Сказка как средство формирования аргументативных умений
статья по теме

Надеина Надежда Анатольевна

Сказки - тот культурный запас, который во все века служил средством передачи последующим поколениям исторического жизненного опыта, источником мудрости, проверенной временем. Они, по-прежнему, остаются успешными каналами передачи информации, способствуют сохранению культурных ценностей, обучают слушателей и доносят до них некую глубокую мудрость, которая помогает им учиться и развиваться. Их сила заключается в том, чтобы направлять слушателей. Пробуждать их эмоции, стимулировать воображение и заставлять задуматься над собственной жизнью [Скрипюк 2007: 18].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_podosinnikova.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как средство формирования аргументативных умений у студентов на занятиях риторикой

Р.В. Подосинникова (Курск)

Тема «Аргументация» – одна из самых сложных в курсе изучения риторики. Студенты должны не только усвоить знания о риторической аргументации, аргументах, их видах, способах доказательства, но и выработать аргументативные умения. Например, они должны уметь (формулировки аргументативных умений записаны автором статьи на лекции Н.И. Махновской в МПГУ во время проведения Зимней школы риторики в 2008 г.; эта тема разработана ею в докторской диссертации)[1]:

– четко формулировать тезис;

– отбирать языковые средства, возможные речевые клише для введения тезиса в соответствии с тональностью и стилем общения;

– подбирать аргументы в связи с ситуацией общения;

– приводить аргументы согласно логическим правилам;

– приводить развернутые и сжатые аргументы;

– вводить аргументы в структуру текста, используя речевые стратегии (клише), соответствующие тональности общения и индивидуальному стилю общения;

– выбирать языковые средства для убеждения оппонента согласно ситуации общения;

– противостоять возможным ошибкам и уловкам при выдвижении аргументов;

– выбирать способ доказательства в соответствии с коммуникативным намерением, индивидуальным стилем автора речи, с ситуацией общения;

– соотносить выбранный способ доказательства с тезисом и системой выдвигаемых аргументов;

– подводить аргументативный текст к заключению;

– подбирать языковые средства, в том числе речевые стереотипы, помогающие сделать вывод в соответствии с коммуникативным намерением и индивидуальным стилем говорящего;

– связывать вывод с основным тезисом.

С целью формирования у студентов, обучающихся риторике, перечисленных выше умений можно использовать игру в тренинге.

Игра  – активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности. Для человека – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий предметных, в предметах науки и культуры.

Игра как удивительное явление человеческой жизни всегда привлекала ученых разных специальностей, как зарубежных, так и русских.  З. Фрейд, Ж. Пиаже, Д. Дьюи, З. Фромм, И. Хейзинга, Э. Берн, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, С.А. Шмаков   своими исследованиями внесли огромный  вклад в изучение феномена игры.

 Игры изучаются в психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления, педагогике (игра деловая) и других науках. Отличительные признаки развертывания игры — быстро меняющиеся ситуации, в коих оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. В структуру игры детей входят: 1) роли, взятые на себя играющими; 2) игровые действия как средство реализации этих ролей; 3) игровое употребление предметов — замещение реальных предметов игровыми, условными; 4) реальные отношения между играющими. Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, – роль [http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm?id=708].

В последнее время распространенной формой занятий практической риторикой стало проведение тренингов.

О тренинге как об инновационном жанре обучения риторике говорит В.И. Аннушкин в третьей части своего доклада на XIV-й Международной конференции по риторике и культуре речи. Он считает, что тренинг своими качествами: интенсивности, революционности, современности, энергичности, приверженности к новым формам жизни вносит элемент спортивности. Само слово тренинг предполагает, что новая форма направлена на практическую тренировку.

Данный жанр действительно требует концентрации материала, его разнообразия, напряженного труда в каждую минуту времени, отведенного на учебу. Но это, по мнению Аннушкина, присуще любой форме учебного процесса. Ученый обеспокоен тем, чтобы глубокое освоение материала не подменялось развлечением. Настоящий риторический тренинг, считает он, – это и интеллектуальная составляющая, и напряженный диалог со слушателями, и практический тренинг,  предполагающий и привлечение образцов, и собственное творчество слушателей. Один из главных принципов такого обучения состоит в разнообразии форм обучения, обеспечивающих разнообразие эмоций в учебном процессе [Аннушкин].

Другие исследователи также считают, что тренинг – форма активного обучения, в основе которой лежат принципы научения людей, индивидуальные стили обучения, навыки активного слушания, задавания вопросов и предоставления обратной связи, применяемые и в обычном обучении. Однако тренинг будет иметь собственные цели и задачи, структурированное содержание и методы оценки результатов [Торн 2002].

