методическая разработка
методическая разработка по теме

Гатиятуллина Юлия Александровна

методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальные педагогические чтения

«Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования Чистопольского муниципального района»

Доклад на тему:

«Современный урок в современной школе»

   Выполнила:

 учитель английского языка                                                  

 МБОУ «Кадетская школа-интернат»

Чистопольского муниципального района

 Гатиятуллина Юлия Александровна

2013г.

Современный урок в современной школе.

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17 –19 века в трудах Я. А. Коменского, И. Ф. Герберта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского.

Что такое современный урок? Каким он должен быть? Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. Вот несколько причин, доказывающих это:

·     Развитие таких наук, как педагогика, дидактика, методика, психология ведет к постоянному совершенствованию понятия «современный урок», ведь достижения этих наук существенно влияют и на сам урок.

·     В настоящее время наблюдается переход от общества индустриального к информационному обществу. Переход к информационному обществу – это трудный процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников и всей системы образования.

   В современных условиях происходит осознание ценности и практической значимости образования. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки школьников. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон процесса обучения.

    Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.

Итак, актуальность вопроса: «Что такое современный урок?» налицо! 

В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

По нашему мнению это определение верно, но не достаточно полно описывает понятие современного урока.

Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:

1.   Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.

2.   На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.

3.   На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

4.   На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.

5.   Организация урока динамична и вариативна.

6.   На уроке используются современные педагогические технологии.

Типологии уроков посвящено много научных работ и, тем не менее, и на сегодняшний день эта проблема остается спорной в современной дидактике. Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отличается определяющим признаком. В настоящее время чаще всего в теории и практике встречается классификация уроков по основной образовательной цели (дидактической цели): комбинированный урок; урок усвоения новых знаний учащимися; урок закрепления изучаемого материала; урок повторения; урок систематизации и обобщения нового материала; урок проверки и оценки знаний (типология уроков Ю. А. Конаржевского).

В настоящее время возникает потребность подвергать классификации не типы уроков, а формы организации современного урока. Итак, выделим следующие формы организации урока:

Традиционные формы организации урока: вводный урок; урок по изучению и первичному закреплению нового материала; урок по закреплению знаний и способов деятельности; урок по комплексному применению знаний и способов деятельности; урок по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности; урок по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности.

Нетрадиционные формы организации урока: урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-консультация, урок-зачет, урок с дидактической игрой, урок-ролевая игра, урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок-соревнование, урок-деловая игра, интегрированный урок, театрализованный урок, урок с использованием современных педагогических технологии.

В настоящее время в учебно-воспитательном процессе школы используются методы, направленные на развитие мышления учащихся. Самый распространенный метод – это эвристическая беседа, сущность которой состоит в том, что учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставляет учеников на основе уже имеющихся знаний, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям и выводам. Метод проблемного обучения, исследовательский метод, эвристические разминки, беседы как активные методы получили широкое распространение в современной школе. Одним из новейших методов обучения применяемых в школе в последнее время является учебный диалог.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Вместе с тем, мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов.

В частности:

1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе – обновленные программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.

2. Переход на предпрофильное и профильное обучение. Этот вектор развития ставит перед современным уроком новые задачи.

3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы района поставлена компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние.

4. Организация Единого государственного экзамена предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников. Поэтому никто не будет отрицать, что урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова.

Что значит современный? По - моему мнению, это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.

Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни.

На мой взгляд, современный урок должен быть, прежде всего, актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях. Успех урока во многом зависит от профессиональных и личных качеств учителя. Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать. Урок должен быть творческим, способствовать самореализации школьников, востребованности их творческого потенциала. На уроке дети должны осмысленно действовать в ситуации выбора, принимать решения в нестандартной ситуации. Все эти моменты должны быть на современном уроке.

Что касается урока английского языка, с учетом его специфики (а именно формирование коммуникативной компетенции), то задачей учителя является создание условий для  практического овладения языком  каждого учащегося, в выборе таких методов обучения, которые бы позволили ученику проявить свою активность, творчество, а также активизировать свою познавательную деятельность в процессе обучения.  Для реализации таких условий необходимы, безусловно, информационно-образовательные технологии и, в частности, ЦОР.

Цифровые Образовательные Ресурсы это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса, а так же методические рекомендации для ориентирования в многообразии ЦОРов.

По образовательно-методическим функциям ЦОРы подразделяются на:

- электронные учебники;

-электронные учебные пособия;

- электронные учебно-методические комплексы;

- электронные издания контроля ЗУН-ов.

