Анализ работы ШМО начальных классов МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида за 2013/2014 учебный год
материал на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Анализ работы ШМО начальных классов ОУ для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_shmo_za_2013-14_uchebnyy_god.docx70.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) автономное образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) образовательная школа VII,VIII вида»

г.Москва, г.о.Троицк, ул.Пушковых, д.5, тел. 8 (495) 851-50-03, school 7ZR @mail.ru

Анализ работы ШМО начальных классов за 2013/2014 учебный год

01.06.2014

01.06.2014

Руководитель ШМО Варченко Е.В.


«РАССМОТРЕН» на заседании                      «УТВЕРЖДАЮ»

ШМО протокол № ____                                   директор МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида    

«____»___________20___г.                              __________________________ Чечётина Н.П.        

____________ Варченко Е.В.        

 

«СОГЛАСОВАН»

 зам.директора по УВР

 МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида  

_____________________Федотова Т.А.

«____»____________________20___г.

Анализ работы ШМО начальных классов за 2013/2014 учебный год

         Цель работы ШМО начальных классов  -  организация педагогического пространства обучающихся, воспитанников начального звена С(К)ОШ VII, VIII вида, направленного на преодоление или ослабление недостатков развития детей, включение их в общественную жизнь школы и социальную среду на уровне реальных  возможностей.

         Методическая тема ШМО начальных классов : «Здоровьесберегающие технологии как один из основных факторов организации педагогического пространства  обучающихся, воспитанников начального звена С(К)ОШ VII, VIII вида».

        Опираясь на анализ деятельности ШМО за 2013/2014 учебный год работа педагогов в рамках методического объединения  в течение учебного года  была направлена на решение следующих задач:

    Работа  в рамках ШМО начальных классов  осуществлялась в течение всего учебного года и включала в себя деятельность 11 педагогов ( 7 основных и 4 совместителя) на базе 13 групп учащихся  начального звена, обучающихся по программам VII и VIII вида и четырёх групп учащихся 6-х классов, обучающихся по программе VIII вида и по программе VIII вида для детей с глубокой степенью нарушения интеллектуального развития.

     Всего в 2013/2014 учебном году в начальном звене обучались 49 человек (на начало года обучалось – 48 детей, в течение года по решению ГПМПК прибыла ученица 2-го «а» класса М. Ирина, закончили обучение 49 человек) и 10 человек 6-х классов (на начало года обучалось 9 человек, в течение года прибыл ученик 6-го класса «б» Б. Евгений, закончили обучение 10 человек).

Таблица движения обучающихся, воспитанников начального звена в 2013/2014 учебном году

Таблица № 1

класс

программа

обучения

(вид)

форма обучения

кол-во обучающихся

движение внутри школы (за её пределами)

на конец учебного года

на начало учеб.года

на конец учеб.года

переведены в следу ющий кла сс

переведены на друг ой вид обу чения

переведены на друг ую форму обучения

VIII

класс

5

5

5

-

1(инд.)

VIII

индивид.

1

1

1

-

-

VIII

индивид.

1

1

1

-

-

VIII

индивид.

1

1

1

-

-

VII

индивид.-групповая

3

4

4

-

-

VIII

индивид.-групповая

4

4

4

-

-

VII

класс

10

10

10

-

-

VIII

класс

5

5

5

-

-

VII

индивид.

1

1

1

-

-

VII

класс

6

6

6

2 (массов. школа);

1 (VIII в.)

VIII

класс

9

9

9

-

1(инд.)

VIII

на дому

1

1

1

-

1(инд.)

