Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и обучению произношению (9 класс II вид )
    календарно-тематическое планирование (9 класс) на тему

    Фуникова Елена Шотаевна

    Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и обучению произношению  (9 класс II вид ) представляет интерес для учителей коррекционных школ II вида

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ktp_9_kl_ii_vid.docx57.58 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    № урока    

          Содержание

       ( разделы, темы )

       Кол-во

       часов

    Даты проведения

    Оборудование урока

    По            плану

    Факт.

    Обследование слуха и речи обучающихся

    4

    1

    Проверка состояния звукопроизношения

    1

       Дид.материал

    2

    Проверка соблюдения орфоэпических норм произношения и словесного ударения

    1

    Дид.материал

    3

    Проверка  ритмико-интонационной стороны речи. Проверка  речевого дыхания и слитности речи

    1

    Дид.материал

    4

    Проверка состояния голоса и темпа речи.

    Проверка речевого слуха

    1

    Дид.материал

    Человек и природа

    8

    5

    Летние каникулы (восприятие).

    Речевое дыхание. Звуки: б – п

    1

    Карточки, дид.материал

    6

    Летние каникулы  (различение и опознавание).

    Голос. Звуки: д - т

    1

    Карточки, дид.материал

    7

    Погода летом и осенью (восприятие).

    Пауза. Звуки: щ - сь

    1

    Карточки, дид.материал

    8

    Погода летом и осенью (различение и опознавание).

    Правило орфоэпии. Звуки: щ - сь

    1

    Карточки, дид.материал

    9

    Экология (восприятие).

    Интонация. Звуки: ч – ц

    1

    Карточки, дид.материал

    10

    Экология.

    (различение и опознавание).

    Словесное ударение. Звуки: ч – ц

    1

    Карточки, дид.материал

    11

    Земля родная (восприятие, словарная работа).

    Пауза. Звуки: ш – ж

    1

    Карточки, дид.материал

    12

    Земля  родная (ответы на вопросы).

    Правило орфоэпии.  Звуки: ш – ж

    1

    Карточки, дид.материал

    Профессии

    8

    13

    Профессии (восприятие).

    Слитность.  Звуки: и – й

    1

    Карточки, дид.материал

    14

    Профессии (различение и опознавание).

    Словесное ударение.  Звуки: и – й

    1

    Карточки, дид.материал

    15

     Текст «Основатель Третьяковской  галереи» (восприятие, словарная работа).

    Логическое ударение. Звуки: с – сь

    1

    Карточки, дид.материал

    16

     Текст «Основатель Третьяковской галереи» (задания к тексту).

    Правило орфоэпии. Звуки: з – зь

    1

    Карточки, дид.материал

    17

    «Кем ты хочешь быть?» (восприятие).

    Интонация. Звуки: л – ль

    1

    Карточки, дид.материал

    18

    «Кем ты хочешь быть?» (различение и  опознавание).

    Пауза. Звуки: л – ль

    1

    Карточки, дид.материал

    19

    Текст «Профессии» (восприятие, словарная работа).

    Темп.  Звуки: а - э

    1

    Карточки, дид.материал

    20

    Текст «Профессии» (задания к тексту ).

    Правило орфоэпии. Звуки: а - о

    1

    Карточки, дид.материал

    Здоровый образ жизни

    6

    21

    Здоровый образ жизни (восприятие).

    Речевое дыхание. Звук: р - рь

    1

    Карточки, дид.материал

    22

    Здоровый образ жизни (различение и опознавание).

    Слитность. Звук: р - рь

    1

    Карточки, дид.материал

    23

    Вредные привычки (восприятие).

    Словесное ударение. Звуки: а - я

    1

    Карточки, дид.материал

             24

    Вредные привычки  (различение и опознавание)

    Правило орфоэпии. Звуки: о - ё

    1

    Карточки, дид.материал

            25

    Текст «Здоровье дарит природа» (восприятие, словарная работа).

    Интонация. Звуки: ц - т

    1

    Карточки, дид.материал

            26

    Текст «Здоровье дарит природа» (задания к тексту).

    Логическое ударение. Звуки: ц - ть

    1

    Карточки, дид.материал

    Твоя учёба

    2

    27

    Права и обязанности школьника (восприятие).

    Голос.  Звуки: ч - щ

    1

    Карточки, дид.материал

    28

    Правила и обязанности школьника (различение и опознавание).

    Правило орфоэпии.

    Звуки: ч - щ

    1

    Карточки, дид.материал

    Сезонные изменения в природе

    2

    29

    Сезонные изменения в природе (восприятие).

