Проект методического сопровождения педагогов на этапе адаптации
проект по теме

Ткаченко Наталия Николаевна

Содержание

1.        Пояснительная записка.

1.1.     Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны.

1.2.     Цели и задачи проекта.

1.3.     Участники проекта.

2.        Теоретическое обоснование проекта.

2.1.     Принципы, направления работы, лежащие в основе проекта.

2.2      Ожидаемые результаты.

2.3.     Основные формы работы.

3.        Содержательный раздел.

3.1.     Тематическое планирование.

3.2.      Список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект методического сопровождения педагогов на этапе адаптации

«Школа молодого педагога»

Содержание

1.        Пояснительная записка.

1.1.     Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны.

1.2.     Цели и задачи проекта.

1.3.     Участники проекта.

2.        Теоретическое обоснование проекта.

2.1.     Принципы, направления работы, лежащие в основе проекта.

2.2      Ожидаемые результаты.

2.3.     Основные формы работы.

3.        Содержательный раздел.

3.1.     Тематическое планирование.

3.2.      Список литературы.

  1. Пояснительная записка

  1. Актуальность проекта, обоснование его необходимости и новизны:

Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.

С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника; с другой стороны, остро стоит вопрос о подготовке и сохранении квалифицированных специалистов дошкольного образования.  Молодые специалисты испытывают затруднения  в применении  полученных  теоретических знаний, возникает комплекс симптомов «немотивированного педагога»: отсутствие познавательных интересов, безынициативность, неуверенность, а затем пассивность в своей работе.

Методическое руководство становлением молодого педагога  как компетентного специалиста будет  эффективным только при условии обновления самой методической  работы, где функция контроля сменяется  функцией  оказания методической помощи педагогам, с тем, чтобы  сформировать у них самостоятельное  творческое поведение. С этой целью необходима новая  технология методической  работы в образовательном учреждении: работа на доверии, оказание  практической помощи.

Поэтому постановка такой проблемы, как разработка и внедрение системы методической деятельности, направленной на создание условий для профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации молодых педагогов дошкольных учреждений является своевременной и актуальной.

  1. Цель:
  • Создание в ДОУ условий для  профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
  • Помощь молодым специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, с детьми и их родителями).
  • Обеспечить постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности; а также формировать и воспитывать у молодых воспитателей потребность в непрерывном самообразовании.

Задачи:

  • Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;  
  • Формировать профессионально значимые качества молодых педагогов, необходимые для эффективного и конструктивного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
  • Совершенствовать качество воспитательно-образовательного процесса путём повышения профессионального мастерства молодых специалистов.

  1. Участники проекта:   молодые специалисты

  1. Теоретическое обоснование проекта.

Состояние проблемы профессиональной  адаптации  молодых и начинающих  педагогов  на современном этапе.

Проблема профессиональной адаптации молодых и начинающих  педагогов приобретает особую актуальность на современном этапе социально-экономического реформирования общества, так как именно в современных условиях общество предъявляет к педагогу особые требования и в личностном, и в профессиональном плане.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы они имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Результаты исследований показывают, что многие молодые воспитатели боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на  инновации. Чтобы этого не произошло, молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать, создать в ДОУ необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста и более легкой адаптации молодых специалистов в коллективе.

      Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

      Под профессиональной адаптацией молодых  педагогов понимается  сложный динамический процесс полного освоения профессии и овладения педагогическим мастерством на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, умений и навыков, в результате чего происходит видоизменение  педагога с целью эффективного профессионального функционирования.

      Управление процессом адаптации имеет социальные, психологические, педагогические и экономические аспекты. Адаптация как психологическая проблема должна гарантировать начинающему педагогу минимум ошибок и неудач в самостоятельной педагогической деятельности, побуждать на положительный эмоциональный настрой, возбуждать чувство удовлетворенности своей работой. Остальные аспекты выражаются в качественных и количественных показателях педагогического труда. Следовательно, адаптация молодого специалиста к педагогической профессии представляет собой процесс преодоления затруднений в работе через освоение нового дела. Успешность завершения процесса приспособления к педагогическому труду зависит от условий, особенностей профессии воспитателя  и личностных качеств начинающего педагога.

       Приспособление молодого педагога к труду в образовательном учреждении - насущная проблема современного этапа развития образования. Стихийность протекания адаптации молодого педагога приводит к большим потерям как в личностном, так и общественном плане. Начинающий педагог допускает ошибки, "брак" в воспитании и обучении детей, осложняются взаимоотношения с детьми и коллегами, возникает эмоциональная напряженность и, как следствие, длительность приспособления. В таких случаях молодой педагог  нередко стремится переменить место работы, отказывается от педагогической деятельности. Известный педагог А. С. Макаренко большое значение придавал творчески работающему, слаженному педагогическому коллективу, подчеркивая что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги не объединены в сплоченный творческий коллектив, то даже опытный педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми.

Суть, этапы, уровни и содержание профессиональной адаптации  молодых и  начинающих  педагогов.

      В своем профессиональном становлении молодой специалист проходит  четыре этапа. Прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Профессиональная адаптация  начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:

  • адаптация воспитателя осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;
  • в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.              

 Прохождение этапа профессионального становления для каждого молодого педагога индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента.

    Адаптационный период – это один из наиболее сложных периодов в становлении специалистов. Одним из критериев социально-психологической адаптации  педагогов является удовлетворенность условиями труда, своим положением в коллективе, содержанием работы и т.д. Для развития эмоциональной устойчивости педагога современная психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические. Анализ конфликтных педагогических ситуаций повышает информированность педагогов о возможных напряженных ситуациях будущей деятельности, способствует моделированию соответствующих форм поведения.

