Компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку

Работа посвящена раскрытию темы компетентсного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompetentnostnyy_podhod_v_obuchenii_-_stepanova_t.b.pptx94.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы. Учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ с. Чапаево Степановой Т.Б.

Слайд 2

инициативность, инновационность , мобильность, гибкость, динамизм конструктивность. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как:

Слайд 3

Компетентность в деле – это набор всего того, что позволяет человеку успешно справляться с этим делом. Это, конечно, знания, умения, навыки. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить .

Слайд 4

Компетентный – знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области. Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год)

Слайд 5

Ключевые или метапредметные компетенции; Общепредметные (базовые); Предметные компетенции ( компетенции по русскому языку и литературе: психолого-педагогическая (психологическая, педагогическая, методическая); личностная; самообразовательная (психологический, методический, лингвокоммуникативный , профессионально-прикладной компоненты ). В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:

Слайд 6

информационная – готовность к работе с информацией; коммуникативная – готовность к общению с другими людьми; кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми; проблемная – готовность к решению проблем. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения. Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:

Слайд 7

это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка:

Слайд 8

Языковая компетенция – способность обучающихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Этой цели служат разделы русского языка. Языковая компетенция

Слайд 9

Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки. Лингвистическая компетенция

Слайд 10

Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности . коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, где говорим, и, наконец, с какой целью. Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции. Все виды компетенции, сформированные у обучающихся, проявляются при сдаче ГИА и ЕГЭ . Коммуникативная компетентность

Слайд 11

Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает; Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем; Подготовку обучающихся к успеху в жизни; Повышает степень мотивации учения; Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни. Что даёт компетентностный подход ?

Слайд 12

Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным. Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни. Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста. Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике. Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов. В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха». Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств. Оценивать достижения обучающихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой. Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни . Учитель должен уметь:

Слайд 13

Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно; Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – его самые верные союзники; Компетентностный подход в обучении повышает мотивацию обучающихся. Учитель должен понимать:

Слайд 14

Компетентностный подход в обучении поможет развить личностные качества обучающихся: целеустремленность, ответственность, умение планировать и работать самостоятельно. Компетентностный подход в преподавании русского языка – это направленность на взаимосвязанное формирование и развитие: коммуникативной; языковой и лингвистической; культуроведческой компетенций. Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем: целесообразно шире использовать работу с текстом; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров; регулярно проводить многоаспектный анализ текста. Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС: работа с текстом : поиск информации и понимание прочитанного; работа с текстом : преобразование и интерпретация информации; работа с текстом : оценка информации . Алгоритм для комплексного анализа текста: 1 . Определение темы текста. 2. Определение основной мысли. 3. Подбор заголовка. 4. Определение завершенности текста. 5. Определение построения текста (логический порядок). 6. Определение грамматической связи предложений. 7. Определение типа текста. 8. Выделение конструктивных частей или абзацное членение текста. Вывод

Слайд 15

1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании //На сайте: http: // www.eidos.ru / journal /2005/0910-12.htm. 2. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2007. 3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. – 2003. - №10. 4. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2003. 5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. - №5. 6. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка.

Опыт работы по теме "Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка."...

Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка.

Статья   "Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка" ....

Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка.

Статья   "Компетентностный подход к обучению на уроках русского языка" ....

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из важных задач в работе  учителя  является развитие  реальных  учебных  возможностей учеников в процессе обучения. Для успешного решения ...

компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы

компетентностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы...

«Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»

laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»    Александр Пятигорский...

Метапредметный подход в обучении на уроках русского языка и литературы

Метапредметный подход в обучении  на уроках русского языка и литературы...