    Пауза. Звуки: и - э

    1

    Карточки, дид.материал

    30

    Сезонные изменения в природе (различение и опознавание).

    Интонация. Звуки: и - у

    1

    Карточки, дид.материал

    Обследование слуха и речи обучающихся

    2

    31

    Контрольные фразы за 1-е полугодие  ( 1-я часть)

    1

    Карточки, дид.материал

    32

    Контрольные фразы за 1-е полугодие  (2-я часть)

    1

    Карточки, дид.материал

    Твоя учёба

    4

    33

    Администрация школы (восприятие).

    Речевое дыхание. Звуки: ч - с

    2

       Карточка

    34

    Администрация школы (различение и опознавание).

    Темп. Звуки: ч - сь

    1

       Карточка

    35

    Текст «Твоя учеба» (восприятие, словарная работа).

    Речевое дыхание. Звуки: у - ю

    1

    Карточки, дид.материал

    36

    Текст «Твоя учеба» (задания к тексту).

    Словесное ударение. Звуки: э - е

    1

    Карточки, дид.материал

    Здоровье

    6

    37

    Спорт – основа нашего здоровья (восприятие).

    Логическое ударение. Звуки: ч - т

    1

    Карточки, дид.материал

    38

    Спорт – основа нашего здоровья (различение и опознавание).

    Правило орфоэпии. Звуки: ч - ть

    1

    Карточки, дид.материал

    39

    Мой слуховой  аппарат (восприятие).

    Голос. Звуки: с- ц

    1

    Карточки, дид.материал

    40

    Мой слуховой аппарат (различение и опознавание).

    Слитность. Звуки: с - ц

    1

    Карточки, дид.материал

    41

    Текст «На приеме у врача» (восприятие, словарная работа).

    Словесное ударение. Звуки: ч - ш

    1

    Карточки, дид.материал

    42

    Текст  «На приеме у врача» (задания к тексту).

    Темп. Звуки: ч - ш

    1

    Карточки, дид.материал

    Внешний вид

    6

    43

    Внешность (восприятие).

    Интонация.  Звуки: н - д

    1

    Карточки, дид.материал

    44

    Внешность (различение и опознавание).

    Правило орфоэпии.

    Звуки: нь - дь

    1

    Карточки, дид.материал

    45

    Личная гигиена (восприятие).

    Пауза. Звуки: ш - щ

    1

    Карточки, дид.материал

    46

    Личная гигиена (различение и опознавание).

    Слитность. Звуки: ш - щ

    1

    Карточки, дид.материал

    47

    Текст «Мать»

    (восприятие, словарная работа).

    Логическое ударение.  Звуки: ль - й

    1

    Карточки, дид.материал

    48

    Текст «Мать» (задания к тексту).

    Речевое дыхание. Звуки: ль - й

    1

    Карточки, дид.материал

    Сезонные изменения в природе

    2

    49

    Сезонные изменения в природе (восприятие).

    Голос.  Звуки: з - ж

    1

    Карточки, дид.материал

    50

    Сезонные изменения в природе (различение и опознавание)

    Правило орфоэпии. Звуки: з - ж

    1

    Карточки, дид.материал

    Родина

    8

    51

    Москва – сердце России (восприятие).

    Темп. Звуки: м - п

    1

    Карточки, дид.материал

    52

    Москва – сердце России (различение и опознавание).

    Интонация.  Звуки: мь – пь

    1

    Карточки, дид.материал

    53

    Вторая столица России (восприятие).

     Логическое ударение.

    Звуки: к - г - х

    1

    Карточки, дид.материал

    54

    Вторая столица России (различение и опознавание).

    Пауза. Звуки: к - г - х

    1

    Карточки, дид.материал

    55

    Кубань – житница России (восприятие).

    Слитность. Звуки: с - ш

    1

    Карточки, дид.материал

    56

    Кубань – житница России (различение и опознавание)

    Правило орфоэпии. Звуки: с - ш

    1

    Карточки, дид.материал

    57

    Текст «Государственные символы России» (восприятие, словарная работа).

    Интонация.  Звуки: м - б

    1

    Карточки, дид.материал

    58

    Текст «Государственные символы России» (задания к тексту).

    Логическое ударение.

    Звуки: мь - бь

    1

    Карточки, дид.материал

    Родная природа

    6

    59

    Природные богатства России (восприятие).

    Речевое дыхание.  

    Звуки: и - ы

    1

    Карточки, дид.материал

    60

    Природные богатства России (различение и опознавание).

