Система работы с обучающимися в проектной и исследовательской деятельности.
методическая разработка

Салимова Гузель Рависовна

Система работы с обучающимися в проектной и исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с обучающимися в проектной и исследовательской деятельности.

Цель:

Исследовать возможности применения проектной и исследовательской деятельности обучающихся на уроках иностранного языка для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся.

     Формирование учебно-познавательной компетентности обучающихся, невозможно средствами одной педагогической технологии. 

     Наиболее эффективно эту задачу можно решить, используя метод проектов. В основе проектной деятельности лежит целенаправленная научно-исследовательская работа, проводимая детско-взрослым коллективом по разрешению актуальной проблемы современного общества.

     Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, технологической.

     Реализация принципа активности в сложившихся условиях приобретает огромное значение. По моему мнению, развитие познавательной активности обучающихся возможно через организацию исследовательской деятельности, которая делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Если перед учеником встаёт проблема, она обязательно рождает любознательность, и у ребёнка при этом возникает потребность в осуществлении непосредственно исследовательской деятельности, где возникает познавательный интерес, ведущий к развитию познавательной активности. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, активно применяют новые информационные технологии, учатся сами планировать свою деятельность, что очень актуально в условиях современной жизни. Всё это заставляет обратить особое внимание на формирование у обучающихся исследовательских личностных навыков, в том числе и на уроках английского языка.

     Используя технологию метода проекта, прежде всего я вижу необходимость исследовательской деятельности учениками для развития компетенций ученика, для развития коммуникативных личностных качеств и помощи в выборе своей профессии в дальнейшей жизни. При работе над проектом формируются предпосылки для эффективного освоения учебно-познавательной компетенции. В ходе осуществления проектной деятельности у учащихся формируются знания и умения, предусмотренные образовательными стандартами.

     Исследовательский метод рассчитан на самостоятельность учеников. Деятельность же учителя состоит в подготовке заданий, которые бы обеспечивали творческое применение знаний, в осуществлении консультативной помощи и контроля. Вопрос о самостоятельной работе обучающихся исследуется многими отечественными и зарубежными психологами и педагогами, утверждающими, что возникновения мыслительной деятельности учеников во время объяснения учителя недостаточно - осознания материала не происходит. Путь к осознанию лежит через самостоятельную работу. Научные исследования показали, что ученики сохраняют в памяти: 10% из того, что читали, 20% из того, что слушали, 30%; из того, что наблюдали, 50% из того, что видели и слышали, 70% из того, что высказывали и обсуждали, 90% из того, что высказывали и практически выполняли.

     Наука и практика обучения не раз доказывала наличие индивидуальных различий в творческих способностях детей. Дифференциация учащихся в каждой возрастной групп по их творческому потенциалу достаточно значительна. Однако ориентация на "среднего" ученика до сих пор сохраняется. Накопленный теоретический материал пока недостаточно применяется в решении вопросов развития творческих способностей учащихся. Не вызывает сомнения тот факт, что творческая деятельность должна быть необходимой составляющей современного образования, так как перед каждым человеком в течение жизни встают не только повторяющиеся задачи, но и новые, неожиданные проблемы. Поэтому учащимся важно овладеть умением переноса способов деятельности, их преобразования соответственно новой ситуации, применения знаний в различных сферах.       Таким образом, ученик должен выступать активным участником процесса обучения, а не пассивным статистом.

     Одной из основных форм организации исследовательской деятельности в процессе обучения английскому языку является метод проектов.

     Метод проектов – это такая организация обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельного выполнения практических заданий. В курсе иностранного языка данный метод может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика. Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи (“My School” – Моя школа, “My City” – Мой город, “My Country” – моя страна). При обучении методом проектов, учитывая уровень знаний и активности обучающихся, подбираю тематику, обучаю ребят элементам проектной деятельности, часто использую на разных этапах урока уже готовые проекты, что так или иначе акцентирует внимание учеников на способах оформления проекта. С учётом научных рекомендаций и передового опыта учителей школ в ходе реализации в учебном процессе проектной методики соблюдаю следующие этапы работы: погружение в проект, организация деятельности, осуществление деятельности, презентация результатов.

