Разработка выступления на МО школы по теме: «Натюрморт акварелью»
учебно-методический материал на тему

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystup.na_mo_natyurm.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОРДЫНСКОГО РАЙОНА

ВЕРХ-АЛЕУССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Разработка выступления

 на МО школы по теме:

                       «Натюрморт акварелью»

Подготовила: учитель ИЗО

1 квалификационной категории

2015г.

1. Особенности натюрморта как вида изобразительного искусства.

   Термин «натюрморт» происходит от французского nature morte - «мертвая природа». Обозначает изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. В чем же состоит отличие этого жанра от других? Что может дать живописцу изображение неодушевленных вещей? Натюрморт больше чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний. Натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит постигать живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной - только так постигается истинное содержание любой картины, ее образ. В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя их из всего богатства окружающего мира.  

   Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов. Данный жанр позволяет с помощью простых предметов создавать определенное настроение, образ. Натюрморт на протяжении всей своей истории развития содержал в себе символику, то есть определенные предметы имели определенное значение. С помощью данного жанра художники передают свое отношение к окружающему миру.

    Натюрморт, как ни какой другой жанр непосредственно связан с соотношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи. При всем разнообразии, огромном количестве разновидности натюрморт остается «малым жанром», но именно этим и ценен, потому что обращает живопись, прежде всего к самой себе и ее вечным ценностям и проблемам.

2. Композиционные особенности натюрморта.

   Вся композиционная работа сосредотачивается на вопросах размещения натюрморта в пределах картинной плоскости. В зависимости от характера натюрмортной группы ее высоты и ширины, глубины пространства, степени контрастности предметов по величине и цвету определяется формат и размеры плоскости, положение композиционного центра находится тональное и цветовое решение, ведутся поиски наиболее оптимальной композиции, в которой найдут свое решение вопросы равновесия, пропорциональных отношений. В организации композиции, используют различные виды ритмов - линейные, тоновые, цветовые.

3.1 Этапы работы над натюрмортом. Графика.

   Процесс рисования учебного натюрморта складывается из нескольких задач:

1.композиционное размещение изображения всей группы предметов в плоскости листа;

2.конструктивное решение формы предметов с учетом их пространственного положения;

3.правильное построение перспективы;

4.лепка светотенью объемной формы каждого предмета;

5.передача пропорциональных натуре тоновых отношений между предметами;

6.тональное и композиционное единство изображения.

   В основу первого этапа должен быть положен наиболее удачный предварительный эскиз. Определяется месторасположение изображения на листе, установление основных пропорций величин. Второй этап начинается с конструктивного построения отдельных предметов, уточнение пропорций и характер форм. После построения больших форм переходит к работе над более мелкими деталями. На третьем этапе уделяется внимание правильному построению предметов по законам перспективы. Четвертый этап связан с выявлением большой формы при помощи светотени, установление основных тональных отношений между предметами, фоном. Этому этапу уделяется самое серьезное внимание. Пятый этап связан с тщательной проработкой формы каждого предмета, выявление светотеневых оттенков. Шестой этап должен быть направлен на установление целостности изображения.

   Построение обязательно начинается с обобщенной формы всей группы, с определения ее масштаба и места по отношению к размерам листа бумаги, т. е. с композиционного расположения. При этом надо исходить из целостного восприятия всей группы предметов. Когда группа в целом будет намечена, можно переходить к определению относительных пропорций предметов и их взаимного расположения. Так, ближний к нам предмет на рисунке располагается ниже. Чем дальше предмет, тем на рисунке он будет располагаться выше. Сравниваем размеры всех предметов по высоте и ширине. По возможности находим точки схода параллельных линий и переходим к точному построению перспективы каждого предмета. При этом нельзя полностью построить один предмет, потом приняться за другой. Наметив высоту и ширину одного предмета, сейчас же намечается положение другого.

   Определяя пропорции предметов и строя их в перспективе, можно одновременно слегка прокладывать тени.

   Начинать штриховать надо с самой темной тени. Наметив определенный тон исходного самого темного места, силу каждой другой тени нужно сравнивать с этим тоном и с другими тенями. Сравнивать надо не только тени с тенями, полутона с полутонами, но и светлые места между собой.

