Доклад учителя Шарый-оол С.А.
презентация к уроку

Презентация доклада

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наука - дело нелёгкое. Наука пригодна лишь для сильных умов. Мишель Де Монтень

Слайд 2

Самостоятельность??? проблема!!!

Слайд 3

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л.Н.Толстой

Слайд 4

Мониторинг учебных навыков учащихся 5 , 7 и 9 классов Учитель Шарый-оол Саяна Александровна

Слайд 5

Мониторинг отношения к учебному процессу Учитель Шарый-оол Саяна Александровна

Слайд 6

Мониторинг отношения к учителю Учитель Шарый-оол Саяна Александровна

Слайд 7

Самостоятельная работа на уроках математики как одна из форм развивающего обучения.

Слайд 8

Цели: -формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций; -развитие и тренинг творческого мышления; -стимулирование интереса к познавательной деятельности учащихся, активности, самостоятельности, упорства в достижении цели; -регулярный контроль за успеваемостью учащихся по предмету.

Слайд 9

Самостоятельная работа

Слайд 10

Задачи: -разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке; -совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся; -осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Слайд 11

Устают и изнемогают не от того, что много работают, а от того, что плохо организуют свою деятельность. Н.Е.Введенский

Слайд 12

Методы Средства Приёмы устный Словесно- графический наглядный практический Карточки для устной работы, таблицы, учебники Чертёжные, измерительные и вычислительные инструменты Таблицы, схемы, модели фигур, учебники, справочная литература Описания работ, инструкции, проекты, учебники Практические и лабораторные работы, создание проектов Работа с перфокартами, по образцу, по алгоритму, работа с моделями , творческие работы Построение и чтение графиков, построение фигур и работа с ними Фронтальный опрос, устные контрольные работы

Слайд 13

Виды самостоятельных работ По дидактическим целям По уровню самостоятельности По степени индивидуальности По источнику и методу приобретения знаний По форме выполнения По месту выполнения Обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контролирующие Репродуктивные, эвристические, Исследовательские, реконструктивно- вариативные Общеклассные, групповые, индивидуальные Работа с книгой, решение и составление задач, лабораторные и практические работы, подготовка докладов, рефератов Устные, письменные, тесты Классные, домашние

Слайд 14

методы виды Контроль теоретических знаний Контроль формирования практических умений и навыков Письменно- практическая работа тестирование предварительный текущий периодический итоговый

Слайд 15

Формы контроля По способу предъявления По числу проверяемых По месту проведения По степени дифференцируемости оценки По объёму контролируемого материала По характеру предъявляемых заданий Письменный, устный Индивидуальный, групповой, фронтальный В классе или дома Дифференцируемый или не дифференцируемый Итоговый или промежуточный Вопросы, схемы, таблицы, работа с печатными средствами, работа над ошибками

Слайд 16

Выводы: -одним из путей развития творческой активности учащихся является организованная система работ; -систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества подготовки школьников; -связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач; -контроль за выполнением работ содействует организации тематического учёта знаний, помогает мобилизовать деятельность, способствует развитию мышления школьников.



Предварительный просмотр:

«Геометрия тувинской юрты»

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………2-3
  2. Основная часть
  1. Войлочная юрта – кидис ог…………………………………………..3-4
  2. Строение юрты……………………………………………………….4 - 6

2.3. Внутреннее убранство юрты…………………………………………….6 -8

3. Тос - чадыр…………………………………………………………………..8

            III. Заключение…………………………………………………………. .…...8-9

IV. Список литературы……………………………………. ……………......10

 

«Геометрия тувинской юрты»

I.Введение

 «Окружающий нас мир – это мир геометрии чистой, истинной, безупречной в наших глазах. Все вокруг – геометрия…»  Ле Корбюзье.

Геометрия – это наука, которая изучает плоские и  пространственные фигуры и их свойства. Кое-кто, возможно, считает, что различные замысловатые линии, фигуры, поверхности можно встретить только в книгах учёных-математиков. Однако стоит осмотреться, и мы увидим, что многие предметы имеют форму, похожую на уже знакомые нам геометрические фигуры.  Оказывается их очень много. Просто мы их не всегда замечаем.  

