Интегрированное обучение
статья на тему

Бородулина Анна Александровна

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_integrirovannoeobuchenie.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное обучение

Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.

Трудности возникают и в связи с тем, что в учебных планах школ увеличивается число изучаемых дисциплин, сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе географии, химии. Экология, введённая как обязательный предмет ещё совсем недавно, теперь упраздняется. Все эти обстоятельства создают базу для новых теоретических исследований в области методики, требуют иных подходов в организации учебного процесса.

В методике естественных дисциплин накопилось достаточное количество проблем, которые нужно решать. Среди них такие, как проблема интеграции разветвлённой системы естественнонаучных знаний, обновление методов, средств и форм организации обучения.

Эта проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.

Урок был, есть и в ближайшем будущем наверняка останется главной формой организации обучения и воспитания, учащихся в школе. Все экспериментальные попытки найти ему равнозначную замену успех не имели. Но это не значит, что урок – это нечто не подверженное изменениям. Современный школьный урок постепенно избавляется от жесткой временной регламентации, строгой дисциплины, слепого подчинения учеников учителю. Раздвигаются и рамки учебного материала, выход, за пределы которого до недавнего времени был запрещен. Сегодня школа стоит на пороге рождения свободного урока, появляющегося как результат личностно ориентированного образования, сотрудничества учителя и ученика. Вчерашний, четко и строго расписанный урок отвечал требованиям своего времени, сегодняшний свободный – ответ на запросы современности.

Предмет «История» - едва ли не самая «интегрированная» школьная дисциплина, не случайно многие коллеги-предметники обращаются к учителю истории с просьбой рассмотреть тот или иной вопрос в историческом контексте. Иногда такое объединение вполне оправдано самим учебным материалом, однако не следует забывать, что интегрированный урок сегодня – это новая, пока еще не освоенная до конца часть методического и дидактического аппарата учителя.

Понятие интеграция происходит от лат. integer – цельный, что подразумевает восстановление некоего единого пространства, в данном случае – пространства школьных предметов. Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором учащиеся осознают взаимосвязь всех знаний, полученных на уроках.

Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит сближение и взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и ученик здесь выполняет новую, более активную роль. Его основной задачей является не воспроизведение и пересказ знаний, почерпнутых из учебника или от учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. К ученику – участнику интегрированного урока предъявляются следующие  требования:

  • Умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники;
  • Навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;
  • Умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;
  • Выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;
  • Выступать публично, литературно выражая свои мысли.

Один из главных вопросов, стоящих перед учителем истории: какое место должны занимать интегрированные уроки в школьном курсе? На наш взгляд, учитель должен сам выступать инициатором интеграции, исподволь выявляя связь своего предмета и знаний, полученных учащимися в школе и вне ее, подводя к этим выводам самих учеников. Интеграция может «красной нитью» проходить по всем школьным предметам, и лишь в определенный момент, при проявлении самими учащимися повышенного интереса к такому подходу и осмыслению материала, вылиться в отдельный интегрированный урок. Например, в 5-м классе учащиеся изучают стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», при этом у них еще нет систематических знаний для анализа соответствующего исторического события. Когда же тема Отечественной войны 1812 года будет разбираться в курсе отечественной истории в 8-м классе, учитель сможет опереться на эмоциональное состояние учащихся, знакомых с Бородинской битвой по литературному произведению, и закрепить его, например, посещением музея-панорамы «Бородинская битва». И уже в 10-м классе, изучая произведение Л.Н.Толстого «Война и мир», ученики вполне способны самостоятельно проанализировать главы романа, связанные с Отечественной войной, и, возможно, именно тогда двум учителям-предметникам стоит провести интегрированный урок, чтобы знания по данной теме, как мозаика, сложились в единое целое.

Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность-это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.

Например, литература и история, взаимосвязанные предметы.
Чтобы погрузиться в художественный мир отдельного писателя, нужно понять его эпоху, самочувствие творческой личности в то время. Возникает насущная потребность обратиться к истории общества, философии и естественных наук, чтобы ученик сам увидел, какие достижения политической, философской и научной мысли формировали интеллектуальную атмосферу той или иной эпохи. Так, разговор о "серебряном веке" литературы мы начинаем с интегрированного семинара, где доклады учеников об открытиях, сделанных на рубеже веков в области физики, химии, биологии, философии помогают им самим объяснить такие тенденции в искусстве той поры, как внимание к собственному "Я", ощущение изменчивости мира и др. Литература имеет свойство ставить перед читателем вопросы, заставляя его самого искать ответы на них. Но в 15-16 лет, когда мировоззрение еще формируется, поиск ответа можно корректировать (не навязывая готовых "вечных истин"), давая возможность ученику лучше разобраться в себе, и возникает необходимость прибегнуть к помощи психологии. Так, в ходе интегрированного урока по творчеству И.С.Тургенева и Н.Г.Чернышевского, говоря об отношении этих писателей к проблемам семьи и женской эмансипации, при выполнении заданий психолога ребята сами увидели, чья из позиций писателей им ближе и почему.  

Процесс перехода от "наивного читателя", каким является любой ребенок среднего школьного возраста, к читателю вдумчивому, анализирующему достаточно длителен. И ученики 10 класса не всегда качественно могут анализировать произведения искусства. Поэтому представляется

необходимым, например, подвести их к исследованию жизни слова в музыке, к наблюдению влияния мелодии на образную систему поэтического текста. Или предложить сопоставить образы героев исторического произведения (скажем, Наполеона и Кутузова в романе "Война и мир" Л.Толстого) с их реальными прототипами, чтобы ученики сами пришли к пониманию того, в чем заключается мастерство автора и как проявляется его взгляд на историю.

Очень важным для развития ученика, на наш взгляд, является обращение к глубинным связям живописи и литературы. Например, чтобы понять, почему прозу И.А.Бунина называют импрессионистичной, нужно выяснить особенности этого направления в живописи. Или, говоря об образах Раскольникова, князя Мышкина и Великого Инквизитора, то есть о вере и безверии как одной из основных проблем философии Ф.М.Достоевского, нужно предложить ученику всмотреться в картины А.Иванова "Явление Христа народу", И.Крамского "Христос в пустыне", "Гольбейна "Снятие с креста", чтобы ему открылась важность и сложность этой нравственной проблемы при формировании своей собственной позиции.

Разумеется, подготовка к уроку двух учителей и их присутствие на уроке иногда бывает чревато "растаскиванием" вопроса по предметам. Поэтому нужно учитывать, что важны взаимопонимание учителей, их психологическая совместимость.

Кроме того, даже если урок не предусматривает обращения к темам курсов педагогики и психологии, тем не менее, можно и должно считать его интегрированным с этими дисциплинами, так как сама форма семинара предполагает активную роль ученика на уроке, его выступление перед аудиторией. При этом ставится цель выработки тех навыков коммуникации, которые необходимы будущему учителю: умение владеть собой, умение увлечь аудиторию своим сообщением и удерживать ее внимание. Также особое значение предается формированию речевой культуры ученика.


