Методическая система учителя
статья на тему

Кезина Елена Витальевна

Описание собственной методической системы учителем русского языка и литературы ГБОУ школа № 543 Кезиной Еленой Витальевной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_sistema_kezina.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Персонализация как инструмент развития личности школьника при обучении русскому языку и литературе.

Описание собственной методической системы

учителем русского языка и литературы ГБОУ школа № 543

Кезиной Елены Витальевны

        Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Это ведет к переходу от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом мотивированной сознательной учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок, используя разные формы и технологии. Все технологии строятся на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность и быть ее активным субъектом.

        Задача современной школы - научить ребят встречать вызовы жизни смело, не бояться трудностей, с улыбкой решать все проблемы и получать от этого преодоления удовольствие. Сегодня важно не просто научить детей правильно писать, а важно, чтобы они, став взрослыми, сохранили желание к самообразованию. Также необходимо не упускать из виду, чтобы в школе ученики понимали, что их жизнь, настроение, результаты зависят не от каких-то им неведомых причин, а от их отношения к жизни. Поэтому для меня важнее желание ребёнка решить проблемы, возникшие у него при выполнении задания, а не само выполненное задание, желание преодолеть появившиеся трудности, а не оправдание, почему не получилось сделать то или иное задание. Научить радоваться жизни, всему, что нас окружает – тоже важная задача учителя.

Поэтому миссия учителя -  воспитать настоящего человека, достойного гражданина своей родины, научить ребёнка двигаться по жизни, применяя на практике знания, полученные от нас, сделать мир чуточку добрее и убедить ребёнка в том, что мир прекрасен, показать маленькому человеку, как можно быть счастливым.

Таким образом, главным принципом в моей учительской практике стала персонализация как одна из составляющих частей личностно-ориентированного обучения.

В своей работе я опираюсь на следующие определения персонализации, их считаю наиболее приемлемыми в учебно-воспитательном процессе.

Персонализация – это:

1)процесс проявления индивида как личности в результатах своей деятельности,

 разнообразное проявление ее индивидуальности.

2) стремление индивида духовно, нравственно воздействовать на других людей, прививать им при помощи той или иной своей привлекательности свое мировосприятие, мировоззрение, быть для них авторитетом, значимым другим. Персонализация как стремление, желание может иметь положительную и отрицательную направленность и соответствующие результаты.

Любая знаменитая личность прошлого или настоящего являет собой пример персонализации.

3) создание в процессе воспитания и обучения специальных условий, обеспечивающих самореализацию каждой личности через ее влияние на жизнедеятельность других людей. Это возможно посредством привнесения в педагогический процесс личного опыта, убеждений, воли, отношений, творчества, способных оказать воздействие на взгляды, мысли, чувства и поступки других участников этого педагогического процесса. Персонализация воспитания и обучения – это не просто определение ролевых позиций каждого учащегося, а личное присутствие «живого человека» с его страстями, желаниями, переживаниями, способными корректировать, обогащать, изменять чувства, сознание, поступки других людей. Через персонализацию возникают социально значимые деяния, взаимообучение, в той или иной степени преобразование жизни каждого учащегося. Ученик при этом становится субъектом познания, а весь процесс воспитания и обучения превращается в личностно ориентированный. Персонализация личности при этом определяется степенью влияния на своих друзей-учащихся.

Из этих определений становится понятно, что каждый из нас так или иначе оказывает воздействие на тех, кто находится рядом, любое соприкосновение с личностью, в том числе и виртуальное, оставляет след в другой личности. Следовательно, задача педагога – сделать этот процесс направленным на формирование определённых умений и навыков, ключевых компетентностей: социальной – умения эффективно взаимодействовать с остальными людьми; коммуникативной – умения поддерживать диалог и способность правильно донести информацию, которую поймут собеседники; предметной – умения проводить анализ и выполнять действия с позиции отдельных сфер общественной жизни; автономизационной – стремления к постоянному образованию, развитию, самоопределению, личному совершенствованию, умение быть конкурентноспособным; информационной – умения воспринимать большие объемы разной информации и пользоваться информационными технологиями; продуктивной – способность работать и зарабатывать, умение организовать собственное дело, принимать важные решения и быть ответственными за них; общекультурной – умение и готовность жить и придерживаться моральных законов.

