Опыт проведения семинаров в МБОУ СОШ № 1
статья по теме

Вера Михайловна Петренко

     Современные условия жизни требуют создания условий для самореализации, самовыражения, социализации личности, поэтому методическую работу в МБОУ СОШ № 1 ст. Азовской мы ориентируем на гуманистическую парадигму, на развитие творческих способностей обучающихся.

     Обозначив приоритетные ориентиры – создать такую мотивационную среду, где педагоги и ученики совместно проецируют деятельность, направленную на личностное развитие для дальнейшего осознанного выбора жизненного  пути,  педагогический  коллектив  МБОУ  СОШ № 1 высветил проблему: как, за счет чего перевести потребность школы в «новом» учителе, который не только   у ч и т , но, в первую очередь, создает условия для развития ребенка.

     Для решения данной проблемы мы определили цель методической службы: расширение и углубление знаний по применению современных педагогических технологий и активных подходов в преподавании.

     Одними из эффективных форм методической работы по-прежнему остаются научно-практические семинары.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_seminarakh_.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петренко В.М.

СУЩНОСТЬ   ЛИЧНОСТНО   ОРИЕНТИРОВАННОГО  ОБУЧЕНИЯ.

РАЗВИТИЕ   ИНТТЕЛЕКТУАЛЬНЫХ  СПОСОБНОСТЕЙ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПРИ  УСЛОВИИ  ПРИМЕНЕНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО  ПОДХОДА

И   ИНТЕРАКТИВНЫХ   ФОРМ   ОБУЧЕНИЯ.

(Опыт проведения семинаров в МБОУ СОШ № 1 ст. Азовской)

     Современные условия жизни требуют создания условий для самореализации, самовыражения, социализации личности, поэтому методическую работу в МБОУ СОШ № 1 ст. Азовской мы ориентируем на гуманистическую парадигму, на развитие творческих способностей обучающихся.

     Обозначив приоритетные ориентиры – создать такую мотивационную среду, где педагоги и ученики совместно проецируют деятельность, направленную на личностное развитие для дальнейшего осознанного выбора жизненного  пути,  педагогический  коллектив  МБОУ  СОШ № 1 высветил проблему: как, за счет чего перевести потребность школы в «новом» учителе, который не только   у ч и т , но, в первую очередь, создает условия для развития ребенка.

     Для решения данной проблемы мы определили цель методической службы: расширение и углубление знаний по применению современных педагогических технологий и активных подходов в преподавании.

     Одними из эффективных форм методической работы по-прежнему остаются научно-практические семинары.

     В октябре 2012г. в школе проводился семинар «Личностно ориентированное взаимодействие как одно из условий доступности качественного образования». Идея проведения семинара была следствием анализа затруднений учителей в подготовке, организации и проведении современного урока и применения новых технологий личностно ориентированного обучения.

     Личностно ориентированный подход к обучению предполагает ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития.

     Современный учитель – философски образованный человек с высокой культурой и профессиональной компетентностью. Поэтому иными стали задачи его – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель – организатор получения информации. Чтобы информация стала знанием, надо пропустить ее через собственный опыт. Новый подход к понятию образования: собственный опыт = самостоятельное решение = развитие личности.

     Применяя личностно ориентированные технологии и зная главное свойство компетент-ности -  практико-ориентированное и личностно значимое,   педагог формирует личность.

     Из чего состоит содержание образования:

                 

 

     Личностно ориентированный подход к образованию призван решать и задачу качества обучения. Качество – это не только качество конечного результата, но и всех процессов, влияющих на результат. Здесь нельзя не остановиться и на таком аспекте, как культура, обретение культурных ценностей: информативных, социально-политических, здоровье-сберегающих, нормативно-правовых, воспитанность и т.д. А освоение этих составляющих невозможно без достижения определенного образовательного уровня и овладения интеллектуальными и практическими навыками и умениями.  Таким образом, образование и есть величайшая ценность, которая «окультуривает» человека и превращает его в социальную личность.