По данным проведенного в классе опроса, такие уроки представляются ученикам нужными и интересными, а результаты диагностики показывают расширение диапазона гуманитарной культуры учеников.
Можно выделить несколько форм учебной интеграции (объединения) материала на уроках истории:

  • На основе одинаковых тем (например, «Вторая мировая война» в курсах «История России» и «Всеобщая история» - 9-й и 11-й классы);
  • На основе учебных предметов гуманитарного профиля (например: история – литература, история – география);
  • На основе учебных материалов разных классов базовой и профильной школы (например, «Внутренняя политика Екатерины II» - 7 класс  и «Век просвещения» - 10 класс).

При организации интегрированного урока главной задачей учителя или учителей, проводящих урок, является активизация и включение в работу всех учащихся в классе, независимо от уровня их подготовки. Поэтому важную роль играет дидактическое наполнение такого урока, где наряду с традиционными этапами  учебного процесса опрос – объяснение – закрепление – задание на дом для учителя открывается возможность применения и своих собственных разработок и находок.

Далее мы рассмотрим технологии в интегрированном обучении, затем типы и формы интегрированных уроков, а также приведем разработки отдельных интегрированных уроков по предметам исторического цикла

Технологии в интегрированном обучении

Термин "технология" заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Применение технологий направленно на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. В дидактике выделяют три основные группы технологий:

  1. Технология объяснительно-иллюстрированного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) умений.
  2. Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.).
  3. Технология развивающего обучения, в основе которой лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьника.

Каждая из этих групп включает несколько технологий обучения. Так, например, группа личностно-ориентированных технологий включает технологию разноуровневого (дифференцированного) обучения, коллективного взаимообучения, технологию полного усвоения знаний, технологию модульного обучения и т.д. Эти технологии позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, совершенствовать приемы взаимодействия учителя и учащихся.

Наиболее известные или наиболее применяемые технологии описаны профессором И.В.Душиной. В интегрированном обучении предметам естественно-научного цикла они применяются.

Технология формирования приемов учебной работы. Излагается в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик чего-либо. Эта технология нашла достаточно широкое отражение в методическом аппарате ряда учебников и достаточно хорошо освоена в практике работы многих учителей. Начинающему учителю целесообразно обратить внимание, прежде всего на эту технологию.

Технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов - ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н. Баранский, подчеркивая, что "схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок" Схемы связей учителя используют постоянно.

Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи (на доске, плакате и т.п.), которые решаются по ходу урока, а в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов. Технология предполагает, что учитель создает систему учебных задач по курсу (разделу, теме), разрабатывает проекты своей деятельности и взаимосвязанной с ней деятельностью школьников.

Технология дифференцированного обучения. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

Очень близка и тесно связана с этой технологией, "технология учебно-игровой "деятельности. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Типов игр много.

Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода и организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками. В темах различных естественнонаучных курсов немало проблем, вопросов для организации учебного спора.

Модульная технология. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает четкие указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.

Технология проектной деятельности. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности. Проекты бывают различных типов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.

Таким образом, применяя данные технологии в интегрированном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

Интернет и изучение истории

Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории

О всемирной глобальной компьютерной сети написаны сотни статей и десятки книг. Это, однако, не слишком помогает в двух словах ответить на вопросы: что такое Интернет; почему учитель истории и обществознания должен знать о нем и стремиться воспользоваться его возможностями? Новые информационные технологии (НИТ), позволяющие, в частности, передавать по Интернету текст, звук, графику, любой видеоряд, могут оказаться весьма полезными в учебном процессе. Специфика НИТ заключается в том, что они предоставляют пользователю — учителю и учащимся — громадные возможности выбора источников сведений. Это и информация в сети (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев), и информация, содержащаяся на гибких дисках, на лазерных дисках (технологии CD-ROM), на видео- и аудиокассетах, на печатных носителях, которые могут использоваться и вне сети. Интернет создает также условия для эффективного сотрудничества с учащимися других школ, где бы они ни находились, для получения образования на расстоянии — в любых образовательных учреждениях России или зарубежных стран. Возможности Интернета значительно расширяются за счет передачи по сетям не только текста, но и изображения и звука. Учитель-практик может возразить: сейчас, когда так мало часов выделено на историю, обществознание, граждановедение, когда нет в достатке хороших учебников, когда не решены проблемы, связанные с переходом на систему концентров, разговоры о новых информационных технологиях, а тем более о какой-то далекой сети Интернет излишни и только отвлекают от решения насущных задач. В лучшем случае Интернет может интересовать учителей информатики... Смею утверждать, что это далеко не так. Прежде всего, конец ХХ столетия характеризуется изменением концептуальных подходов к целям, задачам и содержанию образования. Наиболее полно отражает современные цели обучения в школе личностно ориентированный подход, который отвергает типичную для недавнего времени ориентацию на «среднего» ученика. Главной задачей образования становится не столько «овладение суммой знаний», сколько развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, а также формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, анализа и оценки информации. Для решения такой задачи недостаточно только учебника, хрестоматии да традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации.

Но и информационная составляющая — не главное в концептуальном изменении подхода к образованию. Лишь активное накопление опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных может отвечать потребностям современного процесса обучения.

В последние годы возникло и стремительно растет мощнейшее информационное поле — Интернет. Интернет не имеет единого центра, у него нет хозяина или хозяев; любой желающий может здесь не только получить интересующие его сведения, но и поделиться своей информацией, своими взглядами с другими пользователями сети. Хотелось бы сразу подчеркнуть, что в Интернете есть немало информации, способной оказать негативное воздействие на нравственное, культурное, духовное развитие личности. Это создает известные проблемы, и педагоги, в том числе и учителя истории, не вправе делать вид, что этих проблем не существует. Ведь число домашних компьютеров и различных информационных центров, где учащиеся могут получить доступ в Интернет, стремительно растет.

Само время диктует необходимость свободного владения компьютерной техникой, которое не достигается только в результате обучения информатике. Предмет «Информатика» нацелен главным образом на выработку у учащихся основ компьютерной грамотности, причем пользовательские навыки, необходимые для работы в Интернете, изучаются в старшей школе. Практика показывает, что учащиеся вполне могут самостоятельно получить навыки работы в Интернете гораздо раньше. Следовательно, у педагогов нет выбора. Либо они сумеют использовать огромные образовательные возможности Интернета, по-новому организовать процесс обучения, направить усилия на формирование у учащихся самостоятельного творческого мышления, — либо процесс выйдет из-под контроля.

Разумеется, речь не идет об оборудовании каждого кабинета истории и обществознания некоторым количеством компьютеров, а о попытках организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся работали исключительно в сети или с компьютерными программами. Ни компьютер сам по себе, ни Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение. Речь о другом — о включении компьютерных технологий в образовательный процесс путем организованной и педагогически обоснованной внеурочной деятельности.

Успешное усвоение учащимися школьного курса истории оказывает глубокое воздействие на формирование мировоззрения личности. Использование возможностей НИТ способствует как реализации целей и задач курса истории, так и задач общепедагогических. Использование средств НИТ, в частности материалов, размещенных на различных серверах Интернета, способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков, полезных для освоения знаний о прошлом.

Принципиально важным для организации изучения истории с помощью образовательных серверов Интернета является возможность непрерывного образования. Привычные модели обучения истории не позволяют обратиться к достаточно обширным базам данных исторических источников. В традиционном обучении происходит обращение к источникам, размещенным в учебниках или в хрестоматиях, набор которых ограничен объемом печатных пособий, а выбор тех или иных из них определяется симпатиями и антипатиями составителей хрестоматий и авторов учебников.

