Воспитательная программа 5 класса. ГБООУ АО АСШИ №2 г. Архангельска
рабочая программа (5 класс) по теме

Крылова Ирина Васильевна

Программа предназначена для воспитателя санаторной школы-интернат, круглосуточного пребывания детей. Отдельное приложение к программе понедельное планирование работы воспитателей. Программа проходит через деятельность по семи направлениям: Здоровье, ценности, знание, работа с родителями, трудовая деятельность, творчество, свободное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_vospitatelnoy_programmy_5_klassa1.doc85 КБ
Microsoft Office document icon plan_zanyat._po_chetvertyam.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема воспитательной программы 5 класса

 

«Воспитание и развитие коммуникативных навыков и умений младших подростков»

Архангельск

2011

Пояснительная записка

Едва ли найдется в жизни человека такой же сложный этап развития, как подростковый. Казалось, только совсем недавно сын или дочь был послушен, мягок, спокоен, выполнял все требования родителей и задания учителя, не дерзил взрослым, был увлечен любимыми комиксами, занимался интересными делами, гулял с собакой, играл с сестренкой и т.п. Но все это куда-то исчезло. Попросить ни о чем нельзя, в ответ услышишь: «А мне это надо?» или у «У меня свои дела».

Как выходит, плохо всем: родителям, педагогам, а главное – самому подростку. Но всегда ли так разворачивается картина взросления? Нет, конечно. Но и не значит, что переход от детства к взрослости может быть совсем незаметным и безболезненным. Раз этот процесс имеет какие-то примечательные черты, то их следует понять, а взросление – регулировать, вмешиваясь в трудности и научив подростка их преодолевать.

Останавливаясь на особенностях подросткового возраста, ученые  выделяют несколько разных  периодов, их определение возрастной периодизации соответствует представления о предназначении человека в жизненный период.

Возрастной период пятиклассника 11-12 лет, это младший подростковый возраст, в котором физиологические изменения влияют на психологическую и социальную зрелость, а они могут не совпадать. Характерной чертой этого возраста, является общение на основе различных видов общественно полезной деятельности, благодаря которой у подростков формируются осознанные нормы поведения, умение строить и регулировать общение, способность оценивать свои действия, опираясь на мнения одноклассников. Психологическая зрелость позволяет подростку осознавать себя, принимать решения, соотносить реальное, возможное и вымышленное.

Таким образом, особенностью развития пятиклассника выделяется именно общение, общение со взрослыми, общение с одноклассниками, с учениками других классов. Развивая коммуникативные умения, ребенок легче социализируется и самосовершенствует свои личностные качества.

Программа по воспитанию и развитию коммуникативных навыков младших подростков направлена в первую на умение взаимодействовать с обществом в различных ситуациях, т.к.общение является ведущей деятельностью подростков и очень значимо в субъективном плане для большинства из них. Важно, чтобы ребенок почувствовал себя востребованным в обществе, а не оказался изгоем.

Цель программы

Создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес к реализации потребности стать самим собой.

Задачи программы

  • Формировать навыки самопознания и самопринятия;

 

  • Развивать навыки управления собственными эмоциональными состояниями, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих;

  • Развивать коммуникативные способности, как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения с другими людьми;

  • Предоставить возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные);

Основные направления воспитательной работы

     Педагогическое руководство воспитательным процессом

  1. Изучение особенностей детей, их семей, образа  жизни, условий проживания.
  2. Организация работы направленной на установление межличностных отношений как с детьми так, и со взрослыми  ( родительские собрания, индивидуальные беседы, педагогические консилиумы и т.д.)
  3. Выбор актива класса, распределение поручений.
  4. Изучение индивидуальных  особенностей и черт характера учащихся.

Нравственное воспитание

  1. Организация взаимной деятельности учащихся во внеурочное время.
  2. Воспитание культуры поведения и культуры общения со взрослыми и детьми, в помещении и вне.
  3. Воспитывать уважение к человеческому достоинству.

Развитие коммуникативных навыков и культуры умственного труда

  1. Формирование готовности к активному взаимодействию с окружающим миром.
  2. Формирование желания и умения учиться в основном звене школы.
  3. Формирование инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества во всех видах деятельности.

Трудовое воспитание

  1. Развитие способностей и умений коллективного труда.
  2. Развивать потребность умственного труда.
  3. Прививать умение правильно организовать свою деятельность.
  4. Воспитание уважения к трудовой деятельности и к труду других людей.
  5. Формирование умений и навыков самообслуживания, привычки к чистоте и порядку.