     Существует много определений что такое   образование:

Образование – это индустрия, направленная на будущее (С. Капица)

Образование – это структура мышления (А. Эйнштейн)

Образование – это сумма знаний, накопленная человечеством.

     Мне кажется, очень  емкое  и  глубокое  определение  содержания  образования  дано Ю.В. Сенько, академиком РАО, доктором педагогических наук: «Образование – это становление человека в культуре».

     Все указанные ценности и проявления культуры могут быть реализованы, как нам представляется, посредством личностно ориентированного обучения. Здесь не может быть авторитарного стиля отношений «учитель – ученик». Поэтому здесь иная позиция: умение видеть перспективы развития личного потенциала ребенка, опора на интересы каждого обучающегося, на его собственный опыт, признание основной целью обучения – развитие индивидуальных способностей.

     Критерии, которые мы используем, разработаны И.С. Якиманской:

  • наличие плана урока в зависимости от готовности класса;
  • использование проблемных творческих задач;
  • сообщение на уроке не только темы, но и организации учебной деятельности (использование ролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуации, создание ситуации успеха);
  • при задании на дом называется не только тема и объем заданий, но и объясняется, как следует рационально организовать работу.

     Руководителями МО и творческой группой учителей МБОУ СОШ № 1 была разработана программа проведения семинара, который состоял из 3 модулей:

I.   Работа секций.

II.  Проведение открытых уроков.

III. Пленарное заседание.

     Секций организовано было 4 (см. работа секций).

     Основной вывод, который мы сделали после проведения заседаний секций, состоял в том, что учителя увидели перспективы предстоящей работы для профессионального самоусовер-шенствования. Были обсуждены и поставлены новые задачи и требования.  Прежде всего к самому себе как педагогу-координатору творческого развивающего урока.

     После теоретического блока семинара, конечно, было предложено конкретное предметное содержание: посещение уроков опытных учителей, уроков с развивающим целеполаганием. Самое ценное, что было предложено начинающим учителям – самоанализ открытых уроков.

     Логическим завершением в целях установления обратной связи было проведение пленарного заседания по типу «Круглого стола», на котором педагоги поделились своими мыслями по поводу личностно ориентированных подходов в воспитании и обучении.

     На стадии обсуждения возникали все новые и новые вопросы, которые совместно обсуждались.

     Оценить результативность данного педсовета мы предпочли путем рефлексии, используя технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Главные задачи рефлексии состоит в том, чтобы закрепить полученные знания, сообщить информацию, собранную на стадии вызова, осмыслить ее и в дальнейшем применять в своей работе.

     Было предложено 2 приема: «свободное письмо» и синквейн (вдумчивая рефлексия, синтез информации в лаконичной форме). Мы считаем, что данные приемы очень удачно были предложены, так как синквейн является одним из оптимальных способов работы с понятийным аппаратом, так как семинар имел четко выраженную тематику и все время шла работа с ключевыми понятиями «личностно ориентированного взаимодействия».

     Вот некоторые выдержки из размышлений наших учителей:

Свободное письмо. Рефлексия.  «Я пишу, чтобы понять, что я понял»:

  • Личностно ориентированное обучение должно обеспечить развитие и саморазвитие личности. И заниматься этим должен учитель – личность. Только личность воспитывает личность.
  • Я понял, что я еще мало что знаю. Нужно много работать. Хорошо, когда вся школа работает в одном направлении.
  • Я поняла, что личностно ориентированное обучение – это развитие ученика и учителя. Спасибо всем учителям, которые показали в эти дни, на что они способны.
  • Главное – это ребенок. Я очень многое узнала из семинара.
  • Я поняла, что учиться никогда не поздно, не надо стесняться учиться у молодых. Я не всегда внимательно слушала коллег и поглядывала на часы. Удивилась, что хочется знать еще больше даже в моем возрасте.

Синквейн:

  • Личностно ориентированное обучение

- развивающее, необходимое

Думать, выбирать, анализировать. Новый век требует нового развития.