     Темп. Звуки: и - ы

    1

    Карточки, дид.материал

    61

    Правила безопасности во время отдыха (восприятие).

    Голос. Звуки: в - ф

    1

    Карточки, дид.материал

    62

    Правила безопасности  во время отдыха (различение и опознавание).

    Правило орфоэпии.

    Звуки: вь - фь

    1

    Карточки, дид.материал

    63

    Текст «Героическая Брестская крепость» (восприятие, словарная работа).

    Словесное ударение.  

    Звуки: с - з

    1

    Карточки, дид.материал

    64

    Текст «Героическая Брестская крепость» (задания к тексту).

    Слитность. Звуки: с - з

    1

    Карточки, дид.материал

    Сезонные изменения в природе

    2

    65

    Текст «Все живое надо беречь» (восприятие, словарная работа).

    Интонация.  Звуки: л - р

    1

    Карточки, дид.материал

    66

    Текст «Все живое надо беречь» (задания к тексту).

    Правило орфоэпии.  Звуки: ль - рь

    1

    Карточки, дид.материал

    Обследование слуха и речи обучающихся

    2

    67

    Контрольные фразы за 2-е полугодие  (1-я часть)

    1

    Карточка,

    дид.материал

    68

    Контрольные фразы за 2-е полугодие  (2-я часть)

    1

    Карточка,

    дид.материал

                           

                            ИТОГО:                                         68 час.                                            

     

    1.Пояснительная записка

             Рабочая программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 9-ом классе составлена на основе модифицированной программы по развитию слухового восприятия и обучению произношению 8-11 классы (II вида), авторы:  Н.В.Ехлакова, М.В.Утишева, Тихорецк, 2013г.  

    В модифицированной программе не указано количество часов, отведенное на индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. В связи с этим в рабочей программе количество часов определено в соответствии с учебным планом (68 часов за год).

            Цели  и  задачи  обучения  предмету:  

    - развитие  у  слабослышащих учащихся    слухового  восприятия,  создание   слуховой   основы  для восприятия ими   устной  речи;

    - формирование   внятной,   членораздельной,   выразительной    устной     речи учащихся, соблюдение  ими  в  речи  словесного  и  логического  ударения,  правильной  интонации,  темпа  и  слитности,  основных  правил  орфоэпии.

            Развитие слухового восприятия и формирование устной речи у  слабослышащих  обучающихся  тесно связаны  между  собой.  В связи с этим  темы  по обучению произношению  включены  в  календарно-тематическое планирование.  На  их     изучение  отводится  первая  часть  индивидуального   занятия.

            Планирование работы над произношением и развитием слухового восприятия осуществляется на основе данных, полученных в ходе специального

    обследования с учётом индивидуальных особенностей слухоречевого развития

    обучающихся.   На  основе  этого  в   рабочей  программе  выделены  часы   на

    обследование  и  проверку  состояния  слуха  и  речи.

    Таблица тематического распределения количества часов:

       №

      п/п

       

               Разделы, темы

                   Количество  часов

    Модифицированная программа

          Рабочая

        программа      

    1

    Обследование слуха и речи

    обучающихся

    8

    2

    Школьная жизнь

    8

    3

    Здоровье

    6

    4

    Родина

    8

    5

    Литература в школе

    4

    6

    Искусство

    6

    7

    Этикет

    8

    8

    Почта

    6

    9

    Правила безопасности

    8

    10

    Транспорт

    6

    2.Содержание обучения

            Программа по развитию слухового восприятия и обучению  произношению  предполагает работу в двух направлениях.

    Первое направление – развитие слухового восприятия предусматривает работу по обучению учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без неё.

    Изучаемые разделы и темы

    Обследование слуха и речи учащихся  (8 ч)

    Проверка состояния звукопроизношения, соблюдения орфоэпических норм произношения и словесного ударения, ритмико-интоннационной стороны речи, речевого дыхания и слитности речи, состояния голоса и темпа речи, речевого слуха, контрольные фразы за 1-ое и 2-ое полугодие.

    Школьная жизнь (8 ч)

    Назови адрес школы. Что такое школьная жизнь? Какая главная обязанность ученика? Как ты относишься к своим обязанностям? Как зовут вашего классного руководителя? Как зовут ваших воспитателей? Закончи предложение: Уроки начинаются в … . Когда начинается самоподготовка? Какие спортивные секции работают в школе?  Для чего нужно посещать библиотеку? Составь предложение со словосочетанием «школьная жизнь».

    Примерный текст:

    - В каком классе ты учишься?