Объемы информации, имеющейся в Интернете, на несколько порядков больше, чем в любом печатном издании. Однако это обстоятельство порождает и немалые трудности. Разработка проблем использования информации из компьютерной сети в процессе обучения должна, прежде всего, касаться психолого-педагогических и научно-организационных проблем — с учетом специфики той информационно-предметной среды, которую создают современные средства компьютерных телекоммуникаций, мультимедиа. В противном случае сведения окажутся невостребованными либо приведут к отрицательным последствиям для педагогов и учащихся.

Одним из преимуществ использования информации из Интернета является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения истории на методы поисковой и творческой деятельности. Информация, размещенная на серверах Интернета, не заменяет учебник, — она лишь создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся (анализа и обобщения исторического материала).

Интернет всерьез пришел в Россию в 1995 г.; сначала его возможности использовались различными фирмами для рекламы своей продукции. Однако в последние два года ситуация заметно изменилась. Наблюдается устойчивый рост числа серверов, содержащих образовательную информацию, в том числе по истории и обществознанию.

В Интернете появились новые пользователи — учителя, преподаватели вузов, школьники, студенты, активно переписывающиеся друг с другом, обменивающиеся информацией, участвующие в различных проектах. Они не являются профессиональными компьютерщиками, но умеют достаточно уверенно работать в сети, использовать ее информационные ресурсы. С другой стороны, провайдеры (владельцы) телекоммуникационных сетей озабочены теперь не столько собственно развитием техники и прокладыванием новых линий связи (хотя и эта задача остается актуальной), сколько проблемой информационного наполнения уже имеющихся в сети серверов.

Развитие Интернета в России создало еще одну серьезную педагогическую проблему. Дело в том, что наиболее посещаемыми сайтами были и остаются те, которые содержат собрания рефератов, курсовых работ и им подобные тексты. Сеть Интернет имеет несколько поисковых систем (Rambler, Апорт и др.), с помощью которых пользователи ищут ту или иную информацию. Одновременно эти поисковые системы ведут учет, какие же сайты, какая информация запрашивается чаще всего. Первые строчки в любой поисковой системе уверенно занимают «российские коллекции рефератов» и т.п.

Учитель обязан знать и эти ресурсы Интернет, чтобы быть в состоянии оценить уровень реальных знаний своих учеников. Однако обилие готовых шпаргалок не должно, на наш взгляд, стать отпугивающим фактором. Важнее грамотно использовать имеющееся информационное поле.

 Информационные возможности Интернета

Если десять лет назад Интернет использовался, прежде всего, для интерактивной связи между отдельными людьми (электронная почта) и группами абонентов (электронные конференции), то в настоящее время он превратился, прежде всего, в информационное поле.

Рассмотрим вопрос о том, информация какого типа занимает больше всего места в Интернете.

По содержанию в текстовой информации выделяются справочная (электронные библиотеки, сайты вузов); научная и научно-популярная (тексты книг, курсы лекций, материалы газет и журналов); учебная (курсы дистанционного обучения, методические разработки, рефераты и пр.); познавательная (тексты общего назначения).

Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Чаще всего бесплатно предоставляется доступ к каталогам электронных библиотек. Некоторые библиотеки содержат и отсканированные тексты изданий.

Наиболее значительную на сегодняшний день информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки (http:/www.shpl.ru). Сайт содержит электронный каталог библиотеки за ряд лет, некоторые издания и документы в электронном виде (они могут быть скопированы пользователями). Кроме того, в ГПИБ можно получить статью из любого журнала (эта услуга платная). В библиотеке имеется Центр дистанционного обучения. Сайт ГПИБ содержит перечень ресурсов Интернета по истории и культуре, где насчитывается 28 наименований. ГПИБ и еженедельник «История» (приложение к газете «Первое сентября») проводят открытые конкурсы исследовательских работ учащихся. Так, до конца 1999 г. проводился конкурс на тему «Прошлое России в истории моей семьи» для учащихся V—XI классов (http://tellur.ru/`historia/konkurs.htm).

Значительную информацию можно получить и на сайте Российской государственной библиотеки (http://rsl.ru), где особый интерес вызывает библиография книг с 1986 по 1997 г., диссертаций с 1995 г., авторефератов с 1987 г. Представлены и последние поступления в библиотеку. К сожалению, доступна пока только библиография; сканирование текстов книг и документов в РГБ лишь начинается. На сайте представлены научные программы библиотеки, служба доставки документов «Русский курьер».

По характеру информации и возможностям использования к библиотекам примыкает сайт Государственного исторического музея (http://www.shm.ru/), где представлена информация о выставках в музее (в том числе виртуальных), о проводимых конференциях. Представлены также публикации музея по историческим проблемам.

Для педагогов значительную информацию предоставляет Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского (http://http://www.gnpbu.ru/), каталог которой отражает все поступления в библиотеку с 1994 г., в том числе новые учебные программы, пособия, учебники по истории.

Аналогичного характера информацию содержат и сайты вузов.

Наиболее обширную и полезную информацию содержит сайт Исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru/). Здесь размещена информация о кафедрах, о проводимых факультетом конференциях. Имеются список литературы (библиография), перечни учебников и учебных пособий, доклады, материалы симпозиумов и конференций. Сайт МГУ содержит и электронные ресурсы: тексты документов и книг по отечественной и зарубежной истории. Начато создание электронных баз данных; в частности, имеется уже база данных «Динамика российской промышленности за 1887—1913 гг.».

Ярославский государственный педагогический университет представлен сайтом (http://dima.history.yar.ru/), где отражена библиография, представлены тексты ряда книг, некоторые лекционные курсы и методические пособия.

Алтайский университет (http://kleio.dcn-asu.ru/index/shtml) представляет ассоциацию «История и компьютер», созданную на историческом факультете. Здесь можно найти информацию о работах преподавателей и студентов, о проектах, разрабатываемых в университете. В большей степени на сайте отражены материалы по всеобщей истории.

В Интернете можно отыскать много различных курсов лекций по истории. Так, на одном из сайтов (http://www.lants.tellur.ru/history/klassics.htm) расположены полные тексты лекций Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, работы Г.В.Вернадского. Лекционный курс истории России профессора А.С.Орлова из МГУ содержится на сайте (http://info.phys.msu.su/histrussia/contents.htm). Этот курс лекций может быть рекомендован и для поступающих в вузы, и для дополнительного изучения некоторых тем в классе.

Однако не все размещенные в Интернете курсы лекций могут быть использованы в школах. Так, в сети опубликована масса работ А.Т.Фоменко, посвященных «новой хронологии» (тексты А.Т.Фоменко см.: univ2.omsk.su> /Омский университет/; работы его оппонентов доступны на сайте chat.ru/`fatus/foma.htm>). Вряд ли можно рекомендовать и лекции А.К.Гуца (http://www.univer.omsk.su/`guts/history), методологические и методические подходы которого представляются крайне сомнительными.