Сказки – тот культурный запас, который во все века служил средством передачи последующим поколениям исторического жизненного опыта, источником мудрости, проверенной временем. Они, по-прежнему, остаются успешными каналами передачи информации, способствуют сохранению культурных ценностей, обучают слушателей и доносят до них некую глубокую мудрость, которая помогает им учиться и развиваться. Их сила заключается в том, чтобы направлять слушателей. Пробуждать их эмоции, стимулировать воображение и заставлять задуматься над собственной жизнью [Скрипюк 2007: 18].

Сказка или другой вид повествования, описывая вымышленные, фантастические ситуации и героев, пробуждает разного рода эмоциональные переживания, активизирует воображение и обеспечивает эффективное усвоение информации. Все это делает ее мощным инструментом научения.

В последнее время издается много литературы по проведению тренингов, в которой описывается методология проведения психологических или бизнес-тренингов, приводятся многочисленные игры: фольклорные, сюжетно-ролевые, подвижные, массовые, игры направленные на работу с лидерским потенциалом в группе, на развитие навыков межполового взаимодействия, на снятие агрессии, развитие эмпатии и т.д. Среди них можно выделить такие, которые работают на развитие речевых навыков, как, например, игра «Козлятушки-ребятушки» (на основе сказки «Волк и семеро козлят») [Игра в тренинге 2007: 76–78]. Она требует организации особого пространства, чтобы игровая ситуация была максимально реалистичной и серьезной. Основной акцент игры делается не на сюжете и театрализации, а на том, как действуют участники, что они при этом говорят.

Преподаватель напоминает участникам сказку про волка и семерых козлят. Представьте себе, говорит он, что мама-коза ушла. Козлята сидят дома. Кто-то стучится в дверь и утверждает, что он не волк, а мама-коза, папа-козел, дедушка, тетя или иной родственник несчастных козлят. Задача козлят, которые в нашем случае оказываются в роли своеобразных судей, проявить проницательность и в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк в овечьей шкуре». Иначе говоря, из нескольких претендентов козлята должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль мамы-козы, папы, брата, дяди-козла и прочих некровожадных родственников.

Распределение ролей. Группа разделяется на две части. Одни играют роль козлят-экспертов, другие – претендентов, пробующих убедить экспертов в своей благонадежности. При этом часть претендентов имеют скрытые задания не забывать о том, что они волки и прочие опасные для козлят персонажи. Однако эти задания претендентам надо от козлят скрывать. Задача у любого претендента одна – убедить, используя знания темы «Аргументация», козлятушек – довериться им и пустить их в дом. Претенденты могут сами выбирать себе скрытые роли. Обязательным является, чтобы каждый претендент сообщил остальным своим коллегам об избранном им образе. Такое публичное заявление делает скрытую роль более влияющей на ее исполнителя.

Исполнители ролей козлятушек также совещаются между собой, стремясь выработать способ принятия решений в предстоящей игре; отрабатывают способ межличностного взаимодействия; умение задавать вопросы, отличать аргументацию по существу от манипулирования и шантажа. Во время этого обсуждения у козлятушек нередко появляются различные планы «выведения на чистую воду» конкретных претендентов. Козлятушки располагаются полукругом, в центр которого выходят претенденты. Претенденту, для того чтобы убедить козлят в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. Можно установить одно общее для всех претендентов время, например 1-2 минуты. Можно перед началом очередной попытки спрашивать претендента о том, сколько времени ему потребуется для убеждающего воздействия на козлятушек.

Претендент может говорить и делать все, что угодно. Козлята также могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. Придерживаться сказочного сюжета и ссылаться лишь на «принесенное молоко» совсем необязательно. Можно использовать любые житейские ситуации, актуальные для участников данной конкретной группы. По истечении заданного времени козлятушки решают, пускать претендента в дом или нет. В любом случае претендент не раскрывает свою скрытую роль до окончания всего игрового тура, т.е. до того момента, пока последний из претендентов не завершит свою попытку.

Игру можно проводить, используя реальную дверь, за которую уходят все претенденты, а можно играть и с воображаемой дверью. В большинстве случаев игра с воображаемой дверью оказывается более эмоционально насыщенной.

Второй тур игры проводится после обсуждения и обмена ролями.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

1. К проигравшим:

– почему вы не добились успеха?

– что было общего в ваших стратегиях?

– какая аргументация была использована вами?

– почему вы были неубедительны?

  1. . К успешным:

– почему удалось?

– какие аргументы были использованы?

– какие элементы придали речи убедительность?

  1. . К козлятам:

– что повлияло на выбор в большей или меньшей степени?

