Ролевая дискуссия "Перевернутое занятие в системе дополнительного образования: инновационная форма обучения или псевдоноваторский прием?"
методическая разработка по теме

Алексеева Людмила Владимировна

Какие инновационные формы и методы организации занятия в системе дополнительного образования позволят разговаривать с современными обучающимися на языке гаджитов? Ответом на этот  вопрос может стать применение в практике метода «Перевёрнутое занятие», по которому обучающиеся с новым материалом знакомятся самостоятельно дома в режиме онлайн, а на уроке отрабатывают полученные знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perevernutoe_zanyatie.pptx1.94 МБ
Файл perevernoutoe_zanyatie.docx327.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

«Чему учить» = «как учить»: насколько образование учитывает требования будущего ? • Мы не можем научить людей быть творческими, давая им стандартные упражнения; • Мы не можем научить людей сотрудничать и работать в команде, если в течение всей учебы они выступают как одиночки, которые соревнуются друг с другом; • Мы не можем сформировать у людей способность непрерывно учиться, если мы с первых дней учебы лишаем их самостоятельности в выборе своей траектории развития, и если мы ругаем и наказываем их за ошибки; • Мы не можем научить людей сопереживанию и не сформируем их эмоциональный интеллект, если эмоциональная сфера исключена из образования, а процесс обучения фокусируется только на когнитивных способностях; • Мы не можем научить людей грамотно обращаться с новой информационной средой и информационными технологиями, если мы убираем их из учебного процесса и школьной среды; • Мы не можем научить людей быть осознанными, если мы сами не являемся осознанными.

Слайд 4

«Перевернутое занятие»: инновационная форма обучения или псевдоноваторский приём?

Слайд 7

Аарон Самс и Джонатан Бергманн

Слайд 8

Факторы, способствующие перевороту занятия: пассивность обучащихся ; роль педагога ; наличие технологий и средств ИКТ; качества и умения 21 века.

Слайд 9

Ключевые н авыки 21 века: творческий подход и новаторство; критическое мышление и способность решать проблемы; коммуникабельность и сотрудничество; информационная грамотность; грамотность в ИКТ; гибкость и способность к адаптации; инициативность и самостоятельность; продуктивность и вовлеченность; лидерство и ответственность.

Слайд 13

Преимущества метода «Перевёрнутое занятие»: индивидуальный подход; вовлеченность детей; навыки для взрослой жизни; обучение вне кабинета; заинтересованные обучающиеся работают друг с другом, а образовательный процесс организуется с учетом потребностей обучающихся; увеличивается время на индивидуальное обучение; общение обучающегося и педагога выходит на новый качественный и количественный уровень; хорошо успевающие ребята могут углублять свои знания, а отстающие получают гораздо больше возможностей наверстать упущенное; родители гораздо глубже вовлечены в образовательный процесс; обучающиеся получают в качестве домашнего задания учебное видео или адрес электронного образовательного ресурса для изучения нового материала к следующему занятию. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотреть несколько раз сложные теоретические блоки; п едагог один раз готовит собственный учебный видеоурок или имеет электронные ресурсы авторитетных коллег; Педагог на занятии качественно организует учебную деятельность обучающихся по проработке изученного материала.

Слайд 14

Традиционный подход «Перевернутое занятие» Обучающийся Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”. Вовлеченность обучающихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение. Педагог Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний обучающихся . Конструирование учебной ситуации, формирование у обучающихся ответственности за обучение, доверительное отношение. ИКТ Использование технологий и веб-инструментов в обучении. Изменение методов и форм работы посредством ИКТ. Методы Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от педагога к ребёнку. Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход. Построение занятия На занятиях обучающиеся слушают объяснения педагога. Приходя домой после ЦДТ выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку. Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а на занятии решение проблем домашней работы.



Предварительный просмотр:

МАУДО г.Нижневартовска

«Центр детского творчества»,

методист Алексеева Л.В.

    Какие инновационные формы и методы организации занятия в системе дополнительного образования позволят разговаривать с современными обучающимися на языке гаджитов? Ответом на этот  вопрос может стать применение в практике метода «Перевёрнутое занятие», по которому обучающиеся с новым материалом знакомятся самостоятельно дома в режиме онлайн, а на уроке отрабатывают полученные знания.

Ролевая дискуссия

Тема: Перевернутое занятие в системе дополнительного образования: инновационная форма обучения или псевдоноваторский прием

Цель: познакомить с технологией обучения «перевёрнутое занятие» как средством повышения качества образования.

