Рекомендации для воспитателей ГБ ПОУ по социально-педагогическому сопровождению учащихся Детского дома.
методическая разработка на тему

Живаева Любовь Александровна

Актуальность:

В соответствии с федеральным законодательством, основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются:

-  Обеспечение воспитания, образования и развития детей;

-  Поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

-  Создание условий для обеспечения психологической безопасности детей в ОУ, защиты их основных социальных прав

В качестве приоритетных направлений реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определено следующее направление:

- Обеспечение и предоставление детям качественной педагогической и

 коррекционно-психологической помощи в Детском доме при образовательном учреждении.

Правовые аспекты социально-педагогического сопровождения:

В профессиональной деятельности воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами федерального и регионального уровня:

-  Конвенция о правах ребенка;

-  Закон РФ «Об образовании»;

-  «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе»: Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16;

- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);

-  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011);

-  Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» (в редакции от 20.12.2011);

-  Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»

Санкт-Петербург

Рекомендации для воспитателей детского дома при ГБ ПОУ «РКТК»

по социально-педагогическому сопровождению учащихся Детского дома.

Санкт-Петербург

2016

 Методические рекомендации для воспитателей Детского дома при ГБ ПОУ «РКТК»

Разработчик: Живаева Л.А., воспитатель

Актуальность:

В соответствии с федеральным законодательством, основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ являются:

-  Обеспечение воспитания, образования и развития детей;

-  Поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

-  Создание условий для обеспечения психологической безопасности детей в ОУ, защиты их основных социальных прав

В качестве приоритетных направлений реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определено следующее направление:

- Обеспечение и предоставление детям качественной педагогической и

 коррекционно-психологической помощи в Детском доме при образовательном учреждении.

Правовые аспекты социально-педагогического сопровождения:

В профессиональной деятельности воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами федерального и регионального уровня:

-  Конвенция о правах ребенка;

-  Закон РФ «Об образовании»;

-  «О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе»: Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16;

- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ);

-  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011);

-  Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» (в редакции от 20.12.2011);

-  Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Одной из самых значимых проблем, является проблема сиротства в России. С сожалением приходиться констатировать, что беспризорность и сиротство - явление не новое для России. Уже в XVIII в. создавались учреждения для присмотра за детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей. Однако особо угрожающие масштабы сиротство приобрели в наши дни. В России согласно статистическим данным порядка 3 млн. детей растут на улице без попечения родителей.

Дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются рядом негативных особенностей, которые мешают дальнейшей социализации развития.

Современное состояние детских домов и те проблемы, с которыми сталкиваются их воспитанники при выходе из них, обращают на себя внимание очень многих специалистов. Причина этого кроется в том, что выпускники являются «чужими» в обществе после оставления ими детского дома. Они не чувствуют себя нормальными членами общества, не ощущают себя встроенными в нормальные социальные связи и взаимоотношения. Эти факты накладывают отпечаток на процесс социализации, который значительно отличается от того, который идет в семье. А значение процесса социализации в жизни человека очень велико.

Условия общественного воспитания, отсутствие естественных образцов полоролевого поведения порождают дезориентацию в сфере социокультурных норм, ценностей и образцов, тягу к бродяжничеству, рост социальной апатии,  употребление наркотических средств, криминализацию детско-подростковой среды, состояние душевной разорганизованности.

В этой ситуации детские дома и школы-интернаты призваны не только выполнять образовательно-воспитательные функции, но и способствовать нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсировать и исправлять недостатки развития, обеспечивать социально-правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников.

В связи с этим повышаются требования и к выпускнику детского дома.  Молодой человек должен стать социально адаптированной личностью, ориентированной на общественные ценности, уверенный, способный повести за собой и выбрать достойный вариант своего жизненного пути.

Осознание сложности ситуации диктует объективную необходимость создать принципиально новую систему подготовки подростка интернатного учреждения к успешной адаптации в социуме.

  Для того, чтобы предотвратить рост количества таких детей педагогам государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приходиться решать задачу их подготовки к семейной жизни, и они должны обоснованно подходить к разработке воспитательных программ и созданию условий для их реализации.

Ведущей конечной целью воспитания является формирование разносторонней, гармонично развитой личности.

Цель воспитания осуществляется в процессе решения следующих задач:

  • нравственное воспитание, результатом которого является усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения;
  • приобщение студентов, обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры своего Отечества;
  • формирование гражданско-патриотической позиции, социальной ответственности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, региона, колледжа, окружающих людей;
  • соблюдение норм коллективной жизни, опирающееся на уважение к закону, к правам окружающих людей;
  • воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде;

-  формирование здорового образа жизни, способности к физическому самосовершенствованию и развитию;

-    формирование профессиональных качеств личности.