Цифровые образовательные ресурсы нацелены  на:  развитие эмоциональной сферы учащихся и их мотивацию, развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях, увеличение объема лингвистических знаний,  расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка,  развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка;  создание условий для надежной системы контроля/оценивания и самоконтроля учащихся, преодоление языкового (психологического) барьера.

На сегодняшний день существует огромное количество разнообразных цифровых обучающих программ  по английскому языку. В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов представлены следующие учебные материалы для учителей английского языка:

Наборы цифровых ресурсов к учебникам:

- « EnjoyEnglish», 2-4 класс, Биболетова М.З. и др.

 -инновационные учебные материалы:

 - «MillieStarter», 1 класс, Колтавская А.А., Костюк Е.В., Крайнева И.В. и др.

 - «NewMilleniumEnglish», 5 класс, Деревянко Н.Н., Жаворонкова С.В., Карпова Л.Г. и др.

 - «Английская грамматика в упражнениях и диалогах для 8 класса»

 - «Английский язык (основная школа)»

    - Тренажер для подготовки к ЕГЭ по английскому языку

   Для  повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую следующие образовательные технологии, учитывая возрастные особенности детей: игры, проектная методика, модельный метод обучения (занятия в виде деловых игр, уроки типа: урок-суд, урок-аукцион, урок-пресс-конференция)

Метод эмпатии (вживания) означает "вчувствование” человека в состояние другого объекта, "вселения” учеников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри.

Например, вжиться в сущность дерева, кошки, облака и других образовательных предметов. В момент вживания ученик задаёт вопросы объекту - себе, пытаясь на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен им в устной, письменной, рисуночной форме.

Example:

Teacher: Imagine yourself that you are ‘Tornado”. How can you describe yourself, what are your feelings? Name your adjectives, verbs, your favourite season, places you occur, your weather.

Student: — I am Tornado. I am the most terrible of all storms. I am dangerous, violent, strong, cruel, noisy and destructive. I destroy houses; carry away cars and telephone boxes. I occur in the springs, throughout the world, but mostly in the United States, especially in the central states. I occur in the afternoon or in the early evening in a hot day. Large clouds appear in the sky. They become darker and darker. The sounds of thunder, bright flashes of lighting! I form a funnel and begin to twist. My funnel touches the ground; it picks up everything it can.

Метод "Mind-Map”(Карта памяти) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема находится в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева, и заканчиваем справа внизу.

 Метод "Brain Storming”(Мозговой штурм)

Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя — роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.

Teacher: What comes to mind when you hear the expression: What is a calendar?

Cluster-Method (гроздь) — служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а "гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.

Технология составления:

  • Ключевое слово;
  • Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
  • Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
  • Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Возможности использования

Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова (evocation)

  • Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков; на стадии рефлексии (reflection) 
  • исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (индивидуально и в группах) так и стратегией урока в целом

Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слово "синквейн” происходит от французского, означающего — пять. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн, затем он повернётся к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает возможность критически рассмотреть данную тему. Этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.

Правило написания синквейна

  1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме
  5. Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать

Название (обычно существительное) ————————
Описание (обычно прилагательное) ————————
Действия ————————————————————
Чувство (фраза) ————————————————
Повторение сути ————————————————

Example « Новый курс английского языка для российских школ( 8 кл.) Unit-1 "The ABC of ecology”.

  • Earth
  • Earthquake
  • Beautiful, blue
  • Violent, destructive
  • Live, produce, pollute
  • Damage, destroy, break
  • Can be kind, can hurt
  • may be awful
  • Planet
  • Disaster

Example: Text "Schools around the world” « Новый курс английского языка для российских школ» 9 класс

School
State, private
Learn, participate, attend
A place where children learn / Go to be educated
The process of learning / The time during your life when you go to school

Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.

Метод "Знаем /хотим узнать / узнали”

Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: "Знаем /хотим узнать / узнали”. Такая же таблица находится и на доске.

  • В колонку "Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).
  • В колонку " Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.
  • В колонку " Узнали” учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

Example: Text "Clean Air at home”

We know

We want to know

Now I know how to

Factories, cars cause air pollution

What else causes air pollution?

We cause air pollution using cleaning products; dust, paint, insect sprays, cigarette smoke, steam from cooking

"Учимся вместе” (Learning Together)

Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.

Возможности использования:

  • При работе с текстом;
  • При изучении грамматики.

Как это делать при работе с текстом

Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя. После прочтения абзаца, учитель делает следующее:

  • Суммирует содержание абзаца;
  • Придумывает вопрос по тексту, просит на него ответить;
  • Растолковывает то, что для других осталось неясным;
  • Даёт прогноз возможного содержания следующего абзаца;
  • Даёт задание на чтение следующего абзаца.

