Авторская программа, требования к её разработке
учебно-методический материал на тему

Мысь Елена Алексеевна

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для  их практического использования педагогами. Они включают материалы по созданию авторской программы.

Авторской может быть названа такая программа, в которой наряду с традиционными блоками обязательно содержится авторская идея (за­мысел), прогнозируемые цели, а также модель процесса их достижения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_trebovaniya_k_eyo_razrabotke.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

 Профессиональный лицей №25

Авторская программа,

требования к ее разработке

и оформлению

Методические рекомендации

                                                             

                                                                                                      Автор-составитель:

                                                                                        Мысь Е.А.,

                                                                                       методист.

Полысаево 2010


Введение

        В процессе работы у каждого педагога с годами накапливается много дополнительного материала по предмету, а, используя существующие программы, он видит их недочёты и недостатки.  Творчески работающий педагог не остановится на достигнутом и, учитывая запросы работодателей и потребности современного рынка труда, может издать авторскую программу.

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для  их практического использования педагогами. Они включают материалы по созданию авторской программы.

Цель методических рекомендаций: обеспечить педагогам оперативную и опережающую личностно-ориентированную методическую поддержку и помощь.

Вспомним прежде, что такое учебная программа.

    Учебная программа — нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Учебные программы бывают типовые, вариативные, рабочие, школьные, авторские, индивидуальные.

      Существуют два способа построения учебной программы: концентрический (когда отдельные части учебного материала повторяются на постоянно расширяющемся углубленном уровне) и линейный (отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, содержание знания передается один раз в определенной логике).


Авторская программа,

требования к ее разработке и оформлению

Авторская программа - это спроектированная самим педагогом

(автором) на основе собственной методической концепции организационно-содержательная модель воспитательно-образовательного процесса. Она нацелена на обновление профессионального образования и получение имеющих положительную динамику педагогических результатов.

Авторской может быть названа такая программа, в которой наряду с традиционными блоками обязательно содержится авторская идея (замысел), прогнозируемые цели, а также модель процесса их достижения.

    Классификация авторских программ:

•        по способу разработки:

- адаптивные - связаны с приспособлением уже имеющихся разработок к данной школьной образовательной среде;

  • комбинированные - новая конструкция создается благодаря новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов;
  • радикальные - происходит принципиальное обновление содержания предмета. При этом базовыми является государственный образовательный стандарт.

•        по степени новизны:

  • педагогическая инновация - создание и внедрение новшеств, порожденных значимыми изменениями в практике образования, но не претендующих на объективную (т. е. социально значимую для страны и мира) новизну;

педагогическое изобретение - общественно значимое практическое решение задачи в области образования, претендующее на объективную новизну;

-        педагогическое открытие - установление ранее неизвестных объ-
ективно существующих закономерностей, свойств, явлений, эффектов,
принципов обучения и воспитания.


Процесс разработки авторской программы

1.         Аналитический этап:

  • установить наличие программ по данному учебному курсу;
  • выявить то, что педагога не устраивает в существующей программе, определить трудности, возникающие у педагога при работе с программой;
  • установить причины педагогических трудностей и сформулировать проблему.

2.        Этап разработки концепции:

  • описать авторскую идею (замысел) новой программы;
  • формулировать ожидаемые результаты при работе с новой программой;
  • спрогнозировать цели новой программы;
  • разработать модель содержания программы;
  • разработать модель совместной деятельности педагога и учащихся при работе по новой программе.

3.        Этап оформления рабочего варианта программы (текстовое опи-
сание).

4.        Этап опытно-экспериментальной проверки авторской про-
граммы:

  • разработать программу опытно-экспериментальной проверки;
  • отобрать экспериментальные группы;
  • подготовить педагогов-экспериментаторов;
  • разработать критерии диагностики промежуточных и итоговых результатов опытно-экспериментальной проверки.
  • провести эксперимент;
  • осмыслить полученные результаты;
  • оформить результаты опытно-экспериментальной проверки;
  • провести коррекцию рабочего варианта авторской программы.

5.         Конечное оформление авторской учебной программы:

Блоки авторской учебной программы: Введение (пояснительная записка), Концепция программы, Содержание учебного материала, Moдель образовательного процесса, Информационное и научно-методическое обеспечение.