В современной архитектуре используются самые разные геометрические формы.  Многие жилые дома, общественные здания украшаются колоннами. Геометрические фигуры различной формы можно узнать и в других замечательных сооружениях.

А сколько геометрических фигур можно найти в конструкциях национального  жилища тувинского народа в юрте? Этот вопрос явился мотивом для начала исследования. В летние каникулы отдыхал я в чабанской стоянке и жил в юрте войлочной. И даже помогал при установке и разборке юрты.

 Жилище и человек, жилище для человека... Эта тема касается каждого. Она вечна и не утратит актуальности, пока живет человек, она — всегда нова, хотя корнями уходит в глубочайшую древность. Поэтому я  решил найти сходство между геометрическими телами и национальными жилищами тувинского народа и установить между ними соответствие.

Тема моей исследовательской работы: геометрия тувинской юрты. Объектом исследования стали геометрические тела и поверхности.

Предмет исследования: национальные типы жилья и их конструкции.

Цель моей работы: исследовать какие геометрические фигуры, объемные тела встречаются в конструкциях  тувинской юрты.

Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

- изучить использование геометрических тел и фигур в практической деятельности человека;

-изучить строение юрты и тос - чадыр, имеющих форму геометрических фигур и объемных тел;

- установить соответствия между геометрическими телами, поверхностями и   юртой.

Гипотеза: Внешняя форма жилищ у многих народов принимает  форму простых геометрических тел - куба, конуса, пирамиды и других - независимо от культурных связей и форм хозяйственной деятельности.

Методы исследования:

 - изучение и анализ литературы по данной теме исследования;

- беседа с чабанами;

-  опрос  одноклассников;

- сравнение и обобщение (общие выводы).

Структурно   работа  состоит из    введения, основной части, заключения, списка использованной литературы .

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты нашей работы могут быть использованы как дополнительная информация учителями и учениками  на уроках.

2.. Войлочная юрта (кидис ог) – одно из выдающихся творений мудрости древних народов Центральной Азии, занимавшихся скотоводством, самое приспособленное к требованиям кочевого уклада жизни и пригодное для   обитания людей жилище. Современные исследования   доказали, что юрта – жилище, диктующее своим хозяевам бережное отношение    к окружающей среде, экологически самое   безопасное и чистое жилище.

 Юрта — переносное каркасное жилище (цилиндрической формы с куполообразной крышей или крышей в форме усеченного конуса) у кочевников, покрытое войлоком. Юрта полностью удовлетворяет потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах, лошадях или автомашине, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и холод. Отверстие на вершине купола служит для дневного освещения и позволяет легко пользоваться очагом. Юрта и поныне используется животноводами  КазахстанаКыргызстана  и Монголии. Наиболее общим значением общетюркского слова «jurt» является «народ», «Родина».  На тувинском языке «Ог»  - юрта, при добавлении «-буле» составит слово «семья».

3. Строение юрты.

Установка юрты начинается с дверной коробки, которая имеет форму прямоугольника.  Решетчатые стенки   хана ставят кольцом, а сверху к ним крепятся жерди (ынаа), образующие коническую крышу. Основу жилища составляет хана – складываемый решетчатый остов из нескольких звеньев, каждое из которых состоит из 34, 36, 38, 40 крестообразно сложенных и скрепленных кожаными    ремешками тонких деревянных палок.  Размер юрты зависит от количества хана. Юрта из 4 хана самая маленькая. Обычно их 6, но может быть еще больше до -12.

В одном хана имеются 12 верхушек и содержатся 87 ромбов, 48 треугольников. Диаметр юрты зависит от количества хана. Стандартные юрты имеют 6 хана.  С диаметром примерно 6 метров. Площадь такой юрты 28 кв.м., длина окружности (вокруг юрты) – 18 м.

При сборке юрты хана устанавливают от двери на лево. При сборке крыши юрты используются заостренные палки из таволги – ынаа (жерди), прикрепленные между верхушками хана и хараача (дымовое отверствие) и там образуются 76 равнобедренных треугольников.

