Что такое аутизм? Рекомендации в коррекционной работе.
статья

Что такое аутизм? Рекомендации в коррекционной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое аутизм? Рекомендации в коррекционной работе.

РДА – это недоразвитие психики, возникающее вследствие поражения подкорковых структур головного мозга, которые поддерживают тонус, необходимых для работы высших отделов коры головного мозга.

Аутизм проявляется в течение первых трех лет жизни и является следствием неврологического расстройства.

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет. В настоящее время вылечить детский аутизм невозможно.

Симптомы аутизма:

1)Аутизм – стремление к одиночеству, отгороженность от окружающего мира, снижение способности к установлению эмоционального контакта с другими людьми, снижение способности к социальному развитию.

2) Стереотипность – тяга к постоянным условиям жизни, сопротивление к малейшим изменениям жизни; стереотипии – повторяющиеся действия (раскачиваются, качают головой.)

3) Чрезмерные реакции на внешние воздействия, которые проявляются в болезненном реагировании ребенка на звук, свет, цвет, прикосновение обычной интенсивности.

4) Особе нарушение речи в основном ее коммуникативной стороны: а) мутизм – вспышки речи (никогда не говорил, но вдруг заговорил); б) эхолалии – повторяют как эхо; в) штамповая речь – он берет речевые штампы из книги, из речи взрослого, у таких детей монолог; не использует речь как средство общения, необращенность к человеку, неспособность к диалогу, «речь для себя»; монотонность, лишенность эмоций; нарушение мелодики речи; использование необычных слов; крайняя буквальность в использовании слов; длительное называние себя во втором или третьем лице; несформированность способности пользоваться языком жестов (не сопровождают речь жестикуляцией).

5) Ритуальный тип поведения: склонность к установлению ригидного распорядка в повседневных делах или играх; склонность к привычной обстановке (расположение мебели, игрушек и предметов должно быть неизменным).

6) Сенсорная чувствительность: гиперчувствительность; гипочувствительность (аутостимуляции – визуальные, слуховые, тактильные, вестибулярные, вкусовые, обонятельные);пониженная проприоцепция (суставно-мышечное чувство, позволяющее осознавать собственное тело и его положение) – проявляется в неуклюжести (трудно обходить препятствия, соблюдать дистанцию, выполнять задачи, требующие включения мелкой моторики.

7) Страхи основаны на сверхчувствительности аутичных детей и их отрицательном, неудачном опыте контакта с окружающим.

8) Особенности игровой деятельности: не выражает заинтересованности в играх; предпочтение структурированных игр (с четким началом и концом, простыми правилами);склонность к играм в одиночку, в обособленном месте;склонность играть в одну и ту же игру, с одной и той же игрушкой (однотипные манипуляции);склонность к манипулированию неигровыми предметами; особенная привязанность к каким-либо неодушевленным предметам; особое пристрастие к играм с неструктурированным материалом (водой, песком).

9) Особенности интеллекта и обучения: интеллектуальное развитие – от тяжелой умственной отсталости до ускоренного развития; слабая концентрация внимания; высокий уровень развития механической памяти; любимые занятия: математика, живопись, музыка; трудности формирования навыков самообслуживания.

          10) Физическое развитие: хорошее физическое развитие; хорошее развитие «запрограммированных» движений; нарушение действий и использования своего тела; недоразвитие тонкой моторики.

Коррекционная работа

Поскольку «аутизм» — медицинский диагноз, коррекционная работа с ребенком должна проводиться комплексно группой специалистов: врачом, психологом, педагогами. Причем главная задача — не вылечить детей (поскольку это невозможно), а помочь им адаптироваться в обществе.

        По статистике 70% детей с синдромом аутизма после соответствующей коррекционной работы, проведенной с ними в дошкольном детстве, впоследствии могут посещать массовые общеобразовательные школы.

Основные направления в работе педагога :

  • Развитие ощущений и восприятий, зрительно-моторной координации.
  • Развитие навыков самообслуживания.
  • Развитие речи и коммуникативных склонностей.

Рекомендации в работе с ребёнком РДА

  • Конечно, несмотря на особенности общения, аутичный ребенок хоть иногда должен быть в коллективе. И вначале нужно разрешать родителям присутствовать на занятиях, поскольку знакомые лица снизят высокую тревожность и боязнь нового. Когда ребенок привыкнет к новым лицам, родители постепенно станут не нужны на занятиях.
  • Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в нашем мире, потому нужно научиться за ним наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами. Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность. Важно постараться определить, что именно вызывает у аутиста истерики, нервные срывы или приступы агрессии.
  • Необходимо предоставлять ребенку возможность раскрыться. Для этого использовать его специфические интересы и расширять их.
  • Предоставить ему щадящие условия, компенсирующие его сенсорную чувствительность.
  • Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.
  • Принимайте его таким, какой он есть. Обращайтесь к ребенку по имени.
  • С аутистом надо говорить четко, последовательно и делать паузы, позволяющие ему понять, что именно было сказано. Лучше обращаться напрямую и простыми словами, без метафор: «Пожалуйста, положи свою книгу на стол. Пора идти обедать».
  • Придерживайтесь определенного режима дня.
  • Соблюдайте ежедневные ритуалы.
  • Четко организовывайте пространство. Используйте подписанные системы хранения, подпишите предметы, которыми пользуется ребенок.
  • Не трогайте ребенка. Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.
  • Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.
  • Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.
  • Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».
  • Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.
  • Важно не переусердствовать: даже обычный ребенок имеет право на время, проведенное в одиночестве. Не перегружайте ребенка своим вмешательством, давайте ему отдохнуть.
  • Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.
  • Многие аутичные дети видят смысл деятельности, когда она тщательно распланирована. Так что наберитесь терпения и рассказывайте, какой будет распорядок дня, куда нужно сходить, что сделать, какую последовательность действий совершить, чем закончить. Доносить информацию можно через схемы, наглядные картинки. Для работы с такими детьми можно придумывать «пооперационные карты», в которых схематически изображать алгоритм действий .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум педагогов-психологов «Основные направления и рекомендации коррекционной работы специалистов психологической службы».

ПЛАНрайонного семинара-практикума педагогов-психологов и социальных педагоговна базе УВК «школа-лицей»№2 п.Советский30.10.2014г. Тема семинара: «Основные направления и рекомендации коррекционной ...

рекомендаций по проведению коррекционной работы с девиантными подростками, попавшими в кризисную ситуацию.

Рекомендаций по проведению коррекционной работы с девиантными подростками, попавшими в кризисную ситуацию....

Методические рекомендации проведения коррекционно-развивающей работы на уроке и во внеурочное время по предмету биология " Зеленый класс"

Методические рекомендации по развитию у учащихся с особенностями психического развития учебных навыков в освоении предмета биологии.Проводимая коррекционно-развивающая работа с учащимися направлена на...

Основные рекомендации для коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения.

Основные рекомендации к подбору дидактического материала методов и приемов организации занятий для детей с нарушением зрения....

Синдром Дауна. Рекомендации в коррекционной работе.

Синдром Дауна. Рекомендации в коррекционной работе....

Методические рекомендации для педагогов, работающими с детьми с умственной отсталостью по теме: "Приемы коррекционной работы используемых в урочной деятельности по формированию Высших психических функций".

Методические рекомендации для педагогов, работающими с детьми с умственной отсталостью по теме:  "Приемы коррекционной работы  используемых в урочной деятельности по формированию Высших...

Методические рекомендации "Особенности коррекционной работы по развитию осязательной чувствительности у детей с нарушением зрения"

В материале представлена система работы по развитию осязания у дошкольников с нарушением зрения....