ИКТ на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения
статья по теме

Мельникова Марина Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

ИКТ на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Современный сурдопедагогический процесс требует создания новой образовательной среды для детей с нарушениями слуха, которая имеет в своей основе социальную направленность, саморазвитие и самореализацию личности  неслышащего учащегося. Это требование ставит перед учителями развития слухового восприятия задачи непрерывного поиска новых, более эффективных технологий обучения. В качестве одной из них нам видится применение компьютерных технологий на коррекционных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Специфика работы с детьми, имеющими нарушение слуха, требует использования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями. Поэтому применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие интересным, увлекательным и информационно насыщенным, что делает учебный материал более доступным для восприятия детей с дефектами слуха. Кроме того, использование компьютерных технологий повышает мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, а также учащиеся расширяют свои умения в работе с компьютером.

Существуют специальные компьютерные программы направлены на формирование произношения у неслышащих и слабослышащих учащихся, которые можно условно разделить на четыре модуля:

I группа – для работы над дыханием и голосом

II группа – для работы над звуками речи

III группа – для работы над словесным и логическим ударениями и выразительностью речи

IV группа – для работы по РСВ и самоконтроля за собственной речью.

При овладении звуками речи с помощью компьютерных программ слабослышащие дети воспринимают их слухо – зрительно и контролируют свое произношение тоже слухо – зрительно.

На специальных коррекционных занятиях для развития слуха и речи мною используются компьютерные программы – «Учимся говорить», «Звуковичок», «Угадай – ка!» и др.

Также в своей работе применяю обучающие компьютерные программы-тренажеры, в основе которых лежат игровые упражнения, где оцениваются результаты  каждого ученика и предоставляется отчёт. Используя микрофон, можно тренировать навыки устной речи: сделать запись голоса ученика, сравнивать её с эталонной, а также вести диалоги. Это мультимедийные программы-тренажёры: «Учите русский», «Живая планета», «Трудные звуки».  Для развития слухового восприятия и формирования речи учащихся мною собрана  медиатека.  Медиатека включает в себя - собственные компьютерные разработки по развитию слухового восприятия в виде компьютерных презентаций; озвученные мультимедийные презентации из образовательных ресурсов сети Интернет; компьютерные обучающие программы-тренажеры; компьютерные развивающие программы.

 Использование компьютерных программ на коррекционных занятиях, позволяет слабослышащим учащимся усовершенствовать навыки разговорной речи и понимание на слух, отрабатывать произношение и расширить словарный запас. В ходи работы никогда не используется один анализатор. Любой модуль требует участия, как правило, двух – четырех анализаторов: зрительного, слухового, кинестезического.

При работе с компьютером  применяются различные приемы. Например, можно предложить ученику приблизиться или отдалиться на необходимое расстояние от динамиков, а также увеличить или уменьшить их громкость. Проигрыватель Windows Media дает возможность воспроизводить фразу неограниченное количество раз, а также любую ее часть или отдельное слово.

Контрольные тренировочные и программные фразы используются  при проведении обследования развития слухового восприятия в конце учебного года. В зависимости от слуховых возможностей учащихся можно выбрать вариант предъявления фраз на различение или опознавание.

Для автоматизации произносительных навыков, дифференциации звуков речи учащимся необходимо большое количество материала различной сложности. На  одном дыхании проходит занятие, если задания представлены с помощью компьютерной презентации.  Фон, иллюстрации, эффекты анимации привлекают и удерживают внимание ребенка продолжительное время. Здесь имеются также огромные возможности для реализации творческого потенциала педагогов.

Слоги с изучаемыми звуками предъявляются в виде соединенных стрелочками или линиями букв, опадающих с осеннего дерева листочков, взлетающих шариков.

Слова проговариваются при их прочтении и соотнесением с иллюстрациями, при назывании картинок, разгадывании кроссвордов, ребусов, загадок, выполняя задания на словообразование и словоизменение. Словарь включается в задания на развитие внимания, памяти, различных операций мышления.

Работа со словосочетаниями учитывает те грамматические конструкции, которые изучаются на уроках формирования грамматического строя и грамматики. В презентациях можно встретить такие виды заданий, как чтение словосочетаний и соотнесение их с иллюстрациями, составление словосочетаний из данных слов, дополнение словосочетаний подходящими по смыслу словами с опорой на картинки и без них.

В компьютерных разработках представлено много видов заданий для отработки звуков в рамках предложений. Это работа с деформированными предложениями, ответы на вопросы с опорными словами и без них, составление предложений по картинкам, по вопросным схемам, выполнение поручений, отработка правил по русскому языку, по математике, другим предметам и так далее.

Для включения словаря с изучаемыми звуками в связные тексты подбираются соответствующие сюжетные картинки, серии сюжетных картин, серии вопросов, стихотворения, загадки и многое другое.

Дети с нарушением слуха, как и любой ребенок — это бурно развивающийся, очень чувствительный организм. В младшем школьном возрасте складываются все физиологические системы, продолжают формироваться осанка, произвольное внимание, нормальная рефракция глаза. Поэтому, на индивидуальных  занятиях по развитию слухового восприятия с использованием компьютера, соблюдаются все санитарно-гигиенические требования: непрерывность работы за компьютером не превышает 15-20 минут, применяется чередование видов работ с различной зрительной нагрузкой, проводятся упражнения для снятия напряжения глаз – таким образом, соблюдается здоровьесберегающий характер проведения занятий с применением компьютерных технологий.

После занятия используется специальная компьютерная программа для восстановления зрения «Корректор зрения», когда учащиеся удобно садятся на расстоянии 60-70 см от монитора и выполняют специальные упражнения: частое моргание; зажмуривание, с ориентированием на звуковые сигналы; просмотр картинок для отдыха глаз с трёхмерным изображением; круговые движения глазами; по диагонали.  

Практика проведения занятий с применением ИКТ при обучении слабослышащих учащихся показала, что они имеют большое коррекционное воздействие. Учащиеся более активно и охотно включаются в работу по усвоению материала, заметно увеличивается время, в течение которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять предлагаемые задания. Развивается познавательный интерес, расширяется кругозор, накапливается словарный запас благодаря возможности соединения речевого материала с иллюстративным.

Компьютер на индивидуальном занятии по РСВ и ФП – это инструмент и средство обучения. Если методически грамотно составлена компьютерная программа, процесс обучения становится посильным и интересным для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 0 классе.

Развивать артикуляционный праксис.Автоматизация звука [с ] в обратной позиции на материале слогов, слов и фраз. Дифференциация звуков [х-к ] на материале слогов, слов, фраз. Развивать речевое ды...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Конспект составлен для проведения индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения во 2 классе СКК (II вид 2 отделение) с учётом слуховых и речевых возможностей уча...

Конспект индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Работа по развитию слухового восприятия и формированию произносительных навыков с учеником 1 класса (двусторонняя сенсоневральная глухота)...

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зайца". Восприятие фраз и вопросов к тексту.

Занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 5 классе II отделения. Темы занятия: ФП Звуки ш-ж. Дифференциация. Оглушение звонких согласных на конце слова. РСВ текст "Про зай...

Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха

В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...

Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП Звук Ш. Автоматизация .Безударный гласный о в словах. РСВ тема"Одежда"

Занятие по развитию слухового восприятия и формирования произношения  в 3 классе II отделения. Темы занятия:ФП  Звук Ш. Автоматизация .Безударный  гласный о в словах. РСВ тема"Одеж...