        В моей учительской практике это сложилось в следующую систему.

Индивидуальный подход к обучению. Каждый из учеников – это личность со своим характером, своими особенностями. Поэтому невозможно добиться успеха, если не создавать условия, учитывающие особенности каждого ученика. Знакомясь с новыми учениками, я всегда стараюсь понять, что им больше нравится, чем они занимаются, кроме учебы, какие формы работы являются предпочтительными для них. Затем предлагаю разные варианты сотрудничества. Для одних учеников оптимальным может стать посещение консультаций по предметам, а для других погружение в предмет. Я предлагаю ребятам и выполнение различных проектов, и участие в олимпиадах разного уровня, всячески поддерживаю их интерес к чтению, советую, чем они могли бы заняться. Например, когда 4 года назад я взяла нынешний 10 класс, 2 человека сразу заявили о своей заинтересованности в изучении литературы. Один из этих учеников очень много читает, любит размышлять над прочитанным, пробует сам писать стихи. Но раскрылся он только после того, как решил принять участие в конкурсе чтецов «Дети читают классику детям». В результате совместной работы Фёдор Сухин 2 года подряд был победителем этого конкурса, победителем и призёром других конкурсов чтецов. Другая ученица оказалась заинтересованной участием в олимпиадах и исследовательской работе. Результат – дважды призёр районного тура олимпиады по литературе, диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодёжи «Национальное достояние России».

        Успехи данных учеников, их вдумчивое отношение к предмету позволили мне начать работу над «Литературной гостиной», постоянными участниками которой стали не только ученики этого класса, но и других классов.

        Первостепенное внимание – личности.  Осознавая большое влияние того, что воспринимают ученики на уроках литературы, с чем они сталкиваются, выполняя домашние задания, на формирование их характеров, я считаю очень важным уделять внимание именно личности: личности писателя, героя литературного произведения. Не представляю себе, как можно изучать то или иное произведение, не знакомя детей с тем, кто это произведение написал. Поэтому вводные уроки перед изучением литературного материала стали для меня одним из инструментов персонализации. Мною разработаны уроки, посвящённые Маяковскому, Толстому, Тургеневу, Горькому и другим писателям. На этих уроках ученики знакомятся с самыми разнообразными материалами: узнают биографические данные, читают отрывки из дневников писателей, знакомятся с воспоминаниями современников. Часто материал для этих уроков ученики готовят сами, выполняя проектное задание. Такой подход позволяет непосредственно соприкоснуться с личностью писателя, увидеть за сухими цифрами и словами именно человека, сложного, порой противоречивого. Это не может не оставить след в душе другого человека. Нередко именно после этой работы ученики меняли своё мнение о писателе и начинали читать его произведения. Итогом работы на уроке по такой теме становились сочинения, сборники статей, написанных учениками.

        Особое внимание на уроках литературы при изучении произведений я отвожу именно работе над основными образами этого произведения. Вдумчивое чтение, анализ эпизодов, характеристика героев позволяют ученикам лучше понять авторский замысел, но в то же время сделать героя как бы зримым для себя. Здесь я использую самые разнообразные приёмы и методики. Например, метод проектов. Изучая поэму Гоголя «Мёртвые души», ученики делятся на группы и составляют досье на помещиков, изображённых в этом произведении. При изучении романа Пушкина «Евгений Онегин», я вкратце знакомлю учеников с атмосферой того времени, а после даю задание для проекта «Альбом барышни 19 века». Конечно, выполняют такое задание девочки. Также хорошо работают методы развития критического мышления, например, метод «Шести шляп». Анализируя центральные образы комедии Грибоедова «Горе от ума», я даю возможность оценить ум Чацкого, Фамусова, Молчалина, Софьи с разных позиций. Такой подход позволяет увидеть сложность человеческих взаимоотношений, оценить разные варианты действий героев, сделать для себя какие-то выводы. Как правило, ученики всегда отмечают и положительные, и отрицательные моменты в одних и тех же поступках героев.

