Повышение мотивации учебной деятельности
методическая разработка (9 класс)

Повышение мотивации учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_mo_osen_2018g._povyshenie_motivatsii.docx61.06 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение мотивации учебной деятельности за счёт нестандартных уроков.

«Все наши замыслы. Все наши цели превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», - писал В.Сухомлинский.

Сегодня современное общество как никогда заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко, креативно и творчески мыслить. Поэтому одной из важных особенностей работы учителя в условиях внедрения ФГОС второго поколения становится необходимость реализовать системно-деятельный подход к преподаванию. При таком походе главным в образовательном процессе является развитие у учащихся умений самостоятельного приобретения и применения знаний, решения актуальных проблем. Для того чтобы ученик не был ограничен только ролью «слушателя», «зрителя», что характерно для репродуктивного процесса обучения, учителю необходимо создавать условия для развития мышления (логического, ассоциативного, пространственного), творческого воображения, интуиции, умений думать, объяснять, доказывать свою точку зрения.

Нетрадиционные формы урока позволяют изменить позицию ученика в учебном                 процессе. Попадая в необычную ситуацию, ученик активнее сотрудничает с учителем и одноклассниками, при этом создается положительный эмоциональный фон, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Подобные уроки способствуют повышению интереса к предмету и к обучению в целом, позволяют создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизировать учебную деятельность, организовать различные формы общения, способствуют развитию критического мышления, обеспечивают надлежащий уровень формирования универсальных учебных действий (УУД), использовать возможности для развития монологической речи школьников.

Мотивация – это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

  Формированию мотивации учения  способствуют:

  •  включенность учеников в совместную учебную  деятельность в классе;
  •  построение отношений «учитель-ученик» не по  типу вторжения, на основе совета;
  •  занимательность, необычное изложение учебного  материала;
  •  использование познавательных игр, дискуссий и   споров;

      -   анализ жизненных ситуаций;

  •  развитие самостоятельности и самоконтроля   ученика.
  • А это невозможно достичь без инновационного обучения. Инновационная деятельность включает обновление содержания образования:  работа по новым программам, новым учебникам, обеспечивается разноуровневое обучение и внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий.
  • Нестандартные  формы урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке.

 Нестандартные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения, возможности свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения.

В нём активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при подготовке к традиционному уроку такую деятельность проявляет лишь учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий, раздаточного материала, обеспечение и т.п.), то во втором случае в значительной степени задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи), получают или набирают определённые задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.

  • Нестандартные формы урока - это возможность:
  •  развивать свои  творческие способности  и личностные качества,
  •  оценить роль знаний и увидеть их применение на практике,
  • ощутить взаимосвязь разных наук.
  • изменить позицию ученика в учебном процессе.
  • повысить интерес к  предмету и обучению в целом.

Нестандартность урока – это прежде всего  нестандартность его формы.

  • ролевые игры;
  •  урок-спектакль;
  •  исполнение сказочного сюжета;
  • смотр знаний;
  •  урок фантазирования;
  • урок-игра;
  •  деловая игра;
  • урок-зачет;
  •  урок – соревнование;
  •  урок-путешествие;
  •  уроки «погружения»;
  •  урок-КВН;
  •  урок-зачёт;
  • уроки-суды;
  •  урок - концерт;
  • урок -  семинар;
  •  урок - экскурсия;
  • урок театрализованный;
  •  урок – конкурс;
  •  интегрированный урок и др.

 Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков вошли те уроки, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

      Открытый урок – всегда  нестандартный  урок:

В своей практике я проводила много уроков в нестандартной форме, например:

-      урок – исследование «Петербург в изображении Достоевского» (по роману «Преступление и наказание») 10 класс;

  • Урок - защита проекта «Орфограммы в корнях слов» 6 класс;
  • Урок – концерт «Отговорила роща золотая…» ( по лирике С. Есенина) 7 класс;
  • Урок – погружение ( по творчеству М Цветаевой) 9 класс;
  • Театрализованный урок – «Его величество – числительное» 7 класс
  • Уроки с групповыми формами работы – «Дружба в жизни А.С.Пушкина» 8 класс

Вместе с тем нужно заметить, в выборе формы нестандартных уроков нужна мера. Если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятной, ученики привыкнут к таким необычным способам работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается.

Место нестандартных уроков определяется учителем в зависимости от конкретных условий, содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Девиз: занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока. 

Одной из главных целей в моей работе является воспитание интереса у учащихся к урокам русского языка и литературы. Как увлечь ребенка своим предметом так, чтобы он шел на урок с радостью, с жаждой познания нового? В результате поиска ответа на волнующий меня вопрос пришла к выводу, что интерес к урокам русского языка и литературы можно вызвать у детей нестандартностью подхода к содержанию в организации изучения предмета.

Я стараюсь как можно чаще использовать на своих уроках нестандартные задания, нестандартный раздаточный материал и наглядность. Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует искать творчески. При планировании нестандартных заданий учителю необходимо учитывать 4 уровня проявления активности учащихся: а) нулевой, б) относительно-активный, в) исполнительно-активный, г) творческий. Ведь иногда на уроках мы даем интересное задание, а для значительной части ребят оно бывает недоступно. Интерес мгновенно пропадает. Использую в повседневном уроке следующие приёмы:

  • создание проблемной ситуации;
  • нестандартный опрос;
  • вопросы дискуссионного характера;
  • мозговой штурм;
  • практикумы, мастерские;
  • экскурсии в прошлое…;
  • ролевые игры;
  • интегрированные уроки: русский язык – литература, литература – история, изобразительное искусство, музыка, театр, кино.
  • Интерес у ребят вызывают и учебно-поисковые задания, которые рассчитаны на “открытие” ими уже познанного, известного в науке. Такие задания должны быть с элементами занимательности.

Особо хочу остановиться на интегрированном уроке, где прослеживается межпредметная связь.

Межпредметные связи функционируют в процессе обучения как существенный фактор активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, который качественно преобразует все ее компоненты.

Повышение творческого потенциала межпредметных связей достигается путем обучения обобщенным способам познавательной деятельности, позволяющим решать новые задачи с опорой на общие ориентиры характерные для целого класса явлений.

Обобщенные понятия и действия при всей своей универсальности не должны утрачивать своего предметного смысла, иначе они превращаются в пустые абстракции, малопродуктивные в познании. Обобщенность знаний и способов действий, повышая активность и успешность деятельности, усиливает и ее познавательную мотивацию, особенно при решении творческих, нестандартных задач. У ученика возрастает интерес к собственному процессу мышления, к его операционной стороне.

«Открытия», которые делаются учениками при решении межпредметных познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности. В связи с этим повышается и ценность нового «межпредметного» вида познавательной деятельности, укрепляется потребность в ней.

Выдвижение перед учащимися учебных и познавательных задач при установлении межпредметных связей значительно активизирует познание. Такую задачу необходимо осознать и решить как межпредметную. Ученик должен установить связи между элементами, относящимися к разным предметным системам знаний. Это требует активной умственной деятельности, напряжения его памяти, мышления, эмоционально-волевых процессов, развития воображения и речи.

Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения, повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся. Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Такая перестройка с учетом межпредметных связей направлена формирование активной позиции ученика в процессе обучения, ибо она предусматривает реализацию единства образовательных, развивающих и воспитывающих функций обучения; единство идейно-теоретического, научно-мировоззренческого содержания обучения и активную учебно-познавательную деятельность учащихся.

Дидактические требования к межпредметному уроку.

1. Межпредметный урок должен иметь четко сформулированную учебно-познавательную задачу, для решения которой необходимо привлечение знаний из других предметов.

2. На межпредметном уроке должна быть обеспечена высокая активность учащихся по применению знаний из других предметов.

3. Осуществление межпредметных связей должно быть направлено на объяснение причинно-следственных связей, сущности изучаемых явлений.

4. Межпредметный урок должен содержать выводы мировоззренческого, обобщенного характера, опирающиеся на связь знаний из разных предметов. Учащиеся могут осознать объективность таких выводов, лишь убедившись в необходимости привлечения знаний из смежных предметов.

5. Межпредметный урок должен вызывать положительное отношение учащихся, возбуждать у них интерес к познанию связей между знаниями из разных курсов.

6. Межпредметный урок всегда должен быть нацелен на обобщение определенных разделов учебного материала смежных курсов. Поэтому целесообразно использовать различные формы организации обучения, обеспечивающие обобщающие функции межпредметных связей.

Итак, нестандартные формы урока - это не развлечение, а обучение, направленное на  развитие воображения, фантазии, эмоционально-образного мышления, личного отношения, что позволяет добиться высокого уровня творческой активности школьников, а творческий опыт, приобретённый в процессе учебной деятельности, будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные уроки как средство повышения мотивации учебной деятельности учащихся

Интеграции предметов гуманитарного цикла способствует развитию  у ребёнка эмоциональной сферы, его чувств, души. Думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого ...

Статья "Информационные подходы и технологии как фактор повышения мотивации учебной деятельности учащихся"

Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет  на  уроке  иностранного языка в этом смысле просто незаменимо:...

Статья "Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии"

Пути повышения мотивации учебной деятельности школьников на уроках химии...

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка

Способы повышения мотивации учебной деятельности на уроках английского языка...

Повышение мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка.

В статье выявляются причины низкой мотивации школьников. Систематизированы методы, приемы, способы повышения мотивационной сферы....

Урок-квест для повышения мотивации учебной деятельности учащихся

Урок-квест для повышения мотивации учебной деятельности учащихся...