VIII

на дому

1

1

1

-

-

итого

48 человек

49 человек

49человек

3 человека

3 человека

Таким образом, внутри  начальной школы на конец учебного года наблюдалось следующее движение обучающихся:

  • переведены на другую форму обучения (по рекомендации ГПМПК, ОПМПК) – 3 человека (В. Максим 1«а» кл.( VIII в.) – на индивидуальную форму обучения (из класса), Л. Елена 4«в» кл. ( VIII в.) – на индивидуальную форму обучения (первоначально – обучение на дому), Волков Никита 4«б» кл.( VIII в.) – на индивидуальную форму обучения (из класса);
  • переведён на другой вид обучения (рекомендация ГПМПК) – 1 человек (Б. Денис) 4 класс (с программы VII вида  на программу VIII вида);
  • переведены в массовую общеобразовательную школу (по рекомендации ГПМПК) – 2 человека (Г. Иван, Ш. Шахбоз – 4а класс).

В течение 2013/2014 учебного года  организация учебно-воспитательного процесса в начальном звене осуществлялась по 4 основным направлениям:

  • в классах (35 человек);
  • индивидуальная форма обучения (4 человека);
  • индивидуально-групповая форма обучения (8 человек – 1 прибывший в течение года);
  • на дому (2 человека)

и включала обучение детей по программе VII вида (21 человек), по программе VIII вида (28 человек).

Таблица движения обучающихся, воспитанников 6-х класса в 2013/2014 учебном году

Таблица № 2

класс

программа

обучения

(вид)

форма обучения

кол-во обучающихся

движение внутри школы

на конец учебного года

на начало учеб.года

на конец учеб.года

переведены в сл едующий класс

отчислены из со става обучающи хся по возрасту

VIII

класс

6

7

7

-

VIII

на дому

1

1

1

VIII

на дому

1

1

-

1

VIII

на дому

1

1

-

1

итого

9 человек

10 человек

8 человек

2 человека

Внутри   школы на конец учебного года наблюдалось следующее движение обучающихся:

  • отчислены из состава обучающихся по возрасту (по рекомендации ГПМПК и заявлению родителей) – 2 человека (П. Даниил 6 «д», Д. Максим, 6 «е»)

Организация  учебно-воспитательного процесса в  2013/2014 учебном году  в 6-х классах осуществлялась по 2 основным направлениям:

  • в классе (7 человек);
  • на дому (3 человека)

и включала обучение детей по программе VIII вида (7 человек), по программе VIII вида для детей с глубокой степенью нарушения интеллекта (3 человека).

Для  решения задач коррекции компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития детей через оптимизацию учебно-воспитательного процесса и медико-психолого-педагогическое сопровождение, организации учебно- воспитательного процесса на уровне реальных возможностей учащихся программно-методическое обеспечение образовательного процесса осуществлялась на базе 3 основных программ:

  • программы С(К)ОШ VIII вида для подготовительных 1-4 классов под редакцией  В.В.Воронковой;
  • «Школа России»;
  • программы обучения детей с выраженным недоразвитием  интеллекта под редакцией И.М.Бгажноковой.

В целом комплектация учебниками учащихся школы, обучающихся как по программе VII, так и VIII вида, по сравнению с прошлым учебным годом, была 100%. Но выявилось несколько новых проблем комплектования библиотечного фонда:

  1. обветшалость библиотечного фонда, часть учебников программы КРО VIII вида издана в 2005-2010 годах, т.е. морально устарели и не соответствуют ФГОС второго поколения;
  2. отсутствие линейки учебников, соответствующих ФГОС второго поколения, для перехода на обучение по ним начального звена ( программа КРО VII вида). В связи с этим возникает необходимость ещё раз пересмотреть совместно с администрацией школы и заведующей библиотекой   методическое оснащение учебного процесса в начальной школе.

 В течение всего учебного года учащиеся начального звена помимо учителей начальных классов сопровождались узкими специалистами школы: учителем-логопедом, педагогом-психологом, педагогами-дефектологами, педагогом дополнительного образования, врачом и социальным педагогом школы. Такой работой были охвачены в целом 81% учащихся, что на 1 % выше, чем в прошлом году. 19% детей сопровождались педагогами. 32% родителей дополняли медико-педагогическое сопровождение детей узкими специалистами иных учебных и лечебно-профилактических учреждений (реабилитационные центры «Солнышко» г.Троицк, «Ягодка» п.Шишкин Лес, «Даун-центр» г.Москва).  

