Рабочая программа по истории России 6 класс
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по учебному предмету
«История России»
для учащихся 6 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Истории России» 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерства образования РФ №127 1080 от 05. 03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ министерства России от 9 марта 2004 г. №1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) образования по истории (базовый уровень). –Сборник нормативных документов. История. – М.: Дрофа, 2004.
- Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования». Раздел «История».
- Учебный план на 2014-2015 учебный год.
Курс «История России» древнейших времён до конца XVI в. направлен на формирование у учащихся представлений о предках славян, становлении Древнерусского государства, распаде государства и создании единого централизованного государства.
Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников, логических принципов.
В основе содержания курса истории отечества лежат ведущие системообразующие идеи. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы данной исторической эпохи, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Основу изучения курса истории отечества составляют методологические подходы, в соответствии с которыми в содержании программы присутствуют разделы:
-Наша родина в древности
-Древнерусское государство в IX – в первой половине XII в.
-Русские земли и княжества XII – середине XIII вв.
-Народы и государства на территории нашей страны в XIII-XIV вв.
-Формирование и укрепление централизованного российского государства в XV в.
-Московская Русь в XVI в.
Цели курса:
- выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление, обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей);
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.
В результате освоения содержания основного общего образования учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств). Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Задача курса: показать становление, развитие, распад Древнерусского государства и образование единого централизованного русского государства, его непохожесть на современную Россию, с тем, чтобы помочь учащимся не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться к своей истории и предкам.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., и авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История государства и народов России», издательство «Дрофа» 2005 г.
Стандарт 2004 года устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 -ом классе по XV век, а учебники 6-го класса включают материал по XVI век и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI век. Учитель вправе сам решать, когда изучать последний раздел «Московское государство в XVI веке» - в 6-ом классе или в начале 7-го класса.
С целью достижения результатов образования в процессе реализации программы используются:
- формы образования – комбинированный урок, экскурсии, лекции, семинары, круглые столы, практические работы, дискуссии и др.;
- технологии образования - работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную;
- методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.
- методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.
Программа рассчитана на 38 часов по 2 часа в неделю.
№ | Наименование темы (раздела программы) | Сроки | Всего час. | Из них | |||
Лаб.и практ. | Экс- курсии | Сам. раб. | Контрольно-диагностич. | ||||
1 | Введение | 2н.01 | 1 | - | - | - | - |
I. | Тема 1. Наша родина в древности | 3 | - | 2 | - | ||
2 | Народы и государства на территории нашей страны в ревности. | 3н.01 | 1 | - | - | - | - |
3 | Образование государств | 3н.01 | 1 | - | - | 1 | - |
4 | Восточные славяне | 4н.01 | 1 | - | - | 1 | - |
II. | Тема 2. Древнерусское государство XI- первая половина XII вв. | 8 | - | - | 5 | 1 | |
5 | Предпосылки создания государства у восточных славян | 4н.01 | 1 | - | - | - | - |
6 | Становление Древнерусского государства | 5н.01 | 1 | - | - | 1 | - |
7 | Правления князя Владимира | 5н.01 | 1 | - | - | 1 | - |
8 | Расцвет Древнерусского государства | 1н.02 | 1 | 1 | - | 1 | - |
9 | Жители Древней Руси | 2н.02 | 1 | - | - | 1 | - |
10 | Начало распада Древнерусского государства | 2н.02 | 1 | - | - | 1 | - |
11 | Культура Руси IX –начала XII вв. | 3н.02 | 1 | - | - | - | - |
12 | Контрольная работа по теме «Древнерусское государство в XI-XII вв.» | 3н.02 | 1 | - | - | - | 1 |
III. | Тема 3. Русские земли и княжества XII- середины XIII в. | 2 | 1 | - | 1 | - | |
13 | Раздробленность русских земель | 4н.02 | 1 | 1 | - | - | |
14 | Главные политические центры Руси | 4н.02 | 1 | - | - | 1 | - |
IV. | Тема 4. Народы и государства на территории нашей страны в XIII-XIV вв. | 8 | - | - | 6 | 1 | |
15 | Походы Батыя на Русь | 1н.03 | 1 | - | - | 1 | - |
16 | Борьба русских земель с западными завоевателями | 1н.03 | 1 | - | - | 1 | - |
17 | Русь и Орда в XIII-XIV вв. | 2н.03 | 1 | - | - | 1 | - |
18 | Русь и Литва в XIII-XIV вв. | 2н.03 | 1 | - | - | 1 | - |
19 | Возвышение Московского княжества в первой половине XIV в. | 3н.03 | 1 | - | - | 1 | - |
20 | Собирание русских земель во второй половине XIV в. | 3н.03 | 1 | - | - | 1 | - |
21 | Культура во второй половине XIII-XIV вв. | 4н.03 | 1 | - | - | - | - |
22 | Контрольная работа по теме Русское государство в XIII-XIVвв.» | 4н.03 | 1 | - | - | - | 1 |