– в чем отличие настоящей аргументации от манипулирования, шантажа?

Подобные игры можно придумать и самим, взяв за основу, например, сюжеты русских народных сказок [http://hyaenidae.narod.ru/story1/032.html].         Игра «Ступай к нам жить» (на основе сказки «Теремок»). Ведущий, как и в первом случае, напоминает играющим сюжет сказки. Один мужик, проезжая, потерял горшок. Первой его нашла муха. Узнав, что в нем никто не живет, она залетела и стала там жить. После чего к горшку прилетали насекомые и приходили разные звери с желанием остаться в нем жить: комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, заюнок-кривоног, волк-волчище – из-за куста хватыш,  медведь – вам всем пригнетыш. Жители теремка добродушно приглашали всех зверей остаться жить с ними. В конце концов пришел медведь сел на горшок и раздавил его, а зверей распугал.

Студенты самостоятельно выбирают себе роли действующих в сказке персонажей. Кроме этого, они могут придумывать себе и другие роли, например лисы-красы, сороки-болтуньи, ворона-мудрача и т.д. Главное, чтобы они хотели жить в теремке и умели по-настоящему аргументировать свое желание.

Вначале одна муха решает, впустит ли она стучащего в ее теремок. Затем и другие животные и насекомые, которых муха впустит, решают, достойны ли насекомые и звери, которые будут стучать в дверь теремка, проживать в нем.

Кого можно впускать? Это, конечно, должны быть добродушные животные и насекомые, которые не причинят другим вреда: не съедят проживающих, не раздавят. Все зависит и от аргументации просящихся, она должна быть убедительна. Звери из теремка могут вступать с гостями в диалог, чтобы разузнать об их намерениях.

Время, отведенное на диалог, ограничено 1-2 минутами.

В конце игры подведение итогов.

Материалом для анализа являются ответы на следующие вопросы:

  1. К проигравшим:

– почему вы проиграли?

– какие ошибки вы допустили в аргументации?

– что помешало вам быть убедительным?

  1. К успешным:

– как вы думаете, что помогло вам быть убедительным?

– какие аргументы вы использовали?

  1. К жителям теремка:

– что повлияло на ваше решение?

– в чем отличие аргументации по существу от манипулирования?

Проигрывание ролей во время проведения тренинга позволяет студентам работать и над артистизмом, одним из качеств, составляющих образ оратора; развивать мимику, жестикуляцию, эмоциональную сферу.  Студенты, которые вживаются в свои роли, способны глубоко переживать происходящее. В ходе одного из тренингов, по сказке «Волк и семеро козлят», девушка, исполняющая роль мамы-козы, расплакалась, потому что козлята не разглядели в ней мамы и не впустили ее.

Библиографический список

  1.  Аннушкин, В.И. Спорные вопросы филолого-риторического образования и риторический тренинг как жанр обучения : докл. на XIV-й Междунар. конф. по риторике и культуре речи / В.И. Аннушкин // http://www.rhetor.ru/node/293
  2.  Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / под ред. Е.А. Ливановой. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
  3.  Русские народные сказки на сайте http://hyaenidae.narod.ru/story1/032.html
  4.  Скрипюк, И.И. 111 баек для тренеров : истории, мифы, сказки, анекдоты / И.И. Скрипюк. – СПб.: Питер, 2007. – 176 с.
  5.  Торн, К. Тренинг. Настольная книга тренера / К. Торн, Д. Маккей. – СПб.: Питер, 2002. – 208 с.

[1] Махновская Н.И. Система обучения аргументативным умениям в курсе риторики в вузе и школе : дисс. ... д-ра пед. наук : 13.00.02. – М., 2004. – 395 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом исторических источников и документов как средство формирования практических умений учащихся на уроках истории

Изучение различных исторических источников, документов – одно из важнейших условий выполнения целей школьного курса истории. Современный урок невозможно представить без аналитической  раб...

Коммуникативные игры как средство формирования речевых умений на уроках английского языка»

В  последние годы, прежде всего в свете требований Концепции модернизации российского образования, в теории и практике работы  окончательно сформировалось убеждение о необходимости фор...

Исследовательская деятельность на уроках литературы как средство формирования креативных умений и навыков.

«Если книги живут и меняются в сознании читательских поколений, то и школьники, взгляд которых в условиях хорошего преподавания будет внимателен и пытлив, способны увидеть в давно известном тексте что...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений на уроках математики.

Проект – это метод, который дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением учащимися личностных и метапредметных результатов. Помогает педагогу э...


 

Комментарии

Надеина Надежда Анатольевна

Проверено на учениках 9 класса, Отлично работает!!!