   В решении проблемы адаптации также существенная роль принадлежит системе наставничества, которая способна интенсифицировать процесс профессионального становления молодого учителя и формирования у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Наставничество - динамичный процесс, который обеспечивает восхождение молодого учителя к вершине профессионализма, на основе ценностного отношения к профессии педагога, творческой активности, внутренней мотивационной позиции. Ведь от хорошего братца можно и ума набраться. Кроме того, наставничество представляет собой сложное системное явление, характеризующееся совокупностью отношений между его элементами, сохраняющих устойчивость в процессе изменения и развития.

       Профессиональное самовоспитание способствует повышению эффективной деятельности педагога, приобретению целеустремленности, активности в овладении педагогическим мастерством. Отсутствие самовоспитывающей деятельности может привести молодых  педагогов  к становлению пассивной личности, неспособной к созидательной деятельности.

Поэтапная система начальной профессиональной адаптации начинающих педагогов, основывающаяся  на  наставничестве  и самовоспитании.

      Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого педагога  носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога (проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и соответствующих им профессионально важных качеств на основе "Я – концепции". Поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

1-й этап – адаптационный.

2-й этап – основной (проектировочный).

3-й этап – контрольно-оценочный.

       Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

  2.1. Принципы, направления работы, лежащие в основе проекта.

Деятельность «Школы молодого педагога» строится на принципах,  наиболее значимых на начальном этапе работы:

  • принцип сотрудничества и диалога позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности среди начинающих педагогов и опытных специалистов, несмотря на возраст;
  • принцип системности - непрерывности образования, накопления опыта;
  • принцип многоуровневой дифференциации - организация подгрупп  для занятий по стажу работы, по уровню квалификационной категории педагогов, по выявленным проблемам в работе.

Работа предполагает  овладение средствами и способами самовоспитания и самообразования. К ним относятся:  и работа с книгой, и решение педагогических и психологических задач, и выполнение специальных упражнений, и педагогическая саморегуляция. 

Направления работы:

  • Организация учебно-воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста на основе психолого-педагогических знаний.
  • Знакомство педагогов с  методическими приёмами, технологиями.
  •  Работа с детьми и родителями, овладение коммуникативной культурой.
  • Знакомство с  основами делопроизводства при организации учебно-воспитательного процесса.

  1. Ожидаемые результаты.

  • Психолого-педагогическая адаптация молодых педагогов, успешное  вхождение их  в новый коллектив, овладение  коммуникативной культурой в общении с педагогами, детьми, родителями.
  • Овладение педагогами методами и приёмами сопровождения  детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей своих воспитанников.
  • Овладение приёмами для создания собственных методических разработок, использование современных технических средств обучения. Рост профессиональной компетентности молодых педагогов.

  1. Основные формы работы ШМП.

  • Анкетирование, тестирование.
  • Консультации, беседы
  • Методические рекомендации
  • Мини дискуссии
  • Дискуссии
  • Блиц - опросы
  • Семинары
  • Практические консультации
  • Индивидуальные консультации
  • Взаимопосещения
  • Деловые игры
  • Круглые столы
  • Мастер – классы

 

  1. Содержательный раздел.

3.1.Тематическое планирование.

Количество заседаний ШМП

Тема заседаний ШМП

количество занятий

в месяц

1

2

3

4

в год

2

1

1

18

1. Приказ Министерства образования и науки РФ №655. Федеральные государственные требования.

2.Особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах в соответствии с ФГТ.  

2

1. Особенности планирования образовательной деятельности в рамках ФГТ.

2.Интеграция непосредственно-образовательной деятельности (НОД). Оформление календарного плана.

3

1. Семинар-практикум Разработка сценариев НОД.

2.Консультация «Организация и проведение прогулок в зимнее время».

3

1.Презентация методического кабинета. Раздел «Методическая литература по организации игры».

2.»Игра в жизни ребенка». Консультация для родителей.

2

1.Учимся сотрудничать с родителями (проблемы, пути решения).

2. Анкетирование «Проблемы, затруднения в работе».

3

1. Круглый стол. Вопрос-ответ (по анкетам).

1

1. Мастер-класс. Наши руки не знают скуки.

2

1. Организация летне-оздоровительного периода.

2

3.2.        Список литературы. 

1.Старший воспитатель дошкольного учреждения №12 2008г.

2.Старший воспитатель дошкольного учреждения № 3 2010г.

3. Дошкольное воспитание №1 2008г.

4. Старший воспитатель дошкольного учреждения №10 2008г.

5.Старший воспитатель дошкольного учреждения № 5 2010г.

6. Управление дошкольным образовательным учреждением №7 2012 г.

7. Методист №8 2009 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение педагогов. Роль РМО в подготовке и переподготовке кадров.

Данная статья обобщает положительный опыт работы районного методического объединения учителей иностранного языка Лежневского района Ивановской области....

Методическое сопровождение педагогов образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС

Из опыта организации методической работы в МКОУ «Крайчиковская СОШ» Колосовского муниципального района Омской области. (2012-2013 уч. год). Статья подготовлена в рамках участия в 11-Чередовских чтения...

Методическое сопровождение педагогов УДОД

Миссия методической  службы в условиях УДОД...

Программа мониторинга профессиональных достижений педагогических работников, методического сопровождения педагогов в межаттестационный период

Программа организации и мониторинга профессиональных достижений, методического сопровождения педагогов в межаттестационный период разработана с целью системной деятельности по созданию условий для пов...

Итоговая аттестационная работа "Методическое сопровождение педагога в период аттестации"

В условиях модернизации образования в России важной задачей методической службы образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики, помощь педагог...

Сборник методических материалов "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"

Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях, б...