Как это делать при работе с грамматическим материалом

Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами:  «Случаи употребления»/ «Указатели» / «Схемы».

Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.

  • Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;
  • Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;
  • Вторая — находит указатели, слова-помощники;
  • Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.

Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.

В заключении можно сказать, что использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Я дополняю и сочетаю традиционные методы преподавания с новыми методами, использую информационные технологии, применяю индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваю их лингвистические способности, а также объективно оцениваю качество знаний каждого ребенка. Таким образом, использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является неотъемленной  частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным. 

Отмечая   все   положительные    стороны    использования информационных технологий,   хочется    подчеркнуть,    однако,     что   никакие самые новейшие     технологии    не     смогут   заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
А применение информационных технологий следует рассматривать, как одно из эффективных способов организации учебного процесса, и одно из основных требований к профессиональной деятельности учителя - информационной компетентности.

 

Литература

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.  Анализ современного урока.  - «Учитель», 2002
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.  Современный урок. Ч.1. Научно-практическое пособие - «Учитель», 2004
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.  Современный урок. Ч.2. Не совсем обычные и совсем не обычные уроки - «Учитель», 2005
  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П.  Современный урок. Ч. 3. Проблемные уроки - «Учитель», 2006
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998
  6. Интернет ресурсы

www.englishforkids.ru,

 www.freeclassicaudiobooks.com,

 www.mes-english.com,

www.oup.ru,

www.onestopenglish.ru,

www.elscafe.com,

www.englisgtips.org,

www.babyland.ru 

 http://sehelen.ucoz.com

http://www.alleng.ru 
http://school-collection.edu.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила : учитель КШИ Гатиятуллина Ю.А Современный урок в современной школе.

Слайд 2

Что такое современный урок? Каким он должен быть? Современный урок характеризуется следующими признаками : 1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. 2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению. 3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. 4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению. 5. Организация урока динамична и вариативна. 6. На уроке используются современные педагогические технологии.

Слайд 3

Что значит современный урок? Совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени.

Слайд 4

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) Фотографии. Видеофрагменты. Картографические материалы. Текстовые документы. Учебные материалы.

Слайд 5

ЦОРЫ подразделяются на: - электронные учебники; -электронные учебные пособия; - электронные учебно-методические комплексы; - электронные издания контроля ЗУН-ов.

Слайд 6

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) ЦОР - образовательный ресурс представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, направленный на достижение дидактической цели или на решение определенных учебных задач. Главное качество ЦОР, отличающее его от других ИОР и ЭОР, заключается в интерактивном характере. ЦОР предусматривает активное участие обучающегося в процессе использования ресурса.

Слайд 8

ЕДИНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Слайд 9

В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов представлены следующие учебные материалы для учителей английского языка: « EnjoyEnglish», 2-4 класс, Биболетова М.З. и др. «MillieStarter», 1 класс, Колтавская А.А., Костюк Е.В., Крайнева И.В. и др. «NewMilleniumEnglish», 5 класс, Деревянко Н.Н., Жаворонкова С.В., Карпова Л.Г. и др. «Английская грамматика в упражнениях и диалогах для 8 класса» «Английский язык (основная школа)» Тренажер для подготовки к ЕГЭ по английскому языку

Слайд 10

Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую следующие методы. Метод эмпатии (вживания) Метод «Mind-Map»(Карта памяти) Метод « Brain Storming( Мозговой штурм ) . Cluster-Method (гроздь) . Синквейн. Метод «Знаем/ Хотим узнать/Узнали»

Слайд 11

Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка — это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка — это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка — фраза из четырех строк, показывающая отношение к теме Последняя строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Слайд 12

Earth Beautiful, blue Live, produce, pollute Can be kind, can hurt Planet

Слайд 13

Метод "Знаем /хотим узнать / узнали” Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: "Знаем /хотим узнать / узнали”. В колонку "Знаем” заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы). В колонку " Хотим узнать” заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме. В колонку " Узнали” учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.

Слайд 14

We know : Factories, cars cause air pollution We want to know : What else causes air pollution? Now I know how: We cause air pollution using cleaning products; dust, paint, insect sprays, cigarette smoke, steam from cooking

Слайд 15

Таким образом, использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является неотъемленной частью в методике преподавания в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.

Слайд 16

Федеральные образовательные ресурсы http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/p/page.html http://katalog.iot.ru/pdf/Catalog_vol1.pdf http://eor-np.ru/ http://www.openclass.ru/ http://school-collection.edu.ru/

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...