"Ребенок и воровство"
учебно-методический материал

Тригуб Владимир Анатольевич
Воровство – присвоение или потребление не принадлежащих личности материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorovstvo_plan.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад « Ребенок и воровство»

План:

1.Понятие воровства. Детское воровство.

2.Причины детского воровства.

3.Возрастной аспект воровства.

4.Типология детского воровства.

5.Воровство как форма психологической зависимости.

6.Клептомания как патологическая форма воровства.

7. Основные направления коррекционной работы.

8.Профилактика детского воровства.

Воровство – присвоение или потребление не принадлежащих личности материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей.

Воровство можно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах:

1.Медико-биологический аспект касается такого заболевания, как клептомания.

2.Психологический аспект представлен разными подходами к объяснению воровства (акт агрессии, защита от страха, способ восстановления или повышения самооценки и т.д.).

3.Социальный аспект связан с право-нарушением. Уголовная ответственность за него наступает с совершеннолетием.

Причины детского воровства:

1Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести (импульсивность).

2.Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

3.Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Импульсивность – сильное желание владеть понравившейся вещью. Ребенок может украсть потому, что это сделать очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, очень трудно.

Причиной импульсивности могут быть серьезные психические отклонения (умственная отсталость), особенности темперамента (повышенная активность), временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу).

Психологическая неудовлетворенность включает множество разнообразных мотивов: нарушение материнской или отцовской привязанности, трудности в общении с родителями, недостаток их внимания; воровство как место и наказание родителей за то, что не уделяют им внимание. Мотивируя тем, что родители украли у него любовь, внимание, принятие, заботу, он украдет то, что значимо для них, например, деньги. Также может быть месть за нанесенные обиды, боль. Дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей или воспитателей, причем делают это именно в тех случаях, когда взрослые очень болезненно воспринимают воровство ребенка

Неразвитость нравственных представлений и воли, то есть стремление самоутвердиться, пережить острые ощущения. Эти дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить себя и  окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости, «крутизне». Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.

Типология детского воровства:

1Воровство в рамках игровой деятельности (10% обращений).

2.Воровство как следствие недостаточно сформированной этической регуляции поведения и сферы удовольствий (15%).

3.Воровство как следствие давления на личность асоциальной группы сверстников (5%).

4.Воровство как компенсация фрустрации отдельных значимых потребностей личности ребенка, воспитывающегося в дисфункциональной родительской семье (15%).

5.Воровство как гиперкомпенсация кризиса прогрессирующей педагогической запущенности (20%).

6.Воровство как механизм социализации ребенка в асоциальной среде (5%).

7.Воровство как патологическое развитие личности в условиях хронического эмоционального отвержения родителями (25%).

8.Воровство в связи с формирующейся зависимостью от компьютерных игр или игр на игровых автоматов (5%).

9.Воровство как форма психологической зависимости- навязчивое воровство не психического, а невротического характера, связанного с высоким уровнем тревоги и неудовлетворенности.

  1. Немотивированное воровство- поведенческая зависимость, в основе смесь эмоций и физиологического состояния (выброс адреналина).
  2. «Негативный нарциссизм» - ребенок делает все чтобы получить неминуемое наказание, через это внимание к себе.

                                    Психокоррекция воровства.

Цель коррекционной работы- формировать у ребенка такие черты личности, которые помогут воздержаться от кражи или обмана.

 Виды психотерапии:

-игротерапия

-арттерапия

-сказкотерапия

-музыкотерапия

- библиотерапия

 - кинотерапия

                        Профилактика детского воровства:

1.Самая простая мера профилактики воровства состоит в том, чтобы его не провоцировать.

2.Четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться.

3.Выделять ребенку карманные деньги.

4.Доверительная беседа – лучшая профилактика возможных сложностей.

5.Активность ребенка нужно направлять в «мирное русло», выяснить, что на самом деле его интересует.

6.Ребенку необходимо нести ответственность за кого-либо или что-то в семье. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.

7.Ребенок должен знать, что он может рассчитывать на внимание и понимание со стороны своих близких, их сочувствие и помощь.

Правила обращения с детьми

1.Ни в коем случае не навешивать «уголовных» ярлыков на ребенка, называя его вором, предсказывая ему «плохую дорожку» в жизни и т.д.

2.Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве.

3.Не заставлять ребенка ради справедливости отдавать свою лучшую вещь.

4.Не «перегибать», обсуждая вину ребенка, - иначе он будет утаивать от родителей все проступки, которые считает стыдными.

5.Не возвращаться к тому, что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз.

6.Помните, что многие жизненные ситуации обратимы. И главное – найти способы их психологически грамотно исправить.

7.Если ребенок ворует, это необходимо пресечь – но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение.

Воровать не будут те дети, у которых:

В достаточной степени развиты воля и нравственные представления;

Те, кто умеет сдерживать свои желания;

Эмоционально благополучные дети.

Если ребенок живет чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.

Если вокруг ребенка все делятся  друг с другом, он учится щедрости.
Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость, и никогда не станет воровать.

Дороти Лоу Нолт,

американский психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воровство в детском возрасте

Рекомендации психолога по работе с родителями...

Детское воровство

      Если ребёнок принёс домой чужую игрушку...  Прежде чем давать оценку действиям ребёнка, постарайтесь разобраться, что же происходит на самом деле....

Родительское собрание "Синдром раннего воровства"

Большинство детей, совершающих кражи, – это еще не преступники. Они лишь «отражатели» того, что видят и слышат. Отсюда следует необходимость в первую очередь понять, что происходит вокруг ребенка, ког...

Детское воровство — это не врожденное качество, а следствие ошибок в воспитании

Наиболее частые причины детского воровства психологи видят в низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Подчас воровство выступает как способ самоутверждения, порожденный ошибками семейного воспи...

Консультация с родителями на тему: "Детская ложь и воровство"

В данном материале предпринимается попытка дать родителям объяснение причин возникновения у детей разного возраста таких негативных форм поведения, как ложь и воровство. В этом материале также обсужда...

КЛЕПТОМАНИЯ ИЛИ ВОРОВСТВО?

А ВЫ КОГДА НИБУДЬ ВОРОВАЛИ?  ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КТО-ТО ЧТО-ТО УКРАЛ? КЛЕПТОМАНИЯ  ИЛИ  ВОРОВСТВО?ВЫ МОЖЕТЕ ОТЛИЧИТЬ ОДНО ОТ ДРУГОГО ИЛИ ДАЖЕ НЕ ПЫТАЕТЕСЬ?доклад  подготовлен для...

Ребенок склонен к воровству!? Что делать?

Материал преднанначен для родителей (законных представителей), педагогов, в котором рассматриваются причины воровства у детей, даются рзъяснения самого понятия и фактического детствия ребенка. Проблем...