        Использование активных форм обучения. Наиболее действенными методами развития личных качеств учеников я считаю метод проектов, «Дебаты» и коллективные способы обучения. Именно в такой деятельности приходится сталкиваться ученикам друг с другом и приобретать ценный опыт и знания. Эти методы позволяют развить не только информационную компетентность, но прежде всего коммуникационные и регулятивные навыки, ведь обучающимся для достижения результата необходимо договариваться друг с другом, уступать в чём-то или, наоборот, отстаивать свою точку зрения.  Таким образом, личность одного напрямую воздействует на личность другого. Планируя работу, я всегда предусматриваю различные виды и формы проектов. Проекты выполняют ученики и группой, и индивидуально, работают над ними разное количество времени, в группы объединяются и по желанию, и по моему распределению. Например, шестиклассники готовят сборники стихотворений любимых поэтов о родине и родной природе, в 7 классе ученики работают над проектом «Слово о словах». Конечный продукт проекта бывает разный. Ученики создают сборники стихотворений, статей, презентации, представления, стенгазеты, выступают с докладами на научно-практических конференциях, проводят игры, конкурсы.

Проекты могут отличаться по времени, затраченному на их реализацию. Есть краткосрочные (на них тратится от 2 до 6 часов), среднесрочные (на 12-15 часов), и долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и обработки. Исходя из этой классификации, мы можем сделать вывод, что метод проектов даёт гораздо более широкие возможности, нежели просто проведение урока.

Среди долгосрочных проектов особо хочу отметить проект «Арго», который реализовывался мною вместе с учениками 6 классов и их родителями, и «Гостиную искусств», над которой я работаю сейчас. Проект «Арго» предполагал изучение культуры Древней Греции, знакомство с мифами и легендами, подготовку исследовательских работ с данной тематикой. Ученики приняли участие в заочной викторине, конкурсе легенд, которые придумали сами, стали участниками интерактивных лекций по древнегреческому искусству, праздника «Золотое руно», где продемонстрировали полученные знания. Были подготовлены работы, с которыми обучающиеся выступили на научно-практических конференциях. Такой проект по времени занимает не один месяц и даже не одну четверть. Его реализация продолжалась в течение целого учебного года.

«Гостиная искусств» - ещё один творческий проект. Сначала вместе с учениками мы назвали его «Литературная гостиная», но буквально сразу из литературной гостиная превратилась в гостиную искусств, потому что мы знакомимся не только с литературными произведениями, не только с писателями и поэтами (первая наша встреча была посвящена любимым авторам), но и с музыкальными и кинематографическими шедеврами, с композиторами, актерами и режиссёрами. Так одно из заседаний нашей гостиной было посвящено рок-опере А. Рыбникова «Юнона и Авось», а другое – культовому фильму «Офицеры». Знакомство с авторами произведений и их творениями проходит в живой непринуждённой обстановке, а результат выражен и в полученных положительных эмоциях, и в творческих работах, подобно коллажу В. Мануйлович по следам нашего знакомства с «Юноной и Авось». Данный проект стал результатом настоящего сотворчества с учениками, свидетельство тому – обилие тем, которые предложили сами ученики.

Также успешное развитие личности происходит при использовании коллективных форм обучения. Коллективная форма обучения – это работа учащихся в парах сменного состава, при которой каждый ученик по очереди занимается (обучает и учится) с каждым членом коллектива, являясь то его учеником, обучаемым, то его учителем, т.е. обучающим коллектив, т.е. все обучают каждого и каждый обучает всех. В результате у учащихся вырабатываются навыки социального и делового общения, происходит усвоение изучаемого материала, формируются педагогические умения и навыки. Обучение в парах сменного состава значительно обогащает каждого участника.

Применение КСО я начинаю с работы в парах постоянного и сменного состава. Но взаимодействие двух учащихся за одной партой не всегда дает положительные результаты в работе. Целесообразно объединять учеников, обладающих разными учебными возможностями. При этом один из них должен отличаться ответственным отношением к учению. Совместная работа двух учащихся с низкими учебными возможностями не дает положительного результата. В большинстве случаев малоэффективно взаимодействие учеников с низкими и средними учебными возможностями, тогда как сотрудничество ученика с высокими учебными возможностями с учащимся, обладающим низкими возможностями, всегда повышает эффективность учебной работы обоих.