Остов крыши увенчивает круглое дымовое отверстие хараача, расположенная в куполе юрты представляет собой обод, с внешней стороны которого сделаны отверстия для вставки острых концов ынаа. Хараача имеет крестовину из прутьев (по 3 прута параллельно), поставленную куполообразно. Её назначение – удерживать кошемную покрышку, которое закрывают дымовое отверствие  от дождя и снега.

В хараача имеются следующие геометрические фигуры: окружность, круговой сектор,  круговое кольцо, дуги.

Стыки звеньев решетки связываются волосяной веревкой, затем все стенки стягиваются волосяным поясом -   иштики кур -  внутренний пояс. Этот пояс оказывается после покрытия войлоком всего остова  между решеткой и войлоком, почему и получил свое название.  Снаружи поверх войлока опоясывается 2-4 поясами даштыкы кур -   наружный пояс, изготовленными из 3-4-х сложенными в ряд волосяных веревок. Поверх войлока укладывается материя, защищающая войлок от дождя и снега. Тканью    обычно служит презент, он обвязывается веревкой.[3]

Готовый остов юрты покрывали несколькими кусками войлока стандартной формы и размера .Четыре из низ шли на решетку и назывались туурга, остальные дээвиир – на крышу. Войлок стягивают вокруг остова шерстяными поясами.[2]

 Дверь, обычно обращенную на восток, делали деревянной либо ею служил прямоугольный кусок войлока, подвешенный сверху над входом. Войлочная покрышка, прикрывающее отверстие для дыма, имеет на конце веревку. С ее помощью регулируется вентиляция, а при непогоде и ни ночь отверстие закрывают.  В летнюю жару приподнимают нижнюю часть войлочных покрышек, обнажая решетки стен. Это тоже усиливает вентиляцию.

Пол был земляной, застилался войлоком или шкурами.

При установке юрты ее обязательно обвязывали веревками из конского волоса в виде широкой ленты  - бузу. Летом, например, стены ставят выше, крыша от этого становится круче, что лучше предохраняет юрту от дождя. Зимой, наоборот, решетки раздвигают больше, стены становятся ниже, а крыша - более сферической, что делает юрту теплее и устойчивей при ветрах.

Центр юрты – очагдля приготовления пищи, огонь очага обогревает и освещает юрту. Вокруг очага протекала вся жизнь семьи кочевника.[1]

4. Внутреннее убранство юрты

У кочевников-тувинцев издавна сложился определенный комплекс бытовых вещей, состоящий из мягких и жестких предметов. В условиях частого передвижения эти предметы, как и само войлочное жилище, приобрели устойчивость в форме, размерах, материале и весе, занимая в юрте определенное место.

Тувинская юрта делится на определенные части и не имеет перегородок. Правая от входа сторона считалась «женской». Здесь, почти у самой двери, находилась кухня. Левая сторона считалась «мужской». Недалеко от двери лежали седла, сбруя, здесь же  держался скот молодняк в холодное время года. Напротив входа за очагом находился почетный угол  - дѲр, где принимали гостей и сидел хозяин юрты. Это разделение сохраняется и сейчас.[2]

Утварь в тувинских жилищах была приспособлена к перекочевкам. Она состояла из кухонной деревянной полки, кровати, шкафчиков со створками или с выдвижными ящиками для хранения различных мелких вещей и ценностей, низкого деревянного столика,  деревянных кадок или кожаных больших сосудов для хранения кислого молока, ступка для размельчения зерна, котлов разных размеров и прочее. Стены юрты используются для подвешивания вещей, главным образом войлочных и матерчатых мешочков с солью, чаем и посудой, засушенных желудков и кишок, наполненных маслом. Чугунные котлы различных размеров для варки мяса, чая, перегонки кислого молока в араку, ручная каменная мельница, а также деревянные чашки, ложки, блюда, кожаные и войлочные мешки для хранения продуктов и посуды дополняют перечень домашней утвари.[3]