Тесное сотрудничество специалистов ШМО начальных классов и ШПМПк осуществлялось по нескольким направлениям:

  • знакомство с рекомендациями по организации УВП на уровне реальных возможностей детей на материале углубленного диагностического обследования учащихся на начало (сентябрь 2013 г.) и конец (май 2014 г.) учебного года;
  • участие в работе ШПМПк (написание педагогических характеристик на обследуемых учащихся, запросов с целью уточнения педагогических маршрутов обучения отдельных учащихся);
  • выступление специалистов ШПМПк на заседаниях ШМО с тренингами, сообщениями (по плану работы ШМО), консультации с целью совершенствования медико-психолого-педагогического сопровождения обучающихся;
  • работа с индивидуальными картами развития обучающихся (педагогические характеристики, карта социального наблюдения, динамика развития в течение уч.года, педагогическое сопровождение, диагностическая карта развития обучающихся).

Такая работа позволила не только качественно изменить подход к обучению и воспитанию детей, но и решить вопросы, связанные

  1. с изменением сопровождения нескольких учащихся начальной школы: Г. Иван, Ш. Шахбоз (4а класс – переход в массовую общеобразовательную школу, исходя из реального уровня интеллектуального развития учащихся).  Б. Денис (4а класс – перевод с программы обучения VII вида на программу VIII вида), В. Максим (1 класс – переход с классной формы обучения на индивидуальную, исходя из реальных возможностей ребёнка).
  2. с уточнением диагностической составляющей нарушения развития обучающихся начального звена – 7 человек: специалистами института коррекционной педагогики (5 человек – Е. Алексей 3а, Ш. Даниил – 3в, Н. Михаил, С. Татьяна, С. Сергей -  4а), УДКБ I МГМУ им. И.М.Сеченова (1 человек – Б. Денис), детская Морозовская больница (1  человек – Г. Иван).

     Ещё одним показателем успешной работы в данном направлении стали итоги аттестации учащихся по итогам года и переход на новую ступень обучения. Из 49 учащихся были аттестованы – 33 человека  (1 и 2 класс имеет безоценочную систему), из них: хорошистов – 11 человек, не аттестованных и оставленных на повторный курс обучения нет. По решению педсовета на следующую ступень обучения переведены 17 учащихся четвёртых классов, в следующий класс – 32 ученика начального звена.

     

График качества образовательного процесса начального звена в 2013/2014 учебном году в классах КРО, обучающихся по программе VIII вида

График №1

График качества образовательного процесса начального звена в 2013/2014 учебном году в классах КРО, обучающихся по программе VII вида

График №2

 Что касается обучающихся, воспитанников 6-х классов:

закончили учебный год на «4» и «5» - 2 человека, из 10;

перешли в следующий класс – 8 человек;

отчислены из состава обучающихся – 2 человека (по заявлению родителей, рекомендации ГПМПК, в связи с достижением совершеннолетия).

График качества образовательного процесса 6-х классов в 2013/2014 учебном году в классах КРО, обучающихся по программе VIII вида

График №3

 Вывод: исходя из вышеизложенного, можно констатировать тот факт, что такое тесное сотрудничество специалистов помогает максимально эффективно организовать УВП на каждой ступени обучения в начальном звене. Поэтому необходимо продолжить работу в данном направлении на последующих годах обучения.

В рамках решения задач   ШМО начальных классов в текущем учебном году специалисты работали над:

  • ежедневной организацией учебно-воспитательного процесса на уровне реальных возможностей учащихся;
  • использованием наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся школы, здоровьесберегающих технологий;
  • обменом актуального педагогического опыта в рамках участия в МНПК, ВНПК, круглых столов, семинаров, путём опубликования материалов работы.

