием школьники участвуют в игре - конкурсе «Русский медвежонок- языкознание для всех»:

Конкурс

Увлекательный, познавательный.

Развивает, помогает, учит.

«Русский медвежонок».

     Синквейн позволяет решить сразу несколько задач:

  1. изменяет атмосферу в классе, делая её более творческой;
  2. способствует улучшению эмоционального состояния обучающихся.

    (СЛАЙД 18)- Придумать синквейн, посвящённый нашему занятию.

    При подготовке к ГИА и ЕГЭ очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, сочинять диаманты. (СЛАЙД 19)

Диаманты – стихотворная форма из 7строк, первая и последняя – понятия с противоположным значением:

1-тема (имя существительное),

2- определение (2 прилагательных),

3- действие (3 причастия),

4- ассоциация (4существительных),

5- действие (3причастия),

6- определение (2прилагательных),

7- тема (имя существительное). (СЛАЙД 20)

Весна…

Светлая, прекрасная,

Ждущая, цветущая, растущая.

Ландыши, подснежники, тепло, капель.

Опадающая, темнеющая, умирающая

Сухая,жёлтая.                                                                                                                                                                         Осень.

Для достижения целей обучения использую в работе различного рода  релаксации (расслабления). (СЛАЙД21) Релаксопедия – обучение в состоянии расслабления, освобождение от сковывающих условностей, боязни  дать неверный ответ, заслужить низкую оценку. В игровом образовательном пространстве учителю необходимо и самому учиться играть, «выращивать» игровые формы совместно с детьми.

      Использование интерактивной технологии в учебном процессе даёт богатый материал для интеллектуального развития школьников, их умственных способностей, формирует навык творческой самостоятельности.

С увлечением обучающиеся выполняют занимательные задания: (СЛАЙД 22)  

  1. словесные игры (отгадывание шарад, метаграмм, анаграмм, «Аукционы», лото «Антонимы» и «Синонимы», «Корректор», «Переводчик»,игры-загадки, игры-задачи, игры-сцены);
  2.  рассказы об языке (ситуативные – с реальными ситуациями из жизни языка, его использования, лингвистические миниатюры);
  3. диалоги занимательного характера (один участник диалога загадывает какое-нибудь явление, а другой с помощью вопросов и ответов на них первого участника по принципу «да», «нет» его «отгадывает», то есть находит искомое);  
  1. эмоциональные зарядки (скороговорки, выразительное чтение);
  2. разминки (что происходит в мире? ваша оценка ТВ передачи?);     
  3. театр в тетрадке (на стол ставится красивая кукла; на пол бросают что-то маленькое, блестящее – ученики делают записи в тетрадях: «Прекрасная принцесса решила погулять в лесу..», «Шёл звёздный дождь…»);
  4. деловые игры могут занимать большую часть урока или его фрагмент; участники объединяются в группы, определяют тему, выбирают формы и методы работы, составляют презентацию проекта.

      Умение решать творческую задачу в условиях ограничений формирует и следующее  задание:  предлагается  три  любых  слова,  за 5-7  минут  нужно  составить  не  менее  9  предложений,  в  каждом  из  которых  будут  обязательно  употреблены  все  эти  три слова.  Наборы  слов  самые  непредсказуемые: корова, Англия,  облако…  Учащиеся  достаточно  быстро  исчерпывают  возможности  

начального  и  среднего  уровней  и  поневоле  начинают  использовать  третий,  образный  уровень:  тогда-то  и  случается,  что корова  мечтает  об  облаке,  на  котором  она  долетит  до  Англии.

     Подобные  задания  учат  детей  не  бояться  фантазировать,  помогают  смотреть  на  обыкновенные  вещи  под  новым,  непривычным  углом  зрения. Способствуют росту познавательной активности и, следовательно, умственному росту даже тех детей, кто сначала показывал наиболее низкий уровень восприимчивости к обучению: они ощутили равенство своих возможностей с возможностями сверстников.

        Интересным является и развитие навыков публичного выступления. Уже с 5-го класса предлагаю ребятам писать сочинения на лингвистическую тему - это эффективный способ синтезированного применения знаний учащихся, умений самостоятельно анализировать, сравнивать, обобщать. При такойуглубляются знания учеников по определенной теме и развиваются их творческие способности. Грамматика и фантазия оказываются совместимыми.

 Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста. На мой взгляд, подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА и ЕГЭ. : (СЛАЙД 23)

      Конечно, я в своей работе не коснулась многих сторон (приёмов, методов) работы с учащимися. Школа не может учить и тем более  научить всему! Всё дело в том, чтобы, поднимая ученика со ступеньки на ступеньку, развивать у него дар слова, чувство неудовлетворённости, желание идти вперёд!

Спасибо за работу! Творческих всем успехов! (СЛАЙД 24 )                                                                                                                                                                 Приложения.

• Приложение № 1.

Упражнения.

J Лягушка J

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца!

Как весёлые лягушки

Тянем губки прямо к ушкам.

Потянули – перестали

И несколько не устали.

J Слон J

Подражаю я слону  -

Губы хоботом тяну,

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

J Часики J

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбки. Кончик языка поочередно касается то левого, то правого уголка рта. Подбородок не двигается.

J У зубного врача J

Два часа не есть! Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу, как никогда!

Два часа ждать! Ерунда!

Есть характер, воля есть.

Раз нельзя – не стану есть!

Дыхательная гимнастика.

Пта – пто – пту – птэ – пты – пти;

Хта – хто – хту – хтэ – хты – хти;

Кта – кто – кту – ктэ – кты – кти;

Нта – нто –нту – нтэ – нты – нти;

Мта – мто – мту – мтэ – мты –мти;

Рта – рто – рту –ртэ – рты –рти;

J Скороговорки J

На мели мы налима лениво ловили

    Не меняли налима вы мне на линя.

    О любви не меня ли вы, Мила, молили?

И в туманный лиман вы манили меня.

J J J

В шалаше шуршит шелками жёлтый дервиш из Алжира.

И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

• Приложение № 2.

Ассоциативная таблица.

Запишите ваши слова – ассоциации.

Запомнились.

Поддержали.

Нанесли обиду.














-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

• Приложение № 3.

В. А. Сухомлинский «Слово о словах».

Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи. Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там где необходимо острое, прямое, честное слово, иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнусный поступок – предательство. Бывает и наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость; глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять сомнение и безнадёжность и одухотворить; рассеять сомнения и повергнуть в уныние; сотворить улыбки и вызвать слёзы, породить веру в человека и заронить неверие; вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое  слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему  крайне необходимо, чтобы ты молчал.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

• Использованные ресурсы:

1. Введенская Л. А. Риторика и культура речи / Л. А. Введенская., Л. Г. Павлова. – Ростов – на – Дону. – 2010.

2. Ладыженская Т. А. Ладыженская Н. В. Уроки риторики в школе: книга для учителя. – М., 2006.

3. Ладыженская Т. А. Общение в современном мире // Учительская газета. – 2006. - №23. – С. 11.

4. Риторика: 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под. ред. Т. А. Ладыженской. – М., 2004.

5. Стернин И. А. Практическая риторика. / И. А. Стернин. – М., 2008.

6. Упражнения для речевой разминки: https://docs.google.com/Doc?id=dgqqvhk7_0gg6c4bgj&hl=en

7. Опыт работы на курсах  «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития»: http://www.openclass.ru/community/76336

8. Цитаты из «Советов взрослым и юношеству» В. А. Сухомлинского: http://www.vsukhomlinski.narod.ru/

   


[1] Ладыженская Т. А. Общение в современном мире // Учительская газета. – 2006. - №23. – С. 11.

[2] М. Т. Баранов., Т. А. Ладыженская., Н. М. Шанский. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5- 9 классы. – М., 2005. – С. 8.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как слово наше отзовётся...

Главная задача наших уроков литературы - осознать законы искусства и вступить  с  ними в игровые отношения, потому что искусство есть изысканная игра.   Наши уроки строятся по принципу...

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся "Как слово наше отзовётся"

Программа была разработана в 2010 году на основе программ и мини-проектов духовно-нравственного воспитания в рамках Программы развития школы. Содержит приложения, которые, возможно, будут интересны кл...

Как слово наше отзовётся (о сквернословии)

Оглавление. Оглавление.................................................................................................................................... 1Введение..................................

Урок доброты 5-9 классы "Как слово наше отзовётся"

Цель урока: способствовать устранению стереотипов в отношении инвалидов, сформированных СМИ. Задачи урока: - способствовать формированию адекватного представления о людях с инвалидностью; - анализи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Как слово наше отзовётся". ( 5–8 классы)

Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельностьПояснительная записка        Рабочая программа внеурочной деятельности по  родному русскому языку “ К...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Как слово наше отзовётся". ( 5–8 классы)

Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельностьПояснительная записка        Рабочая программа внеурочной деятельности по  родному русскому языку “ К...