Физкультурно-оздоровительная работа

  1. Укрепление психофизического здоровья детей.
  2. Расширять кругозор знаний, умений и навыков о физической культуре, о спорте, о своих физических возможностях организма.
  3. Формирование готовности развития личности к устойчивости к стрессовым ситуациям.

Работа с родителями, с семьей

  1.  Проведение родительских собраний.
  2. Индивидуальные беседы с родителями.
  3. Формирование банка данных о семье и семейном воспитании.
  4. Анкетирование.

Программу воспитания составляют семь блоков:

  1. «Здоровье»

 Цель: воспитание культуры здоровья.

Задача: воспитывать потребность в укреплении и сохранении собственного здоровья, изучать концепцию здорового образа жизни.

  1. «Знания»

 Цель: развитие познавательного интереса воспитанников, как основы межличностных отношений.

Задача: повышать интеллектуальные способности подростка во внеурочное время с помощью интеллектуально-развивающих мероприятий. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

  1. «Ценности»

Цель: формирование системы ценностных ориентаций.

Задача: Воспитывать положительное межличностное отношение в коллективе подростков, принятие каждого члена группы с его индивидуальными особенностями.

  1. «Трудовая деятельность»

Цель: воспитание потребности в общественно-полезном труде.

Задача: Развивать потребность к труду, как жизненно-значимой ценности.

  1. «Работа с семьей» 

Цель: поддержание взаимосвязи с семьями воспитанников.

Задача: Приобщать родителей к жизнедеятельности своих детей в школе.

  1. « Творчество» 

Цель: развитие творческих способностей воспитанников.

Задача: развивать практические навыки через прикладные виды творчества, интеллектуальные, музыкально-эстетические и т.п.

  1. «Свободное время» 

Цель: разнообразие досуговой деятельности воспитанников.

Задача: развивать умение организовывать свое время, включение во внешкольные досуговые мероприятия.

Совместная деятельность воспитателя и детей

        

        

Организованная форма воспитательного процесса

по программе

        

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
  2. Умение организовывать общение («Я Умею!»), включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Ожидаемые результаты

Принятие каждого члена коллектива, с

его личностными особенностями;

Уметь регулировать свое поведение,

эмоции, соответственно ситуации;

Знать и уметь применять правила

общения со взрослыми, и со сверстниками;

Список используемой литературы

  1. Тартышная М.А. Все лучшее – впереди/ социально ориентированные работы со школьниками/ М.А. Тартышная.- Ростов/н Д.:Феникс, 2006.-285с.
  2. Селевко Г.К. Познай себя. М.: Народное образование, 2000.-116с.
  3. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: поурочные планы/ авт. сост. Г.Н. Шевченко.- Волгоград: Учитель, 2006.-133с.
  4. Сухин Н.Г. Новые занимательные материалы: 1-4 кл.-М.: Вако, 2007.-387с.
  5. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 кл.- М.: ВАКО, 2004.-152с.
  6. Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.-128с.
  7. Смирнова  Е.С. Интеллект и творчество: Развивающий курс. 5-7 кл.- М.: УЦ «Перспектива», 2004.-80с.
  8. Психолого-педагогические методы диагностики в работе воспитателя детского дома и школы-интерната. Депертамент образования и науки адм. Арх.обл., 2007.
  9. Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик. М.: АРКТИ, 2007.-272с.
  10. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. Спб.: Питер, 2009.-160с.
  11. Колесинская Яна. Сценарии КВН для 5-8 классов. Играем по умному: Новосибирск, 2008.- 127с.

Методы диагностики

  1. Индивидуальные карты развития детей.
  2. Исследование межличностных отношений: Анкета «К кому ты обратишься?».
  3. Тест для родителей «Я и мой ребенок».
  4. Анкета Н.Е. Щурковой «Десять простых вопросов» (Диагностика личностных качеств воспитанников).
  5. Исследование особенностей класса «Характеристика класса»: Комплекс вопросов.
  6. Методика выявления коммуникативных способностей учащихся: «20 вопросов».
  7. Анкетирование: «Анализ интересов и направленности подростков».
  8. Анкетирование: «Наши отношения».

Условия реализации программы.

     1.        Определение стратегии и тактики деятельности.

2.        Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.

3.        Кадровое обеспечение воспитательного процесса.

5.        Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.

6.        Решение проблем материально-технического и методического обеспечения.

7.        Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.

8.        Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.

9.        Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в классе.



Предварительный просмотр:

СЕНТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

2 НЕДЕЛЯ

3 НЕДЕЛЯ

  1. НЕДЕЛЯ

1.«Здоровье»

 «Гигиена здоровья»

беседа

отв. Крылова И.В.