Принцип работы в паре основан на временной передаче учащимся функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контрольных. Пары могут быть постоянного и переменного состава.        

Отбор материала для парных занятий зависит от задач обучения и содержания изучаемой темы. Полезна парная форма   на уроках усвоения новых знаний, формирования умений и навыков, коррекции и контроля.

 Работа в паре постоянного или сменного состава позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, ведению диалогов. В конце блока учащиеся сдают зачет, который имеет теоретическую и практическую часть.

При коллективной форме обучения изложение материала учителем теряет прежнее значение. Учащийся изучает материал, работая в постоянной паре или в парах сменного состава.

Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Посредством сочетания различных организационных форм коллективные способы обучения обеспечивают успешность учения каждому ученику и за счёт того, что в любой момент можно пройти пропущенную, например, по болезни тему, и за счёт того, что есть возможность прочной наработки учебного навыка. Хорошо зарекомендовали себя эти методы при подготовке учащихся к итоговой аттестации, т.к. позволяют наработать устойчивый навык выполнения тестовых заданий. Также этот способ позволяет создать условия для формирования работоспособных коллективов учеников, в которых будет царить благоприятная атмосфера для решения любого рода задач.

Итак, персонализация начинается с ученика, связана с его интересами, пристрастиями и стремлениями. Ученики принимают активное участие в планировании своего обучения, на уроке могут быть разные цели для разных учеников, а преподаватели развивают способность воспитывать независимых учеников, которые ставят перед собой цели, отслеживают успехи и думают об обучении.

Эффективность использования перечисленных технологий подтверждают достижения учеников.

Скляр Мария – Диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе достижений талантливой молодежи «НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ РОССИИ - 2016», призёр (2014, 2015) районной олимпиады по литературе

Изумрудова Валерия – победитель  (2014) олимпиады «Русский язык и его истоки».

Мануйлович Валерия – призёр (2014) районной олимпиады по русскому языку, призёр (2016) районной олимпиады по литературе, диплом 2 степени  (2016) на конференции «КИТ. Космос. Интеллект. Творчество»

Сухин Фёдор – победитель (2014, 2015) городского конкурса чтецов «Дети читают классику детям», призёр районных конкурсов чтецов.

Семёнова Дарья  - 2 место  (2015) на районном этапе конкурса чтецов «Дети читают классику детям», диплом 3 степени (2016) на конференции «КИТ. Космос. Интеллект. Творчество».

Давтян Моника – победитель (2016) районного конкурса чтецов.

Резуьтаты ЕГЭ по русскому языку: 2014г. – средний балл 63, 2016г. – средний балл 71,2; по литературе: 2014г. – средний балл 57, 2016г. – средний балл 67,5.

Результаты ОГЭ по русскому языку: качество знаний 2014г – 60%, 2016г – 65%.

Таким образом, представленная система работы позволяет создать условия для формирования успешной личности. К образовательным результатам применения этой системы отношу следующие:

  • Умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знания;
  • Умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • Умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • Умение решать проблемы;
  • Умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
  • Умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
  • Умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
  • Способность самостоятельно заниматься своим обучением;
  • Способность брать на себя ответственность;
  • Способность участвовать в совместном принятии решения;
  • Способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
  • Умение сотрудничать и работать в группе и др.

Своим опытом я делюсь с коллегами: даю открытые уроки, провожу мастер-классы, выступаю на семинарах. Среди моих коллег есть учителя, использующие элементы моей методической системы: Уткина К.Н. (школа № 543), Богданова Н.В. (школа № 543), Андреева С.Ю. (школа № 543), Захарченко С.П (школа № 220 г.Заречного Пензенской обл.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1

В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя русского языка и литературы И.А.Фисун

Представление методической системы учителя русского языка и литературы. Цель профессиональной деятельности-создание методической системы, которая средствами русского языка и литературы будет содейство...

Методическая система учителя географии ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин Смирновой Раисы Владимировны

Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования....

Методическая система учителя, апробированная в профессиональном сообществе

   Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активиза...

Методическая система учителя

Методическая система Учителя русского языка и литературыМКОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа №2 Омского муниципального района, Омской области»Погребняк Натальи Борисовны«Формирован...