Работа с одаренными детьми
статья (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми на уроках информатики
Александрова С.Г..
МБОУ СОШ №3 город Бугуруслан Оренбургской области
Одаренность – это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Одаренный - талантливый, обладающий талантом, а талант, в свою очередь, - это выдающиеся врожденные способности. (С.И. Ожегов) |
Уникальность, неповторимость каждого человека - наиболее бурно обсуждаются и исследуются в последнее время. Мир ребенка — это великая божественная загадка. Оглянитесь вокруг, какие они разные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие нашему сердцу. Хочется научиться понимать, принимать ребенка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни. В современной психологии и педагогике вопрос об одаренности является одним из самых модных, а вот о проблемах мало кто говорит.
При работе с одаренными детьми наиболее распространенный стереотип таков: такие дети должны поражать взрослых своими яркими, бьющими, что называется, прямо в глаза способностями, и прежде всего невероятным для их возраста объемом знаний и умений.
Первая проблема – выявить одаренного ребенка. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с этими детьми, их сравнении между собой, наблюдений за их развитием, чтения литературы. Например, при знакомстве я использую игровую методику Нечаевой. Ребенок называет свое имя и прилагательное его характеризующее « Даша - Добрая», «Максим – Мечтательный». Как же суметь выделить одаренных детей?
д Одаренные дети имеют ряд особенностей: Любопытство - жажда новизны, потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка. Одно из важнейших качеств - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Это способность видеть в предмете нечто новое, неявное, такое, что не видят другие. Они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов). Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают. Таких детей отличает способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Способность к прогнозированию. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни. Высокая концентрация внимания. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям. Отличная память. Способность к оценке. Способность предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей
После выявления таких учащихся, в течение года я веду активную работу с ними как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.
Вторая проблема - повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики через систему дополнительных занятий.
Третья проблема - целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики.
Моя задача как учителя - обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня школьникам. Очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к школьным и городским олимпиадам, всероссийским конкурсам, викторинам.
Формы работы с одарёнными детьми:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- исследовательская деятельность.
Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. В 2014 года в рамках инновационного образовательного проекта «Система выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы» прошла курсовую подготовку в МГОУ (Моско́вский госуда́рственный областно́й университе́т (МГОУ) — российский классический университет, бывший Московский областной педагогический институт (МОПИ) имени Н. К. Крупской.).
Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих компонентов:
- выявление одаренных детей;
- построение индивидуальной стратегии развития творческих способностей ученика на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, метод проектов);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Критериями эффективности моей работы является победа этих ребят на олимпиадах различного уровня, а также конкурсах и Интернет - проектах.
Одаренные дети - целый мир, особый мир детства, и мы с вами лишь приоткроем дверь в этот мир и познакомимся с малой частью. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы также подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
На основе этого мной был составлен план работы на 2015-2016 гг. по работе с одаренными детьми.
План работы с одаренными детьми на уроках информатики 2015-2016гг.
№ | Мероприятия | Класс | Дата проведения | |
1 | Выявление одаренных детей. | 5-11 | сентябрь | |
2 | Работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики:
| 5-11 | 2015/2016 год | |
3 | Самообразование учащихся (использование дополнительных материалов, при подготовке к урокам). | 5-11 | 2015/2016 год | |
5 | Дополнительная работа с учениками при подготовке к олимпиадам, формирование временных групп . | 5-11 | 2015/2016 год | |
6 | Участие в школьной олимпиаде по информатике. | 9-11 | октябрь | |
7 | Участие в городской олимпиаде по информатике. | 5-11 | ноябрь, декабрь | |
8 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. | 5-11 | 2015/2016 год | |
9 | Создание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов. | 5-11 | 2015/2016 год | |
10 | Размещение на личном сайте материалов по работе с одаренными детьми. | 5-11 | 2015/2016 год | |
11 | Публикации творческих и исследовательских работ учащихся по информатике на личном сайте. | 5-11 | 2015/2016 год | |
12 | Отчет временных групп об участии в олимпиадах, конкурсах, проектах в течение года. | 5-11 | май |
Используемая литература
- http://ladlav.narod.ru/doklad4.htm
- http://gigabaza.ru/doc/43855.html
- http://www.menobr.ru/materials/45/29555/
- http://festival.1september.ru/articles/618297/
- http://xreferat.ru/71/4683-1-odarennye-deti.html
- http://www.psylist.net/pedagog/00019.htm
- http://pedsovet.su/publ/123-1-0-4468
- http://rusedu.info/article731.html
- http://kochetovka.68edu.ru/index.php?catid=87:2011-10-30-17-48-50&id=123:2011-11-14-18-20-06&itemid=57&option=com_content&view=article
- http://www.child-psy.ru/ngkids/295.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"
Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...