«В здоровом теле здоровый дух» день здоровья

отв. Чижевская О.С.

«Кросс 2011» общешкольное м-е

Отв. Ивко И.В.

«Операция одежда»

Итоговое занятие

Отв. Бородулина Н.В.

2.«Знания»

«Юный эрудит» - конкурс

Отв. Бородулина Н.В.

«Чем будем заниматься» планирование с классом мероприятий

«Час общения»

Игровое занятие

Отв.Крылова И.В.

3.«Ценности»

«Берегите книгу» беседа

Отв. Чижевская О.С.

«Библиотечный час»

Практическое занятие

Отв. Крылова И.В.

«Знакомимся друг с другом»

Вводное занятие

«Посвящение в учащиеся» общешк.

праздник

4.«Трудовая деятельность»

Генеральная уборка

Еженедельно по понедельникам

«Самая чистая комната» конкурс

Отв. воспитатели

5.«Работа с семьей»

Знакомство с родителями при поступлении детей в школу

 

Беседы о здоровье детей и адапации

6.«Творчество»



Подготовка к празднику «День Учителя»

Учим стихи о Ломоносове

Отв. Воспитатели

7.«Свободное время» 


«Идем в поход»

Внеклассное м-е

Отв. Крылова

Кружок «резьба по дереву»

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.«Здоровье»


«Вредные привычки»

Викторина

Отв. Чижевская

«Путешествие на поезде здоровья»
Игра. Отв. Бородулина Н.В.

«Последний герой»

Спортивная игра

Общешк.м-е

«Как ухаживать за своим телом»

Ознакомительная беседа (Бородулина Н.В.

2.«Знания»


«Что такое интеллект»

Развивающая игра

Отв. Крылова И.В.

Учим стихи

Воспитатели

«Учимся общаться»

Урок общения

Отв.Крылова И.В.

«Слово о Ломоносове» конкурс чтецов (общешк. М-е

3.«Ценности»


«День учителя»

Праздник

Общешк. М-е

«Познай себя»

Праздник

Отв.Чижевская О.С.

«Как вести себя в общественных местах» отв. Чижевская О.С.

«Научные миры Ломоносова» Устный журнал

4.«Трудовая

деятельность»

Генеральная уборка

«Самый лучший дежурный»

Конкурс. Отв. Воспитатели

Общешкольная генеральная уборка

5.«Работа с семьей»


Разговор об успехах и не только


Родительское собрание

6.«Творчество»


«Осенние поделки»

Конкурс

Отв. Крылова И.В.

«Наш класс»

Отв. Чижевская О.С. Конкурс

«Осенний вернисаж»

Конкурс

Отв. Бородулина Н.В.

7.«Свободное время» 


«День именинника»

Праздник

Отв. Крылова И.В

«Поздравляем с окончанием четверти»

Праздник (воспит-ли)

2 ЧЕТВЕРТЬ

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.«Здоровье»


«Мое здоровье» занятие

Отв. Бородулина Н.В.

«О вреде курения» профилактическое занятие

Отв. Чижевская О.С.

«Неразлучные друзья- взрослые и дети»

Общешк. Мер-е

Цикл занятий на развитие саморегуляции «Учимся регулировать себя»

2.«Знания»


«Час сканворда» интеллектаульная игра (отв. Бородулина Н.В.)

«Тренируем внимание» Тест

Отв. Крылова И.В.

«Тренируем внимание» Упражнения

Отв. Крылова И.В.

«В замке шуточных заданий и рассказов»

Отв.Крылова И.В.

3.«Ценности»


«Мой мир»

Развивающее занятие

Отв. Чижевская О.С.

«Азбука вежливости»

Урок этикета

Отв. Бородулина Н.В.

«Какой наш класс»

Анкетирование

Отв. Крылова И.В.

«Дерзайте ныне ободрены» Конференция поисково-исследовательских работ

4.«Трудовая

деятельность»

«Операция чистюля»

Конкурс

Отв. Воспитатели

«Без труда, не выловишь и рыбку из пруда!» Конкурс пословиц о труде

Отв. Крылова И.В.

«Подготовимся к зиме»

Утепляем окна

Отв. Воспитатели

5.«Работа с семьей»

Акция «Лучший ученик»

Отв. Крылова И.В.

Подведение итогов за месяц

Отв. Бородулина Н.В.

6.«Творчество»


«Раз словечко, два словечко»

Муз. Игра(отв. Чижевская)

Изготовление поделок

Отв. Крылова И.В.

