Проблемное обучение
статья на тему

Марина Васильевна Волнухина

Доклад на заседании ШМО "Проблемное обучение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад "Проблемное обучение"25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Наша жизнь - это большая проблемная книга, в которой каждому  приходится решать собственные проблемы, не имеющие аналогичных решений, более того, само содержание наших персональных проблем носит эксклюзивный характер.  

Таким образом, проблемное обучение представляется  мне не просто актуальным инновационным  процессом в стенах школы, а жизненно необходимым умением

А на  умении сформулировать свою мысль, решить своеобразную проблему строятся и ЕГЭ ,и ГИА Поэтому после реализации темы по самообразованию «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» вопроса, какую тему взять для последующего изучения, не  было.

Тем более, что эта технология не так уж и нова, так как исследовательский, эвристический методы и проблемный вопрос давно являются основными на уроках русского языка и литературы. Меня привлекло расширение обзора, которая включает в себя целая технология, раз она вышла в инновационной системе как самостоятельная.

Целью выбора данной темы по самообразованию является изучение проблемного обучения  для его практического внедрения  в образовательный процесс  

Для достижения поставленной цели  были определены следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме проекта.
  • С помощью технологии проблемного обучения формировать  творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательную мотивацию учащихся.
  •    Создавать  условия для приобретения учащимися средств познания и исследования, повышать познавательную активность в процессе овладения знаниями.
  • Разработать уроки с элементами проблемного обучения
  • Составить подборку проблемных заданий  для трансляции педагогического опыта

Изучение темы я начала, как и все с этапов : 

  • 2010-2011 – диагностический, который включает изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
  • 2010 – 2011 – прогностический, при котором необходимо определить цель и задачи темы, использование теории на уроках, выступления на ШМО
  • 2011-2012 – практический, который предполагает внедрение опыта через выступления на РМО и открытые уроки
  • 2012-2013 – обобщающий как подведение итогов и оформление результатов работы
  • 2013-2014 – внедренческий, при котором предполагается распространение опыта по изученной теме

Как правило, изучение новой темы необходимо начать с теории, поэтому мною был определен список литературы

Я узнала об основоположниках и разработчиках технологии проблемного обучения В основе проблемного обучения – идеи       Дж. Дьюи (1859—1952) американского психолога, философа и педагога; (1894 г. Чикаго, опытная школа) В России в разработке концепции проблемного обучения активное участие принимали          

Кудрявцев В. Т.,  И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов,  В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В термине «проблемно-диалогическое», по мнению Е.Л. Мельниковой, первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. В этом случае слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы учителем создается проблемная ситуация, а затем организуется осознание противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

 Со своей темой по самообразованию , согласно прогностическому этапу, я выступала на заседания ШМО и РМО со следующими докладами:

  • Проблемная технология на уроках

русского языка и литературы ( 2011, педсовет)

  • Современный урок ( 2011, заседание ШМО)
  • Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, часть С ( 2012, заседание РМО)

Проблемная технология может реализовываться как через элементы урока, так и через самостоятельные формы, которые могут быть разнообразными, такие как: дискуссии, семинары, практикумы, урок-суд, творческие мастерские.

На протяжении всей работы над темой велся анализ, какие приемы позволяют создать проблемную ситуацию на уроках русского языка и литературы, а значит, организовать проблемный диалог с обучающимися. Так сложилась своеобразная методическая копилка этих приемов.

Наиболее часто употребляемым является ключевой вопрос урока. Примером могут служить такие темы уроков: «Чем опасны молчалины?»,  «Почему впервые «Путешествие из Петербурга в Москву» печаталось без указания автора?», или «М.Е. Салтыков-Щедрин: «Я люблю Россию до боли сердечной». Отчего болит сердце писателя?» Ключевой вопрос урока позволяет организовать поисковую деятельность и активный диалог на протяжении всего учебного занятия.

Следующие приемы создания проблемной ситуации связаны с различными вариантами использования цитат на уроке.

Первый – это использование цитат. На уроке русского языка в 7 классе по теме «Зачем изучать русский язык? Проблемы его изучения» обучающимся предлагается в группах выполнить такое задание: «Прочитайте высказывание. Определите, какова его главная мысль. Прав ли человек, сказавший эти слова? Приведите свои доказательства его правоты или неправоты.  Запишите в тетрадь данное высказывание и свои мысли по его поводу». .- «Русский язык! Тысячелетиями создавал народ это гибкое, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего».         (А.Н. Толстой).

 Кстати, такая работа является началом подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе.

Очень эффективным приемом организации проблемного диалога является использование «отрицательной» цитаты, эпиграммы или карикатуры. Например, при изучении творчества Н.А. Некрасова в старших классах использую отзыв критика Андриевского, который назвал его поэзию «мельхиоровой, а некрасовские стихи – «скорее историей поэзии, чем самой поэзией». Неминуемо на уроке возникнет вопрос «почему?», ученики будут вынуждены провести исследование и выяснить: так ли это?