Цель, задачи и принципы воспитания находят свою практическую реализацию в содержании основных направлений воспитательной деятельности коллектива детского дома:

  1. Основы социализации и общения.

   Уровень социализации студентов категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в значительной степени определяется тем, насколько воспитательный процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития обучающегося. В свою очередь это предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения и проживания в детском доме.

   Для того, чтобы воспитательная работа имела действенный характер, воспитатель должен четко представлять себе воспитательную траекторию, обозначить цель ее достижения и спрогнозировать результат.

  1. Личностное развитие и межличностные отношения.

   Формирование навыков межличностных отношений является одним из трудных направлений в работе воспитателя. Процесс формирования межличностных отношений включает в себя, прежде всего коррекцию недостатков характера каждого студента в отдельности и коррекцию его поведения при взаимодействии с другими студентами. Наилучший результат исследования межличностных отношений имеет метод наблюдения в процессе игр и различных видов их контактов.

При исследовании личностного развития воспитанников используются различные приемы: наблюдение; анализ и решение ситуативных задач; анкетирование. Именно многообразие приемов позволяет составить целостное представление о воспитаннике как о развивающейся личности. Ситуативные задания дают возможность определить степень осознанности студентов своих и чужих поступков и действий, тестовые задачи – умение воспитанников анализировать и классифицировать эти поступки.

  1.  Художественно-эстетическое воспитание.

Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у воспитанников эстетического идеала, красоты. Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

  1. Трудовое воспитание.

Педагоги  детского дома должны учитывать основные аспекты руководства трудовой деятельностью воспитанников, а именно:

  • подчеркивать общественную значимость труда;
  • следить  за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям воспитанников;
  • строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;
  • постепенно расширяют самостоятельность детей;
  • создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
  • направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;

Организуя трудовую деятельность, воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность.

  1. Гражданско-патриотическое воспитание.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма  внеучебное время; массовую патриотическую работу.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. 

Гражданско-патриотическое воспитание реализуется через:

- формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения);

- формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны;

- формирование функциональной экономической грамотности, бережного отношения к государственной и личной собственности;

- знания и уважения к Российским традициям (в том числе религиозным).
    VI. Охрана жизни и здоровья, ОБЖ, ПДД.

Для контроля санитарно-гигиенических навыков используется метод наблюдения, позволяющий сделать вывод о приобретенных санитарно-гигиенических навыках и умениях воспитанников, наметить план дальнейшей индивидуальной работы.

Обозначенные направления реализовываются следующими средствами:

  1. учебно – познавательное направление реализуется через:
  • воспитательные часы;
  1. нравственно – правовое направление:
  • лекционно – предупредительная работа с правоохранительными органами по правовому воспитанию;
  • антиалкогольная, антиникотиновая пропаганда, профилактика наркомании;
  • работа совета профилактики;
  • беседы по правилам безопасности дорожного движения;
  • медицинские беседы;
  • работа с социально – неадаптированными подростками.
  1. культурно – просветительное:
  • посещение театров, выставок, музеев;
  • концерты к праздникам;
  1. эстетическое направление:
  • организация выставок рисунков и работ обучающихся;
  • проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида обучающегося, культуре поведения и речи;
  1. гражданско – патриотическое:
  • встречи с ветеранами ВОВ;
  • посещение музея Боевой Славы;
  • организация и проведение Дня Защитника Отечества;
  1. физкультурно – оздоровительное направление:
  • работа спортивных секций;
  • проведение бесед с обучающимися по пропаганде ЗОЖ;
  • проведение внутриколледжных соревнований;
  • участие в соревнованиях на уровне города;
  • проведение Дня Здоровья.

Рекомендуемый инструментарий:

Понедельник

Основы социализации и общения

  1. "Азбука вежливости, или Этикет на каждый день";
  2. Конкурсы рассказов "Расскажу о хорошем человеке", "Добрые руки человеческой помощи";
  3. Посещение и последующее обсуждение спектакля или фильма, затрагивающего нравственно-этические вопросы;
  4. Акции помощи ветеранам, пожилым людям, детям из приюта;
  5. Конкурс плакатов "Передай добро по кругу", "Я хочу помочь людям", "Твори добро";
  6. Конкурсная программа "Твои права";
  7. «Масленицу встречаем» – семейная развлекательная программа;
  8. Совместные праздники (8 Марта, День защитника Отечества, Первое сентября;
  9. "Все профессии важны, все профессии нужны";
  10. "Моя мечта".

