Анализ УМК по истории издательства "Баласс"
статья по теме

Котов Андрей Николаевич

Анализ учебно-методического комплекса по истории издательства "Баласс" (Образовательная Система Школа 2100)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_umk_po_istorii_izdatelstva_balass.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ УМК по истории издательства «Баласс»

Учебные и методические пособия, предлагаемые данным издательством, составлены в рамках образовательной системы «Школа 2100». Образовательная система «Школа 2100» позиционируется как первый и единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное  обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы. Главная задача Образовательной системы «Школа 2100» - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких. Обучение в рамках образовательной системы представляет собой целостный и преемственный процесс, опирающийся на единую методическую и психологическую базу и максимально учитывающий возрастные особенности учащихся.

УМК по истории издательства «Баласс» включает в себя учебник, рабочую тетрадь, проверочные и контрольные работы, методические рекомендации. Учебники для основного общего и среднего (полного) общего образования, кроме учебника для 10 класса, имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ». Учебники соответствуют ФГОС, СанПиНам, включены в Федеральный перечень учебников.

Отличительной особенностью предмета «История» в «Школе 2100» является его интегративность (учебники по отечественной и всеобщей истории составляются одним авторским коллективом), объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности (события в учебниках отечественной и всеобщей истории синхронизированы; например, в учебнике по истории России для 6 класса события излагаются до рубежа XV – XVI вв., т.е. до начала Нового времени в европейской истории; в учебнике по истории России для 8 класса события доводятся не до 1900 г., а до 1914 г.). Цель изучения всеобщей истории –  формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понять и объяснять современный мир. Цель преподавания отечественной истории – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изложение исторической проблематики осуществляется на основе цивилизационного подхода: понятие «цивилизация» вводится в 5 классе, в 6 классе основной акцент делается на формирование основных религиозно-культурных традиций (цивилизаций), определяющих облик современного мира. При этом подчёркивается наличие общих для всех религий и цивилизаций нравственных установок, что создает основу для усвоения «общечеловеческих ценностей». История Нового времени рассматривается в контексте модернизации и перехода от аграрного общества к индустриальному. Соответственно новейшая история анализируется с точки зрения формирования постиндустриального информационного общества. Наряду с цивилизационным, используется и формационный марксистский подход, но только для описания социально-экономических отношений. Отходят авторы и от привычной абсолютизации прогресса, обращая внимание на те риски, которым подверглись в ходе модернизации традиционные общества.

История России трактуется авторами как история всех народов и государств, развивавшихся в период древности и средневековья в пределах современной российской территории и объединённых общей исторической судьбой в единое государство. В связи с этим учебники отходят от традиционного «славяноцентризма», уделяется значительное внимание истории и культуре других народов, составивших современную Россию. Многие критические события и явления, например, ордынское иго, даются с двух точек зрения на основе соответственно двух групп источников. В начале каждого учебника ставится определённый вопрос, который решается учащимися на протяжении изучения данного курса. В учебнике 6 класса этот вопрос звучит следующим образом: почему Россия – столь разнообразная страна? В учебнике 7 класса вопрос даётся в такой формулировке: каким образом Россия стала единой многонациональной (и многоконфессиональной) страной? В учебнике 8 класса основной вопрос построен на описании спора П.Я.Чаадаева и А.С.Пушкина и звучит так: каковы роль и место России во всемирной истории? В отличии от сложившейся традиции обозначать процессы и деятелей отечественной истории ярлыками по типу - «прогрессивные» / «реакционные» - учебники не содержат авторских оценок.

Учебники ориентированы на использование проблемно-диалогического обучения. В начале каждого учебника даётся алгоритм осуществления учебной деятельности в соответствии с технологией проблемного диалога (раздел «Как работать с учебником»). В нём авторы объясняют своё видение ответов на вопросы: «Зачем учимся?», «Как учимся?», «Что учим?». При ответе на первый вопрос ученикам объясняются цели их обучения в соответствии с принципами ОС «Школа 2100» и формулируются компетентности, которые должны сформироваться у учащихся в ходе изучения истории. Здесь же посредством использования цветовых маркеров обращается внимание на связь между различными компетентностями и типами вопросов и заданий, предлагаемыми в учебнике: таким образом, ученик может осуществлять постоянную оценку и контролировать уровень сформированности у него умений и навыков через успешность выполнения им тех или иных заданий. Кроме того, в начале каждого нового раздела формулируются те умения, которые должны сформироваться у учеников в результате изучения данного материала; при этом также используются цветовые маркеры, связывающие умения с конкретными заданиями.