Мебель располагалась по кругу у решетчатых стен в определенном порядке.  Направо от входа помещался YлгYYр – деревянные полки или шкаф для кухонной посуды, за которым стоял деревянный сундук  - аптара. К нему примыкала кровать хозяев юрты. За изголовьем кровати по кругу устанавливались другие деревянные аптара. Возле них, посередине юрты у стенки, напротив двери находился бурган ширээзи – маленький домашний ламаистский алтарь с изображением бурганов. За ним сразу же стояли еще несколько сундуков-ящиков, а дальше лежали сложенные в кучу шубы, одеяла и прочее. Затем кожаные сумины с различным содержимым – чYък. Завершалась обстановка вешалкой  - чиргыраа из ствола дерева с сучками, на которую вешали узды, арканы, седло и прочее. Здесь же стояли сосуды для заквашивания молока  - доскаар или кѲгээр. Рядом у самой стенки в холодное время размещали новорожденных ягнят. [5]

Тувинская юрта не может считаться полной в отношении обстановки, если в ней нет войлочных ковров ширтек. На земляной пол расстилаются белые простеганные трапециевидные по форме ширтеки. Их бывает от 2 до 3штук: в передней части юрты, с левой стороны, у кровати. В настоящее время некоторые используют деревянный пол.

Там, где находился котел для варки пищи и другие кухонные принадлежности, лежали дрова. Хозяйка юрты сидела у огня, рядом с YлгYYрем. Место у аптары, стоящей в ногах постели, предназначалась маленьким детям. Около кровати, у изголовья, сидел хозяин. Это было его постоянное место. Здесь стоял чайник с чаем и лежал камешек, о который хозяин выбивал свою трубку. Место сыновей находилось в восточной части юрты между главной аптарой и кроватью хозяев. Самые почетные и уважаемые гости сидели у аптара. Менее знатным гостям предназначалось место у чYъка.

Передние стенки аптара были обязательно расписаны красочным орнаментом. Эти узоры служили главным украшением тусклого интерьера жилища, освещаемого солнцем лишь через дымовое отверстие или костром очага. Самое ценное имущество хранилось в аптара. Для почетных гостей имелись специальные небольшие войлочные коврики – олбук, декорированные цветными аппликациями.   В целом количество утвари было невелико. Но это были отобранные веками и наиболее необходимые и рациональные для кочевого быта вещи.

Жилищем тоджинских тувинцев является тос-чадыр.

Тос - чадыр— конический шалаш из жердей, покрываемый оленьими шкурами; форма жилища у тоджинцев.  Диаметр тос-чадыр в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров

III. Заключение

В результате работы над темой я  узнал, какие геометрические фигуры и тела окружают нас, и убедился, сколько самых разнообразных геометрических тел и поверхностей использует человек в своей деятельности, например при строительстве национальных жилищ. Пользуются ими не из простой любви к интересным геометрическим фигурам, а потому что свойства этих геометрических тел и поверхностей позволяют с наибольшей простотой решать разнообразные технические задачи. В ходе исследования я изучил конструкции тувинской юрты и установил соответствия с геометрическими формами.

Для того чтобы убедиться в правильности своих выводов, я решил провести опрос у восьмиклассников и сравнить свои результаты с ответами одноклассников. Учащимся школы были предложены  следующие вопросы по рис.

1. Как называются пронумерованные предметы и  на какие геометрические фигуры похожи?

2.  Назовите  свою национальность и название вашего национального          жилища.

3.  Какую форму имеет дом, в котором вы сейчас проживаете (подчеркните)

 1) параллелепипеда  2) шара 3) куба 4) пирамиды 5) конуса   6)цилиндра 7) призмы

4.  Знаете ли вы, какую форму имеет  жилище  народов вашей национальности? Если да, то подчеркните:

1) коническую     2) цилиндрическую     3) сферическую   4) форму параллелепипеда

5. Считаете ли вы, что многие типы жилищ имеют геометрическую форму (подчеркните)        1) да      2) нет

Проанализировав и сопоставив полученные результаты  пришел к выводу о том, что между геометрическими телами и строением юрты существуют следующие соответствия:

  1. «цилиндр + усеченный конус»   -    «юрта».

                                                 

  1. «Конус» - «Тос - чадыр».

0_cfb9_19027d71_XL.jpeg

                                     

Вот, оказывается, какое многообразие форм. И каждая форма не случайна. Все зависит от времени постройки, от климатических условий, культуры, традиций того или иного народа. Следует отметить, что до  начала работы над темой, я не замечал или мало задумывался о геометрии окружающего нас мира. Теперь пришел к выводу, что геометрия встречается в нашей жизни на каждом шагу и играет большую роль. Она нужна не только для того, чтобы называть части строений или формы окружающего нас мира. С помощью геометрии мы можем решить многие задачи, ответить на многие вопросы.      