    - Я учусь в 9 классе.

    - Как зовут вашего  классного руководителя?

    -Людмила Ивановна.

    - Кто ведёт алгебру в вашем классе?

    - Нина Алексеевна.

    - Как ты учишься?

    - Я учусь хорошо.

    - Какой предмет для тебя самый лёгкий?

    - Физкультура.

    - Какой предмет самый трудный?

    - Литература.

    - Кто помогает тебе выполнять домашнее задание?

    - Воспитатели.

    - Чем ты занимаешься после уроков?

    - Я играю в волейбол.

    - Ты посещаешь какой-нибудь кружок?

    -  Да, я хожу  в кружок вышивания.

    Задания по тексту:

    Как ты окончил 8 класс? Какие новые предметы появились в 9 классе? Какие учебные предметы тебе нравятся? Кто помогает тебе выполнять домашнее задания? Расскажи, как ты помогаешь своим одноклассникам в учёбе. Как ты собираешься учиться в 9 классе? Разбери предложение по членам: Я играю в волейбол.

    Словарь:  школьная жизнь, учебные предметы, обязанность ученика.

    Примерный текст:                                     Осень

    Волшебная осень парков. Чуть-чуть сыровато. Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. Долго-долго падают кленовые листья. Как хороши! Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы люди шли по золотому ковру. Прошли двое… Волосы тронуты инеем. Может, в этом парке и решили идти они по жизни вот так рядом…

    Падают листья… Ребятишки, как воробьи, снуют под ногами. В руках у мальчишек, у каждой девчонки букет. Кажется, полет сопровождает тихая музыка. Бом-бом! Один лист, другой, третий. Стройная музыка в парке. Один ли я слышу? Нет. Вот девчонка подняла голову, блестящими глазами провожает листья. Рядом женщина под зонтиком. Книга. Но она не читает. Она слушает золотой хоровод.

    Задания по тексту:

    О чем текст? Как ты думаешь, какая осень описана в тексте? С чем автор сравнивает осень в парке?  Разбери предложение по членам: Она слушает золотой хоровод.

    Словарь:  

    Сыровато, тронуты инеем, снуют под ногами, сопровождает музыка, золотой хоровод.

    Здоровье (6 ч)

    Как ты понимаешь выражение «здоровый образ жизни»? Для чего нужно соблюдать режим дня? Повтори: Занятия спортом укрепляют здоровье. Каким видом спорта ты увлекаешься? Какое питание ты считаешь здоровым? Сколько времени ты спишь? Сколько времени ты проводишь на свежем воздухе? Какие вредные привычки разрушают здоровье? Объясни смысл пословицы: Здоровье дороже богатства.

    Примерный текст:                             Урок здоровья

    На уроках физкультуры ты учишься управлять своим телом.

    В спортивном зале ты научишься лазить по канату. В походе тебе легко будет забраться на высокое дерево.

    На уроках ты будешь прыгать через кожаного коня. Это поможет тебе вскакивать на живую лошадь. Ты будешь тренироваться сохранять равновесие на узком бревне. Это пригодится тебе, когда будешь перебираться по жёрдочкам через ручей.

    Сильным, ловким, выносливым должен быть каждый человек. Нужно с юности развивать своё тело, закалять волю.

    В нашей школе есть два спортивных зала. На первом этаже школы находится  тренажерный зал. Занимаясь на различных спортивных тренажерах, ты развиваешь свою мышечную систему. Будешь стройный и красивый.

    Поти в течение всего учебного года можно заниматься физкультурой на школьном стадионе. На нем есть футбольное поле, беговая дорожка, баскетбольная площадка, брусья и дорожка для прыжков в длину. Многие ребята каждое утро занимаются бегом и легкой атлетикой. Занятия спортом закаляют волю, развивают чувство ответственности и коллективизма.

    Задания по тексту:

    Чему вы учитесь на уроках физкультуры? Каким становится человек, если он занимается спортом? Ты развиваешь своё тело (волю)? Какие спортивные залы есть в нашей школе? Найди самые важные слова в тексте. Как можно назвать урок физкультуры по-другому? Подбери антонимы к словам легко, узкий, сильный. Прочитай последнее предложение в последнем абзаце.

    Словарь:  

    здоровый образ жизни, режим дня, режим школы, вредные привычки, разрушают здоровье, равновесие, развивать тело, закалять волю.

