Речевая зарядка на уроках чтения.
учебно-методический материал по теме

Кавкаева Анастасия Николаевна

Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава.

            Нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.

            Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_zaryadka_na_urokakh_chteniya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая зарядка на уроках чтения

        Важнейшей стороной техники чтения является правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава.

        Нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.

        Одним из эффективных приемов работы по выработке у учащихся навыка правильного чтения является речевая зарядка. Это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у учащихся при чтении текста.

        Речевая разминка помогает решать коррекционные задачи обучения в классе для детей с нарушениями речи, так одним упражнения по технике речи помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки и всем – подготовить речевой аппарат к говорению.

Задачи речевой зарядки:

  1. установление прочной связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов;
  2. дифференциация сходных единиц чтения;
  3. накопление в памяти слогов и слов, схватываемых сразу, без побуквенного чтения;
  4. слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова;
  5. совершенствование произносительных навыков, так как прочтение слогов предполагает четкость их артикулирования.

Коррекция личности:

  1. осознают частью коллектива;
  2. замкнутые, мало общительные дети в совместной деятельности ведут себя более расковано, свободно;
  3. регулярное проведение речевой зарядки воспитывает в детях убеждение, что любые трудности, связанные с чтением, могут быть преодолены.

        Каждый комплекс упражнений для речевой разминки на уроке состоит из 4 этапов:

I этап – «Подышим, подышим...»

  • Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.
  • «Сколько слов мы произнесем на одном вдохе.
  • «Посчитаем Егорок» (не делать ни вдоха, ни добора воздуха).

«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок.

  • Транспорт: поезд мчится, скрежеща: ж, ч, ш, щ; ... – постепенно наращиваем темп.
  • Выдох через соломинку.
  • Посчитайте от 1 до 10 с постепенным увеличением (замедлением) темпа.
  • Ножницы – указательный и средний пальцы рук превратились в ножницы. Звук «чик».
  • Пушинка.

II этап – «Разомнем язычок» (артикуляционные упражнения)

  • Колечко – загнуть кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. При этом уздечка языка у вас растянется до боли. 2-3 секунды подержите в таком положении, а затем расслабьте.
  • Язык змеи – высунуть язык, сделать его кончиком 2-3 движения вверх-вниз и быстро убрать.
  • Хоботок – губы сжать в кружок так, чтобы между ними осталось небольшое пространство и выпятить их.
  • Покажи зубки.
  • Самый длинный язык.
  • Грустно-весело – сжимать и растягивать губы 3-4 раза, постепенно увеличивая темп.
  • Трубочка.
  • Проколю щечку.
  • У меня губы краснее.
  • Ежик – «пых-пых».

III этап – «Не запутайтесь в звуках!»

        Виды упражнений, используемые на III этапе речевой зарядки:

  1. Дифференциация сходных слогов и слов:

        ла – ра                ма – мя        дом - том

        ло – ро        мо – ме        Дима - Тима

        лу – ру        му – мю        кадушка – катушка

  1. Чтение слогов по подобию (см. Таблицу слогов):

        а        о        у

        ма        мо        му

        са        со        су

        ла        ло        лу

        Предлагая упражнения, сходные с №2, учитель обращает внимание на то, как образованы слоги, расположенные столбиком: они все с одной и той же гласной, то есть положение губ при произнесении отдельного гласного и слога с этим гласным одинаково.

  1. Чтение слов по подобию:

        сом                Маша                шапка

        лом                Даша                лапка

        ком                Паша                папка

        В процессе неоднократного воспроизведения подборки сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются зрительные образы слов, узнаваемых ими сразу, с одного взгляда.

  1. Чтение слогов и слов с подготовкой:

        о – то – сто – стол                с – то – сто – ит

        у – ту – сту – стул                с – та – ста – ли

        а – ра – вра – враг                с – ня – сня – ли

        Прочитывая данные строки, ученик повторяет весь процесс образования слова путем наращивания букв в слогах.

  1. Чтение слов, отличающихся одной – двумя буквами или порядком их расположения:

        кто – кот        следы – слезы        мука – муха                лыжи – ложись

  1. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:

        лес – лесок                        шел – пошел

        трава – травка                нырял – нырнул

        решила – решала                увидел – увиделся

  1. Чтение слов, начинающихся с одной и той же приставки, но имеющих разные корни:

        прошел                увял

        проделал                увел

        просмотрел                увез

        Выполнение упражнений №5, 6, 7 предупреждает ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл. Предварительное чтение слов текста, имеющих буквенное сходство, приучает детей внимательно вглядываться в слово, прочитывать правильно.

        

        На заключительном этапе «Не сломайте язык!» - проговариваем чистоговорку с постановкой логического ударения.

  1. Чтение скороговорок, двустиший с отработанными слоговыми структурами:

        Был у бабушки баран

        Бил он бойко в барабан.

        Задания подобного рода закрепляют чтение слов с трудными слоговыми структурами, отрабатывают ритм, темп чтения, четкость артикуляций.

        Упражнения выбираются с учетом общего состояния навыка чтения у детей и характера их ошибок, а так же в связи с особенностями структуры слов изучаемого текста.

        Речевая зарядка проходит с наибольшим эффектом, если она непосредственно предшествует чтению текста самими детьми. К этому моменту содержание произведения ученикам уже знакомо из чтения учителя. Слова, отобранные для речевой зарядки, легче осмысливаются детьми, поскольку ранее они были восприняты в контексте. На речевую зарядку отводится 4-5 минут в зависимости от объема материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая зарядка на уроке английского языка

Речевая зарядка необходима для введения учащихся в атмосферу иноязычного общения...

речевая зарядка на уроках английского языка

Эти рифмовки помогут еще раз потренировать произношение и  интонацию английского языка. Вспомнить буквы и звуки....

Речевая зарядка на уроках немецкого языка

В данной статье автор делится личным опытом организации и проведения речевой зарядки как одного из важных этапов урока, её формами и содержанием.Статья будет полезнаю молодым учителям, ...

Речевая зарядка на уроках английского языка

Речевая зарядка, как известно, используется на уроках как по традиционной, так и нетрадиционной методике преподавания английского языка, так как призвана настроить учащихся на урок и заинтересовать их...

Использование тематической речевой зарядки на уроках английского языка в патриотическом воспитании учащихся

В статье рассматривается роль и место речевой зарядки как этапа урока иностранного языка в основной школе. Авторы делятся личным опытом преподавания, использования на уроке новостных ресурсов, личност...

Речевая зарядка на уроке английского языка.

Речевая разминка - ‘Warming-Up’ - это вид деятельности в начале урока. Он помогает учащимся войти в языковую среду, дать позитивный настрой на весь дальнейший урок. Кроме того, с помо...

Речевая зарядка на уроках английского языка, как этап урока и эффективный способ подготовки к спонтанной речи обучающихся Значение речевой зарядки и ее место в уроке

Любое действие начинается со своеобразной подготовки – «разогрева», который дает старт дальнейшей деятельности. Это касается занятий спортом, где есть разминка, это же происходит на ...