Большой и заслуженный интерес вызывают появляющиеся в последнее время персональные сайты ученых. К настоящему времени лишь один ученый-историк удостоился персонального сайта в Интернете. Речь идет о Л.Н.Гумилеве (http://kulichki.rambler.ru/“gumilev/index), интерес к работам которого огромен. На сайте «Gumilevika» размещены все труды Л.Н.Гумилева, библиография, работы о нем. Кроме того, сайт содержит работы авторов, взгляды которых перекликаются со взглядами Л.Н.Гумилева: А.А.Васильева, Г.В.Вернадского, Н.С.Трубецкого, П.Н.Савицкого и дргих.

Особое место в Интернете занимают сайты периодических изданий. Некоторые из них существуют только в электронном виде, другие – и в электронном, и в традиционном, бумажном. В качестве примера можно привести сервер объединения педагогических изданий «Первое сентября», существующий в Интернете с 1997 г. и уже успевший завоевать популярность среди педагогической общественности. На сервере http://his.1september.ru/ru> помимо свежего номера газеты «Первое сентября» регулярно публикуются материалы ее предметных приложений – «Истории», «Литературы», «Английского языка», «Немецкого языка», «Французского языка» и др.

Полезными справочными сайтами являются сайт «Учебники Москвы» (http://textbook.int-edu.ru), где приведены более тысячи наменований учебных пособий и 250 программ по различным предметам, учебно-методическое обеспечение программ, методические разработки, а также сайт российского школьного образования (http://http://www.school.edu.ru/).

 Визуальная (графическая) информация

Визуальная историческая информация в Интернете — это в основном картины виртуальных музеев и виртуальных выставок, коллекции фотографий.

Сайт «Музеи России» (http://museum.ru) содержит данные о более чем тридцати музеях, галереях, выставках. Особо следует выделить сайт Эрмитажа (http://hermitage.ru), предлагающий информацию о коллекциях и выставках музея.

Интерес вызывает также виртуальный музей истории культуры Сибири (http://sati.archaeology.nsc.ru/virtual-e.htm).

Государственный музей А.С.Пушкина (http://www.museum.ru/Puschkin) и Всероссийский музей А.С.Пушкина (http://www.pushkin.ru/) предлагают пользователям Интернета большой материал о биографии поэта, о его произведениях, иллюстрации, документы, биографические статьи о современниках поэта.

Сайт музея Кижи (http://www.soros.karelia.ru/projects/1998/kizhi) помогает не только познакомиться с памятниками архитектуры, но и провести виртуальную экскурсию. В материалах сайта заложено 11 экскурсий, которыми может воспользоваться учитель.

Доступны для учителя и учащихся оказываются сокровища Лувра (http://mistral.culture.fr/louvre/louvrea.htm), Музея Метрополитен (http://www.metmuseum.org/), Галереи Уффици (http://http://www.uffizi.firenze.it/%20welcomeE.html).

Качество современных мониторов позволяет репродуцировать произведения искусства не хуже, чем в альбомах. Большую помощь для учителя при изучении вопросов истории культуры, при преподавании курса МХК могут оказать сайты, содержащие изображения картин и рисунков Питера Брейгеля (http://sunsite.auc.dk/cjackson/bruegel1/), Яна Вермеера (http://www/ccsf/caltech.edu/~roy/_vermeer/thumb.html), импрессионистов (http://www.ugrad.cs.jhu.edu/~baker/).

Виртуальный музей — это собрание web-страниц, иногда расположенных на разных серверах, содержащих каталоги и фотографии из различных собраний. Возможностей у посетителя виртуального музея гораздо больше, чем у разглядывающего изданный на бумаге альбом. Изображение любого экспоната посетитель может сразу же скопировать на свой компьютер, что оказывается удобнее и дешевле приобретения не только печатной продукции, но даже и компакт-дисков. Виртуальный музей может быть как плоским, так и трехмерным — позволяющим пройти по залам, посмотреть на экспонаты под разными углами.

 Виртуальные энциклопедии

Наиболее известный web-сайт энциклопедий (http://http://www.encyclopedia.ru/) содержит базу данных по электронным и традиционным энциклопедиям, ссылки на энциклопедии в Интернете.

В сети Интернет размещена энциклопедия Брокгауза и Эфрона (http://russia.agama.com/bol/), представляющая собой богатейшее собрание информации конца XIX — начала XX в. Можно воспользоваться web-энциклопедией «Кирилл и Мефодий» (http://www.km.ru/news), которая включает в себя одновременно универсальную и несколько отраслевых энциклопедий.

Работает также виртуальная библиотека (http://library.virtualave.net), где в разделе «Дипломатия» можно найти, например, текст советско-германскго пакта о ненападении 1939 г. с секретными протоколами к нему, мобилизационный план Красной армии в 1941 г., характеристику командного состава РККА накануне войны, Атлантическую хартию, документы по ленд-лизу и т.д.

Близкой по характеру является энциклопедия мировой авиации (http://www.cofe.ru/avia/a/list_avia.htm), содержащая более 2 тыс. статей с описаниями, фотографиями самолетов и вертолетов всех времен и народов.

К публикациям энциклопедического характера можно отнести всероссийский каталог икон (http://www.wco.ru/icons.ru), где представлены репродукции икон Древней Руси XI—XYI вв., иконопись древних Новгорода, Пскова, Твери, литература по иконографии, изображения избранных икон из коллекции художника П.Корина.

При изучении курсов истории в V—IX классах можно воспользоваться хорошим справочным сайтом «Семейный советник» (http://www.home.rigor.ru/1_9/religia/history/index/htm). Здесь представлены сведения о религиях древнего мира, в частности Междуречья, о славянском язычестве, о мировых религиях: исламе, буддизме, христианстве. По сути сайт представляет собой иллюстрированный курс истории религий — электронный учебник-справочник.

Энциклопедический характер имеет и сайт heraldy.hobby.ru/frame/empire. html>, где приведены гербы всех губерний Российской империи и их краткое описание.

 Интерактивные возможности Интернета

С самого возникновения Интернет создавал большое количество возможностей, основанных на интерактивном, диалоговом типе общения. Без развития именно интерактивного характера общения в сети ее образовательный потенциал снижается во много раз. Сейчас Интернет предоставляет несколько различных способов организации диалога; эти способы можно объединить в два основных вида: электронная почта и электронные (телекоммуникационные) конференции.

Каждый абонент компьютерной сети (школа, учитель, учащийся) при регистрации получает в Интернете стандартный адрес, с помощью которого он может обмениваться электронными письмами с абонентами по всей России и миру.

 Электронная почта включает в себя:

— собственно почту: отправку и прием электронных писем, которые, в отличие от обычных, доставляются абонентам в любую точку земного шара в течение нескольких часов; электронные письма адресат получает и читает в удобное для себя время;

— получение и отсылку материалов телеконференций, дискуссий (если они проводятся не в режиме реального времени).

Возможности электронной почты используются сегодня очень широко: и для переписки, и в ходе осуществления телекоммуникационных проектов, и в курсах дистанционного обучения. Интересный дидактический материал по использованию электронной почты накоплен в ходе проведения эвристических олимпиад в проекте «Феномен», где ставилась задача предоставить участникам возможность проявить свои творческие способности (подробнее см.: Хуторской А.В. Дистанционные формы творчества // ИНФО. 1998. № 6. С. 65—77).