    Родина (8 ч)

    Что такое Родина? Повтори: Я родился в России. Покажи на карте границы России. Покажи на карте и назови крупные реки России (горы России). Назови столицу нашей Родины. Ты был в Москве? Тебе нравится жить в России? Как называют человека, который любит свою Родину? Составь предложение со словом Родина. В каком крае ты живёшь? Чем богат твой край? Объясни смысл пословицы: Жить – Родине служить.

    Примерный текст:                           Кавказские горы

    Кавказские горы расположены на юге нашей Родины между Чёрным, Азовским и Каспийскими морями. Склоны гор покрыты лиственными и хвойными лесами, где растут бук, дуб, орех, каштан, сосна, ель. Выше лесов находятся альпийские луга, которые покрыты сочной травой.  Ещё выше – голые камни и скалы.

    На территории Кавказа находятся заповедники, в том числе и Кавказский биосферный заповедник.  В этом заповеднике сохранились редкие растения и животные, занесенные в Красную книгу Кубани. Это зубр, леопард, аист, дрофа, филин, пеликан.

    На вершинах самых высоких гор толстым слоем лежат лёд и снег. Наивысшие точки Кавказских гор – Эльбрус (5642 м) и Казбек (5033 м). Здесь расположены центры туризма и альпинизма. Кавказские горы – излюбленное место горных альпинистов. Альпинистские тропы  посещают туристы не только из нашей страны, но и из ближнего и дальнего зарубежья.

    Кавказские горы – гордость Кубани. Они охраняются государством и оберегаются  жителями Кубани.

    Задания по тексту:

    Где расположены Кавказские горы? Покажи их на карте России. Какие деревья растут на склонах гор? Что находится выше лесов? Найди в тексте и прочитай, что находится выше альпийских лугов. Какой заповедник находится на территории Кавказа? Назови редких животных, занесенных в Красную книгу Кубани. Назови наивысшие точки Кавказских гор. Какая гора выше: Эльбрус или Казбек? Найди орфоэпическое правило в слове находятся.

    Словарь:

    патриот, заповедник, Кавказский биосферный заповедник, центры туризма и альпинизма, альпийские луга, наивысшие точки гор.

    Литература в школе (4 ч)

    Тебе нравятся уроки литературы? Чем вы занимаетесь на уроках литературы? Произведение, какого автора, вы сейчас изучаете? Как называется это произведение? Закончи предложение: Есенин, Пушкин, Некрасов, Лермонтов – это … . Гоголь, Пришвин, Тургенев, Толстой – это … . Повтори: Чтение – вот лучшее учение. Ты больше любишь читать рассказы или стихи? Какой язык твой родной? Прочитай: Русский язык очень красивый.

    Примерный текст:                      От лица русского народа

    Спустя несколько лет после выхода в свет «Записок охотника» ехал как-то Тургенев из деревни в Москву. На одной маленькой станции вышел на платформу.

    «Вдруг, - рассказывает писатель, - подходят ко мне двое молодых людей, по костюму и по манерам вроде мастеровых».

    - Позвольте узнать, – спрашивает один из них,   – вы будете Иван Сергеевич Тургенев?

    - Я.

    - Тот самый, кто написал «Записки охотника»?

     Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс.

    - Кланяемся вам, – сказал один из них, – в знак уважения от лица русского народа.

     Другой молча поклонился.

    Задания по тексту:

    Кто такой Иван Сергеевич Тургенев? Какой рассказ из «Записок охотника» ты читал? Почему Тургенева любил и уважал русский народ? Как простые русские люди показали свою любовь  к писателю? Прочитаем диалог Тургенева и мастерового по ролям. Найди в тексте вопросительные предложения.

    Словарь:  

    от лица русского народа, выход в свет, мастеровой, манеры, поклонились в пояс, в знак уважения.

    Искусство (6 ч)

    Какие ты знаешь виды искусства? Повтори: Архитектура – это искусство строить здания. Где выставляются картины художников? Где находится Третьяковская галерея? Ты был в музее или картинной галерее? Назови художников, которых ты знаешь. Что такое подлинник? Где хранятся подлинники книг и картин? Повтори: Литература – это искусство слова. Какие жанры театра ты знаешь? Каким видом искусства ты увлекаешься?

    Примерный текст:                                И. И. Шишкин

    Иван Иванович Шишкин – известный и любимый русский художник. Он очень любил Россию, изучал родную природу и делал бесчисленные зарисовки.  Шишкин – один из первых художников, который посвятил свое мастерство описанию обычной русской природы и сумел найти в ней особую красоту.  На картинах художника изображены полные величавой красоты образы родной природы. Здесь и волнующиеся, как золотое море, пшеничные поля, и бескрайние русские равнины. И лесные дали, и залитые солнцем сосновые леса. И древние дубы-великаны, и глушь хвойных лесов, и заросли елового бора.  Все это – любимые мотивы творчества И.И.Шишкина.

