Методическая система учителя
статья на тему

Дьякова Тамара Петровна

Время требует от нас, преподавателей, постоянного обновления содержания образования, пересмотра рабочих программ, а также повышения профессионального уровня самого учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstvennaya_metodicheskaya_sistema.odt77.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рогожкинская средняя общеобразовательная школа Азовского района

Методическая система учителя

Дьякова Тамара Петровна - учитель биологии и химии

24 года я работаю в школе учителем биологии и химии, не перестаю ставить перед собой задачу – заинтересовать, увлечь детей естествознанием. Научить находить новое самостоятельно. Выработать свою методическую систему работы не просто, пришлось изучить работу многих учителей – новаторов и  применяя современные  технологии, понять необходимость своего собственного метода. Основной образовательной целью в современных учебных заведениях России является создание условий для развития личности, ориентирующейся в динамично изменяющемся мире, обладающей высоким уровнем интеллекта, стремящейся к расширению своего кругозора. В наш век прогрессивного развития информационных технологий во всех областях науки, без исключения, нельзя стоять на месте, придерживаясь традиционных подходов к формированию научного мировоззрения обучающихся. Время требует от нас, преподавателей, постоянного обновления содержания образования, пересмотра рабочих программ, а также повышения профессионального уровня самого учителя.

Мною  разработана собственная методическая система учителя. Под понятием «методическая система» я подразумеваю упорядоченную целостность взаимодействующих элементов: цели, методического стиля, особенностей организации учебной деятельности учащихся. В основе методической системы лежат идеи развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова;  идеи организации проблемного обучения М.И. Махмутова.

Система  моей работы  опирается на основные методические принципы:

-внедрение лучших находок современных образовательных  технологий, основ компетентного и деятельного подхода;

-развитие личностных качеств на уроке, в рамках индивидуальной деятельности;

-повышение заинтересованности учеников только при условии собственной заинтересованности;

-создание условий для приобретения позитивного социального опыта. Вышеизложенные принципы должны находить свое отражение в процессе организации УУД.

Для реализации методической системы я использую современные формы и методы активизации познавательной, учебно-исследовательской, проектной, творческой деятельности  обучающихся.

Цель моей работы -  воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, способности к самоорганизации, самопознанию и самоопределению, формирование здорового образа жизни,  активной жизненной позиции,  элементов экологической культуры, готовность  осознанного выбора будущей профессии.

Чтобы достичь цели я  ставлю перед собой педагогические задачи:

-посредством использования для исследований материала регионального содержания способствовать повышению мотивации и познавательного интереса учащихся к выполнению учебно-исследовательских работ; -совершенствовать навыки учебно-исследовательской деятельности;

-формировать ценностное отношение к окружающей среде;

 -вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, в активную познавательную деятельность;

-раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность каждому проявить себя;

-привить навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, рефлексии – объективного оценивания полученных результатов;

-формировать устойчивый интерес  к изучаемому предмету через уроки  и внеурочную деятельность;

-использовать в своей работе новые педагогические технологии.

Предметом изучения биологии является живая природа, живые организмы планеты. Поэтому моя работа направлена на:

-формирование биологического мышления;

-здоровьесбережение обучающихся;

-формирование ЗОЖ;

-на профилактику асоциальных явлений (применяя метод социального проектирования).

Социальное проектирование – это приобретение знаний, умений, навыков для эффективного включения в жизнь общества. Участвуя в социальном проектировании, обучающиеся приобретают умение принимать решения, решать проблемы, творчески мыслить, мыслить практически, общаться, устанавливать межличностные отношения, сопереживать, владеть эмоциями, бороться со стрессом.

Использование информационных технологий при преподавании биологии и химии дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполнить невозможно.

В своей практике метод учебно - исследовательских проектов я применяю много лет. К выбору данной методики я пришла, работая не один год с использованием индивидуальной и групповой работы на уроках , а также с применением компьютерных технологий. Сначала это были проекты, оформленные в тетрадях, на доске с применением таблиц, схем,  графиков, диаграмм, затем все постепенно переросло в мультимедийные проекты в виде презентаций в редакторе Power Point. В настоящее время ученики, уже достаточно обладающие информационной компетентностью, разрабатывают такого рода проекты, затрачивая 3-4 урока для подготовки и защиты, а в 7-8-х классах это мини-проекты ( на них отводится 1-2 урока).

В результате повышается интерес учащихся к учебному предмету, а следовательно, и качество знаний  (последний показатель качества-  70%, а до применения метода  иногда падал вплоть до  38%),успеваемость – 100%.

Уроки-проекты я провожу согласно  следующей схемы:

Учебная тема: «Название темы» Проект: «тема исследования».

