Мастер-класс "Ментальная карта"
методическая разработка

Соян Чодураа Александровна

Технология визуализации мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_mentalnaya_karta.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»

Мастер-класс

для семинара учителей истории и обществознания

Технология «Ментальная –карта»

                                                      Разработала: учитель истории и обществознания

                                       Куулар Ч.А.

Хову-Аксы-2018

Технология «Ментальная карта»

(выступление на кожууном семинаре учителей истории и обществознания)

В связи с переходом на новые стандарты образования (стандарты второго поколения), мы стараемся использовать в своей работе новые технологии. И сегодня я хотела бы вас познакомить с универсальной технологией «Интеллект –карт» (Авторы: Тони и Барри Бъюзен).

С каждым годом число людей, использующих интеллект-карты, растет. По нынешним оценкам, число пользователей интеллект-карт во всем мире превышает 250 миллионов человек, недавно было создано Общество пользователей интеллект-карт. Конечной целью общества является ознакомить все население земного шара с идеями радиантного мышления, интеллект-карт и ментальной грамотности.

  1. История

Ментальные карты (в оригинале Mind maps®) это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

  • Понятно, что данный способ работы с информацией в тех или иных вариациях или под другими названиями существовал еще задолго до Тони Бьюзена. Но тем не менее именно Тони Бьюзен стал популизатором идеи интеллект-карт, как эффективного способа работы с информацией.
  1. Что такое интеллект –карта

XXI век — век огромных потоков информации

Как всё запомнить детям? В решении этой проблемы могут помочь ИК

Интеллект-карта — это :

  • Универсальная технология, раскрывающая потенциал нашего мозга
  • Инструмент развития памяти и мышления
  • Инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
  • Инструмент, позволяющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Интеллект-карты  используются для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других

  1. Принципы и алгоритм создания

Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ»

Максимально свободно выражайте свои идеи.

Будьте творческими, яркими, выразительными.

Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта.

***Для этого принципа – одна поправка: если вы рисуете карту не для себя, а для показа другим людям – то тогда стоит все-таки придерживаться следующих правил.

Стиль

Свой собственный

Не стремитесь подражать кому-то другому. У каждого человека свой стиль мышления. А так как карты отражают стиль мышления человека, то они и должны будут отличаться друг от друга! Ищите свой собственный стиль!

Преувеличивайте

Если что-то утрированно, преувеличенно  - то это лучше запоминается. Смело рисуйте человека, который выше чем дерево. Используйте слова: «супер», «гипер», «мега»… не обязательно быть приближенным к реальности. Можно смело преувеличить эту реальность.

Несерьезный

Юмор великая сила. Если ваша карта заставляет улыбаться или даже смеяться – то она вызывает эмоцию, на волне которой карта лучше остается в памяти. Добавляйте в карту немного легкого юмора! Это пойдет ей на пользу.

Красивый

Красивая карта – это красивая карта. Она и больше притягивает взгляд. Ее больше хочется изучать. Она лучше запоминается. Она сильнее вызывает нужные эмоции и ассоциации. Рисуйте красиво!

Бумага

Белая

Лучше использовать белую (либо однотонную) бумагу. Чтобы не было лишних клеточек, линеечек и т.д., которые могут затруднять ее изучение.

А4 или А3

На самом деле лучше А2, или лист ватмана. Карта имеет тенденцию заполнять все отведенное ей пространство, поэтому чем больше пространства у вас есть, тем больше умных мыслей, связанных с основной темой вы напишите. Лучше брать размер бумаги с запасом!

Альбомная ориентация

Карта имеет тенденцию расти в бока. Влево и вправо. Поэтому там должно быть больше пространства. Соответственно располагаем карту горизонтально.

Центральный образ

В центре листа

Обычно в центре листа. Хотя частый вариант, когда рисуется слева в центре и ветки отходят вправо.

Яркий. Запоминающийся

Образ должен сразу привлекать внимание. Оставаться в памяти. Вызывать нужную эмоцию. Провоцировать работу мыслей в определенном направлении. Для этого его рисуем ярким!

Цветной (>3 цветов)

Не жалеем красок. Цветной образ лучше запоминается, поэтому рисуем его как минимум тремя цветами.

Структура

Радиальная

Соблюдаем принцип иерархичности. Ближе к центру – более важные понятия. Дальше от центра – менее важные понятия. Благодаря такому «радиальному» распределению нам проще работать с картой.

Понятная

Для повышения понятности карты используем следующие элементы:

Порядок: нумеруем веточки цифрами – «1», «2», «3»… подсказывая в каком порядке их следует просматривать.