 

Электронные конференции могут быть разделены на проводимые в реальном масштабе времени (чат-конференции; от англ. сhat разговор, болтовня), и с отсроченным доступом к материалам.

Важным свойством Интернета является IRC (Internet Relay Chat) — возможность организации бесед и обмена информацией в реальном масштабе времени, в режиме прямого диалога.

Телеконференция с отсроченным доступом является в определенной мере аналогом обычной письменной дискуссии: на обсуждение выносятся вопросы, участники конференции присылают по электронной почте свои ответы. Преимуществами электронной конференции являются:

— неограниченный в географическом смысле охват участников, которые могут находиться в разных точках России и всего мира;

— возможность подключиться к дискуссии в любое время — пока продолжается конференция;

— наличие технических возможностей для участников поддерживать связь друг с другом — вне зависимости от обмена вопросами и ответами.

В ходе телекоммуникационных проектов возможности электронных конференций используются очень активно. Значительный дидактический опыт использования электронных конференций накоплен в Институте общего среднего образования РАО, в проектах «Гармония», о которых упоминалось выше (подробнее см.: Компьютерные телекоммуникации — школе: Пособие для учителя. М., РАО, 1995; Ястребцева Е., Быховский Я. Моя провинция — центр Вселенной. Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах. М., 1999. С. 152—158).

 

Поисковые возможности Интернета

Всякий, кто хоть раз пробовал войти в Интернет, думаю, быстро убеждался, что без помощи поисковых систем ему не обойтись. Имеющийся на компьютере проводник — программа, позволяющая пользоваться сетью Интернет (например, Internet Explorer), имеет встроенные средства поиска.

Значительно бульшие возможности предоставляют поисковые системы и метапоисковые системы.

Поисковые системы ежедневно просматривают сеть Интернет, каталогизируют текстовую информацию, автоматически проводят ее индексирование. На ряде серверов и сайтов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике. В конце 1999 г. ресурсы сети Интернет, связанные с исторической информацией, были наиболее полно представлены на сервере фирмы «Клио-софт» (http://history.ru/hist/htm), на сайте Государственной публичной исторической библиотеки и на специальном справочном сайте (http://www.chat.ru/`vvvhistory/index.htm).

Значительный объем web-ресурсов по истории и археологии приведен на сайте Кемеровского университета (http://www.kemsu.ru/org/sapar/index.html). Электронный «Русский журнал» (http://www.russ.ru/edu/) имеет раздел «Образование», где приводятся сведения о конференциях по истории, о новых учебниках и пособиях.

Сайт «Москва школьная» (http://www.mschools.ru/) будет полезен учителям и учащимся тем, что там можно найти новости, более 50 web-адресов московских школ, перечни проектов учебного и познавательного назначения, в которых учащиеся и педагоги могут принять участие. На сайтах школ размещаются учебные программы, опросники, анкеты, конкретные методики.

Мощным бесплатным поисковым сервером общего назначения является Altavista (http://altavista.digital.com). Созданный в 1995 г., он содержит более 15 млрд. слов с 30 млн. web-страниц, которые размещены на 276 тыс. серверов.

Метапоисковые системы позволяют с помощью одного запроса обратиться сразу к нескольким средствам поиска и получить список web-документов сразу из нескольких источников. Учитель может воспользоваться услугами метапоисковых систем, работающих бесплатно: MetaCrawler (metacrawler.cs.washington.edu:8080/index.html); SavvySearch (www.cs.colostate.edu/~dreiling/smartform.html); The Cosmix Mother Load Metasearch (www.cosmix.com/motherload).

 Использование образовательной информации Интернета на уроках и во внеурочное время

Как уже говорилось, в Интернете уже сегодня размещен значительный объем информации, которая в той или иной степени носит образовательный характер и может использоваться на уроках и во внеурочное время. Принципы организации и функционирования сети Интернет не препятствуют, к сожалению, появлению в ней и информации, научная ценность которой сомнительна, а педагогическая целесообразность использования отсутствует вовсе.

Учитель должен помнить, что не вся информация, представленная в Интернете, достоверна. Многое зависит от того, кто является владельцем сервера или сайта, размещенного на нем: государственная организация, коммерческая компания или частное лицо.

В современных условиях не представляется возможным даже ставить вопрос о педагогической экспертизе появляющихся в сети материалов. Поэтому решающая роль остается за педагогом. Его квалификация, заинтересованность в учебном предмете, умение использовать нетрадиционные педагогические технологии создают основу для педагогически целесообразного и методически выверенного включения материалов Интернета в школьное образование.

Сегодня отбор размещаемых в сети материалов находится в руках заинтересованных людей, выстраивающих информацию в зависимости от своего видения вопроса. К сожалению, не всегда создатели сайтов учитывают тот факт, что к их текстам могут обратиться учащиеся.

Материалы, размещаемые в Интернете, не охватывают, разумеется, всех разделов и тем школьного курса истории. Фрагментарность видна и в том, что, например, вопросы экономической истории России пока в Интернете практически не освещены. Крайне сложно обнаружить интересные материалы по истории отечества советского периода. Плохо представлены в Интернете и обучающие дистанционные курсы по истории. Исключение составляет лишь перенесенный в Интернет CD-ROM учебника А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной для IX класса. Таким образом, в стадии становления находится как информационная база, так и методика ее использования в учебных целях.

Каким же образом разнообразная информация, иллюстрации, поисковые системы могут быть использованы педагогами-историками?

Как уже упоминалось, львиную долю наиболее востребованной информации сегодня составляют коллекции рефератов и им подобных работ. Учащиеся, пользуясь готовой шпаргалкой, копируют рефераты, поверхностно видоизменяют их и представляют уже как свою работу. Надо сказать, что учителя многих школ, особенно в крупных городах, уже обратили внимание на этот факт.

Требование, чтобы работы учеников представлялись написанными от руки, — защита примитивная. Конечно, учителю полезно знать названия и адреса серверов, где размещены эти коллекции, чтобы суметь оценить степень самостоятельности работы своих учащихся, но выявить факты заимствования из Интернета очень сложно. Гораздо интереснее дать ребятам задание: проанализировать и оценить группу готовых рефератов.

Еще более интересной представляется постановка таких заданий, которые требуют анализа, осмысления текста, будь это книга или какой-либо материал из Интернета, — это снижает вероятность обнаружения готового реферата именно такого содержания. При подобном подходе обращение к коллекции рефератов и работа с нею будут способствовать как росту общей информационной культуры ученика, так и углублению знаний по истории или обществознанию.

Обширная информация, представленная в Интернете, может быть использована учителями в ходе подготовки лекций или текстов для изучения нового материала на уроке. Текстовые файлы с лекциями выдающихся историков можно скопировать на свой компьютер, распечатать и использовать фрагменты из них. Таким же образом можно подготовить и раздаточные материалы для учащихся (фрагменты из текстов исторических работ с вопросами и заданиями к ним, которые должен составить сам учитель).

Иллюстративный материал также может быть скопирован на компьютер и распечатан на принтере. Используя специальную проекционную аппаратуру, иллюстрации, получаемые по сети Интернет, можно демонстрировать на большом экране в классе.

Большим потенциалом в реализации принципа наглядности обладает такая форма использования материалов сети, как организация виртуальных экскурсий, что весьма важно в сегодняшней ситуации, когда далеко не все школы могут позволить себе оплатить реальные поездки учеников.