Генеральная репетиция

«Литературно-музыкальная композиция о Ломоносове» конкурс

7.«Свободное время» 


Час чтения

Просмотр телепередач

Прогулки на свежем воздухе

Библиотечный час

«Рисунок о прочитанной книге» конкурс

Отв. Крылова И.В.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.«Здоровье»


«Давление, влияние, ситуации…» занятие

Отв. Бородулина Н.В.

«Я и мои друзья»

Викторина

Отв. Чижевская О.С.

«Зимние забавы»

Спрт.Праздник

Отв. Ивко И.В.

«Осторожно гололед»

Занятие по ТБ

Отв.Чижевская О.С.

2.«Знания»


«Букет Улыбок»

Урок общения

Отв. Чижевская О.С.

«Веселая викторина» - мероприятие

Отв. Бородулина Н.В.

Занятие 2. Саморегуляция эмоций

Отв. Крылова И.В.

Занятие 3.

«Кто как дышит»

Игра. Отв. Крылова И.В.

3.«Ценности»


«Остров мечты» игра
отв. Бородулина Н.В.

«Я счастливый»

Турнир

Отв. Чижевская О.С.

«Значение осанки в жизни человека»

Познавательная игра

Отв. Крылова И.В.

4.«Трудовая

деятельность»

Генеральная уборка на этаже

«Украшаем школу»

Отв. Воспитатели

Генеральная приборка Участков школы

5.«Работа с семьей»

Родительское собрание

Встречи

Беседы

Итоги за полугодие

6.«Творчество»


«Поделки на новый год»

Прикладное творчество

Отв. Крылова И.В.

Делаем игрушки для елки

Отв. Воспитатели

«Украшаем нашу елку»

Праздник худ.творчества

7.«Свободное время» 


«Украшаем свой класс»

Конкурс

Отв. Бородулина Н.В.

«Зимние зарисовки»

Экскурсия

Отв. Крылова И.В.

«В преддверии нового года»

Развлекательное шоу

Отв. воспитатели

«Новогодняя развлекательная программа»

3четверть

Январь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.«Здоровье»


каникулы

Зимние прогулки

«Лыжня зовет»

Спортивные соревнования

«Поле чудес»

Шоу-игра

Отв. Чижевская О.С.

2.«Знания»


каникулы

«Знаешь ли ты свой город» Устный журнал

Отв. Чижевская О.С.

«Наши чувства»

Игровое занятие

Крылова И.В.

3.«Ценности»


каникулы

«Остров мечты»

 Творческая игра

Отв. Бородулина Н.В

«Какой наш класс»

Анкетирование

Отв. Крылова И.В.

4.«Трудовая

деятельность»

каникулы

«Чистюля»

Конкурс чистых комнат

Отв. Бородулина Н.В.

«Сделай все на пять»

Трудовой десант

Отв. Чижевская О.С.

5.«Работа с семьей»

каникулы

Беседы о предстоящей работе в классе

Решение текущих вопросов

6.«Творчество»


каникулы

«Зимние зарисовки»

Конкурс рисунков

Отв. Воспитатели

Подготовка к конкурсу

Отв. Воспитатели

«Все звезды»

Шоу-программа

7.«Свободное время»


«Новогодние игры»

Отв. Воспитатели

«Гадания под рождество»

Отв. Воспитатели

Занятия по интересам

«Изонить»

Свободное творчество

Отв. Крылова И.В.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.«Здоровье»


«Безопасность на дороге»

Инструктаж отв. Бородулина Н.В.

«Психическое здоровье подростка»

Познавательное занятие (отв. Крылова И.В.)

«Смотр строя и песни»

Общешк. М-е

«Состояние тревожности»

Аутоторенинг

Отв. Крылова И.В.

2.«Знания»


«Что такое дружба»

Поэтический вечер

Отв. Чижевская О.С

Час сканворда- мероприятие

Отв. Бородулина Н.В.

«Малая моя родина»

Турнир знатоков

Отв. Чижевская О.С.

«Гимнастика для ума»

Викторина

Отв. Чижевская О.С.

3.«Ценности»


«Ребята давайте жить дружно»

Психологическая игра

Отв. Крылова И.В.

«Подготовка космонавтов» мероприятие

Отв. Бородулина Н.В.

«Путешествие на воздушном шаре»

Урок общения

Отв. Крылова И.В.

«Праздник мужества»

Общешк. М-е

4.«Трудовая

деятельность»

«Хозяйка, хозяин»

Конкурс

Отв. Бородулина Н.В.

Приведем порядок в школьных принадлежностях

Отв. Чижевская О.С.

«Как беречь одежду»

Групповое занятие

Отв. Крылова И.В.

«Что посеешь, то и пожнешь»

Викторина

Отв. Бородулина Н.В.

