Методические рекомендации по созданию портфолио
статья по теме
Разработаны методистом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по составлению портфолио
Портфолио обучающихся
«Портфолио» (в широком смысле) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, обучающихся в определенный период его обучения.
Цель протфолио: предоставить отчет по процессу образования обучающегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
«Портфолио» не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решить важные педагогические задачи:
- Поддержать высокую учебную мотивацию обучающихся;
- Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
- Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Обучающемуся – для самосовершенствования;
Педагогу – для реализации индивидуального подхода в процессе воспитания личности обучающегося.
Заполняя разделы «портфолио», обучающийся проявляет отношение к себе, к объединению, людям, миру. Он учится строить планы, искать союзников и помощников в решении проблем, анализировать достижения и поражения, понимать и объяснять мотивы своих поступков и действий окружающих.
Педагоги отмечают тенденцию к более критичному отношению обучающихся к себе, своим ошибкам и недоработкам.
Виды портфолио:
- Презентационный портфолио
- Портфолио - собственность
- Портфолио тематический
- Портфолио процесса
- Портфолио роста
- Портфолио достижений
- Портфолио оценочный
- Портфолио проблемно-ориентированный
Система портфолио в любом из его видов дополняет традиционные оценочные средства таким важным компонентом, как самооценка, при этом ударение делается на то, что ученик знает и умеет, а не на то, чего он не знает и не умеет.
Вариант 1.
- Портфолио документов - сюда войдут все дипломы, грамоты, свидетельства, полученные обучающимся
- Портфолио работ - здесь будут исследовательские, конкурсные работы, рефераты
- Портфолио отзывов - характеристики, представленные педагогом, детьми, родителями
Вариант 2.
- Портрет автора - материалы, представляющие автора.
- Коллектор - материалы, собранные автором по теме портфолио ( Словарь терминов и понятий. Теоретические материалы. Статистические материалы. Используемая литература)
- Рабочие материалы - материалы, которые использованы автором в процессе подготовки и выполнения портфолио (схемы, графики, вопросы, оставшиеся без ответа, банк идей и т.д.)
- Мои достижения - материалы, которые демонстрируют прогресс автора.
Содержание портфолио:
- анкеты и результаты их обработки;
- результаты интервью;
- вопросы, возникающие в ходе работы;
- дневники наблюдений;
- самооценка работ;
- краткие записи докладов, выступлений, ответов по теме портфолио;
- образцы изобразительного творчества;
- грамоты, дипломы
- творческие работы;
- результаты проверочных, контрольных работ, тестов;
- результаты групповой работы;
- проекты;
- аудио- и видеоматериалы;
- фотографии;
- схемы, таблицы, графики, диаграммы;
- анкеты и результаты их обработки и т.д.
Важно!
- При сборе материалов и оформлении портфолио должен использоваться только принцип «добровольности» (прежде всего, с точки зрения ребенка). Ребенок, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку личных достижений. Это должно стать ведущим принципом работы с портфолио. В то же время взрослым следует активно помогать ребенку в этом процессе, оказывая психологическую и практическую поддержку.
- При формировании портфолио важно не количество, а качество материалов, которые помогают сделать верный и осознанный выбор профиля дальнейшего обучения.
- Соблюдение принципа «профильности», то есть отбора из общей массы имеющихся материалов и документов той части, которая реально демонстрирует обоснованность выбора данного профиля (или направления деятельности).
- Папка личных достижений не должна становиться «зачетной книжкой» с пронумерованными страницами и невозможностью изъятия или замены того или иного документа. Именно эта свобода особенно важна для ребенка, собирающего свой портфолио как папку личных достижений.
- Включение в портфолио характеристики педагогов – дело самого ребенка.
- Не следует увлекаться внешним оформлением материалов портфолио и требовать их внешнего единообразия, но следует выдержать саму схему заполнения портфолио: титул и основные разделы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Рекомендации по созданию портфолио учителя"
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений учителя; это комплект документов, регламентирующих деятельность учителя, формирующий рефлексию учительской деятельности. ...
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/03/picture-29453.jpg)
Методические рекомендации по составлению портфолио учителя
Показатели проявления компетентности для выплат стимулирующего характера за интенсивность, высокие результаты и качество выполняемых работ педагогическим работником...
Методическая работа учителя. Создание портфолио.
Портфолио профессиональных достижений учителя технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-566722-1421507059.jpg)
Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогов дополнительного образования детей
Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогов дополнительного образования детей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-333599-1383553074.jpg)
Методические рекомендации по оформлению портфолио педагогической деятельности учителей
В данных рекомендациях представлены материалы для составления портфолио педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-757936-1484203679.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И ПУБЛИКАЦИИ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА С ПОМОЩЬЮ КОНСТРУКТОРА ПОРТФОЛИО «NETFOLIO»
Конструктор портфолио Netfolio - это инструментальное средство для создания электронного портфолио педагога, разработанное компанией «e-Publish» (официальные сайты http://edusite.ru/ и...