  Всего в течении учебного года было проведено 6 заседаний со следующей тематикой:

  1. Организация УВП в 2013 /2014 учебном году
  2. Программа здоровья учащихся  начального звена школы. Анализ работы с учащимися в I четверти
  3. Пути и средства развития самостоятельности учащихся на уроках. Анализ работы с учащимися во II четверти.
  4. Укрепление здоровья школьников – основа реализации ресурсов развития личности ребёнка с особыми образовательными потребностями. Анализ работы с учащимися в III четверти
  5. Итоги учебного года.
  6. Анализ и утверждение рабочих программ и календарно-тематического планирования на 2014/2015 учебный год.

На  заседаниях всего было рассмотрено 26 из 26 запланированных вопросов, касающихся всех сторон  учебно- образовательной, воспитательной, коррекционной работы педагогов начального звена, использованию здоровьесберегающих технологий, методического сопровождения УВП. При этом некоторые из рассматриваемых вопросов были заменены на близкие по тематике, что не повлияло на полное раскрытие обсуждаемых вопросов и проблем МО (см. протоколы ШМО). В ходе работы были рассмотрены, заслушаны, обсуждены, взяты на заметку для использования в практической деятельности – доклады, презентации, тренинги, методические рекомендации педагогов начального звена и «узких специалистов» (учителей-дефектологов, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника):

  • Диагностика культуры здоровья детей (методические рекомендации) (Варченко Е.В);
  • «Формирование навыков самоконтроля у учащихся начального звена специальной (коррекционной) школы VIII вида» (Варченко Е.В);
  • «Использование логотренажёров на уроках в начальной школе» (Амелина О.А.);
  • «Разные подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья» (Черняева Т.В.);
  •  «Профилактика дисграфии у детей с ЗПР» (Дубцова О.Р.)
  • «Профилактика эмоциональных перегрузок во время занятий» (тренинг для учащихся 3-4 классов программы КРО VII вида) (Демидова С.А.);
  • «Использование элементов психотерапии в работе с родителями учащихся коррекционной школы» (Чернышева Е.В.)
  • «Использование элементов психотерапии и кинезиологических упражнений на занятиях с детьми-логопатами» (Чернышева Е.В.);
  • Развитие зрительного восприятия у младших школьников с нарушением интеллектуального развития» (Максименко Т.Е.);

Представлен опыт работы следующих специалистов:

  • Развитие зрительного восприятия у младших школьников с нарушением интеллектуального развития» (Амелина О.А.; Варченко Е.В.; Максименко Т.Е.; Савельева В.В.;Седых С.Е.; Терехова Ю.А.; Черняева Т.В.);
  • «Профилактика нарушения поведения аутичного ребёнка» (Савельева В.В.);
  • Конспект урока математики в 4 классе (программа КРО VIII вида ) «Виды углов, построение углов» (Терехова Ю.А.);
  • Конспект урока математики в 4 классе (программа КРО VII вида ) «Умножение многозначных чисел на трёхзначное. Закрепление» (Константиниду М.В.);

Хочется отметить тот факт, что из года в год повышается активность в работе отдельных педагогов в рамках методического объединения повышается, при этом остаётся ряяд специалистов, которые принимают участие лишь в качестве зрителей или пассивных участников, либо стараются присутствовать на заседаниях, создавая массовость, но не более того.  При  планировании работы на этот учебный год была продумана тематика,  проходящая красной строкой через работу сразу всех специалистов, но и в этом случае педагоги лишь выходили на диалог (Седых С.Е., Тюлькина Е.В.).

В течение всего учебного года педагоги начального звена повышали педагогическую компетентность на курсах повышения квалификации (дистанционно), факультете переподготовки специалистов, принимая участие в региональных и муниципальных  семинарах,  научно-практических конференциях всероссийского и международного уровня, Московском педагогическом марафоне учебных предметов, создавая сайт, работая над  темами самообразования и т.п. Но 3 педагога начального звена (27 % от общего количества) в течение этого года активность в этом направлении не проявляли (Савельева В.В., Седых С.Е., Ковалёва Е.С.)

Повышение педагогической компетентности учителей начального звена в 2013/2014 учебном году

Таблица № 3

Ф.И.О.педагога

Название КПК

Место проведения

Основные работники

1

Амелина О.А.