В рубрике «Как учимся?» ученикам объясняется технология проблемного диалога. Каждый новый параграф начинается с проблемной ситуации, которая даётся в виде противоположных суждений или противоречащих друг другу фактов. Учащиеся, обсудив перед этим по вопросам материал предыдущего урока, совместно с учителем обсуждают приведённые высказывания, выявляют содержащееся в них противоречие и формулируют основной вопрос – учебную проблему урока. Ученики предлагают свои версии решения проблемы и на основе уже изученных понятий и фактов совместно определяют план её решения (план урока). В соответствии с планом происходит поиск решения проблемы в виде индивидуального и группового устного и письменного выполнения заданий к тексту и к иллюстрациям параграфа. Наконец, в разделе «Что учим?» авторы обращают внимание на то, что текст учебника построен в соответствии с принципом минимакса: жирным шрифтом в хронологической таблице перед началом каждой главы выделен необходимый минимум фактов и понятий, который ученики обязаны знать. Остальной материал может быть изучен при наличии желания и интереса.

Структура учебников следующая. Материал сгруппирован по разделам (модулям), в которые входят главы, состоящие из параграфов. Общее количество параграфов небольшое. Параграфы традиционно разбиты на пункты. В начале учебника дается упоминавшийся выше алгоритм работы (памятка «Как работать с учебником») и находится «Введение», в котором авторы объясняют главную проблему, рассматриваемую в учебнике. В конце учебников приводятся синхронистические таблицы, словари терминов. Имеется яркий ориентировочный аппарат в виде упоминавшихся выше цветовых маркеров. При этом учебники не перегружены символами, которые отвлекали бы внимание учащихся. Жирным шрифтом в тексте учебника выделяются наиболее важные факты и понятия, курсивом – термины, необязательные для запоминания.

Учебники обладают богатейшим методическим и иллюстративным материалом. В первую очередь, это документы, таблицы, схемы, карты, иллюстрации. Вместе они создают яркое и красочное впечатление. Все схемы и таблицы снабжены вопросами и заданиями. Иллюстрации сопровождаются зачастую обширным пояснительным текстом, позволяющим углубить знание истории. В документах, как правило, сталкиваются несколько точек зрения на тот или иной вопрос, что является стимулом для формулирования проблемной ситуации. Вопросы и задания даются в начале и в конце каждого параграфа. Вопросы в начале параграфа проверяют степень усвоения материала предыдущего занятия, вопросы в конце – материала данной темы. Вопросы носят разноуровневый характер. Имеются репродуктивные вопросы и задания: например, объяснить значение терминов. Кроме того, учащимся предлагается составить таблицы и ответить на проблемный вопрос на её основе, выделить особенности и признаки какого-либо явления, провести аналогию с событиями и процессами из другого курса истории, высказать собственное суждение. В заданиях к документам часто предлагается определить, с чем дети имеют дело: с фактами или оценками.

В целом, данные учебники ориентированы на реализацию требований ФГОС основного общего образования. В ходе работы учащихся с учебно-методическим комплексом издательства «Баласс» у них должны формироваться базовые исторические компетенции и универсальные учебные действия. Также при этом реализуются принципы проблемного, развивающего, индивидуального, дифференцированного обучения. Текст и задания к нему даны с учётом психологических возрастных особенностей учащихся. Дети учатся умению извлекать из текстов и анализировать информацию, находить в исторических событиях причинно-следственные связи, оценивать события и исторических деятелей прошедших эпох, оперировать важнейшими терминами и понятиями для аргументации своей позиции. Изученные мною отзывы в Интернете об учебниках данной линии свидетельствуют о наличии интереса к ним со стороны многих учителей и учащихся и об успешных случаях их апробации в реальной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ учебников по истории

Сравнительный анализ освещения истории СССР/ России второй половины ХХ – начала XXI века в школьных учебниках истории СССР в период «перестройки».     Можно говорить о недоста...

Анализ предметной недели истории

В анализе представлена подробная характеристика проведенных мероприятий....

Анализ работы учителя истории и обществознания Вильдановой Э.Р., 2011/2012

АНАЛИЗ  РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ  ИСТОРИИ, ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ЭКОНОМИКИВИЛЬДАНОВОЙ ЭЛЬВИРЫ РАШИТОВНЫЗА 2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Анализ работы учителя истории и обществознания в 2011-2012 уч. году

Анализ учебной и внеурочной работы по плану....