Задачи:

-   организация пространства для профессионального общения по проблеме;

- рефлексия деятельности слушателей и мастера в процессе собственной практики.

Оборудование: маркеры, листы А3, мультимедийная презентация, оценочные листы, памятки по организации занятия посредством метода «перевёрнутое занятие», мяч.

Ход проведения

– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Наш диалог сегодня я хотела бы начать с юмористической ноты.

 «На первом занятии в 1-м классе учительница выдала Вовочке букварь, тетрадки, кассу с буквами, счетные палочки и карандаши. Тот осмотрел все это хозяйство, вспомнил об оставленных дома компьютере с айпадом и горько вздохнул: «Предки, как всегда, кинули! Обещали 1-й класс, а запихнули в эконом» (статья Кондакова М.А «Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности» из журнала «Вестник образования»).

        Слайд 1. Мы с вами живем в век глобальной технической революции. В Послании к Федеральному собранию 4 декабря 2014 года президент России обозначил Национальную технологическую инициативу (НТИ) как один из приоритетов государственной политики. НТИ – это долгосрочная программа направленная на обеспечение лидерства российских компаний в ближайшие 15–20 лет.

        Новый вектор модернизации педагогического образования задают и принятый Профстандарт педагога и Концепция развития дополнительного образования. Её существенным аспектом на современном этапе является «направленность на корректировку традиционных методов, средств и технологий организации личностно-профессионального становления будущего учителя, а также на создание инновационного программного и методического обеспечения образовательного процесса».

        Слайд 2. Современная модель образования принципиально несостоятельна: она формирует «навыки прошлого», а не «навыки будущего», и готовит обучающихся к реальности, которой уже не будет! Необходимо пересмотреть образовательные подходы, процессы и форматы для того, чтобы дать обучающимся возможность формировать навыки, необходимые для профессионального, общественного и личного успеха в 21 веке.

Нынешние дети (поколение Z) – люди сетевого века. Переломным моментом в технологиях стало появление личных мобильных образовательных устройств у ребенка – айпадов, смартфонов, электронных книг. Учить детей стало сложно.

- Как разрешить проблему? Сегодня я предлагаю вам познакомиться с моделью образовательного процесса под названием “перевернутое занятие”. Слайд 3. 

III.   Диагностика участников мастер-класса

- Что вы можете сказать об этом методе: не слышали/ слышали, но не владеете/имеете теоретические знания/ используете в практической деятельности и можете поделиться опытом использования. 30 секунд подумайте, а затем подойдите к доске, возьмите смайлики определенного цвета и поместите на доске в нужном месте.

Участники подходят к доске, прикрепляют стикеры и садятся за парты. Я тоже прикрепляю свой стикер:

  • Использую и могу поделиться опытом – зеленый
  • Имею теоретические знания – синий
  • Слышал, но не владею – оранжевый
  • Не слышал – желтый

- На данный момент я владею теоретические знания по теме. Сегодня я предлагаю вам вместе со мной разобраться в особенностях этого вида занятий и выяснить: имеет ли он право на существование в системе дополнительного образования? Если да, то каким образом его можно было бы реализовать на практике? А если нет, то почему?

IV.   Основная часть

1. История возникновения метода «Перевёрнутый урок»

-   Посмотрите внимательно на портрет этого молодого человека. (Слайд 4) Его зовут Салман Хан. И он  самый известный учитель в мире.(Слайд 5) Между тем, мало кто представляет себе, как он выглядит, и практически никто из десятков миллионов его учеников не встречал Хана в реальной жизни.

        Хан родился в США, хотя его отец — выходец из Бангладеш, а мать — из Индии.  Все изменилось, когда Хан вызвался помочь своей племяннице с математикой. Правда, возникла сложность: Хан в тот момент находился в Бостоне, а его племянница жила в Новом Орлеане. Чтобы объяснить девочке математику, Хан по совету знакомых стал использовать YouTube, размещая на сервисе микролекции и сопровождая их закадровым комментарием. Результат поразил Хана. Вскоре он стал получать десятки, а затем сотни и тысячи писем от родителей школьников. Авторы посланий благодарили его за внятное объяснение элементарной математики, которую они благополучно забыли со школьных времен и были не в состоянии объяснить своим детям.

        Хан настолько увлекся своей Академией, что уволился с работы и все свое время проводил в кладовке, где записывал ролики. Правда, жить ему при этом пришлось на заработки жены — благодарственные отзывы по-прежнему поступали во множестве, но денег они не приносили. Теперь академию Хана спонсирует  Билл Гейтс - одни из самых богатых людей мира.