5.«Работа с семьей»

«Как вести себя с подростком»

Лекция для родителей

Отв.воспитатели

Приобретение подарков для мальчиков и девочек

Отв. Родит. комитет

6.«Творчество»


«Шашечный турнир»

Вечер

Отв. Чижевская О.С.

«Изготовление подарков своими руками»

Отв. Крылова И.В., Бородулина Н.В.

«Изготовление подарков своими руками»

Отв. Крылова И.В., Бородулина Н.В.

«Рисуем зиму»

Конкурс

Отв. Крылова И.В.

7.«Свободное время»


Занятия изонитью

Отв. Крылова И.В.

Репетиция

К смотру строя и песни

Генеральная репетиция

«Праздничное чаепитие»

Праздничный вечер

Отв.Воспитатели

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.«Здоровье»


«Виды отношений между людьми»

Практическое занятие

Отв.Крылова И.В.

«Обманчивая весна»

Урок-занятие

Отв. Чижевская О.С.

«Путешествие в мир игр»

Спорт. Праздник

2.«Знания»


«Пойми меня»

КВН

Отв. Чижевская О.С.

«Тренируем наблюдательность»

Игра

Отв. Крылова И.В.

«Тренируем зрительную память»

Урок-игра

Отв. Крылова И.В.

3.«Ценности»


Игра «Фантастический выбор»

Отв. Бородулина Н.В.

«Литературный журнал»

Занятие

Отв. Бородулина Н.В.

Неделя детской и юношеской книги:

Конкурс инсценировок литературных произведений

4.«Трудовая

деятельность»

Ежедневная уборка комнат и этажа


-

Генеральная приборка в школе, на этаже, на участке

5.«Работа с семьей»

«Примите поздравления»

Акция

Отв. Воспитатели

Текущие беседы и встречи

Родительское собрание по окончании четверти

6.«Творчество»


«8 марта»

Праздничный вечер

Отв. Чижевкая О.С., Крылова И.В.

Репетиция к конкурсу инсценировок

Вечер творчества

7.«Свободное время»


Занятия по интересам

«Улучшаем технику чтения»

Вечернее чтиво

Отв. Воспитатели

4четверть

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

1.«Здоровье»


«День смеха»

Игра

Отв. Крылова И.В.

«как вести себя в общественных местах»

Инструктаж

Отв. Воспитатели

«Суперстар-2012»

Спорт шоу

«Здоровье рук, ног, стоп»

Урок здоровья

Отв.Чижевская О.С.

2.«Знания»


«Балда»

Словесно-логическая игра

Отв.Крылова И.В.

«Общение со взрослыми»

Урок коммуникативных навыков

Отв. Чижевская О.С.

«Конвенция прав ребенка»

Викторина

Отв. Крылова И.В.

Метапредметная декада

3.«Ценности»


«Я хвалю себя за…» беседа

Отв. Бородулина Н.В.

«Роль книги в жизни человека»

Вечер поэзии

Отв. Чижевская О.С.

«Азбука вежливости»

Тренинг

Отв. Бородулина Н.В.

«Умение слушать»

Конкурс

Отв. Чижевская О.С.

4.«Трудовая

деятельность»

«Порядок на пришкольном участке»

Конкурс на самого трудолюбивого ученика

Отв. Воспитатели

Ежедневная приборка этажа

Ежедневная приборка этажа

«Самый опрятный, самая опрятная»

Конкурс

Отв. Бородулина Н.В.

5.«Работа с семьей»

Встречи с родителями

«Мы с тобой одна семья»

Беседа

Отв. Чижевская О.С.

Решение текущих  вопросов (беседы, звонки по телефону)

Отв. Воспитатели

6.«Творчество»


«Составим автопортрет класса»

Конкурсная программа

«Изготовление поделок к праздникам»

Практическое занятие

Отв. Крылова И.В.

«Творим сами»

Занятие прикладного творчества

Отв. Крылова И.В.

7.«Свободное время»


«Улучшаем координацию движения»

Игровое упражнение

Отв. Крылова И.В.

«улучшаем зрение»

профиликтические упражнения

отв. Бородулина Н.В.

1 четверть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа класса"Мы вместе"

Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...

Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"

Программа  представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....

Воспитательная программа класса "Я - среди людй"

Программа деятельности  классного руководителя  "Я - среди людей"  на районный конкурс "Самый классный "классный"....

Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"

Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....

Воспитательна программа класса "Содружество"

Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...

Воспитательная программа класса

Воспитательная программа класса...

воспитательная программа класса "Путь к здоровью"

Программа поможет классному руководителю  в работе по формированию здорового образа жизни среди учащихся и их родителей....