  • ЛОО

- важное, творческое

Развивать, исследовать, думать.

Подготовка к современной жизни. Самоусовершенствование.

  • ЛОО

- актуальное, недоисследованное, необходимое

Изучать, использовать, перестраиваться.

За ним будущее детей.

Успешность.

  • ЛОО

- заинтересованное, исследуемое, активное

Думать, импровизировать, развиваться.

Век живи – век учись.

Необходимость.

     Следующий семинар назывался «Развитие интеллектуальных способностей при условии применения деятельностного подхода и интерактивных форм обучения».

     Эпиграфом для данного семинара мы взяли слова Г. Спенсера:  «Великая цель образования – это не знания, а действия».

     Цель семинара:

1. Развивающая:   развитие ключевых компетенций:

1) Изучать (самостоятельно управлять своей деятельностью).

2) Думать (анализировать, выделять главное, критически осмысливать информацию;

    формировать собственное мнение, выдвигать идеи).

3) Сотрудничать (работать в группе, вносить свой вклад).

4) Адаптироваться (находить решения, излагать идеи).

     Наши педагоги чаще всего применяли и применяют традиционные технологии. Схематично организатор семинара показывает плюсы и минусы при использовании объяснительного способа обучения.

Деятельность учителя

     Преобладает                      М О Н О Л О Г      У Ч И Т Е Л Я

 

  1. Низкий уровень навыков общения.
  2. Невозможность получить развернутый ответ ученика.

Мы ищем:  кто виноват  

  1. Не в пассивности, а в данной технологии.

НАУЧНЫЕ  ОСНОВЫ

(ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК»)

Несоответствие установки  

учителя                                                                 ученика

                  (выполняет соцзаказ                                    (его  личностный запрос,

             ответственный  за процесс)                           ответственность за результат)  

     Объяснительный способ обучения – самый малоэффективный способ организации деятельности, так как не затрагивает глубоких внутренних пластов личности. При этом способе обучения у обучающихся рождается неверие в себя, они боятся допустить ошибку, тормозится самостоятельность.

     Так зачем мы учим ?  Что важнее ?  Знания или формирование умения действовать со знанием дела.

Побуждение  к  деятельности

             Внешние  факторы                                                Внутренние  факторы

  • стимулы ради награды;                            мотивация самого процесса получения
  • желание родителей, чтобы                            глубоких знаний;

у ребенка были «4» и «5»                               ощущение собственной компетенции

     Деятельностный подход как раз превращает учебный процесс в средство развития личности.

     Почему же у нас преклонение перед знаниями ?  Почему «знание – сила» ?  Ответы на эти вопросы просты. Потому знание и сила, что они – необходимое средство для выполнения практических дел. Разве можно что-то сделать, не зная, как это делается ?

     Умственные действия – это всегда преобразованное знание, а усвоенное знание – это не то, которое просто запомнилось, а то, что превратилось в умственное действие, в умение практически  действовать.

     Согласно деятельностному подходу вначале необходимо особым образом спроектировать учебную деятельность, затем ее организовать и только потом осуществить. Обучающий становится менеджером, он управляет процессом учения, учебной деятельностью.

     Это осознается не всеми учениками, педагогами, и учителя по-прежнему борются за запоминание некоторой системы знаний. (Поэтому многие отличники после школы много что помнят, но мало что умеют.)

     

     Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения:

Объяснительный способ

Компоненты деятельности

Деятельностный способ

Задается педагогом.

1. Цель – модель желаемого будущего.

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие цели деятельности.

Объяснительный способ

Компоненты деятельности

Деятельностный способ

Используются внеш-ние мотивы деятель-ности.

2. Мотивы – побудители к деятельности.

Опора на внутренние мотивы деятельности.

Выбираются педаго-гом, используются

3. Средства – способы, с помощью которых осуществляется деятельность.

Совместно с учащимися выбор средств обучения.

Организуется учителем.

4. Действие – основной элемент деятельности.