Вторник

Личностное развитие и межличностные отношения

1. «Федеральный список экстремистских материалов»

2. «Учимся дружить и понимать»;

3. «Растим патриотов»;

4. «Осторожно, секты…»;

5. «Литература без границ»;

6. «Экстремизм и терроризм – угроза миру»;

7. «Экстремизм – путь в никуда»;

8. «Терроризм и его жертвы»;

9.  «Что такое «толерантность?»

10. «Нам не нужна безразличная молодежь»;

11. «Оглянись на свой поступок»;

Среда

Художественно

-эстетическое

развитие

  1. «Этикет»;
  2. «Учимся говорить так, чтобы тебя поняли»;
  3. «Я и мои друзья»;
  4. «Говорящий портфель»;
  5. «Эта добрая, добрая сказка»;
  6. «О чтении»;
  7. «Салют, Победа»;
  8. «Поступки людей»;
  9. «Музыка, песни военных лет»;
  10.  «Природа – ты прекрасна».

Четверг

Трудовое воспитание

  1. Беседы на темы: "Довольны ли вы выбором своей профессии"; «Учебная деятельность и преемственность профобразования»;
  2. Благоустройство территории учебного заведения;
  3. Временные и постоянные домашние обязанности;
  4. Встречи с работниками Центра занятости;
  5. Диспуты;
  6. Деловые игры «Что я знаю о своей профессии?»;
  7. Игры: «Счастливый случай», «Турнир знатоков», «Своя игра»;
  8. Определение конкретных трудовых обязанностей;
  9. Обеспечение временной занятости студентов;
  10. Организация и проведение массовых субботников;

Пятница

Гражданско-патриотическое воспитание

  1. Акция «Ветеран живет рядом».
  2. Акция «Письмо солдату».
  3. Вахта Памяти.
  4. Марш-Парад.
  5. Игра «Зарница».
  6. Экскурсии в школьный музей.
  7. Спортивно-конкурсная программа «А, ну-ка, парни!»
  8. Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.
  9. Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
  10. Изучение основ государства и права.

Суббота

Охрана жизни и здоровья; Основы

безопасности

жизнедеятельности, ПДД.

  1. ППД: Декада «Грамотный пешеход»;
  2. ОБЖ: Беседа  «Огонь – друг, Огонь – враг!»;
  3. ПДД: Развлечение «Королева Безопасность или безопасное королевство»;
  4. ПДД: Рассматривание различных видов транспорта. Беседа на тему «На чем люди ездили и ездят»;
  5. ОБЖ: Беседы с детьми «Как устроен организм»;
  6. ПТ: Беседы на тему «Предметы, требующие осторожного обращения»;
  7. ПДД: Демонстрация видеороликов «Будь осторожен!»;
  8. ОБЖ: Валеологические беседы «Сохрани свое здоровье»;
  9. Творческий конкурс «Спасем Землю от пожаров!»;
  10. ПДД: Демонстрация мультипликационных фильмов и видеороликов «Дорожная азбука». Вводный инструктаж  по соблюдению ПДД в летний период «Все летние привычки – дороге под хвост».

Библиографический список

1. Батаршев А.В.: Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. СПб.: Речь /2005. – 208 с.

2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг нас.- М., 2003.

3. Гербеев Ю. В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа. М.: НИИ школ, 2004

4. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога./ СПб.: Питер, 2007. — 216 с.

5. Гулина М.А. Словарь-справочник по социальной работе. /СПб.: Питер, 2008. — 400 с.

6. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: профилактика. Серия: Семья и воспитание. М., 2000.

7. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. // Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2004.

8. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. /М., 2002. — 528 с. 
         9. Рыбинский Е.М. Сиротливое детство России. Что делать? /М., 2004

10. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдинцова Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. /Под ред. Г.В.Семья. М., 1999.

11. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М: Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России», 2003.

12. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1996 год.

13. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 1998 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения воспитанника детского дома средний школьный возраст

Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка. Но существует группа детей, у которых эта потребность дос­тигает патоло...

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...

Работа по постинтернатному сопровождению выпускников детского дома

Методический материал может быть полезен воспитателям интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей....

Правовое сопровождение выпускников детских домов и интернатных учреждений:проблемы и пути их решения.

Современная правовая база по сопровождению выпускников детских домов и интернатных учреждений насчитывает более 30 актов федеральных законов,Указов Президента Российской Федерации,постановлений Правит...

Постинтернатное сопровождение выпускников детского дома. Аттестационный материал.

В данной работе я делюсь практикой деятельности социального педагога в работе по постинтернатному сопровождению с теотретическим введением в проблему. Данная работа была разработана в качестве аттеста...