      Несомненно, работа над проектом у учащихся с низким уровнем усвоения материала будет сводиться лишь к констатации фактов. Но и это не должно стать преградой в проектной деятельности. Попытка изложения своих мыслей (пусть даже слабая) способствует повышению творческого потенциала ученика. Главное - не ограничивать свободу мысли, дать волю фантазии ученика, при этом требуя научного обоснования всех идей.

    Презентации,  создаваемые учащимися, являются  продуктом проектной деятельности. Презентации могут быть предложены учителем в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний. При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика.

      Метод проектов - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Целью проектной деятельности является  понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

При использовании метода проектной технологии я ставлю следующие задачи:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

- умение критически мыслить

При использовании проектной технологии ученики:

  1. Ставят цели и сами их реализуют
  2. Учатся работать в группах
  3. Соотносят свои цели с задачами других
  4. Получают реальный продукт коллективной работы
  5. Проводят самооценку

Типология проектов:

  • По доминирующей деятельности (методу):
  • информационные,
  • практико-ориентированные,
  • творческие,
  • исследовательские,
  • игровые

По охвату предметно-содержательной области:

  • монопроект (в рамках одной области знания),
  • межпредметный,
  • надпредметный.

По форме организации:

  • Индивидуальные
  • Парные
  • Групповые

По продолжительности проведения:

  • Краткосрочный (несколько занятий)
  • Среднесрочный (от недели до месяца)
  • Долгосрочный (от месяца до нескольких месяцев)

Использование проектной технологии в работе требует от учителя серьезной подготовительной работы.

Этапы работы над проектом.

Содержание работы на этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовительный этап

а) выбор темы и целей проекта (через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т.д.)

б) определение количества участников проекта, состава группы

Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование работы

а) определение источников информации

б) планирование способов сбора и анализа информации

в) планирование итогового

продукта (формы представления результата)

Продукт:

– отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов)

– издание сборника, фильма, макета – организация конференции и т.д.

г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов

д) распределение обязанностей среди членов команды

Вырабатывают план действий.

Формулируют задачи.

Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач.

Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников.

Проводят исследования, решая промежуточные задачи

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Результаты или выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результата

Анализируют информацию. Оформляют результаты.

Наблюдает, советует

Представление готового продукта

Представление разнообразных форм результата работы.

Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Оценка процесса и результатов работы.

Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Сегодня презентация - это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета. Все это помогает создать эффективную презентацию результата проекта и обеспечивают успех. При разработке презентации учитывается, что презентация:

- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

- усиливает воздействие выступления.

     Метод проектов является одним из эффективных методов повышения мотивации, познавательного интереса учащихся. А также именно метод проектов помогает развивать у обучающихся учебно-познавательную компетентность.

Источники информации

  1. Беленкова, О. В. Исследовательская деятельность учащихся как механизм повышения качества образования. http://festival.1september.ru/articles/549265/
  2. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые пруды, 2006.
  3. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1997.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php

  1. Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.
  2. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам/ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2008. – 180с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...

Роль внеклассной работы по истории через проектную и исследовательскую деятельность - путь к становлению самодостаточной личности.

Данный творческий отчёт представлен на педагогическом совете с целью обобщения опыта работы по данному направлению....

«Развитие творческого потенциала обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность».

Материал из опыта работы по проектной деятельности на уроках иобразительного искусства....

Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования

Проект как творческая задача интеллектуального и практического характераПорядок выполнения проектовКритерии оценки проектаСтруктура творческого проекта...

Памятка обучающемуся по проектной или исследовательской деятельности

Заинтересовать и вовлечь детей в творческую деятельность, развивая мышление и логику, тем самым повысить их учебную мотивацию можно осуществить исследовательской деятельностью учащихся, на основе разр...