Вариантные действия, создание ситуации выбора.

Внешний результат: уровень усвоения.

5. Результат – материальный и духовный продукт.

Внутренние позитивные изменения личности в процессе

Сравнение результата

с общепринятым эталоном.

6. Оценка – критерии достижения цели.

Самооценка на основе индивидуального эталона.

     Основа деятельностного подхода – личностное включение школьников в процесс, деятельность ими самим направляемую и контролируемую. В результате обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающих и учеников, снижение конфликтных ситуаций. Повышается культурная подготовка – это форма трансляции социального опыта через усвоение не только предметного мира, умений, но и образцов поведения.

     Семинар проходил в форме «круглого стола». Ему предшествовали открытые уроки и классные часы, проводимые опытными учителями.

     План проведения семинара:

Деятельность организаторов семинара

Деятельность участников семинара

  1. Вызов.

Чтобы узнать, о чем пойдет речь, обратимся с эпиграфу. Созданы проблемные группы, прочтите задания каждой группы, вспомните, что вам известно по данной теме. (Обращение к собственному опыту).

1 группа. Реалисты: указать базовые понятия, дать определения методов, форм, формулировка идей.

П группа. Оптимисты: выявить положительные и интересные стороны данного подхода. Формулировка идей.

Ш группа. Пессимисты: сформулировать «недостатки», которые удается найти при изучении проблемы. Обосновать, почему это недостаток. Формулировка идей.

 

  1. Осмысление.

1. Почему назрела необходимость использования новых подходов в обучении.

2. В чем принципиальная разница между традиционными технологиями и развивающими.



1. Обсуждается в группах.


2. Аргументация своих рассуждений.

    Мнение группы.

  1. Рефлексия.


(ПОПС).

1. Доказательства, рисунки, схемы, мнение и оценка экспертной группы.

2. Выработка рекомендаций.

 

    Каждая группа участников семинара получила свои задания. В течение 20 минут они должны будут подготовить ответы на данные задания и суметь не только показать теоретические  знания, н и творчески выразиться. В помощь были назначены консультанты.

     Пример карточки-задания, предложенной каждой группе:

Группа № 1 «Реалисты»

«Великая цель  образования –

это не знания, а действия».

Г. Спенсер

  1. Указать  базовые понятия деятельностного подхода.
  2. Дать определения.
  3. Методы. Формы.

«Недостаточно  знать  себе  цену –

надо еще уметь себя реализовать».

     Чтобы участникам этих групп было проще высказать свои мысли и выполнить задание, была всем им предложена на заметку формула обоснования мысли: ПОПС (формула обоснования мысли)

П – позиция  (я считаю, что …)

О – обоснование  (потому что …)

П – пример   (например …)

С – следствие  (следовательно …)

     Выступление – защиту своей позиции каждая группа провела ярко, содержательно, со знанием и осмыслением своей собственной деятельности и эмоционально.

     Группа «Ассоциация» отвечала за аналитический модуль семинара. Их деятельность имела четкую цель: сформулировать позитивные и негативные моменты в работе 3 групп. Дать оценку. Выработать резюме и рекомендации для дальнейшего применения деятельностного подхода в работе педагогов МБОУ СОШ № 1.

     Вот некоторые основные положения деятельностного подхода, которые тезисно были предложены экспертной группой:

  1. Процесс учения – это учебная деятельность.
  2. Задачей обучения является обучение не знаниям, а умению организовывать и осуществлять свою деятельность.
  3. Знать – это не просто помнить «знания», а выполнять определенную деятельность.
  4. Знание – не цель обучения, а средства.

     На семинаре присутствовали гости. Они тоже были не просто зрителями, а участниками действия.  Им были предложены задания творческого характера. Например:

Задание № 1.  Используя данные слова, выразите свои ощущения, переживания в стихотворной форме:  интерактивное, эффективное, обучение, применение, ребенок, учитель, развитие, мастерство.

