Использование игр в профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений
статья (8 класс) на тему

Френкель Мария Владимировна

Статья посвящена значению игры в рамках профориентации учащихся. Основной задачей школы была и остается социализация ребенка, т.е. помощь в усвоении социального опыта и овладении им. На наш взгляд, наиболее эффективным средством социализации является игра. Именно она позволяет реализовать задатки и способности – лидерский и интеллектуальный потенциал, организаторские умения, развивать находчивость, внимательность, мышление, фантазию. Профориентационные игры служат решению не только этих задач, но и способствуют расширению представлений о мире профессий и развивают эрудицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_roli_igry_v_proforientatsii.docx279.89 КБ

Предварительный просмотр:

Френкель Мария Владимировна,

педагог-психолог Районного центра профориентации учащихся ОУ

при ГБОУ школа №102 Выборгского района

Жирнова Марианна Александровна,

педагог-психолог Районного центра профориентации учащихся ОУ

при ГБОУ школа №102 Выборгского района

Использование игр

в профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений

Аннотация

        Основной задачей школы была и остается социализация ребенка, т.е. помощь в усвоении социального опыта и овладении им. На наш взгляд, наиболее эффективным средством социализации является игра. Именно она позволяет реализовать задатки и способности – лидерский и интеллектуальный потенциал, организаторские умения, развивать находчивость, внимательность, мышление, фантазию. Профориентационные игры служат решению не только этих задач, но и способствуют расширению представлений о мире профессий и развивают эрудицию.

Использование игр в профориентации

Профессиональное самоопределение – одна из важнейших задач в жизни человека. Вопрос выбора профессии встает перед каждым человеком неоднократно.

В процессе обучения в школе учащиеся проходят несколько этапов профессиональной ориентации. На каждом возрастном этапе профессиональное самоопределение имеет свои особенности. В начальной школе (1-4 классы) у детей должно формироваться понимание роли труда в жизни человека и общества, добросовестное отношение к труду. Для учащихся 5-7 классов характерен поиско-зондирующий этап. В этот период решаются задачи формирования у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. На ориентирующем этапе (8-9 классы) у подростков должны быть сформированы умения, необходимые для профессионального выбора, они должны определиться с выбором дальнейшей образовательной траектории. И, наконец, в 10-11 классах учащиеся корректируют и реализуют свои образовательно-профессиональные планы через более углубленное изучение профильных дисциплин. Таким образом, к концу старшей школы должен быть завершен выбор дальнейшего образовательного маршрута. Успешность выбора будет зависеть от качества той работы, которая была проведена ранее – в начальной и средней школе.

Следовательно, приоритетной целью для специалиста по профориентации в образовательном учреждении становиться создание оптимальных условий для реализации данных возрастных задач.

Современная система Российского образования находится в состоянии модернизации, что влечет за собой изменение приоритетов – на первый план теперь выходит формирование у обучающихся ключевых компетенций, развитию которых в огромной степени способствует игровое взаимодействие. Обязательным компонентом образования становится внеурочная деятельность, которая так же должна быть направлена на обучение, воспитание и всестороннее развитие учащихся.

В игре, как естественной форме обучения, изначально заложен огромный потенциал – она стимулирует познавательную активность учащихся, дает возможность получить знания в доступной форме, на практике приобрести навыки принятия решения, способствует формированию умения работать в команде. В игре формируется интерес к знаниям, расширяется информационное поле учащихся. Так же игровая деятельность, сочетаясь с трудом и учением, способствует формированию характера и развитию воли и интеллекта (А.И. Горькой).

Таким образом, использование игры, как активного метода обучения, способствует повышению эффективности профориентационной работы и соответственно – самоопределению.

Специфика игры заключается в том, что ее можно использовать как элемент работы, включая в урок, как самостоятельную единицу, организуя внеклассные мероприятия профориентационной направленности, а также игра может являться компонентом программ по внеурочной деятельности в ОУ. При этом разнообразие профориентационных игр так велико, что они могут использоваться как в начальной школе (на этапе знакомства с миром профессий), так и в работе со старшими школьниками (при формировании осознанного выбора дальнейшей стратегии образования).

