Как слово наше отзовётся...
статья по русскому языку (10 класс) по теме

Главная задача наших уроков литературы - осознать законы искусства и вступить  с  ними в игровые отношения, потому что искусство есть изысканная игра.

  Наши уроки строятся по принципу сотрудничества и сотворчества учителя и учеников. Мы вместе вступаем в увлекательный мир познания искусства и его законов и вместе  проживаем счастливые минуты творческих открытий. Мы познаем литературу, овладевая   игровым, творческим отношением к жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya__statya.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

       «Как слово наше отзовётся…»

Главная задача наших уроков литературы - осознать законы искусства и вступить  с  ними в игровые отношения, потому что искусство есть изысканная игра.

  Наши уроки строятся по принципу сотрудничества и сотворчества учителя и учеников. Мы вместе вступаем в увлекательный мир познания искусства и его законов и вместе  проживаем счастливые минуты творческих открытий. Мы познаем литературу, овладевая   игровым, творческим отношением к жизни.

  Процесс познания начинается с эмоционального впечатления и образа, возникшего  на  основе ассоциаций. Этот образ ученик выражает словами, красочными рисунками и  жестами, если сюжет театрализован.

  Для   облегчения     путей     анализа    произведения   необходимо присвоение тексту  метафоричности, образности. Каков цвет страсти, а каков цвет горечи, мечты, блаженства?

Ученик должен выразить свое детское «я», ибо, если нет запроса на его собственное «я»,  ребенок защищается и его не предъявляет. Замыкается в себе. А у детей свой культурный опыт и свой контекст ассоциаций.

  Далее процесс познания идет через собирание информации  и  ее накопление. Но как  сделать этот процесс увлекательным?

  На уроках литературы сначала нужно научиться понимать текст, приобрести навык  общения с культурами. «...Все, что хотел сказать писатель, заключено в тексте. Ни  письма, никакие устные высказывания о себе не дадут того представления о его мире, какое  даёт художественный текст. Но сколько нужно знать, чтобы прочесть его! Надо  знать и письма, и высказывания, и воспоминания современников, и эпоху, и историю, и историю литературы. Сколько надо вобрать в себя, чтобы без страха подойти к малому  клочку стихов или прозы!» - писал И. Золотусский. Мы стараемся максимально вбирать  в себя информацию о писателе, о его времени, вступать в диалог с эпохой изучаемого  текста.

  У детей должно возникать личностное отношение к тексту. И в достижении этой  цели нет  ничего увлекательней попыток творческих интерпретаций литературных текстов, ибо    искусство   живет   в    интерпретациях,    которые оно   порождает: музыкальных, живописных, театральных.

  На уроках литературы мы стараемся синтезировать два неречевых искусства, живопись и музыку, с искусством художественного слова. Образ вырастает из чувств и мыслей по поводу происходящего, а цвет и музыка раскрывают смысл события. Размышляя над смыслом литературного текста, мы интерпретируем его на сцене. В сцеплении жеста, слова, музыки и краски возникает образ и литературный текст начинает раскрывать тайны своих смысловых пластов. Стихии музыки, цвета и слова взаимопроникают и взаимодополняют друг друга. Так на уроках литературы,   через слово, цвет и музыку ребенок выражает свой образ и начинается игра.

  Играть с образами можно и нужно. Это стимулирует творчество. Ребенок, играя с образами, разрабатывает воображение, присваивает себе высокий строй души.

Происходит попытка социализации в искусстве. Ученик,   выражая себя, добровольно входит в культуру. И  главное, развивается  его речь. Красиво развивается. И только овладев красивой речью, человек сможет украсить свою жизнь.

  Наш язык, «великий» и «могучий», позволяет установить максимально свободные отношения с внешним миром при всей сложности внутреннего мира личности.

  Сложному человеку нужно много слов, сложные слова и сложные предложения, чтобы освоить игровое пространство нашего сложного мира. Но человеку также необходимо

образное, игровое   мышление, так как и наука в нашем сложном мире пользуется услугами образного мышления.

   Наша работа все время строится на раскачке: от игры (образа) к серьезной аналитике, от точного к ассоциативному, от образного к понятийному. Ребенок должен мыслить

целостно, опираясь на две половины мозга:  творческую и логическую. А через некоторое время, когда мозг для этого созревает, происходит потрясающий рывок вперед, Так что, это не просто игры на свежем воздухе.

   Игра с образами -  это  способ познания действительности. Творческий человек  начинается с увлечения игрой. И наша главная задача - научить ребенка творить  свой  образ, творить свою жизнь, импровизировать на тему  «Жизнь»  и быть успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Как слово наше отзовётся»

основную ць Основная цель солвременного школьного образования – подготовить ребёнка к дальнейшей жизни, сформировать в нём те навыки и умения, которые помогут ему адаптироваться в современном об...

Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся "Как слово наше отзовётся"

Программа была разработана в 2010 году на основе программ и мини-проектов духовно-нравственного воспитания в рамках Программы развития школы. Содержит приложения, которые, возможно, будут интересны кл...

Как слово наше отзовётся (о сквернословии)

Оглавление. Оглавление.................................................................................................................................... 1Введение..................................

Урок доброты 5-9 классы "Как слово наше отзовётся"

Цель урока: способствовать устранению стереотипов в отношении инвалидов, сформированных СМИ. Задачи урока: - способствовать формированию адекватного представления о людях с инвалидностью; - анализи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Как слово наше отзовётся". ( 5–8 классы)

Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельностьПояснительная записка        Рабочая программа внеурочной деятельности по  родному русскому языку “ К...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Как слово наше отзовётся". ( 5–8 классы)

Разделы: родной русский язык, внеурочная деятельностьПояснительная записка        Рабочая программа внеурочной деятельности по  родному русскому языку “ К...