Социализация «трудного» ребенка в коллективе
материал на тему

Бузыкина Надежда Николаевна

Лекция для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Социализация «трудного» ребенка в коллективе»

В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" ребёнок. Учителя часто жалуются на детей, которых трудно учить или контролировать. Но успех или неудача в классе часто зависят от наших отношений с “проблемными детьми”. Кого мы имеем в виду, употребляя название “проблемные дети”? Это дети, не реагирующие на тепло, заботу и внимание, от которых расцветает большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт, а это необходимо для хорошей дисциплины в классе и для успешного обучения. Отстраняясь от учебы в классе, эти дети сооружают вокруг себя стены, тихо и молчаливо отказываясь задавать вопросы и отвечать на них. Или же, мешая нам или своим одноклассникам, проблемные дети подрывают наши усилия обучать или даже контролировать класс.

Первостепенная задача, которая стоит с самого начала воспитательного процесса это – формирование сплочённости классного коллектива. Основная цель научить детей действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников, воспитывать культуру труда и общения. Неслучайно одним из приоритетных направлений в воспитательной деятельности является нравственность.

Проблема культуры общения одна из самых острых в школе. Дети не всегда терпимы по отношению друг к другу, не корректны в общении. Это проявляется в образовании группировок в классе и негативном отношении к отдельным учащимся. Дети обзывают друг друга, а порой и сквернословят.

Одним из способов решения данной проблемы использование игры как метод воспитания. Практически в самом начале, нужно проводить игровой тренинг общения.

К примеру, приведу некоторые игры:

“Конверт откровений” Учащимся предлагаются вопросы затрагивающие их личные качества, качества, которые они ценят в людях.

“Комплименты”: учащиеся стоят по кругу и бросают мяч с комплиментами, причём здесь используются также и пожелания друг другу изменить в себе что – то.

Дети в процессе игры знакомятся с достоинствами друг друга. К детям приходит понимание того, что каждый человек – уникальная и неповторимая личность и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть. Большое значение имеют коллективные игры, а также конкурсные программы, которые проходят в игровой форме. Используя различные игры, надо постараться поставить ребят в такие ситуации, когда необходимо самому принять решение и противостоять влиянию группы. Такие ситуации создаются с такой целью, чтобы в тех случаях, когда ребёнок попадёт в реальной жизни в обстановку, где необходимо будет твёрдо сказать “нет”, он смог бы это сделать. В процессе различных игр дети приучаются к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, учатся поддерживать друг друга, доверять. Игра позволяет наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.

Толерантность нужно воспитывать с первых дней пребывания ребёнка в школе. Воспитание этого качества происходит ежедневно через общение с детьми. Детям надо всегда говорить, что наш класс – это маленькая семья, и, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание нужно, прежде всего, научиться понимать друг друга, уметь видеть ошибки не только других, но и свои. В ходе общения с детьми способствующих формированию умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилий. В воспитательной работе надо использовать различные по содержанию беседы на следующие темы: “Чем красивы люди вокруг нас”, “Если бы я был волшебником”.

Решению проблемы воспитания толерантности помогают и цикл классных часов, равномерно распределённых в течении учебного года. Среди них: “Поговорим о доброте”, “Волшебное слово, что ясный день”, час этики “Если добрый ты – это хорошо”, урок Улыбки, час общения “Я и мои друзья”, диспут “Кого я считаю настоящим другом”.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика. Поэтому задача учителя, как во внеклассной деятельности, так и в урочное время создавать такие оптимальные условия, которые способствуют формированию культуры самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа, (использование разноуровневых заданий, использование права высказывания собственного суждения, мнения, принятие чужой точки зрения и др.).

Практическая работа с «трудными» детьми в классе

Рекомендации по работе с гиперактивными детьми

  • Посадить ученика на первые парты или в середине класса.
  • Посадить ученика с учеником рефлексивного типа или одного и подальше от других импульсивных учеников.
  • Работать с ребенком лучше в начале урока.
  • Делить работу на более короткие и более частые периоды.
  • Использовать физкультминутки.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.
  • Использовать гибкую систему поощрения и наказания.
  • Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Давать постоянные или временные поручения.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

 

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

  • Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
  • Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  • Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.
  • Наказания не должны унижать ребёнка.
  • Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  • Учить брать ответственность на себя.
  • Используйте удивление для реакции на агрессию.
  • Требуя что-либо, учитывайте возможности ребёнка.
  • Постарайтесь погасить конфликт в самом начале, переключить внимание ребёнка.

Рекомендации по работе с тревожными детьми

  • Избегайте состязаний и каких-либо работ на скорость.
  • Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
  • Используйте физкультминутки.
  • Старайтесь, чтобы во время внеклассных мероприятий он был ближе к Вам.
  • Способствуйте повышению самооценки, чаще хвалите, но так, чтобы он знал, за что его хвалят.
  • Обращайтесь к ребёнку по имени.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения.
  • Не предъявляйте к ребёнку завышенные требования.
  • Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
  • Старайтесь, чтобы наказания не унижали ребёнка.
  • Не допускайте, чтобы ребёнка обижали другие дети.

 

Рекомендации по работе с детьми-индиго

  • Хвалить ребёнка за малейший успех.
  • Делить работу на более короткие и более частые периоды.
  • Следует превратить обучение в творческий процесс.
  • Компьютер является идеальным средством обучения для индиго.
  • Усвоение материала будет наиболее качественным, если для этого используются картинки, диафильмы, учебные фильмы и другие образы.
  • Лучше давать им индивидуальные задания, насыщенные, но не очень объёмные.
  • Напоминать ребёнку о том, что на уроке нужно быть внимательным.
  • Желательно посадить ребёнка в центре класса на первых партах, чтобы внимание было направлено на учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Трудный возраст-трудный ребенок. Так ли это?"

Деловая игра на заседании методического объединения воспитателей...

Социализация "трудных детей" через предмет "Технология"

В основных документах образования Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС отмечается, что большое внимание ОУ должны уделять воспитанию успешного поколения граждан страны, вла...

КАДЕТСКИЕ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТЫ КАК АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ «ТРУДНЫХ» ПОДРОСТКОВ

Статья напечатана в Журнале Уральского Государственного Гуманитарного Университета в разделе "Проблемы современного образования". Выпуск №3 2007 г....

Особенности социализации трудного подростка.

                                               « Трудный ребенок — несчас...

Доклад на тему "Из опыта работы по социализации обучающихся в детском коллективе"

Доклад на методическом семинаре "Проблемы социализации обучающихся в современной школе" по теме "Из опыта работы по социализации обучающихся в классном коллективе"...

ДОКЛАД «Трудный ребенок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды».

Выступление на педсовете с докладом "Трудный ребенок. Самореализация и социализация личности школьника в условиях новой образовательной среды"...

"Наставничество как механизм социализации трудного подростка"

Презентация, итоговая работа на курсах ИРОСО "Наставничество как механизм социализации трудного подростка"...