    На полотнах И. И. Шишкина русская природа встаёт перед нами богатырская, могучая, величественная и богатая. Он не только любовался природой, он изучал ее. Сотни его картин и этюдов изображали излюбленные его дуб и сосну с научной точностью и большим художественным мастерством.

    Пейзаж Шишкина близок и понятен каждому русскому человеку. Художник умел выразить в своих картинах все сокровенные думы о земле, величавой красавице и доброй обильной кормилице. Картины известного русского пейзажиста находятся во многих художественных музеях нашей страны.

    Задания по тексту:

    О каком художнике говорится в тексте? Что изображал на своих полотнах Шишкин? Повтори: Пейзаж – это изображение природы. Что художник выражал в своих произведениях? Какие картины Шишкина ты знаешь? Прочитай предложение в третьем абзаце и найди в нём однородные прилагательные.

    Словарь:

    жанры искусства, архитектура, изобразительное искусство, скульптура, киноискусство, жанры театра, балет, опера, комедия, драма, подлинник, пейзаж, пейзажист, полотно, галерея.

    Этикет (8 ч)

    Что ты говоришь родителям утром (перед сном)? Как попасть на приём к врачу? Повтори: Дайте мне, пожалуйста, талон к окулисту. Как нужно одеваться в театр? Повтори: Не опаздывай на концерт. Как благодарят артистов? Что можно подарить другу на день рождения? Как ты попросишь продавца показать тебе понравившийся сувенир?

    Примерный текст:          Приветствие – это очень важно!

    Мужчина первый приветствует женщину, а мальчик – девочку. Младший по возрасту первый здоровается со старшим. Ученик всегда первый приветствует учителя или воспитателя.

    Здороваясь, говори «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день». Друзьям можно просто сказать «привет». Если ты увидел знакомого на улице, достаточно издалека помахать ему рукой и улыбнуться.

    Обязательно здоровайся с соседями по дому, знакомыми продавцами. Не стесняйся здороваться, люди будут к тебе доброжелательны.

    Приветствие – важный момент общения. С помощью приветствия устанавливается контакт между людьми. Поэтому не здороваться – это значит не уметь общаться.

    Задания по тексту:

    Прочитай название текста. Кто должен первый здороваться: ученик или учитель? Какие слова мы говорим взрослым (друзьям), когда здороваемся? С кем нужно обязательно здороваться? Объясни значение выражения «контакт между людьми». Дополни предложение: Мужчина первый приветствует …, а мальчик … .

    Словарь:  

    благодарят, аплодисменты, приём у врача, талон к окулисту, приветствие, приветствовать, момент общения, контакт между людьми, доброжелательны.

    Почта (6 ч)

    Для чего ты ходишь на почту? Какие документы нужны для получения денежного перевода? Повтори: Письмо опускают в почтовый ящик. Придумай предложение со словом «телеграмма». Что такое Интернет? Для чего нужен Интернет? Ты пользуешься Интернетом? У тебя есть почтовый ящик в Интернете? С кем ты переписываешься через Интернет?

    Примерный текст:                  Почтовые отделы

    На почте есть различные отделы. В отделе писем покупают почтовые конверты, открытки. В отделе денежных переводов получают или отправляют деньги. Посылочный отдел нужен, чтобы переслать или получить посылку, бандероль.

    В отделе подписки можно подписаться на любые газеты и журналы, которые потом почтальон будет доставлять на дом. На телеграфе отправляют телеграмму, оплачивают пользование телефоном и радио.

    В наши дни некоторые почтовые услуги может заменить современная техника: компьютеры, сотовые телефоны. Так, телеграмму может заменить SMS-сообщение. Вместо почтовых писем в конверте отправляют электронные письма через Интернет. А мобильной телефонной связью пользуются даже дети. Но никогда короткие сообщения по мобильному телефону не заменят теплоты и душевность обычного письма. Приятно получать в конвертах поздравительные открытки к праздникам с пожеланиями счастья и добра.

    Задания по тексту:

    Какие отделы есть на почте? В каком отделе можно подписаться на газеты и журналы? Для чего нужен отдел денежных переводов? Закончи предложение: Телеграмму отправляют на … . Расскажи о современной технике, используемой для связи. Как называется текстовое сообщение, полученное на мобильный телефон? Как можно послать электронное письмо? Разбери первое предложение по членам.

