Работа с одаренными детьми
статья (10 класс) на тему

работа с одареннми детьми на уроках информатики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odarennye_deti.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми на уроках информатики

Александрова С.Г..

МБОУ СОШ №3 город Бугуруслан Оренбургской  области

Одаренность – это своеобразное сочетание способностей человека,

развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих

достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах.

Одаренный - талантливый, обладающий талантом, а талант,

в свою очередь, -  это выдающиеся врожденные способности.

(С.И. Ожегов)

        Уникальность, неповторимость каждого человека - наиболее бурно обсуждаются и исследуются  в последнее время.  Мир ребенка — это великая божественная загадка. Оглянитесь вокруг, какие они разные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие нашему сердцу. Хочется научиться понимать, принимать ребенка, помочь ему полнее раскрыть свои возможности и стать сильнее в этой жизни. В современной психологии и педагогике вопрос об одаренности является одним из самых модных, а вот о проблемах мало кто говорит.

    При работе с одаренными детьми наиболее распространенный стереотип таков: такие дети должны поражать взрослых своими яркими, бьющими, что называется, прямо в глаза способностями, и прежде всего невероятным для их возраста объемом знаний и умений.

         Первая проблема – выявить одаренного ребенка. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с этими детьми, их сравнении между собой, наблюдений за их развитием, чтения литературы. Например, при знакомстве я использую игровую методику Нечаевой. Ребенок называет свое имя  и прилагательное его характеризующее  « Даша - Добрая», «Максим – Мечтательный». Как же суметь выделить одаренных детей?

        д  Одаренные дети имеют  ряд особенностей:  Любопытство - жажда новизны, потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка.  Одно из важнейших качеств - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Это способность видеть в предмете нечто новое, неявное, такое, что не видят другие. Они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов). Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают. Таких детей отличает способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности. Способность к прогнозированию. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни. Высокая концентрация внимания. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям. Отличная память. Способность к оценке.  Способность предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей

      После выявления таких учащихся, в течение года я веду активную работу с ними как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. 

    Вторая проблема - повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики через систему дополнительных занятий.

    Третья проблема - целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики.

Моя задача как учителя - обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня школьникам. Очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к школьным и городским олимпиадам, всероссийским  конкурсам, викторинам. 

Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия с одаренными учащимися;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • исследовательская деятельность.

        Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях.      В 2014 года в  рамках инновационного образовательного проекта «Система выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы» прошла курсовую подготовку в МГОУ (Моско́вский госуда́рственный областно́й университе́т (МГОУ) — российский классический университет, бывший Московский областной педагогический институт (МОПИ) имени Н. К. Крупской.).           

             Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих компонентов:

  • выявление одаренных детей; 
  • построение индивидуальной стратегии развития творческих способностей ученика на уроках;
  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, метод проектов);
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 Критериями эффективности моей работы является победа этих ребят на олимпиадах различного уровня, а также конкурсах и Интернет - проектах.

     Одаренные дети - целый мир, особый мир детства, и мы с вами лишь приоткроем дверь в этот мир и познакомимся с малой частью.  Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы также подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

 

 На основе этого мной был составлен план работы на 2015-2016 гг. по работе с одаренными детьми.

 

План работы с одаренными детьми на уроках информатики 2015-2016гг.

 

Мероприятия

Класс

Дата проведения

1

Выявление одаренных детей.

5-11

сентябрь

2

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики:

  • Решение задач, направленных на формирование логического мышления.
  • Решение задач, направленных на формирование творческого мышления.
  • Проектная деятельность учащихся.

5-11

2015/2016 год

3

Самообразование учащихся (использование дополнительных материалов, при подготовке к урокам).

5-11

2015/2016 год

5

Дополнительная работа с учениками при подготовке к олимпиадам, формирование временных групп .

5-11

2015/2016 год

6

Участие в школьной олимпиаде по информатике.

9-11

октябрь

7

Участие в городской олимпиаде по информатике.

5-11

ноябрь, декабрь

8

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми.

5-11

2015/2016 год

9

Создание сборников  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов.

5-11

2015/2016 год

10

Размещение на личном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

5-11

2015/2016 год

11

Публикации творческих и исследовательских работ учащихся по информатике на личном сайте.

5-11

2015/2016 год

12

Отчет временных групп об участии в олимпиадах, конкурсах, проектах в течение года.

5-11

май

 


Используемая литература

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...