Региональный практический семинар: «Взаимосвязь содержания образования и форм организации современного урока»

г.Москва, г.о. Троицк, , МАО У «Начальная школа» 16.10.2013г.

Методический семинар «Оптимизация учебного процесса в соответствии с требованиями здоровьесберегающего обучения в условиях ФГОС»

г.Москва, г.о. Троицк, МАОУ «СОШ № 6» 16.04.2014 г.

2

Варченко Е.В.

Всероссийская НПК по вопросам организации и содержания обучения детей с умеренной умственной отсталостью.

г.Москва,ФИРО, 12.11-14.11. 2013

Международная НПК «Организация и содержание УВП в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях в условиях модернизации образования» (обучающий семинар)

г.Москва, АСО У, Московская область, г.Дмит ров, 21.11.2013

Московский педагогический марафон учебных предметов

г.Москва, март 2014 г.

3

Савельева В.В.

4

Седых С.Е.

5

Терехова Ю.А.

Московский педагогический марафон учебных предметов

г.Москва, март 2014 г.

6

Тюлькина

Е. В.

Создание сайта nsportal.ru /tyulkina-elena- valentinovna

сентябрь, октяб рь 2013г.

Круглый стол. Нефёдова М.Г. Математика.

г.Москва, г.о. Троицк, НМЦ 22.01.2014 г.

ГМО учителей начальных классов.

г.Москва, г.о. Троицк, , МАО У «Гимназия им.Пушковых» 06.02.2014

7

Черняева Т.В.

Дополнительное профессиональное образование, ФПС «Дефектология» специальность «Олигофренопедагогика»

г.Москва,МПГУ, 30.09.2013-30.06.2014

ГМО учителей начальных классов.

г.Москва, г.о. Троицк, , МАО У «Гимназия им.Пушковых» 06.02.2014

Московский педагогический марафон учебных предметов

г.Москва, март 2014 г.

совместители

10

Дубцова О.Р.

Практикум : «Авторские игры по актуализации словаря и развитию мотивации к речи».

Практикум: «Жестово-предметное обуславливание и музыкальная стимуляция речи»

г.Москва, ООО «Логомаг» 12.04.2014

11

Ковалёва Е.С.

 

12

Константиниду М.В.

Региональный практический семинар: «Взаимосвязь содержания образования и форм организации современного урока»

г.Москва, г.о. Троицк, , МАО У «Начальная школа» 16.10.2013г.

Начальная школа в свете ФГОС нового поколения

г.Москва, МИОО, 2014г.

Методический семинар «Оптимизация учебного процесса в соответствии с требованиями здоровьесберегающего обучения в условиях ФГОС»

г.Москва, г.о. Троицк, МАОУ «СОШ № 6» 16.04.2014 г.

14

Максименко Т.Е.

Практикум : «Авторские игры по актуализации словаря и развитию мотивации к речи».

Практикум: «Жестово-предметное обуславливание и музыкальная стимуляция речи»

г.Москва, ООО «Логомаг» 12.04.2014

Итого в 2013/2014 учебном году на курсах повышения квалификации в МИОО обучался  1  человек (7%), курсы переподготовки (1060 часов) прошёл 1 человек (7%), принимал участие в МНПК и ВНПК – 1 человек (7%), 2 человека (14%) принимали участие в семинарах  муниципального и регионального уровня, 2 человека (14%) посетили педагогический марафон учебных предметов.

     В рамках внутришкольного контроля и работы методической службы в течение учебного года осуществлялось посещение уроков педагогов начального звена и занятий узких специалистов школы руководителем ШМО Варченко Е.В. Всего в 2013/2014 учебном году руководитель ШМО посетил 4 урока. Ею был произведён полный анализ каждого урока,  составлены аналитические справки. Помимо этого педагоги начального звена посещали уроки и занятия друг друга, оформляя листы взаимопосещений и делясь впечатлениями в рамках заседаний ШМО. Всего педагогами было посещено 54 урока и занятия  как педагогов начального звена, так и  старшего звена, музыкального работника, «узких специалистов» с оформлением результатов проведённой работы. Необходимость такого вида работы очевидна, так как раскрывает работу каждого педагога, потенциал учащихся, а также помогает увидеть сильные и слабые стороны уроков (занятий), обогащает новыми методами и приёмами работы, помогает внедрять в образовательный процесс необходимые  педагогические технологии. Отрицательная сторона данного вида деятельности заключается в том, что учебный процесс осуществляется одновременно во всех классах в одну смену, поэтому очень сложно составить расписание посещений занятий.

