Рабочая программа по истории России 6 класс
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему

Маслаков Дмитрий Сергеевич

6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._istoriya_otechestva_6_klass.docx46.65 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по учебному предмету

«История России»

для учащихся 6 классов

                                                                                                             

Екатеринбург 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Истории России» 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Приказа Министерства образования РФ №127 1080 от 05. 03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ министерства России  от 9 марта 2004 г. №1312).
  3. Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) образования по истории (базовый уровень). –Сборник нормативных документов. История.  – М.: Дрофа, 2004.
  4. Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования». Раздел «История».
  5. Учебный план на 2014-2015 учебный год.

Курс «История  России» древнейших времён до конца XVI в.  направлен на формирование у учащихся представлений о предках славян, становлении Древнерусского государства, распаде государства и создании единого централизованного государства.

Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников, логических принципов.

В основе содержания курса истории отечества  лежат ведущие системообразующие идеи.  В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы данной  исторической  эпохи, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

Основу изучения курса истории отечества составляют методологические подходы, в соответствии с которыми в содержании программы  присутствуют разделы:

-Наша родина в древности

-Древнерусское государство в IX – в первой половине  XII в.

-Русские земли и княжества XII – середине  XIII вв.

-Народы и государства на территории нашей страны в XIII-XIV вв.

-Формирование и укрепление централизованного российского государства в XV  в.

-Московская Русь в XVI в.

Цели курса:

  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа  (сопоставление, обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей);
  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
  • развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.

В результате освоения содержания основного общего образования учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков и способов деятельности.

Познавательная деятельность. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.  Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность.  Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств). Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.  Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Задача курса: показать становление, развитие, распад Древнерусского государства и образование единого централизованного русского государства, его непохожесть на современную Россию, с тем, чтобы помочь учащимся  не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться к своей истории и предкам.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, основного общего образования,  Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г.,  и авторской программы А.А. Данилова,  Л.Г. Косулиной «История государства и народов России», издательство «Дрофа» 2005 г.

Стандарт 2004 года устанавливает хронологические рамки курса истории в 6 -ом классе по XV век, а учебники 6-го класса включают материал по XVI век и для удобства учителя и учеников тематическое планирование составлено по XVI век. Учитель вправе сам решать, когда изучать последний раздел «Московское государство в XVI веке» - в 6-ом классе или в начале 7-го класса.

С целью достижения результатов образования в процессе реализации программы  используются:

  • формы образования – комбинированный урок, экскурсии, лекции, семинары, круглые столы, практические работы, дискуссии и др.;
  • технологии образования - работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную;
  • методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.
  • методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.

Программа рассчитана на 38 часов по 2 часа в неделю.

Наименование темы

(раздела программы)

Сроки

Всего

час.

Из них

Лаб.и

практ.

Экс-

курсии

Сам.

раб.

Контрольно-диагностич.

1

Введение

2н.01

1

-

-

-

-

I.

Тема 1. Наша родина в древности

3

-

2

-

2

Народы и государства на территории нашей страны в ревности.

3н.01

1

-

-

-

-

3

Образование государств

3н.01

1

-

-

1

-

4

Восточные славяне

4н.01

1

-

-

1

-

II.

Тема 2. Древнерусское государство XI- первая половина XII  вв.

8

-

-

5

1

5

Предпосылки создания государства у восточных славян

4н.01

1

-

-

-

-

6

Становление Древнерусского государства

5н.01

1

-

-

1

-

7

Правления князя Владимира

5н.01

1

-

-

1

-

8

Расцвет Древнерусского государства

1н.02

1

1

-

1

-

9

Жители Древней Руси

2н.02

1

-

-

1

-

10

Начало распада Древнерусского государства

2н.02

1

-

-

1

-

11

Культура Руси IX –начала  XII вв.

3н.02

1

-

-

-

-

12

Контрольная работа по теме «Древнерусское государство в  XI-XII вв.»

3н.02

1

-

-

-

1

III.

Тема 3. Русские земли и княжества XII- середины XIII  в.

2

1

-

1

-

13

Раздробленность русских земель

4н.02

1

1

-

-

14

Главные политические центры Руси

4н.02

1

-

-

1

-

IV.

Тема 4. Народы и государства на территории нашей страны в  XIII-XIV вв.

8

-

-

6

1

15

Походы Батыя на Русь

1н.03

1

-

-

1

-

16

Борьба русских земель с западными завоевателями

1н.03

1

-

-

1

-

17

Русь и Орда в XIII-XIV вв.

2н.03

1

-

-

1

-

18

Русь и Литва в XIII-XIV вв.

2н.03

1

-

-

1

-

19

Возвышение Московского княжества в первой половине  XIV в.

3н.03

1

-

-

1

-

20

Собирание русских земель во второй половине XIV в.

3н.03

1

-

-

1

-

21

Культура во  второй половине  XIII-XIV вв.

4н.03

1

-

-

-

-

22

Контрольная работа по теме Русское государство в  XIII-XIVвв.»

4н.03

1

-

-

-

1

 V.

Тема 5. Формирование и укрепление централизованного российского государства в XV в.