   Изображая предметы, надо учитывать тон фона, на котором они видны. Правильно взятое отношение тона фона к тону предметов способствует передаче пространства и материальности предметов. Покрывать тени, полутени, рефлексы лучше всего штрихами с нажимом, соответствующим каждому тону, а направление штрихов должно соответствовать характеру той поверхности, которая изображается в рисунке.

   Кроме передачи правильных светотеневых отношений между различными поверхностями предметов, надо тщательно вылепить светотенью объемную форму каждого предмета. Особенность светотени предметов, ограниченных плоскостями, заключается в том, что каждая плоскость имеет свой определенный тон, отличный от тонов других плоскостей. После того как объемная форма всех предметов тщательно проработана, необходимо перейти к последней стадии работы - к обобщению рисунка. Сохранение целостного впечатления от всей группы предметов является основным условием реалистического изображения.

3.2 Этапы работы над натюрмортом. Живопись.

а) Способы работы акварельной краской: акварельная живопись: акварель – водяные краски, от латинского agua - вода. Основное свойство акварели – прозрачность красящегося слоя. Это свойство следует учитывать и при наложении одного цвета на другой. Высветление насыщенного тона происходит путем разбавления акварели водой. Живопись акварели построена на том техническом приеме, что сначала на бумагу наносят светлые тона красок, оставляя блики не закрытыми, затем постепенно вводят насыщенные цвета. Работа акварелью характеризуется чистотой, прозрачностью и интенсивностью красочного слоя и возможности передавать тончайшие оттенки цвета. В акварельной живописи используется четыре способа работы:

   Гризайль – одноцветная живопись в нейтральных тонах В этой технике нужные тональные градации по форме предмета достигаются наложением краски сразу в полную силу, т.е. для каждой поверхности рисунка или даже для каждого мазка, составляется свой раствор краски. Красочная смесь готовится на палитре. Повторные прописки можно делать как по просохшему, так и по влажному красочному слою. Работу вести лучше от темного к светлому.

   Лессировка – многослойная живопись, основанная на использовании прозрачности краски и свойстве изменять цвет при нанесении одного прозрачного слоя краски на другой путем оптического сложения цветов. Но необходимо соблюдать, чтобы нанесенный красочный слой высыхал окончательно, и наложений было не более трех слоев. Только с этим условием достигается глубина, чистота и насыщенность цвета. Каждый мазок краски наносится сразу на место, не двигая кистью по одному месту несколько раз, чтобы не нарушить фактуру бумаги. Метод лессировки используется в длительных по времени натюрмортах.

    «Алля прима» (alla prima) – живопись в один прием, без предварительных прорисовок и подмалевка. Все цвета берутся в полную силу, использую механическое смешение красок. Цвета получаются свежие и звучные. Данный метод чаще всего используется для эскизов, но имеет место и в самостоятельных работах.

   Четвертый метод письма акварелью – «по сырому». Мазки накладываются на увлажненную бумагу без предварительного рисунка в полную силу, используя механическое смешение красок. Чтобы бумага быстро не высыхала, ее кладут на влажную фланелевую ткань, либо стекло. Окончательная прописка переднего плана идет уже по просохшему слою.

б) Обучение живописи – путь изучения способов, приемов и средств построения живописной формы цвета. К факторам, влияющим на изменение цвета, относятся световоздушная среда, цветовое окружение, источники освещения.

   Все многообразие цветов в произведении подчиняется замыслу художника и общему колориту. Богатство цвета, наблюдаемого в действительности, художник претворяет в целостную гармонию. Такое цветовое единство картины называют колоритом. Колорит решает первое впечатление, которое производит картина.

   Рассмотрим методику выполнения натюрморта живописными средствами. В предварительном рисунке главное внимание уделяется композиции, выявлению пропорций, конструктивного строения, характера предметов.

   На первом этапе намечаются свет, полутон, тень, рефлекс на каждом предмете в соответствии с характером формы, освещением и удалением предметов. Прописка фона, драпировок, предметов. На следующей стадии работы найденные отношения уточняются, активно моделируется форма предметов. На освещенных местах мазки краски кладутся энергично, форма, детали лепятся четко. Такая фактурная обработка и более тщательная прописка предмета «выдвигает» его вперед. В тени же, напротив, все написано обобщеннее, с мягкими переходами, без резких контрастов тона, цвета. Краски плавно вливаются друг в друга. Применение этих приемов способствует тому, что предмет (или его часть) как бы отступает в глубь пространства.

