Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде
учебно-методическое пособие (9 класс) на тему

Мухаммадиева Ильсия Ильдусовна

 

Процесс социализации актуален в любой сфере жизнедеятельности человека. Особенно значима социализация для школьников. Школа один из важнейших социальных институтов, где ребенок приобретает знания, умения, навыки, претерпевает некоторые изменения личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_dete.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья

в образовательной среде

Процесс социализации актуален в любой сфере жизнедеятельности человека. Особенно значима социализация для школьников. Школа один из важнейших социальных институтов, где ребенок приобретает знания, умения, навыки, претерпевает некоторые изменения личности. Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации прочих учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего – системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности – в семье, школе, трудовых коллективах и пр.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Социальная адаптация представляет собой один из механизмов социализации, позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, то есть посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с ОВЗ в жизненно важных вопросах – как пользоваться средствами связи, как устроиться на работу, как получить необходимое медицинское обследование, куда обращаться, как распределить бюджет и многое другое. Единственным университетом знаний для таких детей по вопросам социализации является школа. Если ребенок, развивающийся в норме в силу своих возможностей, мотивированных потребностей черпает эти знания не только в школе, семье, но и самостоятельно, перерабатывая поступающую информацию из окружающего мира, то дети с ОВЗ имея такой дефицит как недоразвитие познавательной деятельности, самостоятельно не могут получить необходимые знания для успешной социализации. Поэтому во многих случаях только в школе под влиянием учителя становится возможной коррекция недостатков в формировании личности детей с ОВЗ. А поскольку наша школа находится на положение интерната, значит научить, сориентировать детей, выработать положительные привычки – это задача всего нашего коллектива.

Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими сверстниками, закончившими общеобразовательные школы. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, несмотря на свои особые возможности, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.

Наиболее полно задачам успешной социализации, социально-трудовой адаптации лиц со специальными потребностями отвечает образовательно-реабилитационная среда школы 8 вида. Созданные в ней условия способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, адаптацию к общественной жизни и решению сопутствующих проблем – социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна компенсировать, насколько это возможно, ограничения жизнедеятельности детей с ОВЗ, позволяя ему после окончания школы выступить на рынке труда в доступных для него областях.

Социализация – это непрерывный коммуникативный процесс, в котором участвует личность и общество. Но общество в целом недостаточно готово к милосердию и постоянной поддержки детей с ОВЗ. В связи с этим, в учебно-воспитательном процессе школы должна быть заложена и реализовываться идея социализации личности с использованием компенсаторных возможностей индивидуально каждого учащегося. Эта задача будет решаться лишь при соблюдении определенных требований. Главное из них - наличие единой системы воздействия на учащихся, складывающейся из нескольких этапов.

Этапы школьной социально-трудовой адаптации и реабилитации в общеобразовательной школе – интернате.

Первый этап (1- 4 класс) – социальная адаптация личности через привитие навыков самообслуживания, ручного труда, самопознание.

Второй этап (5-9 класс) – социально – трудовая адаптация через труд на пришкольном участке, мини – ферме, выбор профиля трудового обучения, профессиональная подготовка.

Третий этап (10 класс) – выбор жизненного пути после окончания школы: трудоустройство, продолжение обучения, приобретение профессии, самореализация в жизни.

В коррекционной школе VIII вида ведущими уроками для успешной социализации являются: уроки профильного обучения, домоводства или социально-бытовой ориентировки, делового и творческого письма.

Если говорить об учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в частности с легкой и умеренной умственной отсталостью, а также сопутствующими заболеваниями по линии психиатрии, то отмечаются трудности не только в усвоении социального опыта, но и в его понимании, и тем более в его воспроизведении.

Детям с УО сложнее дается усвоение школьных норм и правил. Часто приходя в первый класс, учащиеся довольно долго не могут привыкнуть к новому режиму дня. У многих из них наблюдается школьная дезадаптация. Большинство учащихся не могут усидеть на месте во время урока, они либо встают с места и начинают ходить по классу, либо постоянно ерзают на стуле, находятся в двигательном беспокойстве; выкрикивают ответы с места; отказываются выполнять задания, которые им не нравятся или кажутся сложными. На перемене у таких детей обычно наблюдается возня, а не игра, сопровождаемая громкими криками, визгами и проявлением как вербальной, так и физической агрессии.

У учащихся средней и старшей школы также наблюдаются трудности в процессе социализации. Конечно, к моменту обучения в средней и тем более в старшей школе, многие подростки уже усвоили правила поведения не только в учебном заведении, но и в обществе. Но, тем не менее, некоторые ученики категорически отказываются их соблюдать, либо исходя из личностных особенностей характера, либо - особенностей их заболевания. То есть одни учащиеся не могут контролировать свои эмоциональные проявления, а другие сознательно ведут себя антисоциально. Такие дети часто агрессивны, не удерживают социальную дистанцию, провоцируют других учеников, не считаются с авторитетом взрослых, в общем, демонстрируют неадекватное поведение. В коммуникативной сфере тоже существует ряд своих особенностей. Дети с УО довольно быстро заводят новые знакомства, свободно общаются с учащимися младшей или старшей возрастной категории, но все эти связи поверхностны, нет сплочения в таком коллективе, каждый сам за себя при любых обстоятельствах.  

Помимо поведенческих проблем социализации, у детей с ограниченными возможностями, наблюдаются сложности в социально-бытовой сфере. Эти дети гораздо позже усваивают элементарные навыки самообслуживания, им сложнее ориентироваться в пространстве, самостоятельно справляться с задачам, которые не вызывают никаких трудностей у здоровых детей. 

Подводя итог, хочется отметить, что социализация является одним из компонентов, влияющих на формирования личности. Личность ребенка с ограниченными возможностями здоровья формирует позже, сложнее, и безусловно требует особого внимания со стороны родителей, воспитателей, педагогов и прочих участников образовательного процесса. Основной задачей для педагогов является облегчить и оптимизировать процесс социализации. Поэтому необходимо помнить об индивидуальном подходе и коррекционных мероприятиях, которые могут быть обеспечены в специальных образовательных учреждениях.

Литература

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. – М.,2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Опыт работы с детьми в коррекционной школе восьмого вида....

Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»

С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...

Паспорт проекта Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве

ПроблемаКак из массовой общеобразовательной школы сделать инклюзивную школу?Идея проектаОбеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха всеми б...

Культурно-образовательная среда школы – основа успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Особую значимость приобретает организация культурно-образовательного пространства школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание культурно-образовательного пространства школы дает во...

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве».

В настоящее время с каждым годом увеличивается количество детей, которые относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, вызванные различными отклонениями в состоянии здоровья, и н...