        Идею этой модели обучения подхватили учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн. (Слайд 6).Они записывали и выкладывали в сеть лекции и обучающее видео для учащихся старших классов. Эти материалы были чрезвычайно популярны среди учеников и стали примером для учителей во всем мире. Самс и Бергманн выпустили книгу под названием «Перевернуть занятие, или как достучаться до каждого ученика на уроке», которая на сегодняшний день стала основным руководством для учителей, отважившихся на такой эксперимент.

              Вот что пишет Бергманн в своем блоге:

            "Если признаться, уроки мы решили записывать на видео исключительно из эгоистических побуждений. Слишком много времени уходило на повторное объяснение материала ученикам, пропустившим занятия, и в таких ситуациях записанные материалы стали нашим главным оружием. Помимо того, ученикам нравилось смотреть видеоуроки. Все, кто пропустил объяснения, могли наверстать упущенное в любое удобное время. А потом оказалось, что видеоматериалы пересматривают и те, кто присутствовал на уроке. Некоторые используют такие материалы при подготовке к экзаменам и контрольным. Мы выкладывали ссылки на записи, и учителя по всей стране брали их на заметку. В общем, мы были очень горды, что по всей стране стали обращать внимание на то, что мы сделали в нашем маленьком городе".

2. Предпосылки для перевёрнутого обучения

-    Задумаемся: а зачем педагогу переворачивать обучение? Что им движет? Любопытство? Эксперимент? Или мотивирующим фактором является наличие проблем, с которым он сталкивается в ежедневной работе с детьми? Перевороту обучения способствовали не только те проблемы, которые вы обозначили,  но и следующие факторы: (слайд 7)

  • пассивность обучащихся;
  • роль педагога;

Сегодня роль педагога, по-прежнему, занимает ведущую, руководящую позицию в учебной ситуации, и заключается, в основном, в передаче информации, контроле знаний и в удержании дисциплины на занятии. В новой парадигме образования педагог становится наставником. Разница в том, что учитель говорит что, как и в каком порядке делать, лишая возможности выбора. В то время как наставник показывает, как надо, без жесткой проверки «правильности» сделанной работы.

        Стоит отметить, что грань между учителем и учеником постепенно стирается: 18-летний изобретатель, готовый поделится опытом со старшими, сейчас далеко не редкость. В долгосрочной перспективе будет стираться грань и между возрастами.

  • наличие технологий и средств ИКТ (множество цифровых средств и веб-инструментов открыто "указывает" на необходимость изменения сложившийся веками учебной ситуации. Что сделает современный ученик, узнав, что требуется переписать информацию, записанную на доске или слайде? Cфотографирует или попросит опубликовать эту презентацию в интернете!);
  • качества и умения 21 века. (Слайд 8). По прогнозам специалистов главными критериями компетентности к 2035 году станут мультидисциплинарность и творческое мышление. Именно поэтому наша главная задача сегодня – это создание среды, позволяющей талантам реализовать весь свой потенциал.

3. Суть метода «Перевернутого урок» (слайд 9)

        Это разновидность смешанного обучения, при которой педагог предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала (слайд 10).

        Для перевернутого обучения характерно использование звуковых, видео файлов, чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков; прохождение тестов на начальное усвоение темы, видеорепортажи "с места событий", отрывки из телепередач, интервью, слайд-шоу, интерактивный материал – выбор учителя разнообразен. Педагог рассылает учебные материалы по подписке через интернет. Обучающиеся могут скачивать их на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, или слушать лекции в режиме онлайн.

        Работа в классе/кабинете посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у обучающихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также под наблюдением педагога обучающиеся решают практические задачи в группах, выполняют исследовательские задания (слайд 11). После занятия в классе дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.

4. Практикум

 - Предлагаю вам разделиться на 2 группы: «За» внедрение инновационной формы и «Против» (псевдоноваторский прием). Давайте порассуждаем можно ли применить эту форму в системе дополнительного образования? Если да, то каким образом? На каких типах и этапах занятия?

В течение 5 минут посовещайтесь и докажите, что эта форма может или не может быть применена в системе дополнительного образования.