   Нельзя писать предметы обособленно, т. е. доводить проработку одного из них до определенной законченности, оставляя в то же время незаписанным фон или соседние предметы. Подбираю цвет каждого предмета, надо внимательно следить за изменениями его окраски в зависимости изменений светотени. Каждый предмет имеет разные оттенки: на свету одни, в полутени другие. Кроме того, в тени имеются рефлексы, которые различаются между собой и по светлоте, и по оттенку цвета.

   Прорабатывая объемную форму каждого предмета, внимательно следить за наличием теплых и холодных оттенков не его поверхности. Особенно важно не упускать из виду общую тоновую и цветовую гамму.

   При изображении бликов на предметах нельзя ограничиваться передачей только их светлоты, забывая об их цветовых оттенках. Цвет блика зависит от цвета подающего на предмет света и цвета самого предмета: его оттенок будет противоположным цвету поверхности, на которой лежит блик.

   Особого внимания требует живопись первого плана натюрморта. Первый план надо четко строить в пластическом отношении, внимательно лепить цветом форму, выявлять освещенность, чтобы он служил активным вводом в композицию, воспринимался устойчиво, материально «поддерживал» предметы последующих планов. Внимание должно быть обращено также на явление воздушной перспективы. В натюрморте, как правило, предметы расположены на различных расстояниях друг от друга. Между предметами переднего и заднего планов имеется слой воздуха, который смягчает яркость окраски дальних предметов. Ближайшие предметы, поэтому кажутся ярче, рисунок их определеннее ярче и отчетливее по сравнению с дальними. Вот почему ближайшие к нам предметы изображаются в более определенных контурах и красках, чем расположенные на втором плане. Контуры дальних предметов как бы сливаются с фоном, благодаря чему достигается впечатление пространства. Работая над формой, деталями, не следует упускать из виду общий тон натуры. Надо все время согласовывать с ним живопись отдельных предметов и деталей.

   От общего к частному и от частного к обогащенному деталями общему — таков путь поиска наибольшей выразительности, выявления предметных характеристик: формы, материальности, цветовой и тональной гармонии, освещенности, пространства, живописно-пластической цельности изображения.

Заключение.

   Проблема цвета всегда была и остаётся актуальной для живописца и дизайнера, ткача и архитектора - для всех, кто использует цвет в своей профессиональной деятельности. Всё это невозможно без исследования теоретических основ и практической возможности выполнения живописных работ, в частности натюрморта.

   Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивых предметов, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

   Яркость, выразительность образов вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в собственных работах.

Список используемой литературы:

1. Бурчик А. И. «Методика работы над натюрмортом» - Гродно, 2001

2. Виффен В. «Как научиться рисовать натюрморт» пер. с англ. И.Гиляровой.- М., 2001

3. Выборнова Г. «Роль освещения в натюрморте» – Художник, 1984.

4. Евтых С. Щ. «Живопись натюрморта» - Оренбург, 2003

5. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов.- М; Просвещение,1982

6. Сокольникова Н.П. «Изобразительное искусство методика его преподавания в начальной школе» - М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по теме: "Натюрморт"

Разработка предназначена для учителей изобразительного искусства и может помочь при подготовке к уроку по теме: "Натюрморт"....

Разработка урока по теме "Натюрморт"

В разработке представлен урок "Натюрморт в цвете", который входит в раздел "Натюрморт", изучаемый в 6 классе....

Разработка урока на тему «Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства ».

познакомить учащихся с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства ; расширить знания учащихся о жанре натюрморта , об особенностях натюрморта в живописи; учить изображать различные ...

Методическая разработка выступления на семинаре по теме: «Формирование коммуникативной компетентности обучающихся на уроках обществознания как фактор их социальной адаптации»

Автор: Ткачев Виталий ВикторовичДолжность: преподаватель общеобразовательных дисциплин(обществознание, история)Место работы: Государственное автономное образовательное учреждениесреднего профессиональ...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»

Методическая разработка урока по предмету живопись в подготовительном классе 2 год обучения по теме «Натюрморт. Рисование натюрморта с натуры»...

Разработка выступления на МО школы по теме: «Информационные технологии в деятельности современного учителя»

Разработка выступления на МО школы по теме:«Информационные технологии в деятельности современного учителя»...