6

-

-

4

1

23

Московское княжество в первой половине  XV в

2н.04

1

-

-

1

-

24

Распад Золотой Орды

2н.04

1

-

-

1

-

25

Российское государство во второй половине  XV – начале  XVI вв.

3н.04

1

-

-

1

-

26

Жители Российского государства второй половине  XV – начале  XVI вв.

3н.04

1

-

-

1

-

27

Русская культура в XV –  начале XVI  вв.

4н.04

1

1

28

Контрольная работа по теме «Россия в XV в.»

4н.04

1

-

-

-

1

VI.

 Тема 6. Московская Русь в XVI в.

7

-

-

3

1

29

Реформы Избранной Рады

5н.04

1

1

30

Внешняя политика Ивана Грозного

1н.05

1

-

-

1

-

31

Опричнина

2н.05

1

-

-

1

-

32-33

Русская культура в  XVI  в.

2-3н.05

2

-

-

-

-

34

Быт в XVI в.

3н.05

1

-

1

-

-

35

Контрольная работа по теме «Россия при Иване Грозном»

4н.05

1

-

-

-

-

36

Итоговый урок

1

-

-

-

1

Итого

38

Резерв

2

3

-

21

5

Содержание образования

Введение (1 ч.)

        История Отечества – часть всемирной истории. Что изучает история России. Важнейшие особенности исторического развития России. Значение изучения истории России для каждого жителя страны и всего общества. Исторические источники. Археология. Антропология. Лингвистика. Письменные источники. Памятники культуры.

Тема 1. Наша родина в древности (3 ч.)

       Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины  I  тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюрский каганат. Хазарский каганат.  Волжская Булгария.  Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Тема 2. Древнерусское государство XI- первая половина XII  вв.

       Соседская община.  Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства.  Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I. Крещение Руси. Ярославе Мудром. «Русская правда».  Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

       Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.  Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Тема 3. Русские земли и княжества XII- середины XIII  в. (2 ч.)

    Политическая  раздробленность на Руси. Особенности отдельных княжеств. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Князь Юрий Долгорукий. Основание Москвы.  Политика князя Андрея Богословского по усилению княжеской власти. Расцвет Владимира-Суздальского княжества при Всеволоде Большое Гнездо. Новгородская боярская республика: особенности экономического и политического развития. Вече.

Тема 4. Народы и государства на территории нашей страны в  XIII-XIV вв. (8 ч.)

     Борьба против внешней агрессии в  XIII в.  Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания.  Золотая Орда. Монгольское завоевание. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден.  Великое княжество Литовское. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

        Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Тема 5. Формирование и укрепление централизованного российского государства в XV в. (6 ч.)

      Свержение золотоордынского ига.  Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Тема 6. Московская Русь в XVI в. (7 ч.)

      Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины  XVI в. Земские соборы.

        Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Ливонская война. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии. Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания. Иван Федоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета:

  1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История государства и народов России 6 кл. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Атлас  с древнейших времён до конца  XVIII  в., 2012 г.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до XVI века; выдающихся деятелей отечественной истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Список литературы  для учителя:

  1. Смирнов С.Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. – 2-е изд., перераб. / С.Г.Смирнов. – М.: МИРОС, 1995;
  2. История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В.В.Каргалова. – М.: Русское слово, 1997;
  3. Буганов В.И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 6 класса / В.И.Буганов, А.И.Назарец. – М.: Просвещение, 1972;
  4. Епифанов П.П. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XVIII. / П.П.Епифанов, О.П.Епифанова. – М.: Просвещение, 1989;
  5. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: основы профессМ.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС 2001.

Список литературы для обучающихся:

  1. -Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XVIII в. : пособие для учащихся / А.Ф.Антонов – М.: Просвещение, 1988;
  2. Бабич И.В.Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца XVIII. : в 4 т. / И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М.: МИРОС – межд. отнош., 1994;
  3. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. М.: Аванта-Плюс, 2002;
  4. Энциклопедия для детей. Т. 5. история России и ее ближайших соседей. Ч. I. От древних славян до Петра Великого. М.: Аванта-Плюс, 2002.

Материально-техническое обеспечение:

Раздел 1. Мебель.

Парты ученические – 15 шт.

Стулья ученические – 30 шт.

Стол учительский – 1 шт.

Стул учительский – 1 шт.

Шкафы книжные – 5 шт.

Тумбы - 2

Стол компьютерный – 1 шт.

Доска учебная – 1 шт.

Раздел 2. Технические средства.

Проектор – 1

Экран – 1

Ноутбук – 1

Колонки - 2

Раздел 3. Учебное оборудование.

Раздел 4. 

-Таблицы и карты  по истории России

-Атласы по истории России - 15

Раздел 5. Дидактические материалы (раздаточные).

-Памятки для учащихся по всем видам деятельности.

-Исторические источники по всем разделам.

-Тестовые задания по всем разделам.

-Разноуровневые задания по всем разделам.

Сведения о составителях (авторах) программы:

ФИО: Маслаков Дмитрий Сергеевич

Должность: учитель истории

Квалификационная  категория: первая

Наличие учёной степени, почётных званий: нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...