Доклад "Резервные возможности традиционных и нетрадиционных форм проведения уроков, а так же коллективных творческих дел"
материал по теме

Пономарева Татьяна Викторовна

Доклад учителя химии Пономаревой  Т.В.

2012-2013 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Резервные возможности традиционных и нетрадиционных форм проведения уроков, а так же коллективных творческих дел.

Доклад учителя химии Пономаревой  Т.В.

2012-2013 учебный год.

       В обширной литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия "Урок", как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками времени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста уровня подготовки.

       Для развития познавательных интересов у учащихся необходимо сочетать традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения это способствует росту их активности на уроках, качеству знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения.

       По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

  • урок ознакомления с новым материалом;
  • урок закрепления изученного;
  • урок применения знаний и умений;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки и коррекции знаний и умений;
  • комбинированный урок.

        В процессе работы я чаще использую такой вид традиционного урока как урок ознакомления с новым материалом. Хорошо зарекомендовал себя на уроках химии такой вид урока, как комбинированный. Тип урока применения знаний и умений находит выражение в проведении практических работ, без которых невозможно полное осмысление некоторых знаний. Но для достижения эффективного результата возникает необходимость в использовании других типов урока. К примеру, невозможно полностью оценить объем полученных знаний и навыков, проверяя домашнее задание в рамках комбинированного урока. Тогда необходимо  прибегнуть к дифференцированному контролю. Каждому учащемуся дается индивидуальное задание. Стимулируется самостоятельная работа.

Классно-урочная форма организации обучения является главной (основной). Параллельно ей в современной школе используются и другие формы, называемые нетрадиционными формами обучения. Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

Форм нетрадиционных уроков много. Можно выделить следующие виды нетрадиционных уроков:

  • уроки-экскурсии;
  • уроки-игры (деловые, ролевые (как часть деловых ))
  • уроки-дискуссии, круглые столы, диспуты, конференции;
  • бинарные уроки;
  • уроки-исследования;
  • уроки взаимообучения учащихся;
  • уроки-соревнования (викторины, конкурсы);
  • уроки-семинары.

        Немаловажное значение имеет подготовка к открытым урокам. Независимо от формы его проведения учащиеся принимают активное участие в подготовке. В марте 2012 года был проведен открытый урок в 10 классе «тренинг по решению расчетных и экспериментальных задач», что потребовало серьезной подготовки. Был поставлен эксперимент «Проба Берштейна». Материалы этого урока не раз эффективно использовались и в дальнейшем.

        Хорошим подспорьем в рамках применения умений и навыков по химии являются Республиканские тестирования . В марте 2010 тестировались 10 классы по химии. Подготовка к нему потребовала выполнения индивидуальных занятий, самостоятельных  исследований, решение задач повышенной сложности в рамках урока  зачастую принимало форму диспута.

        Одной из резервных форм проведения урока становятся выступления учащихся с обзором своих достижений на различных конкурсах, химических конференциях и КВН. Команда Аты-Иды в мае 2011 участвовали в химическом КВН , который проводился КНИТУ со своей программой «Химическая сказка». В подготовке принимал участие весь класс, учитывались рекомендации каждого ученика.

        Особое внимание хочется уделить подготовке и участию учеников в научно-практических конференциях. Хасанова Гузель участвовала в конкурсе «Нобелевские надежды», а Сагдиева Айгуль принимала участие в школьной конференции и выступала с докладом «Пушкинская стихохимия» .

        Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Но при дозированном использования  этих методов я стараюсь раскрыть резервные возможности своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка

В данной статье освещается методический материал по внедрению на уроках английского языка нетрадиционных форм обучения....

Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка

Данная статья поможет учителям реализовать свои навыки и умения при подготовке у урокам.Использовать нетрадиционные формы и методы...

«Использование нетрадиционных форм проведения уроков для активизации познавательной деятельности учащихся»

Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростк...

Нетрадиционные формы проведения уроков.

В статье предоставлен материал о различных видах нетрадиционных уроков....

Нетрадиционные формы проведения уроков информатики с применением игровых технологий

В традиционной методике существует триедин­ство учебных целей: образовательная, развивающая и воспитательная. Часто бывает, что учителю не все­гда ясна доминирующая направленность его взаимо...