Выше были названы сайты музеев, некоторых городов России и стран СНГ, которые позволяют учителю непосредственно на уроке (при наличии компьютерного класса) или во внеурочное время провести такие виртуальные экскурсии. Некоторые сайты предлагают экскурсии уже в готовом виде (например, сайт «Кижи»); ими остается только воспользоваться. В других случаях учитель после знакомства с материалами сайта сам составляет план экскурсии.

Материалы из Интернета создают хорошую основу для организации внеклассной работы, связанной с участием в различного рода телекоммуникационных проектах по истории. В Интернете имеется сайт «Всероссийское генеалогическое древо» (http://www.people.adicom.ru/), представляющий собой постоянно растущую базу данных, авторами которой выступают гости сайта. Раздел «Впишите себя» позволяет принять участие в составлении собственного генеалогического древа, получить консультации специалистов.

Официальный сайт школьного образования (http://www.school.edu.ru/) содержит информацию о текущих учебных проектах, олимпиадах и конкурсах.

По мере развития Центра дистанционного обучения Российской академии образования (http://ioso.iip.net) количество и качество проектов будет, надо надеяться, расти.

Уже сейчас, пользуясь материалами Интернета, педагоги могут организовать исследовательские и творческие проекты, способные усилить мотивацию изучения истории. Так, с помощью сайтов, посвященных Отечественной войне 1812 г., восстанию декабристов, Великой Французской революции, преподаватели могут организовать проекты для учащихся (см.: Дистанционное обучение / Под ред. Е.С.Полат. — М., 1998; о некоторых проектах в области краеведения см.: Ястребцева Е., Быховский Я. Моя провинция — центр Вселенной. Развитие телекоммуникационной образовательной деятельности в регионах. М., 1999. С. 59—60).

При изучении темы «Восстание декабристов» (VIII и XI классы) учитель может дать опережающее задание: «Почему план декабристов, составленный вечером накануне выступления, не был реализован?» Поручив учащимся воспользоваться материалами алфавитного указателя, размещенного на упоминавшемся сайте «Музей декабристов», учитель с ребятами сумеют проследить, чем конкретно занимался каждый из лидеров Северного общества в день 14 декабря 1825 г.

Дискуссия о возможных вариантах развития страны может быть организована либо на специально выделенном для этой цели уроке, либо в ходе заседания научного общества учащихся, на школьной исторической конференции и т.д.

Можно организовать предметный вечер, посвященный судьбам декабристов, их жен. Материал, в том числе иллюстративный, для этого на сайте есть. Выступления учащихся помогут глубже понять одно из выдающихся событий отечественной истории. Это, впрочем, лишь пунктиром намеченный вариант использования сайта.

При изучении курса истории второй мировой войны в IX классе (или во втором концентре) целесообразно поручить одному-двум учащимся, пользуясь интернетовской энциклопедией мировой авиации, подобрать материал о самолетах и вертолетах советской армии; еще одному-двум школьникам — материал о летной технике противника. В ходе дискуссии можно использовать материал о нереализованных проектах стран — участниц второй мировой войны.

Материалы Интернета могут быть использованы и для организации самостоятельной работы учащихся. При изучении соответствующих разделов, тем учителя могут рекомендовать учащимся обратиться к материалам тех или иных сайтов — для того, чтобы подобрать дополнительные сведения, составить доклад, реферат, провести поиск и сравнение.

Так, учащиеся VI класса, имеющие навыки работы с компьютером, могут самостоятельно (по заданию учителя) провести поиск дополнительной информации на сайте «Античная мифология» и выступить затем с сообщением на уроке.

В ходе итогового повторения в XI классе можно, обратившись к сайту Истфака МГУ, получить доступ к электронным текстам всех советских конституций: 1918, 1924, 1936, 1977 гг. Используя данные тексты на уроке, старшеклассники составляют таблицу, которая позволит проследить, как менялся объем прав и свобод граждан (и возможности их реализации), как происходило преобразование политического строя.

Учащимся, интересующимся археологией, можно рекомендовать подготовить доклад о новейших достижениях российских ученых, используя материалы упомянутых выше сайтов.

Большинство сайтов позволяют вести с их помощью электронную переписку — как с авторами, так и с другими пользователями. Так, сайт «Виртуальная библиотека» содержит обширную переписку, посвященную истории второй мировой войны.

Иллюстративный материал сайтов, если нет препятствий к копированию, может быть использован учителями для оформления постоянной или сменной экспозиции в кабинете истории и обществознания. Немаловажно и то, что сегодня, когда учебная промышленность практически не выпускает раздаточные материалы, учителя могут сделать их самостоятельно, используя открытую информацию из Интернета.

Наконец, материалы из сети помогают организовать контроль знаний. На некоторых сайтах («Античная мифология», «История Древней Месопотамии» и др.) содержатся тесты и проверочные задания. Тесты для абитуриентов можно найти также на web-серверах вузов.

Разумеется, главное назначение Интернета не состоит в том, чтобы латать дыры, образовавшиеся из-за практически полного отсутствия промышленно выпускаемых средств наглядности. В первую очередь Интернет следует использовать для вовлечения школьников в различные телекоммуникационные и дистанционные проекты, для общения с учащимися из других стран, для участия в теле- и видеоконференциях, chat-дискуссиях и web-конференциях, для ведения электронной переписки.

Таким образом, мы присутствуем сегодня при зарождении новой технологии обучения истории и обществознанию с помощью Интернета. В этой статье я коснулся лишь некоторых вопросов, связанных с использованием Интернета в учебном процессе и во внеучебное время. За пределами статьи остались проблемы организации контроля и тестирования с помощью Интернета, создания в школах собственных web-квестов (минисайтов, содержащих странички учителя и учащихся), дистанционного обучения с помощью Интернета. Несомненно, что тема использования Интернета в преподавании истории вскоре займет существенное место в публикациях педагогической прессы.

Типы и формы интегрированных уроков.

Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Типы и формы этих уроков мы рассмотрим далее.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:

  • урок-лекция;
  • урок-путешествие;
  • урок-экспедиция;
  • урок-исследование;
  • урок-инсценировка;
  • учебная конференция;
  • урок-экскурсия;
  • мультимедиа- урок;
  • проблемный урок.

Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.

Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.

Задачи:

  • образовательные: познакомить; дать представление; научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты и.т.д.
  • воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание и т.д.
  • развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.

Следует разделять традиционный и современный уроки.

Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного. Например, тема «Восточные славяне» (6-й класс). Учитель сохраняет традиционную схему урока, а изучение нового материала строит на анализе Повести временных лет.

Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.

Применение современных информативных технологий на уроках истории вряд ли возможно без освоения учащимися навыков компьютерных пользователей. Последнее, естественно, не достигается вне развития межпредметных связей и в индивидуальном порядке. Применение компьютерных технологий, став в последнее время модой, не должно быть самоцелью. В процессе преподавания и изучения истории «модные» средства должны использоваться там, где они действительно необходимы, и тогда, когда они действительно служат достижению тех целей, которые ставит перед собой учитель. Русскоязычные ресурсы Интернета и материалы электронных носителей, которые можно непосредственно применять в процессе преподавания истории  относительно скудны. В связи с этим оптимальными на сегодняшний день представляются следующие направления:

1.  Использование компьютеров для повышения интереса учащихся к предмету (особенно тех, кто изначально ориентирован на «техническое направление»).
2.  Формирование навыков опытных компьютерных пользователей через работу в различных проектах по истории, написание рефератов, выполнение творческих заданий и т.п. Использование компьютеров в повседневной учебной деятельности, превращение их в естественный и привычный рабочий инструмент способствует социализации учащихся и облегчает их дальнейшую профессиональную подготовку.

