Нетрадиционные формы проведения уроков.
статья по теме

Тюлюкина Оксана Александровна

Сообщение по теме: "Нетрадиционные формы проведения уроков" (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshch._na_mo_netradits_formy_urokov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

                     Средняя общеобразовательная школа № 24

         Сообщение на открытом заседании

             методического объединения

       «Математики, физики, информатики»

                            по теме:

      «Нетрадиционные формы

           проведения уроков»

                                       Учителя математики

                                         Тюлюкиной

                                         Оксаны Александровны.  

               

                 

р.п. Юрты

Нетрадиционные формы проведения уроков.

        Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление     к более глубокому познанию изучаемых предметов. Высокая познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда ему интересен предмет изучения. Не секрет, что обучение математике строится   в   основном на выводе, запоминании и применении правил действий. При этом если говорить о младших классах, то многие правила даются в готовом виде, без особых пояснений, причем говорить о понимании смысла  правил или определений понятий можно с трудом. Для любого ребенка игра – это норма, поэтому в детском возрасте каждый должен играть, даже когда делает серьезное дело. В любой игре содержатся психолого-педагогические возможности воспитания и обучения детей.

        Один из видов игр, выделяемый психологами, это игра на «преодоление этапов». Такой урок я проводила в 7 классе «Найди клад. Решение уравнений». Итогом игры было открытие ворот замка, за которыми написана фраза: «Изучайте азы науки, прежде чем взойти на ее вершины. Никогда      не беритесь за последующее, не усвоив предыдущее» И. П. Павлов.

        Итогом обобщения темы «Линейная функция» стал урок – игра «Звездный час линейной функции», в результате которой выявился лидер     по усвоению этого материала, а все учащиеся повторили графики и свойства линейной функции в нестандартной ситуации.

        В 6 классе при изучении темы «Координатная плоскость» полезно строить занимательные рисунки по координатам. Ребенок должен знать,    что из абстрактных точек он может получить знакомый рисунок. Эту игру     я назвала «Соревнование художников». Каждый ученик получает карточку    с заданием построить точки по координатам и соединить                                их последовательно. В результате получается рисунок, взглянув на который, учитель сразу может определить верно, отмечены точки в координатной плоскости или нет. Домашнее задание ученики получают обратное: придумать рисунок, состоящий из ломаной и записать последовательность точек с координатами, оформив на листочках. Такие задания развивают творческое воображение учащихся, их мышление, стимулируют познавательную активность.

        Знакомство с положительными и отрицательными числами                      и нахождение их суммы в 6 классе проходило через игру «Два кубика». Белый кубик показывает число выигрышных очков, черный – число проигрышных. Так в ходе игры дети знакомятся с правилами сложения положительных и отрицательных чисел, которые затем закрепляют             при решении примеров. Эту игру я позаимствовала из рабочей тетради                  к учебнику «Математика: 6 класс» / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова,               И. Ф. Шарыгин и др.

        Важным этапом любого урока является этап актуализации опорных знаний, на котором учитель активизирует сложившиеся ранее познавательные мотивационные установки; важно укрепить их и поддержать. Для вовлечения в мыслительную деятельность каждого ученика                     на начальном этапе урока широко использую вычислительные тренажеры      и тесты. Тренажер используется для организации устного счета на уроках       с целью выработки и совершенствования прочных вычислительных навыков учащихся, развития внимания и оперативной памяти. В своей работе использую тренажеры из газеты «Математика», книги «Математический тренажер: 6 класс / Жохов В. И., Погодин В. Н. Пособие для учителя               и учащихся – М. Мнемозина, 2002, а также составляю сама.

        Актуальность широкого введения тестирования в школьную практику вызвана тем, что ученикам предлагается именно такая форма  проверочных заданий на экзаменах. На этапе активизации опорных знаний предлагаю учащимся тесты, с последующей проверкой, которые помогают вовремя ликвидировать пробелы в знаниях. Это тесты на установление соответствия, выбор одного из трех (четырех) предложенных ответов. Например:

 1). Не производя вычислений и построений, сопоставьте каждому графику функции формулу, с помощью которой эта функция может быть задана, и заполните таблицу (задание усложнено тем, что формул больше, чем графиков).

2). Узнать по формулам вид графика.

  а)    

                                              д) у = -8                                  и) 2х + 3у = 4                                                                          

  б)  у = х³ + 2  

                                              е)  ( х – 2)² + у² = 4               к)  (х – 3) (у + 5) = 0

  в)  х² + у² = 16            

                                              ж)  у = х (х – 2)                     л) у = (х + 3)2

  г)  у = - 2х                           з)  х = 2                                 м)  | x | = 6

Ответы:

  1. прямая: г, д, з, и.
  2. пара прямых: к, м.
  3. парабола: ж, л.
  4. кубическая парабола : б.
  5. гипербола: а.
  6. окружность: в, е.

        Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные уроки, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.

 Это одна из форм активного обучения.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка

В данной статье освещается методический материал по внедрению на уроках английского языка нетрадиционных форм обучения....

Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка

Данная статья поможет учителям реализовать свои навыки и умения при подготовке у урокам.Использовать нетрадиционные формы и методы...

«Использование нетрадиционных форм проведения уроков для активизации познавательной деятельности учащихся»

Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростк...

Нетрадиционные формы проведения уроков.

В статье предоставлен материал о различных видах нетрадиционных уроков....

Нетрадиционные формы проведения уроков информатики с применением игровых технологий

В традиционной методике существует триедин­ство учебных целей: образовательная, развивающая и воспитательная. Часто бывает, что учителю не все­гда ясна доминирующая направленность его взаимо...