    Словарь:  

    центральная почта, услуги связи, Интернет, бандероль, телеграф, электронное письмо, SMS-сообщение, мобильная связь.

    Правила безопасности (8 ч)

    Назови причины возникновения пожара? Как себя вести при пожаре? Повтори: Не разводи костры под деревьями. Какие ты знаешь чрезвычайные ситуации?  Кто такие террористы? Что нужно взять с собой при эвакуации? Кого вызывают по телефону 01 (02, 03)?

    Примерный текст:             Как уберечься от разряда молнии

    Молния – природное явление, которое представляет собой большой электрический разряд. Она всегда вызывало у людей страх. Молнии обычно возникают во время грозы и сопровождаются грозовыми раскатами. Иногда молния  попадает в людей. Это заканчивается трагически. Как уберечься от разряда молнии?

    Если гроза застала вас в лесу, не выходите на опушку, не подходите близко к высоким деревьям.

    Если вы сидите в лодке на озере, то скорее гребите к берегу или ложитесь на дно лодки.

    В автомашине закройте все окна. Колёса у машины резиновые, а резина – хороший изолятор и не проводит электрический ток.

    В поезде закройте окна, и вы в безопасности.

    В доме отключите электроприборы, закройте все двери и не подходите к окнам.

    От молнии можно уберечься и избежать трагедии , если знать  как вести себя во время грозы.

    Задания по тексту:

    Что такое молния? Чем опасна молния? При каком явлении природы возникает молния? Найди в тексте, что нужно делать, если гроза застала тебя в лесу (в поезде, дома)? Прочитай, почему в машине безопасно находиться во время грозы. Найди грамматическую основу в первом предложении.

    Словарь:

    чрезвычайные ситуации, террористы, заложники, пострадавшие, землетрясение, наводнение, катастрофа, трагедия, ДТП (дорожно-транспортное происшествие), служба спасения, эвакуация, единый телефон спасения.

    Транспорт (6 ч)

    Где можно безопасно перейти дорогу? С какой стороны нужно обходить автобус (трамвай)? Прочитай и объясни: Сначала посмотри налево, потом направо – и переходи дорогу. Кому нужно уступать место в транспорте? Кто продаёт  билеты в автобусе? Кому предъявляют билет, садясь в поезд?  Расскажи о работе проводника поезда.

    Примерный текст:

    - Чем ты добираешься домой?

    - Я еду домой поездом.

    - Сколько времени ты находишься в пути?

    - Я нахожусь в пути 8 часов.

    - Где можно узнать время отправления поезда?

    - В справочном бюро и в расписании движения поездов.

    - Где ты купишь билет?

    - Я куплю билет в кассе железнодорожного вокзала.

    - Сколько стоит билет?

    - Билет стоит 500 рублей.

    - Что ты предъявишь кассиру?

    - Паспорт и деньги.

    - Куда прибывает поезд?

    - Поезд прибывает на  второй путь к  третьей платформе.

    - Как безопасно пройти к поезду?

    - Через подземный переход.

    Задания по тексту:

    Когда ты ездишь домой? С кем ты ездишь домой? Каким поездом (автобусом) ты обычно ездишь? Во сколько отправляется твой поезд (автобус)? Во сколько он прибывает на место? Кто тебя встречает на вокзале? В какие города ты ездил на поезде? Тебе нравится путешествовать? Повтори: В справочном бюро можно узнать время отправления поезда. Прочитай третье предложение с нужной интонацией.

    Словарь:  

    безопасность движения, сигнал светофора, проводник поезда, справочное бюро, расписание движения поездов, путь, платформа, подземный переход.

    Второе направление – обучение произношению  предусматривает  формирование у обучающихся фонетически внятной, членораздельной, выразительной устной речи.

    Изучаемые разделы и темы

    Совершенствование раннее усвоенных произносительных навыков,

    дифференциация родственных по артикуляции звуков в слогах, словах, фразах,

    текстах:

    гласных: а – о, а – э, о – у, и – у, и – э, и – ы;

    гласных и дифтонгов: а – я, о – ё, у – ю, э – е;

    согласных:

    носовых и ротовых: м – б, м – п, н – д, н – т, мь – бь, мь – пь, нь – дь, нь – ть;

    свистящих и шипящих: с – ш, з – ж, ц – ч, сь – щ;

    звонких и глухих: б – п, в – ф, д – т, г – к, ж – ш, з – с, вь –фь, гь – кь, зь – сь;

    твёрдых и мягких: л – ль, р – рь, с – сь, з – зь и т. Д.;

    аффрикат и щелевых: ц – с, ч – ш, ч – щ, ч – с (сь);

    аффрикат и смычных: ц – т (ть), ч – т (ть);

    смычных и щелевых: к – х, к – г – х;

    и других сложных по артикуляции звуков: л – р , ль – й, ш – щ, и – й, и др.