3-4 ответвления: Стараемся так простроить структуру, чтобы от каждой веточки отходило максимум 3-4 ответвления.

Ореолы: Используем ореолы, для облегчения восприятия карты.(световая кайма вокруг предмета)

Ассоциативная

Любые два элемента связанны ассоциацией. Это позволяет нам восстанавливать карту, даже если мы помним всего 20-30% карты.

 Слова

Ключевые

Пишем только ключевые слова. В результате у нас на карте нарисовано 20-30 слов, а эти 20-30 слов иногда за собой хранят информацию с 20-30 страниц текста. Но с каждой страницы текста мы взяли только по 1 ключевому слову, которое позволяет восстановить в памяти информацию из текста.

1-2 слова

Всегда есть соблазн записать целое предложение! Не делаем этого. Вычленяем 1-2 ключевых слова. Этого обычно достаточно!

Слова пишем в одну линию.

Если у нас многоэтажная конструкция, то глаза вынуждены несколько раз совершить движения влево-вправо. Если все в одру строчку – то проще!

Буквы

Стараемся писать печатными буквами! Тогда их проще читать! «ЗАГЛАВНЫМИ» буквами можно писать элементы из главных веток. Если буквы «строчные», то все остальные.

Цвета

Чем больше – тем лучше

Человек способен различать мельчайшие оттенки цветов, поэтому стоит использовать этот ресурс по максимуму! Но слишком перебарщивать тоже не стоит. 4-8 цветов обычно хватает для большинства карт. Если цветов больше – то от их разнообразия уже начинает рябить в глазах, и цвета перестают нести нужную смысловую нагрузку.

Линии

Центральные толще

Линии 1-го уровня рисуем чуть толще. Это позволяет сразу легко понять какие элементы карты – самые главные. И делает более понятной иерархичность карты.

Длина линии = длине слова

Лишние нефункциональные линии только отвлекают внимание. Поэтому желательно, чтобы линия была равна длине слова, которое она подчеркивает.

Волнообразные (органичные)

По классике обычно рекомендуется рисовать «волнообразные» линии. Хотя на мой взгляд вполне хорошо подходят и прямоугольные и угловатые линии. Это вполне нормально.

Показывают связи

Линии также выполняют такую важную функцию, как показывают связи между разными элементами карты. Важное замечание: на карту желательно не более 3-5 линий-стрелок. Если больше, то эти линии уже не помогают, а наоборот, делают карту еще более запутанной.

Картинки

Использовать везде, где возможно

Картинки, рисунки, визуальные образы – запоминаются в 10 раз лучше чем слова!!! Поэтому везде где возможно, стараемся проиллюстрировать наши ключевые слова хорошо подходящими для них картинками!!!

Цветные

Картинки рисуем цветные. Ручка которой работаем при рисовании карт, должна быть как минимум из 4-х цветов!

Объемные (3D)

Добавляем объема в наши рисунки. В этом случае образы будут сильнее привлекать внимание и оставаться в памяти.

Символы

Если нет возможности нарисовать сложные рисунки – то тогда стараемся нарисовать хотя бы простейшие символы, иллюстрирующие то или иное ключевое слово. Символы можно использовать как свои собственные, так и общепринятые.

Итоговая карта

А теперь привожу карту, на которой собраны все правила рисования интеллект-карт, перечисленные выше.

  1. Где мы используем и как? (обучение, запоминание, планирование)

Обучение 

  • Для лучшего запоминания
  • Для анализа учебного материала
  • Для обобщения материала
  • Для концентрации внимания на главном
  • Для компактного вида записей
  • Для доступного изложения своего мнения и мыслей

В контексте обучения, интеллект-карты можно использовать для решения следующих задач:

  1. Конспектирование 
  • Учебников, книг, статей
  • Лекций на слух

«В одно ухо влетело, из другого вылетело». Как часто бывает, что прочли учебник, вроде все поняли, но за 2-3-4 недели промежутка между прочтением и сдачей экзамена все вылетело из головы. И часто, чтобы вспомнить весь материал необходимо заново прочитать 200-300 страниц учебника.

  • А хотелось бы просмотреть 2-3 страницы конспектов, которые бы с 90% точностью позволили бы восстановить в голове информацию о прочитанных 200-300 страницах.

Именно это и позволяют сделать Интеллект-карты.

  1. Написание статей/рефератов/курсовых 

Как часто бывает, что смотрим на белый лист бумаги, ждем когда же придет муза, а ее все нет и нет… Или пишем, пишем текст, и вдруг попадаем в тупик… текст дальше не льется… Что делать, как вырваться из творческого тупика?

