Популяризация чтения в школьной библиотеке.
статья

Дорофеева Лариса Викторовна

Традиционные формы и методы работы по привлечению читателей в школьную бмблиотеку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл populyarizatsiya_chteniya_v_shkolnoy_biblioteke.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Популяризация чтения в школьной библиотеке.

Все мы знаем, что книги играют огромную роль в становлении каждого человека. Книга открывает перед  ребенком  мир человеческих чувств, радостей и страданий, мыслей, поступков, характеров, воспитывает человечность и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника. В большей степени именно через книгу происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому. Чтение является базовым, главным учебным навыком. Оно предопределяет успешность обучения в дальнейшем, от него зависит интеллектуальное развитие человека.  Хочу поделиться своим видением,  как можно в сложившихся условиях, привлекать детей к чтению и воспитывать информационную культуру школьников.  

Не стану распространяться о том, как остро в настоящее время стоит проблема чтения, о причинах этого явления, вы всё прекрасно знаете.  Поговорим о традиционных методах, на мой взгляд, хорошо забытое старое, подчас бывает эффективнее, чем некоторое новое.

Думаю, первое, что,  требуется - это удобное, красивое помещение библиотеки, в которое детям захочется возвращаться вновь и вновь, в котором они будут чувствовать себя уютно и комфортно. В нашей школе самое уютное и красивое помещение, это читальный зал библиотеки, как раньше говорили, кабинет номер один в школе. Правда, существует и обратная сторона медали – это преизбыток желающих проводить в помещении библиотеки всевозможные мероприятия, но это очень важный момент, когда  библиотека ассоциируется  с прекрасным.

Второе условие - это  хороший книжный фонд. Мы знаем, как обстоят дела с финансированием, но неплохой книжный фонд можно иметь и за счет акций дарения. У нас в школе ежегодно проходят акции «Щедрая книга», благодаря чему, есть современная детская литература, конечно, при регулярном финансировании дела обстояли бы значительно лучше. Но и опускать руки тоже не стоит. Когда к акции подключаются классные руководители, родители, администрация школы, то в подарках, находятся книги, достойные пополнить фонд. На титульном листе книг для открытого доступа делаем запись: «Подарил школьной библиотеке Фамилия, имя, класс и учеб год». Думаю, это тоже побуждает читателей стать дарителями.

Третье условие -  это наше желание работать  именно по привлечению читателей, по воспитанию культуры чтения. Что это значит? Это,  когда  дети  чувствуют, что им всегда рады, двери библиотеки всегда открыты для них, библиотекарь всегда поможет, библиотекарь с удовольствием с ними будет общаться, библиотекарь хорошо разбирается  в литературе и ему есть, что предложить читателям. Как этого всего достичь, при нашей загруженности мероприятиями и бумажной работой я не знаю, знаю, что это то, к чему нужно стремиться, если мы хотим, что бы дети с желанием ходили в библиотеку.

 Все начинается с детства и идет из семьи. Семьи бывают разными, есть такие, у которых прекрасные домашние библиотеки, дети  любят читать, в них сохранены традиции семейного чтения.  Есть семьи, в которых совсем нет места книге. Большинство родителей хотят, что бы их дети выросли культурными, образованными, читающими людьми, но не знают, как этого добиться. Тут очень ценна, наша помощь. Мы им рассказываем о традициях семейного чтения, помогаем с выбором литературы для детей, даем методические рекомендации.  В библиотеке есть подборка материалов в помощь семейному чтению.  Я издаю буклеты, такие, как «15 причин читать книги», «Что бы ребенок любил читать», «Давайте читать детям слух». Эти буклеты с рекомендациями размещаю на сайте школы.

Традиционно, в первые дни сентября, проходят экскурсии в библиотеку для первоклассников, дети узнают, что в школе есть библиотека, в которой много интересных книг, нужно поскорее научиться читать и стать ее читателем.

 Запись в библиотеку проходит в торжественной обстановке в виде утренника «Посвящение в читатели». Сначала провожу шуточную викторину, на которой выясняется, что дети умеют читать, и знают детские книги, то есть  готовы стать читателями. Рассказываю кратко об истории возникновения книг и библиотек. Объясняю, как нужно обращаться с книгой, правила пользования библиотекой. Материал нагляден, в виде презентаций на большом экране.

С введением должности педагог-библиотекарь изменилась моя работа по пропаганде  библиотечно - библиографических знаний. Если раньше я вела библиотечные уроки бесплатно во всех классах, то теперь мне оплачивают часы  внеурочных занятий.  Для этого я разработала программы внеурочной деятельности и веду уроки по расписанию, в этом году в первых и во вторых классах.

В первых классах мы знакомимся с самыми популярными детскими писателями и их творчеством,  дети смотрят видеоролики с биографией писателя, аудио и видео ролики с произведениями, читаю детям вслух и мы обсуждаем увиденное и услышанное.  Приходят дети в первый класс и на вопрос : Ребята, каких детских писателей вы знаете, большинство отвечают ПУШКИН, заканчивая первый класс, они знают  более двадцати отечественных и зарубежных писателей, (по программе, я знакомлю их с творчеством 29-ти писателей), знают их произведения, различают  жанры детских книг, многие ребята становятся любителями чтения, постоянными пользователями  библиотеки.

 Во втором классе мы занимаемся по программе Гендиной Н.И. «Основы информационной культуры школьника», но надо признаться, что программа не совершенна, сейчас журналы заполняю по ней, но многие темы видоизменяю, для того, что бы детям было интересно, делаю их более информативными. В методических рекомендациях на каждый урок есть готовая презентация, что делает наглядным изучаемый материал, и облегчает проведение занятий.  

При подготовке массовых мероприятий всегда вспоминаю слова наших  преподавателей из АГИИК: «Помните, вы не массовики затейники, а библиотекари, вся воспитательная работа, организованная вами, должна вестись посредством книги». Несмотря на то, что, перед нами ставят множество задач, а читая  положение о БИЦ, можно подумать, что основные  задачи это противодействие экстремизму и защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью, все-таки это далеко не так.  Организовывая мероприятие, я в первую очередь думаю о том, какие книги буду предлагать для чтения его участникам, оформляю к каждому мероприятию книжную выставку.

 Для меня стала уже традиционной проектная форма работы в рамках летней профильной смены «Летнее чтение». Набираю ребят в группу  профильной смены, цель этих занятий повышать познавательный интерес и мотивацию учащихся к чтению и изучению художественной  литературы.

В ходе занятий, ребята  работают индивидуально и группами, знакомятся с содержанием книг, биографией авторов, читают критическую литературу. Дети учатся самостоятельно добывать информацию, перерабатывать ее, предоставлять в виде собственной презентации. Кроме того, учащиеся приобретают опыт работы в группе, у них формируется интерес к творчеству писателей, к художественной литературе в целом. Право выбора темы я оставляю за детьми. По результатам они подготавливают, какой либо продукт, и защищают его. Запомнилась работа, в которой сравнивались сонеты Шекспира в переводе разных авторов, презентация  рассказа  Роберта Шекли Абсолютное оружие. В основном для защиты дети делают виртуальные выставки и презентации. Времени на работу отводится не много  - неделя, поэтому качество работ не настолько высоко, что бы его показывать широкому кругу, но задача поставленная, достигается – ребята работают с книгами и другими источниками информации.

Хорошо в деле привлечения читателей зарекомендовала себя неделя детской книги, в рамках которой в школе проходят разнообразные мероприятия. Стараюсь охватить все классы с 1 по 9-е, хотя и трудно объять необъятное. Замечательные плакаты на тему «Читать – это модно» приготовили ученики 6-8 классов. Экспозиция иллюстраций к любимым книгам в читальном зале, плакаты в рекреации, рядом с библиотекой, дети просто приходят посмотреть на свои рисунки, рисунки друзей. А тут библиотекарь с интересными книгами, почему бы и не взять? У одного, возможно, полежит дома не открытая, а другой прибежит через три дня и спросит, есть ли еще книги этого автора или на похожую тему. По результатам недели награждаем лучших читателей, победителей конкурсов.

Традиционно каждый год в библиотеке проходят конкурсы чтецов, многие из чтецов активные читатели библиотеки.

Возможность пользоваться библиотекой ЛитРес подняла престиж библиотеки в подростковой среде и среди педагогов. Ценны и новинки художественной литературы и  опция заказывать книги дистанционно, не заходя в библиотеку, ведь пришли лично или заказали через интернет не принципиально, лишь бы читали.

Стараюсь как можно чаще  использовать очень важный приём для развития интереса к чтению. Это, как ни странно, чтение вслух. Мы читаем с детьми вслух сказки, рассказы, стихи. Иногда я начинаю читать и прошу продолжить детей, читаем по ролям.  После прочитанного следует обсуждение. Чтение вслух формирует культуру выражения чувств и умение слушать текст, что очень важно и вообще в жизни и для сдачи экзамена в дальнейшем на основе слушания текста. Эти уроки дают возможность формировать у учащихся интерес к чтению, учить логически выстраивать свои доводы, доказательно рассуждать, спорить.  

Выставка, как форма библиотечной работы для популяризации чтения тоже результативна. 80 % информации человек воспринимает с помощью зрения. Живое созерцание, т.е. наглядное восприятие, является началом всякого познания. Поэтому выставка способна наилучшим образом решать стоящие перед ней информационные задачи. Книжные выставки раскрывают  фонд библиотеки, привлекают внимание читателей, пробуждают интерес к книгам. Заметила, что,  даже просто разложив интересные книги на столе, повышается спрос на них. Дети, забежавшие просто так, за компанию, спрашивают: «а эти книжки можно брать»? И многие уходят с книгой.

Я очень надеюсь, что привитый с детства интерес к чтению никогда не исчезнет, ибо детство неизбежно уходит, а книги остаются с нами навсегда.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.

Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...

Работа школьной библиотеки по развитию интереса к чтению обучающихся.

Привитие интереса к чтению  путем библиотечного обслуживания...

Школьная библиотека- центр популяризации науки.

Среди новых форм продвижения литературы в последнее время все активнее заявляет о себе интерактивный плакат. Плакатов, созданных по мотивам книги, все больше и больше в Интернете. Зайдя на сервис Glog...

Реферат "Работа школьной библиотеки по организации семейного чтения"

Материал посвящен работе школьной библиотеки по организации семейного чтения....

Положение о школьной библиотеке, в приложении ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ школьной библиотекой

Настоящее Положение о библиотеке МОУ «СОШ №76 имени М.Г. Галицкого» является локальным нормативным актом школы, регулирующим взаимоотношения участников образовательных отношений: обучающих...