    Совершенствование модуляций голоса по силе и высоте. Воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи: нормального темпа речи,  ритмической структуры слов. Самостоятельное распределение дыхательных пауз при произнесении длинных фраз. Выделение логического и синтагматического ударения во фразе. По возможности воспроизведение мелодического контура фраз. Изменение темпа речи с сохранением ритмико-интонационной структуры и звукового состава слова.

    В самостоятельной речи и при воспроизведении отработанного речевого материала закреплять нормальное звучание голоса в речи, соблюдать нормальный темп, передавать различные эмоциональные оттенки высказывания, произносить слова слитно, с ударением, используя умения воспроизведения звукового состава, соблюдая орфоэпические правила.

    Фразы произносить слитно, деля их на синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударение, по возможности соблюдая мелодический контур фраз.

    Закрепление ранее изученных правил орфоэпии. Заучивание и соблюдение правил орфоэпии: «С, З как Ш, Ж» (сшил, изжарить), «Г как Х» (легко, мягко), «СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ как Щ» (считать, мужчина), «ТС, ДС как Ц» (детство, овцеводство), «И, Е, Ё после Ж, Ш, Ц» (жёлтый, цирк), «Озвончение глухих согласных» (сделать, вокзал).

    Совершенствование навыков самоконтроля за различными сторонами произношения.

    Темы, изучаемые в данном направлении отражены в календарно-тематическом планировании и являются неотъемлемой составляющей каждого

    индивидуального занятия по развитию слухового восприятия и обучению

    произношению.

    3.Требования к подготовке обучающихся  по предмету 

    - Воспринимать на слух тексты объёмом  90-110 слов.

    - Воспринимать на слух (с помощью индивидуального слухового аппарата)

    предлагаемый  речевой  материал  на расстоянии  более 12м  (I степень

    тугоухости),более 10м  (II степень тугоухости),  7-8м  (III степень тугоухости).

    - Различать и опознавать на слух (без индивидуального слухового аппарата)  речевой материал  на  расстоянии  7,5м  (I степень тугоухости),   более 4м  (II степень тугоухости), 0,5м (III степень  тугоухости).

    - Говорить внятно, достаточно естественно и выразительно, голосом нормальной высоты, силы и тембра.

    - Произносить слова слитно, с ударением, используя умения воспроизведения звукового состава.

    - Произносить фразы слитно, деля их на синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударение, по возможности соблюдая мелодический контур фраз.

    - В самостоятельной речи и при воспроизведении отработанного речевого материала соблюдать нормальный темп.

    - Знать и соблюдать орфоэпические правила.

    - Передавать различные эмоциональные оттенки высказывания.

    - Адекватно использовать неречевые средства коммуникации (выразительную мимику, позу, пластику), сопровождающие речь.

    - Осуществлять самоконтроль за различными сторонами произношения.

    4.Список рекомендуемой учебно-методической литературы

    1. Дидактический материал:  «Речевые зарядки».
    2. Практический речевой материал по автоматизации и дифференциации звуков.
    3. Практический речевой материал текстов.

    Согласовано

    Протокол заседания МО

    от__________№________

    ___________Т.А.Ушакова

    Согласовано

    Заместитель директора по КР

    ____________Н.В.Черковская

    «_______»_________2014 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модифицированная программа по развитию слухового восприятия и обучению произношению в 8-11 классах (II вид) составлена учителями слуховой работы ГБС(К)ОУШИ I-II вида г.Тихорецка М.В.Утишевой и Н.В.Ехлаковой на основе государственной программы.

    МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКАК МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГОВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЮ В 8-11 КЛАССАХСПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ II ВИДА(ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ)Данная про...

    календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 12 классе

    индивидуальная программа обучения развитию слухового восприятия и формирования произношения в 12 классе специальной коррекционной общеобразоательной школы I-II вида....

    Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.

    Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...

    Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.

    Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...

    Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и обучению произношению (3 класс II вид )

    Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и обучению произношению  (3 класс II вид ) представляет интерес для педагогов коррекционных школ II вида...

    Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и обучению произношению (4 класс II вид )

    Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и обучению произношению  (4 класс II вид ) заинтересует педгогов коррекционных школ II вида...

    Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.

    Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...