Методическое объединение для воспитателей школы-интерната "Старшеклассник и среда".
презентация к уроку по теме

Письменная Ольга Николаевна

Главной целью методического объединения является показать взаимосвязь возрастных особенностей старшего подросткового возраста, портрета выпускника основной школы (ФГОС) и профстандарта "Воспитатель". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starsheklassnik_i_sreda.pptx562.48 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое объединение для воспитателей 24.03.17г Старшеклассник и среда Педагог-психолог МОУ «СШИ № 2» Письменная О.Н.

Слайд 2

Возрастной портрет старшеклассника Старший школьный возраст – это период ранней юности,– период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 14-16 до 21-25 лет, ранняя юность – до 18-19 лет, 19-25 лет – молодость). В этом возрасте у молодого человека/девушки появляется проблема выбора жизненных ценностей. Старшеклассник стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, также к моральным ценностям.

Слайд 3

Старший школьный возраст — это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Юноши начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки – слово «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность, пытаются это подчеркнуть всеми возможными средствами.

Слайд 4

Развитие внимания характеризуется противоречивыми тенденциями. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.

Слайд 5

Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового. Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Слайд 6

Главный вид деятельности В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В этом возрасте встречаются два типа учащихся : для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.

Слайд 7

Мотивы учения Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию .

Слайд 8

Новая социальная ситуация развития Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения , выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее.

Слайд 9

Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего. Они начинают иначе, чем подростки, смотреть на школу. Если подростки смотрят в будущее с позиции настоящего, то старшие школьники на настоящее смотрят с позиции будущего.

Слайд 10

Новообразования возраста Старшеклассник старается воспитать в себе качества личности. «Чувство взрослости» переходит в чувство самоуверенности и самоуважения , проявляющееся в своей самоиндивидуальности .

Слайд 11

Пирамида потребностей А.Маслоу

Слайд 13

Портрет выпускника основной школы · Ценностный потенциал: 1. Восприятие ценности семьи: осознанная любовь к родному дому, матери, семье, близким, чуткость, тактичность. 2. Восприятие ценности достоинства человека: преобладание духовно-нравственных приоритетов над материальными, потребность делать добро. 3 . Уважение к своей Родине – России. Осознание ценности природы родного края, ее исторических памятников. 4. Участие в труде семьи, самообслуживании, других школьных делах. 5. Участие в школьном самоуправлении. 6. Тактичность 7. Реализм . 8. Потребность общения с прекрасным. · Познавательный потенциал: 1. Знания , умения и навыки, соответствующие личностным потребностям конкретного школьника и образовательному стандарту школы 2-й ступени. 2. Знание своих психофизических особенностей. 3. Абстрактно-логическое мышление. 4. Стремление к познанию Истины .

Слайд 14

Творческий потенциал: Проявление активной позиции, соответствующей личностным интересам и элементарным навыкам поискового мышления. Стремление строить свою жизнь по законам гармонии и красоты. Потребность в посещении театров, выставок, концертов, чтении классической литературы, умение проникать во внутренний мир художественного произведения, понимать его духовную сущность. · Коммуникативный потенциал: Умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс. Быть строгим к себе, а к окружающим снисходительным, обладать социальной ответственностью за свои действия и поступки. Способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в жизненных ситуациях · Здоровьесберегающий потенциал: Осознанное и ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей; опрятность, соблюдение правил режима дня и рационального питания. Участие в спортивно-массовых мероприятиях.

Слайд 15

Что такое «Среда»? Среда – это то, что окружает; средина, середина, т.е. человек в центре, а среда – это то, что вокруг. На развитие ЛИЧНОСТИ влияет биологический фактор – 20 % и социальный фактор – 80 %. «Окружение делает нас»

Слайд 16

Роль воспитателя В свете метафоры «человек – это его путь» воспитатель обязан дать ученику максимально точную карту местности, по которой ему предстоит идти, указать важнейшие ориентиры и научить технике ходьбы. Кроме того, он может, если сумеет, поделиться личным опытом своего собственного жизненного поиска. Остальное дело самого путника. Мы не можем заранее сказать, куда именно ему нужно будет свернуть на крутом повороте жизни, когда привычная тропа раздваивается или исчезает из виду. Но ему поможет приобретенный с нашей помощью опыт принятия решений и готовность принимать за них ответственность.

Слайд 17

Личность – это путь Мы часто говорим, что юность «находится в пути», «ищет свой путь». Эта метафора имеет глубокий философский смысл. Личность – это именно путь , по которому человек идет. Как бы хорошо ни была изучена местность, каждый человек сам прокладывает свой маршрут, и в этом смысле он всегда индивидуален и неповторим. Указать другому его жизненный путь так же невозможно, как раскрыть ему смысл его жизни. Сделать это – значило бы прожить жизнь за другого, вместо него.

Слайд 18

Воспитатель прежде всего освободитель Воспитание – прежде всего формирование системы потребностей человека, а не системы его знаний (Симонов П.В. Эмоции и воспитание. – Вопросы философии, 1981, №5, с. 45.). В этом смысле, как писал индийский мудрец Вивекананда , научить другого человека нельзя, каждый должен учить себя сам, можно лишь помочь ему в этом трудном деле. Воспитатель прежде всего освободитель , помогающий ученику глубже осознать себя, стать самим собой, реализовать то лучшее и ценное, что в нем есть .