Хороший вариант: сначала набросать план вашей статьи в виде интеллект-карты. И потом уже на этот скелет наращивать весь остальной текст.

  1. Анализ/понимание 

Бывает так, что прочли страницу текста, и брррр…. Ничего не понятно. Прочли еще раз…. Опять непонятно. Или у автора слишком сложные мысли, или они слишком перепутаны… Возникает желание разложить эти мысли по полочкам, чтобы в них не плутать, а четко и ясно понимать, что из чего следует.

Использование карт позволяет

А) Лучше понять ход мыслей автора.

Б) Увидеть логические ошибки и противоречия, которые автор допускает.

В) Лучше проанализировать текст.

Г) Дополнить своими мыслями.

  1. Запоминание 

Иногда требуется запомнить какую-то информацию (перевести ее в долговременную память). Для этого также отлично подходят интеллект-карты, т.к. требуется запоминать не 100 страниц текста, а 100 ключевых слов. Что гораздо проще!

Для того, чтобы карта отложилась в долговременной памяти необходимо ее  повторить несколько раз.

По Тони Бьюзену: После одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие:

  • Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут
  • Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут
  • Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут
  • Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут

В результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной памяти.

***Повторение подразумевает, что вы пробуете

  • по памяти воссоздать карту,
  • и лишь потом сравниваете то, что вы вспомнили с оригиналом.
  1. Демонстрация карт

Вывод: Надеюсь, рассказанного достаточно, чтобы попробовать рисовать свои карты. Главное – не бояться и не ждать слишком многого. Последний совет – РИСУЙТЕ ИХ РУКАМИ, а не на компьютере. Надо включить в работу правое полушарие мозга, а творчество (не в художественном значении, а как процесс) все же ближе к традиционным инструментам.

Резюме: Интеллект-карта помогает разобраться в большом количестве информации, представить ее в виде ясной структуры, что помогает ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать, вырабатывать свой стиль,  делать мышление продуктивным.  


Интеллект-карта — это универсальная технология, раскрывающая потенциал нашего мозга, инструмент развития памяти и мышления, инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, нструмент, позволяющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.

Интеллект-карты  используются для решения таких задач, как проведение презентаций, принятие решений, планирование своего времени, запоминание больших объемов информации, проведение мозговых штурмов, самоанализ, разработка сложных проектов, собственное обучение, развитие, и многих других.

При создании интеллект -  карт главное правило -  «НИКАКИХ ПРАВИЛ». Выберите свой стиль. В центре листа – главный образ (яркий, запоминающийся, цветной). От центрального образа ответвления (3-4 линии)  и ключевые слова (1-2 слова). Добавляем несколько цветов (но не более 8), картинки (символы, знаки…), значимые понятия можно подчеркнуть.

В обучении интеллект – карты используются:

  • Для лучшего запоминания
  • Для анализа учебного материала
  • Для обобщения материала
  • Для концентрации внимания на главном
  • Для компактного вида записей
  • Для доступного изложения своего мнения и мыслей

Использование карт позволяет

А) Лучше понять ход мыслей автора.

Б) Увидеть логические ошибки и противоречия, которые автор допускает.

В) Лучше проанализировать текст.

Г) Дополнить своими мыслями.

В контексте обучения, интеллект-карты можно использовать для решения следующих задач:

  • Конспектирование
  • Написание статей/рефератов/курсовых
  • Анализ/понимание

Резюме: Интеллект-карта помогает разобраться в большом количестве информации, представить ее в виде ясной структуры, что помогает ее анализировать, генерировать новые идеи и запоминать, вырабатывать свой стиль,  делать мышление продуктивным.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологические карты для школьного питания (62 карты)

Технологическая карта № 1 Наименование кулинарного издел...

диагностические карты для учащихся 5-9 классов и индивидуальные диагностические карты для 10-11 классов ( английский язык)

к разработке данных карт привела необходимость быстрого контроля знаний и умений по критериям соответствующим требованиям к уровню подготовки учащихся.Пользуясь картами, можно быстро определить уров...

конспект к теме "Географическая карта. Многообразие карт"

примерный конспект для закрепления знаний по теме "Географическая карта. Мноообразие карт" к учебнику О.А.Климановой "География   Землеведение"...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Географическая карта. Цвета географической карты.

Это превый урок по теме: "Географическая карта", дети знакомятся с картой и её цветами, учатся по цвету определять форму рельефа....