I этап. Постановка задачи проектно-исследовательской  деятельности:

-предложить идею или эксперимент, отвечающего потребностям  современного общества;

 -провести мини-исследование в выбранном направлении;

- представить результаты в виде презентации.

 Мини-исследование оформить, придерживаясь следующей схемы:

   - тема исследования;

   - актуальность

   - исторические сведения;

   - идея или эксперимент;

   - вывод формул и необходимые расчеты, схемы;

   - построение графиков и диаграмм;

   - выводы;

Отчет по проекту оформить в виде мультимедийной презентации.

2 этап. Организация деятельности:

Учитель: Формирует разноуровневые группы из учеников класса. Каждой группе выдает список функциональных обязанностей, на основании которых каждый ученик в соответствии со своими желаниями и возможностями определяет свою роль в подготовке проекта.

Ученики: по своему желанию распределяются в группы, выбирают роли и составляют план своей работы над проектом.

Этот этап ребята проводят во внеурочное время, консультируясь с учителем.

3 этап. Осуществление деятельности:

Ученики ищут соответствующий материал в учебнике, справочной литературе, энциклопедиях, Интернете; определяют тему исследования; проводят эксперимент или придумывают идею; оформляют презентацию; готовятся к защите проекта.

4 этап. Защита проекта

Оборудование: 1)доска; 2) плакат с надписью: Конференция юных исследователей на тему: «»; 3) компьютер, 4) экран, 5)проектор, 6) таблицы. Группы по очереди выходят к экрану, демонстрируют свои презентации, защищая проект. Участники других групп задают вопросы, вносят свои предложения. Обстановка в классе приобретает живой рабочий характер, идет бурное обсуждение предложенных схем и приборов.

Учитель  оценивает вклад каждого ученика в проделанную работу. На этом этапе самое важное «заметить каждого ученика», его реальный вклад в представленный проект.

  1. Ученики 8 класса подготовили презентацию «Береги здоровье смолоду».

  2. Ученики 7 класса защитили проект «Членистоногие моего края».

  3. Для 5 класса подготовили презентацию ученики 6 класса «О вкусной и здоровой пище».

  4. Старшеклассники создали видеоролики о здоровом образе жизни и др.

Поиск новых форм и методов оценивания образовательных достижений учащихся связан с переходом от стандартных принципов оценивания к принципу оценивания школьника по результатам его личностных достижений, проявления индивидуальности, его продвижения от успеха к успеху, от награды к награде, развитием объективного самоанализа и самооценки. Проектная деятельность развивает ребенка в этом направлении и, несомненно, приводит к объективной оценке с учетом требований современной жизни.

Проектное обучение – это область научного знания, позволяющего перейти от всеобщей грамотности к всеобщей образованности, отражающей в себе процессы интеллектуализации, информатизации и гуманизации образования.

Анализ организации исследовательской работы учащихся с региональным  содержанием, позволяет сделать следующие выводы:

-исследования носят комплексный интегрированный характер (химия – биология, биология – география, биология – химия и т.д.);

-работа над многими темами ведется несколько лет;

-работы носят региональный характер;

-работы являются социально-значимыми для своей местности.

Результаты педагогической деятельности

Положительным результатом моей методической системы:

-Стабильно высокое качество знаний учащихся по предметам при стопроцентной успеваемости.

-Выбор учащимися  предметов для сдачи ГИА.

-Наличие призеров и победителей муниципального уровня Всероссийской олимпиады школьников.

-Высокий уровень учебной мотивации к изучению биологии и химии.

-Повышение мотивации учащихся к выполнению исследовательских работ.

-Совершенствование навыков исследовательской деятельности.

-Формирование ценностного отношения к окружающей среде.

   И в заключении - каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя биологии муниципального общеобразовательного учреждения Русскополянская гимназия №1

В основе методической системы лежит использование технологии проектирования на уроках и во внеурочное время.Показана результативность и преимущества деятельностного подхода, лежащего в основе технолог...

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя русского языка и литературы И.А.Фисун

Представление методической системы учителя русского языка и литературы. Цель профессиональной деятельности-создание методической системы, которая средствами русского языка и литературы будет содейство...

Методическая система учителя географии ГБОУ СОШ№335 Санкт- Петербург, Пушкин Смирновой Раисы Владимировны

Создание совокупных психолого-педагогических условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования....

Методическая система учителя, апробированная в профессиональном сообществе

   Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активиза...

Методическая система учителя

Методическая система Учителя русского языка и литературыМКОУ «Петровская средняя общеобразовательная школа №2 Омского муниципального района, Омской области»Погребняк Натальи Борисовны«Формирован...