Слайд 19

Алгоритм диагностики Должен заканчиваться Анализом полученных результатов диагностики, их интерпретацией и формулированием выводов, применением этих знаний в управлении внеурочной деятельности.

Слайд 20

Предмет диагностики в оценке качества внеурочной деятельности

Слайд 21

1. Изучение личности

Слайд 22

2. Изучение детского коллектива

Слайд 23

3. Профессиональная позиция педагога/воспитателя Действия педагога/воспитателя Считаю необхо димым Считаю важным Считаю необяза тельным Считаю ненужным 1. Равноправное общение с детьми 2. Проявление эмпатии к ученику 3. Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ученика 4. Принятие ученика как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков 5. Оценивание не личности, а его поступков 6. Открытое проявление учащимся своих нравственных убеждений, ценностей, интересов 7. Сотрудничество с детьми в достижении общих целей 8. Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности 9. создание ситуации успеха для каждого ученика 10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности, коллектива 11. Активизация воспитательного потенциала личности 12. поддержка школьников как субъектов самоуправления

Слайд 24

Действия педагога/воспитателя Считаю необхо димым Считаю важным Считаю необяза тельным Считаю ненужным 13. Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами 14. Поддержка процесса самопознания ученика 15. Представление реальной возможности самореализации и самоопределения ученика 16. Принятие воспитывающего влияния детей на педагога 17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам 18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности 19. Забота о своем психическом и физическом здоровье 20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания 21. Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности 22. Совершенствование своих знаний о детской, подростковой, молодежной субкультурах 23. Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса ОУ 24. Деятельное участие в педагогическом самоуправлении

Слайд 25

Действия педагога/воспитателя Считаю необхо димым Считаю важным Считаю необяза тельным Считаю ненужным 25. Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег 26. Обеспечение нравственной атмосферы в педагогическом коллективе 27. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных проблем 28. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с моим опытом 29. Помощь молодым педагогам, помощь учителям-новичкам 30. Проявление интереса к жизни ученика в семье 31. Проявление постоянного интереса к внешкольным делам и занятиям ученика 32. Поддержка положительной направленности семейного воспитания ученика 33. Защита прав и интересов ученика оказавшегося в конфликте с родителями 34. Повышение педагогической культуры родителей своих воспитанников 35. Взаимодействие в решении воспитательных задач с соц.педагогами , психологами, мед.работниками и пр. 36. Защита и поддержка ученика, оказавшегося в неблагоприятной социальной ситуации.

Слайд 26

Методики «Личностный рост», Степанов П.В. (Ценностное отношение личности) Методика социализированности (Рожкова М.И.) Методика «Уровень самоуправления » (Рожкова М.И.) Социометрия и др.

Слайд 27

Профстандарт «Воспитатель»

Слайд 28

Изучение личностных качеств обучающихся, динамики процессов воспитания и социализации Разработка плана (программы) воспитательной деятельности с группой обучающихся Приобщение субъектов воспитания к проектированию совместной деятельности Применять методы педагогической диагностики с целью изучения личностных качеств. Проектирование воспитательной деятельности с группой обучающихся.

Слайд 29

Реализация педагогических технологий, направленных на создание благоприятного психологического климата. Поддержка обучающихся в адаптации к новым условиям. Оказание консультативной помощи в выборе сферы профессиональной деятельности. Обеспечение жизнедеятельности группы обучающихся, направленной на их воспитание и социализацию.

Слайд 30

Реализация педагогических технологий, направленных на развитие самоуправления, поддержку их гражданских инициатив. Взаимодействие с родителями. Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся.

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМЦ.Методическое объединение для воспитателей г.Москвы 28.04.2015г.(Награждена "Благодарственным письмом" от имени директора ГБОУ ГМЦ ДОгм М.В.Лебедевой)

Тема:ФГОС.Реализация образовательной области "Речевое развитие" с детьми,имеющими особые образовательные потребности....

выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социальной адаптации воспитанников»

выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социа...

Планирование работы методического объединения педагогов-воспитателей на 2016-2017 учебный год.

Совершенствование профессиональной деятельности воспитателей,  совершенствования воспитательного процесса...

Выступление на школьном методическом объединении воспитателей "Хорошее настроение-лучший помощник в работе воспитателя".

Ноябрь-месяц,когда люди особенно подвержены унынию и депрессии.Но даже этот мрачный осенний месяц можно сделать ярким,весёлым и запоминающимся!!! Вдыхайте любимые запахи;ухаживайте за собой;смените об...

«Профессиональный стандарт воспитателя ГПД» Выступление на заседании методического объединения воспитателей ГОУ ТО «Тульской школы для обучающихся с ОВЗ №4»

                Воспитатель группы продленного дня (или ГПД) – это человек, который занимается всесторонним развитием потенциала и возможностей реб...

Доклад на методическом объединении старших воспитателей "Система коррекционно-логопедической работы с обучающимися в дошкольном отделении"

Доклад на методическом объединении старших воспитателей "Система коррекционно-логопедической работы с обучающимися в дошкольном отделении"...