Подобного эффекта можно добиться, используя прием «столкновения» цитат. Так при изучении творчества М.В. Ломоносова ученикам предлагаю несколько высказываний А.С. Пушкина (признанный авторитет!):При использовании приема «столкновения» цитат можно предложить обучающимся выполнить задание: к концу урока выбрать цитату, которая наиболее полно и точно отражает точку зрения, и обосновать этот выбор  В любом случае противоречия, возникающие при обсуждении  цитат в  классе или в группах, послужат поводом для организации активного диалога на уроке.

На уроках русского языка в качестве приема, организующего проблемно-диалогическое обучение, можно использовать грамматические ( лингвистические) сказки.

Создание проблемной ситуации возможно на использовании ошибки. Например, при изучении темы «Склонение порядковых числительных» можно предложить рассмотреть ошибки, допущенные при употреблении различных дат: «В двухтысячно четырнадцатом году олимпиад состоится в городе Сочи» (Программа «Вести»). К этому приему примыкает использование мнимой ошибки. Как вариант, на доске учитель пишет 2 словосочетания: «выпишИте  слова» и «выпишЕте слова» и задает вопрос обучающимся: «В каком случае я ошиблась и почему?» Предлагая и проверяя различные гипотезы, ученики придут к выводу, что ошибки здесь нет, а есть 2  формы глагола – в изъявительном и повелительном наклонении, правописание которых подчинено разным орфографическим правилам и связано с различием в морфемном составе форм слова.

Иногда организовать диалогическую деятельность обучающихся помогает проблема «легкой» темы, когда учитель начинает урок с слов о том, что сегодня  стыдно предлагать таким способным ученикам новую тему, и предлагает подумать, как можно сделать этот урок интересным. Это возможно при изучении таких тем, как  «Мягкий знак на конце наречий после шипящих. 7 класс», «Буквы О и Е на конце наречий после шипящих. 7 класс».  Как правило, на этих уроках становится возможным повторить и обобщить все сходные орфограммы.

Одним из самых эффективных приемов организации проблемно-диалогического обучения можно считать прием сравнения. Он может быть выражен через ключевой вопрос урока, например, «Кто скорее построит собственную карьеру: Молчалин или Чацкий? Почему?/ Кем легче быть: Чацким или Молчалиным? Почему?». Этот прием является основным при подготовке к ЕГЭ по русскому языку ( часть С)

При последних этапах работы по своей теме самообразования, обобщая свой опыт, я  пропагандировала проблемную технологию через МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:

  • Урок-исследование «Причастие! Давайте знакомиться» ( 6 класс)
  • Урок литературы «В небесах торжественно и чудно» ( тема одиночества в лирике М.Лермонтова)

И ОТКРЫТЫЕ УРОКИ для учителей русского языка и литературы на школьном  и  муниципальном уровне:

  • Урок литературы 11 класс «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»
  • Бинарный урок «Бородинское сражение в истории и литературе», совместно с учителем истории Смирновой В.А.
  • Урок-обобщение «Лексика», 5 класс
  • Мастер-класс по подготовке к ЕГЭ по русскому языку, часть С( Данный материал размещён на сайте учителей русского языка и литературы Ковернинского района)

Методические разработки и конспекты открытых уроков размещены мною на личном сайте

        Проведённая диагностика подтверждает, что проблемная технология активизирует интерес к обучению учащихся ( выводы составлены по рефлексии проведенных уроков по данной технологии урок «Причастие» 6 класс ( 2013г), «Причастие» 6 класс (2015г), способствует повышению качества знаний по предмету , а также стабильным результатам сдачи ЕГЭ по русскому языку, что позволяет пока держать 1 и 2 места в районе и иметь показатели выше областных.

Подводя итог, хочется сказать, что использование технологии проблемного обучения позволяет обучающимся самостоятельно открывать знания. Поэтому её можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к  успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным. Конечно, использование данной технологии не дает гарантированное повышение качества знания, так как наряду с этим нельзя умалять достоинства и других инновационных технологий, а также и прилежание учащихся, и неравнодушное отношение к успехам своих детей родителей. Однако учитель, внедряющий эту технологию, выполняет новую роль – роль организатора деятельности самих обучающихся на уроке в соответствии с требованиями ФГОС ООО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - ведущий элемент современной системы развивающего обучения

Проблемное обучение направлено на формирование  мировоззрения учащихся, познавательной мотивации, мыслительных способностей. Проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которо...

Методический семинар по теме "Проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроке."

Проблемное обучение. История. Проблемные ситуации и вопросы на уроках химии....

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Проблемное обучение через использование проблемных ситуаций на уроках английского языка

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее развития, они требуют к себ...

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии

Проблемный химический эксперимент как составная часть проблемного обучения химии....