Работа с одаренными детьми
статья на тему

Нанарова Оксана Александровна

Работа с одаренными детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi_detmi.doc22 КБ

Предварительный просмотр:

    Работа с одаренными детьми

Учитель русского языка и

 литературы МБОУ СОШ № 2

пос. Взморье Нанарова О. А.

Понятие «Одаренность»

Необходимо отметить, что в настоящее время не существует четкого определения одаренности.

В психологии это качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.

Творческий потенциал – основа для развития одаренности. Он заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления; его величина варьирует у разных детей в зависимости от их индивидуальных особенностей.

В учебном процессе одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью, характеризуются внутренней мотивацией. 

Организация учебного  процесса для способных детей

Первоначальная задача учителя состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность. Такие дети отличаются на уроках  своей творческой активностью, постановкой нестандартных вопросов.

Методика выявления одаренных детей:

I этап  -  в рамках урочных занятий. Задача учителя:  проявить интерес к своему предмету.

II этап – внеурочные формы работы.  Задача учителя: дать  возможность ученику раскрыть свои таланты.

III этап – заключительный. Работа  с узким кругом учащихся, которые проявили заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня.

Урочная деятельность

1) проектная деятельность

2) нетрадиционные уроки с применением ИКТ -технологий , творческой мастерской, критического мышления и др.

3) самостоятельная работа ( с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня)

4) работа в группе

Внеурочная деятельность

1) предметные недели

2) научно-практические конференции

3) олимпиады по предмету

4) участие в конкурсах исследовательских работ

5) участие в дистанционных конкурсах через сети Интернет и др.

Поскольку одарённость ребят проявляется в творчестве,  стараюсь  привлекать их к соавторству в подготовке и проведении  дискуссий, ролевых игр, творческих проектов.  Чаще всего развитию творчества  способствуют  уроки, опирающиеся на фантазию: урок творчества, "урок выставка" или уроки,  иммитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, гостиная, путешествие в прошлое, урок-экспедиция.; уроки с игровой состязательной основой: урок-деловая игра, урок-диспут, игра-обобщение, урок "Что? Где? Когда?".

Разнообразие заданий тоже развивает творчество у одаренных детей:

  1. подготовка дополнительной информации по изучаемой теме;
  2. знакомство с теоретическим материалом, представленным в энциклопедиях, справочниках, интернете;
  3. установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями;
  4. создание таблиц, схем;
  5. создание лингвистических заданий, словарных диктантов;
  6. выстраивание алгоритма выполнения задания
  7. формулирование выводов;
  8. подготовка тематических выступлений, докладов;
  9. создание тестов на определенную тему;
  10. творческие задания (написание сочинения в стихах и т.д), использование пословиц, поговорок, фразеологизмов;
  11. участие в проектной деятельности: «Как произошли имена учеников нашего класса», «Тайны алфавита», и т.д.

Технология работы с одаренными детьми

Основой  работы с одаренными детьми является технология личностно-ориентированное обучения,    направленная на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы, речевых способностей, а также на развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности. 

Формы организации учебной работы: групповые, коллективные. Методы обучения - проблемные. Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. Функция учителя  -  организатор сотрудничества, консультанта, управляющего.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...