При описании каждого из указанных блоков авторской программы необходимо ответить на поставленные ниже вопросы:

Введение:

  1.  Под какой учебный курс составлена программа?
  2.  Кому она адресована?
  3.  Чем обусловлена необходимость создания данной программы?

 Концепция:

  1.  Какое место занимает данный курс в системе профессионального образования?
  2.  Какая основная идея отличает авторскую программу от других, т.е. каков авторский замысел?
  3.  Что нового привносит разработчик (новые цели, новое содержание, новый способ структурирования материала и др.)?
  4.  Что и как изменилось в связи с введением авторской программы?

Содержание программы:

  1.  Каковы цели и назначение программы? (На развитие каких личностных качеств, способностей обучаемых ориентирована программа? Какие типы деятельности осваиваются учениками (поисковый, репродуктивный, коммуникативный, рефлексивный, творческий и др.)? На формирование каких общеучебных и предметных умений она рассчитана? Какие типовые профессиональные задачи осваиваются с помощью данного курса?)
  2.  Какие блоки, разделы, темы, понятия (другие единицы содержания) включены в программу?

     Модель образовательного процесса:

  1.  Каковы особенности организации образовательного процесса?
  2.  Каковы особенности деятельности педагога (какие технологии, методики, методы, приемы, техники целесообразно использовать педагогу для достижения поставленных целей и др.)?

    3. Каковы особенности деятельности учащихся (как и за счет чего будет повышаться учебная мотивация учащихся: к какой последовательно и почему именно так будет осуществляться деятельность учащихся, каково место и объем самостоятельной работы, «удельный вес» рефлексивной работы и др.)?

4. По каким критериям оцениваются промежуточные и конечные результаты?

Информационное и методическое обеспечение:

  1.  Какая учебная литература для учащихся (учебники, учебные пособия, книга чтения) обеспечивают авторскую программу?
  2.  Какие дидактические материалы рекомендуются педагогу, работающему по авторской программе?
  3.  Какие методические материалы обеспечивают авторский курс (сборники задач и упражнений, практикумы и др.)?
  4.  Какой аппарат контроля обеспечивает деятельность учащихся по авторской программе (комплекты диагностических и контрольных тестов, контрольных вопросов, задач, заданий и др.)?
  1.  Какими компьютерными программами обеспечивается авторский курс?
  2.  Какие официальные документы сопровождают авторскую программу (концепция образовательного учреждения, образовательный стандарт, сборники законодательных и нормативных актов, правила по технике безопасности)?
  3.  Какая публицистическая, научная и художественная литература (в случае необходимости) поддерживает авторскую программу?


Заключение

Для научно-методического обеспечения непрерывного профессионального образования педагогов  и качественной профессиональной подготовки выпускников учреждений профессионального образования с учётом современных требований методической службе должно быть присуще максимальное удовлетворение запросов педагогов и администрации на педагогические и методические услуги.

В данных методических рекомендациях мы рассмотрели требования к авторской программе, процесс ее разработки, конечное оформление и др. Педагогические работники могут воспользоваться ими и разработать свою авторскую программу.


Список литературы

  1. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
  2. Панина, Т.С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст]: методическое пособие/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова.- Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2009.- 408 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка авторской программы по дисциплине Литература

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:- воспроизводить содержание литературного произведения;- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя ...

Методические рекомендации по разработке и оформлению авторской программы дополнительного образования детей

Подробные рекомендации педагогам дополнительного образования по разработке авторской программ ДОД...

Методическая разработка авторской программы элективного курса " Разговорный английский язык" 10-11 классы

Цели и задачи элективного курса, пояснительная записка, программа курса ( 34 ч.), тематическое планирование занятий....

Отчет о разработке и внедрении в МБОУ СОШ № 66 авторской программы военно-патриотического клуба «Поиск»

Одним из важнейших направлений в работе преподавателя ОБЖ является внеурочная деятельность. Для её организации можно использовать уже существующие программы, а можно создать авторские....

Отчет о разработке и внедрении в МБОУ СОШ № 66 авторских программ дополнительного образования "Зарница" и "Юный пожарник"

Обе программы имеют рецензии специалистов Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования (ККИДППО)...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...