Специфика школьного курса ОИЭВТ состоит в том, что он посвящен в основном вопросам программирования, а не пользования компьютером. На одном из образовательных сайтов Интернета была организована дискуссия, посвященная содержанию школьного курса информатики. Любопытно, что участники четко разделились на два оппозиционных лагеря.

Одни — преподаватели информатики и люди, профессионально занимающиеся программированием или обслуживанием компьютеров, — утверждали, что школа должна учить именно азам программирования, с помощью которых ребенок в будущем легко сможет разбираться в прикладных пользовательских программах и освоить любую из них.

Другие — учителя-предметники, преподающие в основном гуманитарные дисциплины, — эмоционально уверяли, что собственно программирование с развитием компьютеризации становится уделом профессионалов, а основные усилия школы должны быть направлены на формирование навыков опытного пользователя. Он должен быть хорошо осведомлен о тех возможностях, которые предоставляет ему техника, и уметь их реализовывать.

Учебный план содержит в настоящее время уроки информатики практически для всех учащихся. Это, однако, вовсе не означает, что большинство школьников имеет представления о возможностях и способах применения компьютера вне связи с программированием. Возникает психологический барьер, сущность которого формулируется в суждениях по типу:

— это очень сложно;
— у меня нет компьютера;
— зачем это нужно обычному человеку.

Первое мнение широко распространено там, где преподавание информатики ориентировано всецело на программирование, второе — часто выражает позицию «простого человека». Та же позиция характерна и для третьего высказывания: предполагается, что компьютер должен быть использован для игр и поиска «внешкольной» информации (музыка, спорт, знакомства).

Преодолеть указанный порочный стереотип восприятия можно на уроках истории. Когда учащиеся обнаруживают, сколь эффектный вид приобретает их работа, выполненная на компьютере, то у них неизбежно возникает желание улучшить ее, доработать, подобрать дополнительный материал; совсем другим становится и чувство удовлетворения достигнутым результатом.

Дети, увлекающиеся электронными технологиями, получают возможность применить свои навыки и знания на практике, продемонстрировать их публично, добиваясь успеха в новых условиях.

Кроме того, их авторитет повышается, когда они выступают в роли «наставников» для своих менее подготовленных одноклассников.

К сожалению, кабинет истории, оснащенный компьютерами в таком количестве, чтобы одна машина приходилась, по крайней мере, на двух учеников, остается пока почти не осуществимой мечтой. Поэтому более реальным является использование компьютеров в ходе проектной деятельности.

По отношению к ней всех учащихся можно условно разделить на три категории:

— тех, кто с компьютером на «ты»;
— имеющих определенные пользовательские навыки;
— начинающих.

В связи с тем, что развитие компьютерных навыков происходит не только на школьных уроках, а порой — в основном в домашних условиях, дистанция между определенными выше слоями, как правило, достаточно велика в рамках любой учебной группы. Большую роль играют здесь материальные возможности родителей по обеспечению их чад домашним компьютером и технические возможности этих машин. Персональный компьютер — все-таки вещь личного пользования: свободный доступ к нему может быть определяющей составляющей в подготовленности владельца или совладельца.

В соответствии с такой стратификацией разделяются как методы учебной деятельности, так и образовательные задачи, которые может ставить перед собой учитель.

Индивидуальная работа и работа в парах

Для начинающих пользователей наиболее целесообразно использование компьютера при оформлении их творческих работ и рефератов по истории. К сожалению, тот, кто плохо владеет такой техникой, отдает предпочтение способам традиционным (писать от руки или печатать на машинке).

Поэтому приходится выставлять в качестве обязательного требование представлять работы только в электронном виде. Безусловно, такие условия можно жестко ставить только тогда, когда школа обеспечивает детям широкий доступ к компьютерам. Наиболее эффективна здесь договоренность с преподавателями информатики, которые организуют такую работу в кабинете ОИЭВТ после уроков. Еще лучше — иметь компьютеры (хотя бы один) в кабинете истории, распределив время пользования ими среди авторов тех или иных проектов.

Процесс развития навыков компьютерного пользователя можно условно разделить на три стадии. Начинать работу следует с того уровня, который наиболее адекватен уже имеющимся у школьника знаниям и умениям.

Стадия А

Это стартовый уровень для тех, кто совсем или почти совсем не умеет пользоваться компьютером. На нем происходит освоение работы с текстовым процессором.

В ходе работы над текстами своих рефератов по истории дети создают материалы и переносят их на электронные носители. При этом они овладевают следующими навыками:

— компьютерный набор текста (навыки «печатания» на компьютере);
— автоматические проверка и исправление синтаксиса и орфографии;
— работа со шрифтами, совмещенная с логическим структурированием текста;
— окончательное оформление структурированного текста;
— создание таблиц в текстовом редакторе и работа с ними;
— последующее редактирование текста (вставка фрагментов, их перестановка, стилистические и иные исправления);
— сохранение созданных материалов, и, что особенно важно, создание четкой системы файлов, облегчающей их поиск и идентификацию.

Необходимо, чтобы школьники поняли: компьютер — не печатная машинка «с памятью»: он обладает принципиально иными возможностями создания, хранения, обработки и передачи информации.

Стадия В

Теперь можно продолжить работу с созданным на стадии «А» текстом, но уже на другом уровне. Здесь подключаются учащиеся, уже имеющие определенные навыки работы с текстовым редактором.

На стадии «В» текст реферата пополняется изобразительным рядом. Учащиеся овладевают следующими навыками:

— создание таблиц, построение диаграмм и графиков с помощью EXEL; конвертирование таблиц WORD в таблицы EXEL;
— вставка в текст файлов изображения;
— вставка в текст объектов WORDART;
— вставка в реферат звуковых эффектов и видеообъектов;
— сканирование;
— простейшие операции в Photoshop;
— преобразование сканированного текста в файл WORD с помощью программы Finereader;
— поиск материалов в Интернете, «скачивание» их и использование в дальнейшей работе;
—  применение электронной почты.

Стадия С

На этом этапе школьники вновь оформляют результаты своей работы, но уже не в текстовом редакторе. Например, завершающим этапом может стать оформление работы в технологии PowerPoint (со вставкой звука и анимации).

Для опытных пользователей и детей, увлекающихся программированием, более может быть рекомендована работа по созданию сайтов, анимации, сложные операции с различными графическими редакторами.

Командная работа

В проектной деятельности в одной творческой группе объединяются учащихся с разным уровнем компьютерной грамотности. Обязанности внутри группы распределяются так, чтобы в ходе работы каждый мог совершенствовать уже имеющиеся у него умения и освоить новые операции. Для выполнения индивидуальных заданий каждый должен несколько повысить свою квалификацию. Одни занимаются подбором и обработкой текстовой информации, другие — статистической, третьи — фото и видео, четвертые монтируют весь материал в единый комплекс.