Ниже приведены примеры профориентационных игр, которые могут быть использованы как учителями-предметниками на своих уроках, так и специалистами школ – психологами, педагогами-организаторами и другими. Основной целью этих игр является расширение у участников знаний о мире профессий или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.

  • Снежный ком

Задание: назвать профессию (специальность, должность), начинающуюся на последнюю букву предыдущей. Например: экскурсовод – дровосек – кондитер – режиссер – реставратор и т.д.

  • Профессия на букву

Задание: назвать профессию на названную ведущим букву.

Начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о...), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я...).

  • Профессии – омонимы

Задание: назвать слова, имеющие 2 значения, одно из которых – название профессии.

Примеры:

  1. Не только чемоданчик для документов, но и специалист по международным отношениям – Дипломат
  2. Не только детская игра, включающая в себя набор деталей, но и работник, занимающийся разработкой новых устройств и изделий – Конструктор

  • Он/ Она

Задание: дать название профессии в мужском или женском роде.

Примеры:

  1. Она - балерина, он - … танцовщик.
  2. Она - стюардесса, он - … стюард.
  3. Он - пилот, она - ... пилот.

  • Угадай профессию

Задание: угадать название профессии по словам, которые имеют к ней отношение, слова называются по одному – от сложного (слова, имеющие отношение к нескольким профессиям) к простому (слова, однозначно относящиеся к одной профессии).

Примеры:

  1. смелость, сила, охрана, закон, безопасность, погоня, правопорядок, преступник – Полицейский.
  2. тишина, фонд, знания, каталоги, столы, эрудиция, читатели, книги – Библиотекарь.

  • Анаграммы

Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий. В качестве подсказки может быть указана буква, с которой должен начинаться правильный ответ и/ или характеристика отгадываемой профессии.

Примеры:

  1. терка                =>         а                                         Актер

(театральная и кинематографическая профессия);

  1. томат + голос         =>         с                                         Стоматолог

(зубной врач);

  1. риск + пачка        =>        с                                         Скрипачка

(женщина – музыкант);

Вариант игры: Говорящие фамилии

Задание: переставить буквы в фамилии, что бы получилось название профессии.

Примеры:

  1. Архипова=>                                                 Повариха
  2. Досадов        =>                                                 Садовод
  3. Катадов         =>                                                 Адвокат

  • Ребусы

Задание: решить ребусы, получив название профессии или высказывание о труде в качестве ответа.

Примеры:

повар.jpg

Рис. 1 – Повар

доярка.bmp

Рис. 2 – Доярка

ребус2.bmp

Рис. 3 – Поспешишь – людей насмешишь

  • Профессии – синонимы  

Задание: назвать синоним предложенной профессии.

Примеры:

  1. стоматолог - ... (дантист, зубной врач)
  2. дрессировщик - ... (укротитель)
  3. стюардесса - ... (бортпроводница)

  • Словарь профессий

Задание: соединить название профессии и ее описание.

Примеры:

Геолог

специалист, который изучает земную кору.

Калькулятор

это не предмет, это человек, так называют бухгалтера, который определяет себестоимость или цену произведенной продукции.

Метролог

специалист по контролю точности измерительной техники.

Табл. 1

  • Пословицы

Задание: соединить карточки, получив пословицу или поговорку о профессиях или о труде.

Примеры:

Без топора - не плотник,

без иголки - не портной.

Какова пряха,

такова на ней рубаха.

Мастером нельзя родится,

мастерству надо учиться.

Табл. 2

Вариант игр с пословицами в форме теста: Дано начало пословицы и 4 варианта окончания. Игрокам необходимо выбрать верный вариант ответа.

Примеры:

  1. Терпенье и труд всё …

  1. разотрут
  2. оботрут
  3. перетрут
  4. притрут

  1. Землю красит солнце, а человека …

  1. парикмахер
  2. маникюрша
  3. гример
  4. труд

  1. Будешь ленится – узнаешь …

  1. кнут
  2. голод
  3. директора
  4. на ком жениться

  • Самая – самая

Задание: назвать профессии, которые больше всего подходят заданной характеристике.