Преимущества «Перевернутого занятия»

Обучающиеся

Педагог

Качественный эл. Ресурс для изучения

Выступает в роли координатора, наставника

Повышение мотивации к обучению

Индивидуальный подход в обучении

Повышение увлеченности работы на занятии

Новые формы организации образовательной деятельности

Работают в своем темпе

Дети активно работают над заданием

Материалы занятия доступны всем, в любое время

Легкий способ диагностики качества знаний

Понимание важности командной работы

Возможность вовлечения родителей в уч. процесс

Обучение вне аудитории в удобное время

Повышение ответственности за свое обучение

Помогают друг другу в обучении

Критически оценивать источники информации

Недостатки «Перевернутого занятия»

Обучающиеся

Педагог

Больше времени проводить перед компьютером

Большая первичная нагрузка

Не равные возможности доступа в Интернет

Нужно хорошо владеть ИКТ технологиями

Трудно привыкнуть к такому построению занятия

Нужно владеть технологиями групповой работы

Находить и критически оценивать источники информации

Иметь группу поддержки в своем ОУ

Домашнее задание – обязательная часть занятия

Объяснять родителям достоинства методики

Затем мы сравним аргументы групп. Выступление группы. Защита своей точки зрения.

Недостатки

Преимущества

 (Участники метод. учёбы работают в группах. У каждой группы незаполненная таблица,  которую они должны заполнить. Каждая группа представляет свою работу.)

4. Преимущества метода «Перевернутый урок»

- Сейчас вы на слайде 12 можете видеть преимущества метода «Перевёрнутый урок»:

  • индивидуальный подход;
  • вовлеченность детей;
  • навыки для взрослой жизни;
  • обучение вне класса;
  • заинтересованные обучающиеся работают друг с другом, а образовательный процесс организуется с учетом потребностей обучающихся;
  • увеличивается время на индивидуальное обучение;
  • общение обучающегося и педагога выходит на новый качественный и количественный уровень;
  • хорошо успевающие ребята могут углублять свои знания, а отстающие получают гораздо больше возможностей наверстать упущенное;
  • родители гораздо глубже вовлечены в образовательный процесс;
  • учащиеся получают в качестве домашнего задания учебное видео или адрес электронного образовательного ресурса для изучения нового материала к следующему уроку. Это можно сделать в любое удобное время, в удобном месте, просмотреть несколько раз сложные теоретические блоки;
  • учитель один раз готовит собственный учебный видеоурок или имеет электронные ресурсы авторитетных коллег;
  • учитель на уроке качественно организует учебную деятельность учащихся по проработке изученного материала.

V.    Практика использования

-  Как мог бы выглядеть алгоритм  внедрения этой формы занятия?

1. На первом родительском собрании познакомить родителей с теоретическими основами метода «перевёрнутый урок». Узнать, у всех есть ли электронная почта.

2. В  календарно-тематическом планировании посмотреть тему нового занятия.

3. Затем, используя интернет-ресурсы, подготовить видео для ребят (либо самостоятельно, либо коллег).

4. Внимательно просматриваем видео-занятие, продумываем вопросы, которые помогут нам проверить, насколько внимательно дети смотрели видео, уловили суть ролика.

5. На электронную почту детям приходит письмо, в котором дана ссылка на учебное видео. Каждый учебный ролик обязательно сопровождается заданием:

- ответить на вопросы;

- составить памятку;

- нарисовать рисунок;

- сделать коллаж;

- создать книжку – малышку и др.

6. Задания по теме дети получают за неделю до занятия, чтобы у них была возможность подготовиться. На занятие идет проверка и отработка учебного материала.

VI. Подведение итогов мастер-класса. Рефлексия

- Уважаемые коллеги, подведём итог нашей работы. Посмотрите на слайд.

Традиционный подход        

"Перевернутый" подход

Обучающийся

Пассивность, отсутствие инициативы и желания в самостоятельной учебной деятельности. Работа по схеме “послушай, запомни, воспроизведи”.

Вовлеченность учащихся в учебный процесс. Ответственность за свое обучение. Взаимодействие со всеми участниками учебного процесса. Осмысленное обучение.

Педагог

Передача знаний, удержание дисциплины и порядка в классе, контроль знаний учащихся.

Конструирование учебной ситуации, формирование у учащихся ответственности за обучение, доверительное отношение.

ИКТ        

Использование технологий и веб-инструментов в обучении.        

Изменение методов и форм работы посредством ИКТ.

Методы        

Пассивные методы подачи учебного материала, при котором информация идет от учителя к ребёнку.

Активные и интерактивные методы обучения. Личностно-ориентированный подход.

Построение урока        

В учебном классе классе учащиеся слушают объяснения учителя. Приходя домой после школы выполняют домашнее задание, зачастую неудачно и без возможности спросить, получить подсказку.        

Дома просмотр видео с объяснениями по новой теме, а в классе решение проблем домашней работы.