Ещё одним видом методической работы в рамках ШМО в 2013/2014 учебном году стали:

  • педагогическая практика студентки 5 курса дневного обучения факультета «Специальной  коррекционной психологии» Хабаровского ГПУ  Нечипорук Эльвиры Юрьевны (с 14.01 по 25.02.2013 г.);
  • педагогическая практика студентки 3 курса (заочная форма обучения) ФГБОУ ВПО «Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева» факультета  дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Белоусовой Татьяны Александровны (с 20.01 по 14.02 2014г.);    
  • педагогическая практика студентки  5 курса (заочная форма обучения) ФГБОУ ВПО «Московского педагогического государственного университета» дефектологического факультета  Манаенковой Маргариты Владимировны ( с 15.01  по 26.02 2014г.), которую молодые педагоги проходила под руководством руководителя ШМО Варченко Е.В.

В 2013/2014 учебном году 1 педагог прошёл аттестацию в должности учителя начальных классов. 22.02.2014г. решением аттестационной комиссии  Департамента образования города Москвы Амелиной О.А. установлена первая квалификационная категория.

Взаимодействие со специалистами ШМО естественно-математического, гуманитарного циклов , классных руководителей, узкими специалистами школы осуществлялось в течение года через посещение заседаний ШМО других циклов, уроков, на общешкольных праздниках, заседаниях ШПМПк и педагогических советах школы.

Задачи ШМО начальных классов на 2014/2015 учебный год.

  • Коррекция компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития детей.
  • Организация учебно-воспитательного процесса на уровне реальных возможностей учащихся.
  • Использование педагогами начального звена наиболее рациональных методов и приёмов обучения и воспитания учащихся школы, здоровьесберегающие технологии.
  • Формирование у обучающихся начального звена потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность.
  • Мониторинг здоровья обучающихся воспитанников начального звена и их педагогов.
  • Проведение всеми специалистами анализа уроков с позиций здоровьесбережения.
  • Совместно с администрацией и зав.библиотекой школ приведение библиотечного фонда в порядок с целью совершенствования методического оснащения учебного процесса в начальной школе и приобретения линейки учебников, соответствующих ФГОС второго поколения, для перехода на обучение по ним начального звена ( программа КРО VII вида).
  • Координация учебно-воспитательной деятельности педагогов начальной школы и узких специалистов, организация взаимодействия всех участников педагогического процесса.
  • Обмен актуальным педагогическим опытом в рамках предложенной методической работы.
  • Аттестация педагогов.

Руководитель__________ Варченко Е.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VIII вид) на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии для 9 класса (VIII вид) на 2013-2014 учебный год.Рабочая программа по географии  для 9 класса рассчитана на 17 часов и разраб...

Выступление на педагогическом совете школы 29 августа 2013 года Тема: «Анализ работы учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год»

1.Перспективы развития системы образования в современных условиях, внедрение педагогических и информационных технологий в образовательный процесс для повышения качества знаний учащихся.2. Работа...

Анализ работы воспитателя 6 класса за 2013-2014 учебный год

Анализ работы воспитателя школы-интерната основного общего образования 6 класса за 2013-2014 учебный год...

Анализ работы МО начальных классов (2016-2017 уч.г.)

Методическая проблема, над которой работало объединение:«Педагогический проект, как эффективная форма внеурочной деятельности с учащимися младших классов с ОВЗ»....

Анализ работы ШМО начальных классов МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида за 2012/2013 учебный год

Анализ работы ШМО учителей начальных классов школы для детей с ОВЗ...