«Содержание профессиональной компетентности педагога и его влияние на качество обучения»
статья по теме

АСТАПЕНКОВА ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Доклад с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2013g.rar630.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Нижнесанарская СОШ»

ДОКЛАД

«Содержание профессиональной компетентности педагога и его влияние на качество обучения»

Учитель истории и  обществознания:

Астапенкова Оксана Александровна

I квалификационная категория

2013-2014 учебный год

Челябинская область, Троицкий муниципальный район

Содержание тезисов выступления:

  1. Значение понятия  «профессиональная компетентность». Педагогическое  мастерство - знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение (А.С. Макаренко) и профессионализм, которые включают в себя профессионально - педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание ученика, учет тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим учителем.

  1. Содержание профессиональной компетентности   педагога-модернизатора. Влияние личностных качеств, интересы и склонности педагога. Профессиональная компетентность должен иметь четкую структуру, определяющую ее содержание. Но в данное время нет определенной структуры профессиональной компетентности, различные авторы предлагают разные варианты.

Цель доклада: Рассмотрение содержания профессиональной компетентности педагога.

Задачи:

  1. Определить сущность понятия «профессиональная компетентность педагога».
  2.   Рассмотреть содержание профессиональной компетентности педагога на основе созданного сайта-навигатора.

Текст доклада:

     Идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность, является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса и  позволяет обеспечивать развитие личности ученика. Через это педагог реализуется как работник, выполняющий свои обязанности в системе производственных отношений.

           В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию в ходе Берлинской конференции. Вскоре была создана концепция модернизации российского образования на период  до 2010 г., в которой в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход.  Компетентностный подход стал результатом новых мировых требований к  уровню образования . В России создана «Концепция развития образования в РФ на 2008-2015 годы». Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Все вышесказанное обусловило выбор темы доклада «Содержание профессиональной компетентности педагога и его влияние на качество обучения».

  1. Понятие «профессиональная компетентность педагога».

     В отечественном образовании компетентностный подход в настоящее время проходит адаптацию к российской образовательной системе. Поэтому в данное время нет определенной общепринятой трактовки понятий «компетентность» и «компетенция». Термин «компетенция» широко используется в настоящее время везде, где говорят или пишут о воспитании и обучении. Однако он не всегда был привычным в системе обучения. Чтобы обозначить то, что намеревались дать учащимся и студентам, чаще всего прибегали (и все еще прибегают) к понятиям знаний, ценностей или, в более отдаленную эпоху, к понятиям веры и убеждений.

     Рассматривая  существующие определения данного термина в справочной литературе и работах ведущих исследователей компетентностного подхода в образовании можно дать следующие определения  этому понятию:

  • в  словаре С.И. Ожегова «компетенция» определяется как: 1.Круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен. 2.Круг чьих-нибудь полномочий, прав ;
  • по словарю Д.Н. Ушакова … «компетенция» это: 1.Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2.Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право);
  • А.И.Турчинов понимает под компетентностью степень выраженности, проявленности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности.
  • А.В.Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».

     Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные (современные и своевременные)  знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

     Рассмотрим  понятие «компетенция» во взаимосвязи с понятием «квалификация». Быстрые изменения многих профессиональных задач, связанных, в частности, с введением новых технологий, требуют новых квалификаций. Умения, обычно характеризующие выполнение какой-либо профессии, уже недоступны. Нужно еще уметь предвидеть трудности, принимать решения, сотрудничать и координировать свою деятельность. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт (оснащение УМК в регионе, демонстрация сайта Электронных учебников , слайд № 6).  Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией и является скрытой возможностью. Часто можно встретить людей, обладающих обширными знаниями, но не умеющих мобилизовать их соответствующим образом в нужный момент, когда представляется возможность. Быть компетентным не означает быть ученым или образованным.

  • А.В.Хуторской поясняет, что под компетенцией следует понимать нормативные требования к профессиональной подготовке учителя, а под компетентностью – уже сложившиеся, состоявшиеся его качества. Структура компетентности определяется видами его профессиональной деятельности Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Для успешного выполнения профессиональной деятельности ее субъекту необходимо обладать совокупностью психофизиологических, психологических и личностных характеристик, которые определяются как профессионализм;
  • В.Г.Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками»

Таким образом, изучение различных мнений, представленных по определению сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить ее как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога эффективно выполнять профессиональную деятельность и включают профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

  1. Содержание профессиональной компетентности педагога.

     Если посмотреть на программу профессионального потенциала педагога с практической точки зрения, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество – учительское мастерство.

  • Мастерство по Ю.П.Азарову – это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания» ;
  • Педагогическое мастерство, по мнению А.С.Макаренко, - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Нередко педагогическое мастерство сводят к умениям педагогической техники, в то время как это – лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства. По А.С.Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой.
  • По мнению Станкина М.И., с позиции основных операционных функций педагога профессиональной школы можно выделить несколько  группы профессионально-педагогических способностей:

- экспрессивные способности – умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств;

- научно-педагогические способности – умение участвовать в научно-исследовательской работе педагогического характера, постоянное стремление к новому, желание трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт коллег ( курсовые работы, притчи);

- коммуникативные способности – это умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения;        личностные умения преподавателя проявляются, прежде всего, в педагогическом такте;

- мажорные способности – это оптимизм и юмор педагога, помогающие активизировать учебный процесс, любой вид работы и отдыха, предупредить или безболезненно ликвидировать сложный конфликт, снять напряжение (сайт, поговорки и пословицы, анекдоты);

-  конструктивные способности, или педагогическое воображение – это умение проектировать будущее воспитанников, тщательнее планировать работу, предвидеть результаты своего труда, обнаруживать задатки обучаемых и строить работу по их развитию, подводя каждого к его потенциальной вершине

(Демонстрация  структуры сайта учителя – как  доказательство профессиональной компетентности)

     Таким образом,         Исходя из данного содержания профессиональной компетентности учителя  , можно утверждать , что такой подход к уровню освоения современных информационных технологий будет способствовать  разностороннему, интеллектуальному развитию , повышению качества  образования учащихся,  а следовательно и профессиональному росту  самого учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества образования

Профессиональная компетентность - один из показателей качественной работы педагога. Повышение своего профессионального уровня - наипервейшая обязанность каждого педагога.В работе представлен опы...

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

"Профессиональная компетентность педагога - главный фактор повышения качества образования".

В статье кратко  рассматриваются новые компетенции педагога: информационная грамотность и информационная компетентность....

Сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов как средство повышения качества образования.

В статье  проанализирована деятельность  по сопровождению развития профессиональной компетентности педагогов в образовательном учреждении.  Материал может быть интересен начинающим упра...

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения....

Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования

В последнее время все без исключения говорят о новом школьном образовании, о современном, востребованном временем  учителе.Какой он – учитель XXI века? Можно написать его портрет красками, а можн...