Примеры:

  1. Самая умная профессия
  2. Самая сладкая профессия
  3. Самая нежная профессия

  • Отгадай профессию по ….

Задание: отгадать профессию по определенному признаку.

А. отгадать профессию по действию – предложенному глаголу.

Примеры:

  1. Строит – строитель
  2. Лечит – врач
  3. Стрижет – парикмахер

Б. отгадать профессию по орудию труда

Примеры:

  1. кисть, палитра, мольберт – художник
  2. градусник, стетоскоп, шприц – врач
  3. швейная машинка, нитки, ножницы – швея

В. отгадать профессию по походке – учащиеся по желанию демонстрируют походки представителей разных профессий (артист балета, военный, программист), остальные участники угадывают название профессии.

Представленные примеры игр являются универсальными с точки зрения возраста участников. В зависимости от возрастной группы и уровня подготовленности учащихся игровые задания-вопросы могут варьироваться от более простых к более сложным.

        В рамках статьи невозможно осветить все профориентационные игры, поэтому мы предложили игры, которые не требуют специальной подготовки от проводящего их педагога. Различных ресурсов, предлагающих игры по профориентации великое множество, и любой заинтересованный специалист может пополнять свою картотеку самостоятельно.

Источники и литература

Литература

  1. Агеева, И. Д. Парад профессий: весёлые познавательные игры для учащихся 5-10 классов/ И. Д. Агеева// Последний звонок. – 2007. – № 7. – c. 3-8.
  2. Емельянова, Л. Угадай профессию/ Л. Емельянова// Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 1. – c. 73-76.
  3. Коданева Л.Н. Поле чудес: Игры, конкурсы, викторины, творческие задания. 5-6 классы. – М.: АРКТИ, 2006. – 32 с. (Развитие и воспитание).
  4. Максимова И.П. Сценарии конкурсов, интеллектуальных игр, праздников, шоу-программ для средней школы. Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 352 с. (Библиотека учителя).
  5. Окинина, Г. В. Лабиринт профессий/ Г.В. Окинина// Читаем, учимся, играем. – 2006. – №7. – c. 67-69.
  6. Пашнина В.М. Игры и задания для умников и умниц к дням школьных наук. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с. (Здравствуй школа!).
  7. Толстик, С. Турнир "Клуб знатоков профессий": занятие для учащихся 9-х классов/ С. Толстик// Школьный психолог: Приложение к газете "Первое сентября". – 2007. – № 4. – c. 46-47.

Источники

  1. http://festival.1september.ru/search?searchid=1987306&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B#
  2. http://nsportal.ru/shkola/
  3. http://pedsovet.su/index/0-39?searchid=1034006&text=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B#
  4. http://www.pandia.ru/text/77/191/15647.php
  5. http://www.proshkolu.ru/user/avdeevacut/file/4496456/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

«О внедрении и использовании современных технологий в работе по профилактике наркомании, проводимой с учащимися образовательных учреждений»

Проблема наркотиков давно переросла в глобальную проблему, грозящую гибелью для всего человечества. Как всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных программ. Перед о...

Возможности учреждения дополнительного образования в сфере профессиональной ориентации учащихся

Профориентационная работа с учащимися ЦДТ осуществляется в нескольких направлениях: во-первых, в расширении представлений детей и подростков о профессиях и выявлении их отношения к различным группам п...

Возможности Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга в профессиональной ориентации учащихся.

Статья, рассказывающая о профориентационных возможностях ГБУ ДО Дома деского творчества Петродворцового района Санкт-Петербургадля на разных возростных этапах.. За последние годы усилилось внимание к ...

Статья "Профессиональная ориентация учащихся в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Ребенок и собака»"

Проанализирован опыт проф. ориентационной работы с учащимися  в рамках реализации программы "Ребенок и собака"....

Работа по профессиональной ориентации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках математики в коррекционном учреждения.

Приоритетным направлением работы педагогов коррекционного учреждения для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является работа по социализации их и интеграции их в общество...