     Рефлексией (осмыслением) результативности семинара было ставшее традиционным написание короткого 10-минутного эссе «О чем меня не спросили, но я хочу сказать…»:

  • Я считаю, что время требует от меня перестройки в работе. Буду стараться !!!
  • Тема актуальная, важная. Ребенок должен не только получать знания, умения, навыки, а должен быть подготовлен к жизни, а подготовить его может только учитель, организующий и координирующий деятельность обучающего.
  • Я думаю, что полностью перейти на деятельностный подход невозможно. Очень много трудностей: нехватка времени, оборудования, но вот использовать на определенных уроках буду. Семинар мне очень понравился ! Все молодцы !  Всем спасибо.
  • Спорить и рассуждать, надо ли применять деятельностный подход, уже не приходится. Конечно, надо. Но я хочу, чтоб мне самой не было за себя стыдно, что я не в состоянии качественно подготовить любой и каждый урок. Мне хочется, чтобы у меня хватило времени на все: уроки, методическая работа, моя семья.
  • Современный мир требует применения новых технологий, жизнь доказывает, что надо действовать, быть активным, чтобы стать успешным в жизни, а успешности надо обучаться со школьной скамьи, чтобы в школьной  жизни увидеть успехи и промахи, а ликвидация промахов настроит учеников на самостоятельную работу и перешагнуть новую ступень будет не так страшно. Интерактивные формы необходимы.
  • Было комфортно  и уютно, в душе какой-то странный подъем. Может быть, все еще раз начать сначала ? Ведь жизнь – это борьба старого с новым, а в итоге побеждает новое. Да здравствует жизнь !

И т о г :

     Данные семинары показали, что применяя современные педагогические технологии, технологии личностно ориентированного обучения, деятельностный подход, происходит прорыв и в развитии содержания обучения, и возрастает потенциал учителя. Наши педагоги находят новые возможности в работе, умеют нестандартно креативно  мыслить. Креатив-ность – один из факторов, который раскрывает возможности учителей, позволяет им находить оригинальные решения, учит творчески мыслить в любых сферах межличностного общения.

Знания

Опыт репродуктивной деятельности

(умения, навыки)

Опыт творческой деятельности (предметная составляющая)

Опыт эмоционально-ценностной деятельности

(от когнитивной к креативной, умение договариваться,

умение жить вместе)

П Р О Б Л Е М А

КОРЕНЬ ПРОБЛЕМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы социального педагога МБОУ "СОШ №4" Гречановой Л.Н.

В статье описан мой опыт работы, приведены статистические данные за три года состоящих на учёте учащихся в сравнении. Описана работа с учащимися, родителями, учителями-предметниками, с общественными о...

Опыт работы учителя технологии МБОУ СОШ №4 г. Аксая Ростовской области Чуприной Т.В.

В данной работе обобщён опыт работы учителем технологии в общеобразовательной школе за пять лет. В работе освещёны разделы:1. Результаты обучения при их позитивной динамике за последние три года.2. Ре...

«Опыт разработки Образовательной программы МБОУ «Лицей №124»

Выступление на семинаре для слушателей Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования...

Презентация "Опыт работы отряда ЮИД МБОУ гимназии № 12 г. Каменск - Шахтинский по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма"

Опыт работы отряда ЮИД МБОУ гимназии № 12 г. Каменск - Шахтинский по предупреждению детского дорожно - транспортного травматизма"...

Опыт работы учителей математики МБОУ СШ №23 по подготовке к ЕГЭ

Это выступление на городском МО математиков, где обобщен опыт работы учителей математики по подготовке к ЕГЭ...

Разработка содержания и проведение (участие в проведении) семинаров, тренингов или конференций

Разработка содержания и проведение (участие в проведении) семинаров, тренингов или конференций...

выступление на семинаре ": Опыт проведения уроков математики в 5-9 классах в формате электронного обучения и дистанционных образовательных технологий "

Организация образовательной деятельности в нашей школе проходит, используя такие электронные ресурсы, как Дневник.ру и средства месенджераWatsapp....