Введение ФГОС основного общего образования
статья на тему

Трунова Наталья Владимировна

Введение ФГОС основного общего образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение ФГОС основного общего образования

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих  жизнь  людей. Темпы обновления знаний   сегодня настолько высоки, что на протяжении  жизни  человеку  приходится  неоднократно  переучиваться,  овладевать  новыми профессиями.

На данном этапе важнейшими качествами личности становятся: инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Поэтому государство ставит задачу развития и воспитания данных качеств у подрастающего поколения.

Стратегия государства в области образования заложена в Стандартах второго поколения, которые были утверждены приказом министерства Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010 года. С 2011 года начальная школа начала поэтапный переход на новые образовательные стандарты. В 2015-2016 учебном году первые выпускники начальной школы, обучавшиеся по новым стандартам,  пришли в основную школу в 5 классы.

 

Какими же должны быть новые выпускники начальной школы? (наши  пятиклашки)

  • Любознательными, интересующимися, активно

познающими  мир

  • Владеющими основами умения учиться
  • Любящими родной край и свою страну
  • Уважающими и принимающими ценности семьи и

общества

  • Готовыми самостоятельно действовать и отвечать

за свои поступки перед семьей и школой

  • Доброжелательными, умеющими слушать и

слышать партнера,

  • Умеющими  высказать свое мнение
  • Выполняющими правила здорового и безопасного

образа жизни для себя и окружающих

Получив такого выпускника нам пришлось переосмысливать, пересматривать свой опыт, перестраиваться, переходить на новые федеральные  государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), которые отвечают  требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы,   не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

  • изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
  • изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов). 

Это говорит о том, что предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающей нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие.

Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы:

  • Как обучать? 
  • С помощью чего учить?
  • Как проверить достижение новых образовательных результатов?

Основные положения технологии деятельностного метода можно использовать в работе по любому УМК по математике, алгебре и геометрии в основной и старшей школе.

Как обучать?

В основе дидактической системы деятельностного метода  лежат следующие дидактические принципы:

  1. Принцип деятельности. Ученик, получает знания не в готовом виде, а, добывает их сам, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности. Преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности. Предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире).
  4. Принцип минимакса. Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта).
  5. Принцип психологической комфортности. Предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности. Предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества. Ориентация на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Отметим, что представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы. Таким образом, она не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных целей образования. Одновременно в ней отражены идеи об организации развивающего обучения ведущих российских педагогов и психологов? Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принципы минимакса, вариативности), Ш.А. Амонашвили (принципы психологической комфортности, вариативности, творчества) и др.

С помощью чего учить?

 С помощью уроков  деятельностной направленности, которые   по целеполаганию распределены в четыре группы :

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов.

3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Рассмотрим структуру урока по технологии деятельностного метода.

Структура урока по технологии деятельностного метода.

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Обязательным элементом такого урока является учебная проблема:

  • учитель может лично заострить противоречие и сообщить учебную проблему;
  • учащиеся совершенно самостоятельно осознают противоречие и формулируют проблему;
  • учитель в диалоге побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему. 

Наиболее характерной для уроков математики является проблемная ситуация "с затруднением". В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без сегодняшнего нового материала. Проблемная ситуация "с затруднением" возникает, когда учитель дает ученикам практическое задание:

  • невыполнимое вообще на актуальном на начало урока уровне знаний;
  • невыполнимое из-за непохожести на предыдущие задания;
  • невыполнимое, но сходное с предыдущими.

В первых двух случаях ученики, не справившись с заданием, испытывают явное затруднение. В третьем случае школьники, не замечая подвоха, применяют уже известный им способ, и затруднение возникает лишь после того, как учитель доказывает, что задание ими все-таки не выполнено.

Для вывода учеников из проблемной ситуации учитель разворачивает диалог, побуждающий их к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Осознание сути затруднения стимулируется фразами: «В чем затруднение?»; «Чем это задание не похоже на предыдущее?»; «Что вас удивляет?»; «Сколько есть мнений?». Формулировка учебной проблемы стимулируется фразами: «Какова же будет тема урока?»; «Какой возникает вопрос?».

Таким образом, постановка учебной проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и побуждении учеников к осознанию ее противоречия и формулированию темы урока или вопроса. Затем выдвигается и проверяется гипотеза и делаются выводы.

Есть два принципиально разных способа выдвижения и проверки гипотезы на уроке:

  • учащиеся совершенно самостоятельно выдвигают или проверяют гипотезу;
  • учитель в диалоге побуждает учеников к выдвижению или проверке гипотезы.

Давайте проведём сравнение традиционного урока и урока по ФГОС

 

И ещё одна проблема, которую нам предстоит решать: Как проверить достижение новых образовательных результатов?

Комплекс универсальных учебных действий (УУД), выполняемых учащимися на уроках каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС.

В соответствии с ФГОС выделяют 4 вида УУД:

Личностные: самоопределение и смыслообразование.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, извлечение необходимой информации из текста учебника, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка проблемы, выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, выражение и аргументация своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, разрешение конфликтов.

На каждом из уроков в основной и старшей школе нужно создавать условия для выполнения учащимися всего комплекса УУД, входящих в структуру учебной деятельности.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход.

Это подразумевает использование на уроках современных образовательных технологий деятельностного типа: технологии деятельностного подхода, дифференцированного способа обучения, групповых технологий, информационно-коммуникационных  технологий, организации проектной деятельности.

∗∗∗

Успешность реализации ФГОС второго поколения во многом зависит от педагога. Учителю, работающему по ФГОС, необходимо менять методы работы с классом и с каждым учащимся в отдельности, изменить свой подход к учебно-воспитательной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы.

Лев Николаевич    Толстой: «Преподавание - есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершенствование – бесконечно».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация методических мероприятий по введению ФГОС основного общего образования

Работа посвящена вопросам введения ФГОС в основной общей школе. Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку. Кроме эт...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС основного общего образования

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС основного общего образования...

Методические рекомендации по изменению учебного плана в 5-х классах в связи введением ФГОС основного общего образования

В примерной программе по биологии ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. говорится, что в соответс...

Выступление на заседании МО Об особенностях введения ФГОС основного общего образования

Введение стандарта второго поколения во многом изменит школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно­-образоват...

Трудности введения ФГОС основного общего образования

Текс выступления на городском информационном семинаре по проблеме: "Трудности введения ФГОС ООО"...

Выступление "Выбор УМКС – решающий фактор эффективного процесса иноязычного образования в рамках введения ФГОС основного общего образования"

За плечами многолетняя работа по очень многим российским УМК. Сейчас мы остановились на «Английском в фокусе».Почему мы работаем по этому УМК? Что нам дает этот комплекс?...