Скажите, за какую систему вы отдали бы свой голос? (ответы коллег)

Резюме. «Перевернутое занятие» можно использовать в дополнительном образовании на этапе введения в образовательную программу, а также при объяснении нового материала. Так, ребята могут самостоятельно изучить теоретические, исторические особенности того или иного периода/стиля живописи, познакомится с выдающимися деятелями искусства, создававшими свои полотна согласна их требованиям. Также этот метод поможет при дистанционной работе с детьми имеющими ограниченные особенности здоровья.

- В качестве рефлексии предлагаю вам заполнить данный оценочный лист по 5-бальной системе. (Приложение 3.)

Оценочный лист

№п/п

Критерии

Оценка

1.

Знаю метод “перевёрнутое занятие”

2.

Знаю сущность этого метода

4.

Попробую применить в своей практике

5.

Считаю метод бесперспективным

- Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, кто-то из вас набрал 15 баллов? (Ответы. Аплодисменты.)

- В начале нашей встречи смайликами вы определили свои знания по теме. (Мастер обращает внимание на слайд со слайдами.) Можете ли вы сейчас изменить их месторасположение? (Возможно, некоторые участники откликнутся на просьбу мастера и подойдут к доске, чтобы прикрепить смайлик к другому высказыванию. Мастер их благодарит.)

-Благодарю вас за внимание. Примите памятки, которые вам помогут в организации и проведении занятия посредством метода «перевёрнутый урок». (Приложение 5.) Стоит ли этим заниматься? Подходит ли эта модель для вас, решать только вам. Но можно с уверенностью сказать: попробовать «перевернуть» занятие стоит каждому.

ПАМЯТКА

  1. Провести родительское собрание, на котором педагог знакомит с сущностью метода «Перевёрнутое занятие».
  2. Узнать адреса электронной почты  обучающихся.
  3. За неделю до занятия  отправить обучюащимся на электронную учебное видео, которое обязательно сопровождается заданием.
  4. Задания могут быть следующими:

 - ответить на вопросы;

- составить памятку;

- нарисовать рисунок;

- сделать коллаж;

- создать книжку – малышку;

- рассказать о том, чего нет в учебнике.

  1.  Ролик к занятию может снимать сам педагог или можно воспользоваться  готовым видео авторитетных коллег.
  2. В начале занятия выяснить, с какими трудностями встретились обучающиеся при просмотре видео и выполнении заданий.
  3.  На занятии идет отработка материала через организацию индивидуальной, парной, групповой форм работы.

Литература

  1. Луцевич Л.В. Смешанное обучение - тренд дидактической парадигмы SMART-образования/Л.В. Луцевич // Народная асвета.- 2015.- № ;.- с. 33-39
  2. Топ-10 правил при переводе класса на новую методику - перевёрнутое обучение [Электроннный ресурс] / - Режим доступа: http://www.ed-today.ru 
  3. Колокольникова З.У., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Коршунова В.В., Фархутдинова Т.Г. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23811  (дата обращения: 09.04.2018).
  4. Лукша П. В ожидании «девятого вала»: компетенции и модели образования для 21 века. М., 2015 г. https://vbudushee.ru/files/Компетенции%20и%20модели%20для%20образования%2021%20века.pdf 
  5. Национальная технологическая инициатива. http://www.nti2035.ru/nti/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка занятия в системе дополнительного образования "Поделки в технике Оригами"

занятие кружка в пришкольном лагере в каникулярное время - поделки в технике "Оригами"....

"Бумажный букет"-открытое занятие в системе дополнительного образования.

Конспект занятия по изготовлению цветов из бумаги "Бумажный букет"....

Путешествие в прошлое Земли. Итоговое занятие в системе дополнительного образования детей творческого объединения "Игровая экология"

Данная методическая разработка итогового занятия расчитана на 2 академических часа. Занятие может проводится в режиме годового обощения материала и (или) итогового контроля.Путешествие в про...

Методические рекомендации по планированию, анализу и самоанализу занятий в системе дополнительного образования

Методические рекомендации представляют собой методическое руководство, цель разработки которого состоит в повышении эффективности деятельности педагога дополнительного образования по планированию и пр...

Современное учебное занятие в системе дополнительного образования детей/

В данном документе представлена  схема написания конспекта учебного занятия в системе дополнительного образования с подробной расшифровкой каждого пункта. Разработка может быть рекомендована педа...

Выступление на Окружном семинаре "Инновационные подходы к организации учебного занятия в системе дополнительного образования"

В выступлении внимание уделяется ведущей тенденциии становления педагога дополнительного образования - включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительн...