Деятельность педагога-организатора
статья
специфика деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_deyatelnosti_pedagoga-organizatora.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Специфика деятельности педагога-организатора в условиях ФГОС».
Актуальность темы. В начале XXI века образовательная архитектура конкретного региона, города стала одним из важнейших объектов экспериментирования. Структура её формируется в зависимости от многих факторов, в том числе и от представлений о том, какая деятельность будет приоритетной внутри конкретного региона, какие кадры востребованы для его развития.
Потребность в людях, готовых к активному участию в созидательной деятельности, актуализирует проблему общественного воспитания как важной сферы социальной жизни. Субъектами системы общественного воспитания являются детские общественные объединения, которые получили поддержку и новый импульс к развитию в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Детское общественное объединение становится позитивно направленным благодаря специфической деятельности взрослых, организующих и направляющих стремления детей: общественников, волонтеров, руководителей объединений, вожатых, кураторов, наставников-инструкторов, активных членов и участников объединений. Взрослые стремятся содержательно заполнить досуговое время подростков, наполнить их жизнь смыслом и ценностями, воспитать, по выражению В. В. Зеньковского, «вкус к социальной деятельности». Это позволяет актуализировать проблему их профессиональной подготовки с учётом новых реалий и вызовов современности.
Цель исследования – изучить роль педагога-организатора в организации деятельности детских объединений и организации их досуга.
Задачи исследования:
1. Определить роль педагога-организатора в организации деятельности детских объединений.
2. Рассмотреть основные формы организации досуга детей.
3. Разработать программу взаимодействия педагога с детскими организациями
4. Проверить эффективность предложенной программы.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что применение специально разработанных программ в деятельности педагога организатора способствует более эффективной организации досуговой деятельности детей и эффективному взаимодействию и детскими организациями, способствует занятости, заинтересованности детей.
В ходе анализа публикаций, литературных источников, обобщения педагогического опыта, нами были выделены следующие теоретические положения:
1. Современная ситуация в развитии детского движения подводит к следующему выводу: подготовка кадров организаторов детского общественного объединения – не самоцель. Это жизненная потребность, продиктованная конкретными целями развития региона, запросами детского сообщества. По своей объективной природе, воспитательному, социальному, культурологическому потенциалу, сущностной характеристике, позиции взрослого и ребенка детские объединения остаются пространством особой социально-педагогической деятельности взрослого, к которой его необходимо готовить и в которой важно его профессионально сопровождать.
2. Проблема воспитания и обучения школьников является одной из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики. При этом особую значимость приобретает планирование как учебной, так и досуговой деятельности детей. На данном этапе развития общества на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. В процессе становления и развития личности ребенка наблюдается зависимость от окружающей среды, отмечается существенно воздействие личности педагога – организатора.
3. На основе анализа работ, мы выделяем три основных интегративных характеристики, которые формируют "идеальный тип" профессии педагог – организатор.
- Профессиональные специальные знания и опыт. Практическая деятельность профессионалов основана на абстрактном, теоретическом знании, которое приобретается в результате длительного обучения и подтверждается документально.
- Профессиональная этика. Деятельность профессионалов должна быть направлена на социально значимые цели, акцент делается на служении обществу.
- Профессиональная автономия в принятии решений, которые имеют непосредственное отношение к практике, содержанию образования, входу в профессию и исключению из нее.
Далее нами были проанализированы основные формы организации досуговой деятельности.
Установили, что сегодня существует достаточно большое разнообразие форм организации досуговой деятельности детей. Несмотря на существенные отличия, существуют и многочисленные сходные черты между ними.
Сегодня широкое распространение получили такие формы деятельности, как линейка, массовые спортивные мероприятия, праздники, концерты, и другое.
Линейка представляет собой одну из форм организации торжественных церемоний, при которых участники торжественно выстраиваются в ряд или шеренгу на площадке. При этом в центре образовавшейся площадки происходит определенное действо, представление. При этом характерной чертой является то, что выход на саму линейку имеет второстепенное значение, тогда как первоочередное значение имеет именно происходящее действие, сам процесс построения, который объединяет участников церемонии. При этом обязательно должен присутствовать ведущий линейки, который находится в центре внимания, выступающие. Они представляют свое выступление в виде монолога, рассказа, прочтения стихов, других действий. Обязательно должны присутствовать зрители, а также исполнители различных ритуальных действий.
Спектакль представляет собой представление, которое подразумевает демонстрацию перед зрителями определенного сценического образа, актерского мастерства, игры. Существует большое разнообразие спектаклей. В последние годы широкое распространение получил «рождественский спектакль». Важно присутствие здесь актеров и зрителей. В основе выступления заложен определенный сюжет, который характеризуется вхождением, проигрыванием роли, наличием кульминационного момента, развязкой.
Спортивное соревнование представляет собой форму спортивной деятельности, в которой принимает участие несколько участников, демонстрирующих свои физические качества, двигательные или танцевальные навыки. При этом обязательно проявляется конкуренция за лидерство, победу. Важно то, что для проведения соревнования нужны участники, конкурирующие между собой, зрители, судьи.
Концерт представляет собой публичное исполнение на сцене различных музыкальных произведений, которые зачастую сочетаются с хореографическими приемами, танцами, постановочными номерами. Для осуществления такого представления требуются участники концерта, зрители. В качестве концерта могут рассматриваться и театрализованные постановки, различные миниатюры.
Наиболее значимым элементом концерта как воспитательного вида деятельности, является наличие определенного характера взаимоотношений между участниками, общность интересов. Отличие от спектакля состоит в том, что, в спектакле все действия осуществляются согласно заранее разработанному алгоритму, тогда как концерт является более импровизированным средством выражения творческой активности. При этом, концерт также может иметь заранее прописанный сценарий, предопределяющий ход событий.
Просмотр кино — видео- , телефильма, спектакля — представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами.
Лекция (публичное выступление) — представление, демонстрирующее в виде монолога совокупность взглядов по какому-либо вопросу.
Митинг — собрание для обсуждения каких-либо значимых вопросов, предполагающее демонстрацию взглядов в виде устных монологических выступлений отдельных ораторов. Торжественное собрание, по сути своей, близко к митингу, отличаясь от последнего характером действия и тем, что оно проводится, как правило, в зрительном зале.
Диспут — специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).
Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива)- специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. М.В. Кларин предлагает различать следующие разновидности дискуссии: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание»]. Не вызывает сомнений предложение А.Г. Кирпичника считать частным случаем дискуссии собрание коллектива.
Защита проектов — представление в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты. Достаточно популярной является такая разновидность этой формы как «Защита фантастических проектов». Функции участников взаимодействия: ведущий, зритель-коммуникатор, демонстратор. Защите проектов обязательно предшествует такая форма как подготовка к представлению — придумывание, разработка и оформление проекта.
В ходе выполнения исследовательской деятельности, нами проводится организация досуговой деятельности детей на примере защиты проектов. Результаты находятся в стадии обработки и будут представлены позже. Исследование направлено на оценку эффективности проектного метода.
В основу исследования положено предположение о том, что проектная деятельность подразумевает представление на обсуждение результатов собственных исследований, разработок. При этом учащиеся заранее получают задание, на основании которого ведется подготовка, оформление проекта. Представить его можно в любом виде. Это могут быть плакаты, устные выступления, прочтение лекции, мультимедийная компьютерная презентация. Для представления проекта от учащихся требуется предварительная экспериментальная деятельность.
Под экспериментом подразумевают метод познания, позволяющий в искусственно контролируемых условиях воссоздать и воспроизвести явления окружающей реальности. Отличается от наблюдения тем, что подразумевает необходимость применения активных действий, проведения определенных манипуляций с исследуемым объектом. Проведению любого эксперимента всегда предшествует изучение теории. Затем, на основании полученных теоретических знаний, школьник уже имеет возможность осмыслить и продумать интересующие его вопросы, образуется определенный спектр интересов, которые позволяет четко выделить интересующие вопросы, осмыслить проблематику исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора
Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...
Методические рекомендации по написанию программы деятельности педагога-организатора
Программа деятельности педагога-организатора - это локальный акт, в котором отражена вся профессиональная деятельность педагога-организатора в соответствии с функциональными обязанностями. Нормативног...
Деятельность педагога – организатора на примере МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» Л.Ф. Речкина.
Важной особенностью деятельности педагога-организатора является обеспечение детей и обучающейся молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и с...
Деятельность педагога-организатора в детском творческом коллективе
В данном методическом пособии представлен новый подход к деятельности педагога-организатора системы дополнительного образования, который способствует: формированию современного, цело...
Аналитическая справка, отражающая совокупность результатов практической деятельности педагога-организатора
Результаты практической деятельности педагога-организатора...
Роль планирования в деятельности педагога-организатора
Педагог-организатор в современных условиях должен уметь грамотно проектировать, моделировать, прогнозировать и планировать воспитательную деятельность с детьми, учитывать в своей работе воспи...
План результативной профессиональной деятельности педагога-организатора Гиниятовой Гульнары Максумовны
Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия№Тема, класс (группа, курс)Уровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень)Вид, ...