В такой ситуации помимо компьютерных навыков формируются и развиваются способности к групповой работе, парное взаимодействие, начатки менеджмента, коммуникативные умения. Если в ходе работы над проектом применяется еще и иностранный язык, то использование компьютера способствует закреплению знаний по орфографии и грамматике.

В ходе командной проектной работы очень важно распределение ролей и обязанностей соответственно возможностям учащихся. Целесообразно иметь одного главного координатора проекта, а остальных разбить на минигруппы по творческим задачам. Каждая из таких групп должна иметь своего лидера и четко представлять круг обязанностей каждого своего члена.

Командная работа позволяет проявить себя ребятам с совершенно разными уровнями компьютерной грамотности: опытные пользователи выступают в качестве наставников. Окончательные результаты командной работы гораздо более значимы и репрезентативны, нежели индивидуальные достижения, что способствует росту положительной мотивации у всех ее участников.

На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.

Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения. Тогда к перечисленным формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:

  • урок-практикум;
  • урок-сочинение;
  • урок-диалог;
  • урок - деловая или ролевая игра;
  • комбинированный урок;
  • путешествие;
  • экспедиция и т.д.

Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.

Сначала ученики занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно-групповая форма обучения. Далее - выполнение творческих задач, а в конце урока - творческая деятельность.

Цель данного типа урока - выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

Задачи:

  • образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами :; углубить знание о:
  • воспитательные: показать роль:; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.
  • развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.

Конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Возможно, прибегать к индивидуализированной и индивидуализированно-групповой форме обучения.

Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учениками заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.

На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умений и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке ученики, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков.

На таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам.

Деятельность учителя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.

Тип урока: применение знаний на практике

Основные формы уроков данного типа:

  • ролевые и деловые игры;
  • практикумы;
  • уроки защиты проектов;
  • путешествие;
  • экспедиция и т.д.

Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке ученики, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого ученики включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.

Например, опираясь на материалы, полученные из экскурсий, ученики составляют схему внедрения севооборота на пришкольном участке. Изучая вопросы конкретной экономики, составляют планы мероприятий по увеличению объемов продукции комбината, промышленного предприятия, опираясь на экономические законы, составляют схему экономического развития районов БАМ и т.д. Здесь предоставляются широкие возможности для реализации принципа связи обучения с жизнью, интеграции различных сфер и предметных областей.

Цель данного типа урока - применение знаний на практике.

Задачи:

  • образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
  • воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.
  • развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.

На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, дети включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. У детей формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.

Тип урока: урок повторения,

систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.

Формы данного типа урока:

  • повторительно-обобщающий урок;
  • диспут;
  • игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
  • театрализованный урок (урок-суд);
  • урок-совершенствование;
  • заключительная конференция;
  • заключительная экскурсия;
  • урок-консультация;
  • урок-анализ контрольных работ;
  • обзорная лекция;
  • обзорная конференция;
  • урок-беседа.

Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.

Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.

Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце учебной четверти, года. К ним можно отнести итоговые уроки.

Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме :, обобщить материал как систему знаний.
  • воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
  • развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.

На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.

Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности школьников. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Учитель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.

Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.

Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений

Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.

Формы урока:

  • урок-зачет;
  • викторина;
  • конкурсы;
  • смотр знаний;
  • защита творческих работ, проектов;
  • творческий отчет;
  • контрольная работа;
  • собеседование.

Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.

Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы:, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
  • воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
  • развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).

В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. На структуре каждого из видов немного остановимся.

Урок устного контроля знаний.

Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний. Умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания.

Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой ученики взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.

Урок письменного контроля знаний.

Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.

Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетании. На одних уроках ученики выполняют единые задания индивидуально. Нередко учителя дают учащимся индивидуализированные задания на специальных карточках.

Уроки комплексного контроля знаний

строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всем классом. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе ученики могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу перед классом.

Дифференцированно-груповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы учитель определяет, как усвоен материал отдельными учениками. Может применяться и индивидуализированно-групповая форма, когда задание дается трем-пяти ученикам, а с основной частью класса учитель ведет фронтальную беседу и т.д.

В интегрированном обучении уроки контроля знаний, умений и навыков требуют особого сотрудничества учителей предметников по составлению интересных заданий, которые предусматривали бы тесную связь вопросов с окружающей жизнью, а ученики в результате видели бы целостность знаний, их комплексность и взаимосвязь при решении конкретных проблем в окружающем мире.

Тип урока: комбинированный урок

Комбинированный урок строится на совокупности логически не обусловленных звеньев учебного процесса. В этом его особенность. На этом уроке могут сочетаться контроль, формирование знаний, закрепление и совершенствование знаний, формирование умений и навыков, подведение результатов обучения, определение домашнего задания.

Комбинированные уроки сложно проводить в интегрированной форме, да и не нужно, т.к., как правило, на комбинированном уроке предусмотрен небольшой объем нового материала, много времени отводится на повторение, контроль. Интегрированное обучение подразумевает все-таки достаточно большой информационный блок на уроке или самостоятельную работу по решению какой-либо интегральной проблемы. Изучение материала небольшими блоками не ведет к формированию системы знаний, слабо развивает умение выделять главное, свертывать и развертывать знания. Процесс осознанного, глубокого усвоения материала замедляется. В данном случае, при интегрированном обучении такая структура уроков тормозит организацию продуктивной учебной деятельности учащихся.

Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.

Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Со времен Яна Амоса Коменского урок как форма обучения детей не мог не трансформироваться, он постоянно видоизменялся, отражая культурные и педагогические нормы своей эпохи. В этом смысле интегрированные уроки по истории – это попытка, используя новые методы, доступно, всесторонне и эмоционально рассказать о прошлом человечества. Они предоставляют и учителю, и ученику большие возможности для интеллектуального творчества и овладения сложным материалом. Э что особенно актуально в период к перехода к профильному образованию.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы организации и методики интегрированного обучения в культуросообразной школе

Основы организации и методики интегрированного обучения в культуросообразной школе  В современных условиях интенсивного расширения человеческих знаний об окружающем мире, ускоренного развития на...

Технология интегрированного обучения. Открытый урок по музыке. М.П. Мусоргский.Картинки с выставки

Интегрированный урок "Картинки с выставки" помогает учащимся понять связь между музыкой и изобразительным искусством, выделять изобразительность и выразительность в музыке, обогащает детей новыми знан...

СТАТЬЯ "ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ"

СТАТЬЯ "ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ" ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

"Технология интегрированного обучения как средство формирования культурологической компетенции обучающихся"

Методические рекомендации была представлены на муниципальном конкурсе "Инноватика в образовании" (сертификат лауреата) и на республиканской выставке "Школа - 2010". Конспекты уроков можно посмотреть...

Использование интегрированного обучения при обучении иностранным языкам

методическая работа по теме интегрированное обучение языкам в школе, цели, задачи, сущность, связь иностранного языка с другими предметами...

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация)....

Дифференцированное обучение детей со специальными образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (на примере географии)

В презентации представлен опыт использования уровневой дифференциации на уроках географии. Приведены примеры заданий разного уровня сложности, показано деление учащихся на типологические группы по уро...