V. | Тема 5. Формирование и укрепление централизованного российского государства в XV в. | 6 | - | - | 4 | 1 | |
23 | Московское княжество в первой половине XV в | 2н.04 | 1 | - | - | 1 | - |
24 | Распад Золотой Орды | 2н.04 | 1 | - | - | 1 | - |
25 | Российское государство во второй половине XV – начале XVI вв. | 3н.04 | 1 | - | - | 1 | - |
26 | Жители Российского государства второй половине XV – начале XVI вв. | 3н.04 | 1 | - | - | 1 | - |
27 | Русская культура в XV – начале XVI вв. | 4н.04 | 1 | 1 | |||
28 | Контрольная работа по теме «Россия в XV в.» | 4н.04 | 1 | - | - | - | 1 |
VI. | Тема 6. Московская Русь в XVI в. | 7 | - | - | 3 | 1 | |
29 | Реформы Избранной Рады | 5н.04 | 1 | 1 | |||
30 | Внешняя политика Ивана Грозного | 1н.05 | 1 | - | - | 1 | - |
31 | Опричнина | 2н.05 | 1 | - | - | 1 | - |
32-33 | Русская культура в XVI в. | 2-3н.05 | 2 | - | - | - | - |
34 | Быт в XVI в. | 3н.05 | 1 | - | 1 | - | - |
35 | Контрольная работа по теме «Россия при Иване Грозном» | 4н.05 | 1 | - | - | - | - |
36 | Итоговый урок | 1 | - | - | - | 1 | |
Итого | 38 | ||||||
Резерв | 2 | 3 | - | 21 | 5 |
Содержание образования
Введение (1 ч.)
История Отечества – часть всемирной истории. Что изучает история России. Важнейшие особенности исторического развития России. Значение изучения истории России для каждого жителя страны и всего общества. Исторические источники. Археология. Антропология. Лингвистика. Письменные источники. Памятники культуры.
Тема 1. Наша родина в древности (3 ч.)
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюрский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.
Тема 2. Древнерусское государство XI- первая половина XII вв.
Соседская община. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I. Крещение Руси. Ярославе Мудром. «Русская правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Тема 3. Русские земли и княжества XII- середины XIII в. (2 ч.)
Политическая раздробленность на Руси. Особенности отдельных княжеств. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Основание Москвы. Политика князя Андрея Богословского по усилению княжеской власти. Расцвет Владимира-Суздальского княжества при Всеволоде Большое Гнездо. Новгородская боярская республика: особенности экономического и политического развития. Вече.
Тема 4. Народы и государства на территории нашей страны в XIII-XIV вв. (8 ч.)
Борьба против внешней агрессии в XIII в. Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Золотая Орда. Монгольское завоевание. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Великое княжество Литовское. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Тема 5. Формирование и укрепление централизованного российского государства в XV в. (6 ч.)
Свержение золотоордынского ига. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
Тема 6. Московская Русь в XVI в. (7 ч.)
Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы.
Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Ливонская война. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии. Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета:
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История государства и народов России 6 кл. – М.: Дрофа, 2005.
- Атлас с древнейших времён до конца XVIII в., 2012 г.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до XVI века; выдающихся деятелей отечественной истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Список литературы для учителя:
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. – 2-е изд., перераб. / С.Г.Смирнов. – М.: МИРОС, 1995;
- История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В.В.Каргалова. – М.: Русское слово, 1997;
- Буганов В.И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 6 класса / В.И.Буганов, А.И.Назарец. – М.: Просвещение, 1972;
- Епифанов П.П. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVIII. / П.П.Епифанов, О.П.Епифанова. – М.: Просвещение, 1989;
- Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессМ.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС 2001.
Список литературы для обучающихся:
- -Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в. : пособие для учащихся / А.Ф.Антонов – М.: Просвещение, 1988;
- Бабич И.В.Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца XVIII. : в 4 т. / И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М.: МИРОС – межд. отнош., 1994;
- Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. М.: Аванта-Плюс, 2002;
- Энциклопедия для детей. Т. 5. история России и ее ближайших соседей. Ч. I. От древних славян до Петра Великого. М.: Аванта-Плюс, 2002.
Материально-техническое обеспечение:
Раздел 1. Мебель.
Парты ученические – 15 шт.
Стулья ученические – 30 шт.
Стол учительский – 1 шт.
Стул учительский – 1 шт.
Шкафы книжные – 5 шт.
Тумбы - 2
Стол компьютерный – 1 шт.
Доска учебная – 1 шт.
Раздел 2. Технические средства.
Проектор – 1
Экран – 1
Ноутбук – 1
Колонки - 2
Раздел 3. Учебное оборудование.
Раздел 4.
-Таблицы и карты по истории России
-Атласы по истории России - 15
Раздел 5. Дидактические материалы (раздаточные).
-Памятки для учащихся по всем видам деятельности.
-Исторические источники по всем разделам.
-Тестовые задания по всем разделам.
-Разноуровневые задания по всем разделам.
Сведения о составителях (авторах) программы:
ФИО: Маслаков Дмитрий Сергеевич
Должность: учитель истории
Квалификационная категория: первая
Наличие учёной степени, почётных званий: нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...