Список использованной литературы:

  1. Аракчаа, Л.Д. Солнечные лучи как определитель времени в юрте //   Тезисы и материалы Конгресса национальных систем образования «Юрта  - традиционное жилище кочевых народов Азии». – Кызыл, 2004. -    С.133-134.
  2. Биче-оол, С.М. Юрта  - пространство женщины и семьи    // Тезисы и материалы Конгресса национальных систем образования «Юрта  - традиционное жилище кочевых народов Азии». – Кызыл, 2004. –С.134-137.
  3. Жилище и убранство // Иллюстрированная этнография Тувы. –Абакан: ООО «Журналист», 2009. – С. 38-48.
  4. Монгуш, О.   Тепло милой юрты //   Сокровища культуры Тувы. – М., 2006. -   С.134-143.
  5. Мурыгина Г. Юрта  - древняя и молодая // Тув. правда. – 2012. – 18 авг. - №88. – С.1-2.
  6. Оюн, Л.М. Юрта  - великий дар предков // Башкы. -   2012. -   №1. -     С.   20-23.  
  7. Юрта  - модель мироздания// Девять драгоценностей: по итогам проекта «Тосэртине»: фотоальбом. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2011. – С.106-108.
  8. http://etnolog.ru/
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Дус-Дагская средняя общеоброзовательная школа Овюрского кожууга» Республики Тыва

Исследовательский проект на тему

«Геометрия
тувинской юрты»

Выполнил ученик 10 класса

Сюрюн Ангыр

Руководитель: Шарый-оол С.А..

 учитель математики

Дус-Даг  2020



Предварительный просмотр:

Урок математики

6 класс

Тема: «Умножение и деление обыкновенных дробей».

Цель: систематизировать знания и умения учащихся, связанные с умножением и делением обыкновенных дробей. Упрочить знания слабоуспевающих учеников, упрочить и расширить знания среднеуспевающих школьников, расширить и углубить знания хорошо и отлично успевающих учащихся.

Ход урока.

I. Работа с классом.

Устные задания (условия записаны на доске).

  1. Исключить лишнее число

а) ; 0,25; 25%;                 Ответ: .

б) ; ; ; ; ; ;          Ответ: .

в) ; ; ;                          Ответ: .

2. Как, используя распределительное свойство умножения, можно быстро сосчитать?

а) 2*7                Ответ: (2+)*7=2*7+*7=14+=14=14.

б) 3*5                 Ответ: 15.

3. Решить задачу.

I вариант.

Белые журавли устраивают свои гнезда только в Якутии и на Оби. В Якутии их на 20% больше, чем на Оби, от общего числа белых журавлей, сохранившихся в природе. Сколько белых журавлей сохранилось в природе, если в Якутии на 60 особей больше, чем на Оби?

20%=0,2;

60:=300 (журавлей).

Ответ: 300.

II вариант

Куколки бабочек выносят температуру 60 холода, что составляет  температуры, которую выдерживают бабочки, и  температуры, которую выдерживают гусеницы бабочек. Определить, сколько градусов холода выдерживают бабочки и их гусеницы?

6:=90 (бабочки);

6:=450 (гусеницы).

Ответ: 90 и 450.

Письменная работа (задания на доске).

1. Слово зашифровано примером. Порядок действий — порядок букв в слове. Решаем у доски «эстафетой» (выходить к доске по 1 человеку, одно действие – один человек).

I вариант.

к

а

д

ю

у

м

з

я

о

ж

а

е

Решение:  

1)  - а;

2)  - к;

3)  - у;

4)  - з;

5)  - м;

6)  - а.

Ответ: акузма.

а

м

к

а

я

е

т

ю

н

о

п

м

II вариант

Решение:  

1)  - м;

2)  - а;

3)  - т;

4)  - е;

5)  - м;

6)  - а.

Ответ: матема.

Историческая справка (дает учитель).

Акузма – священное изречение.

Матема – учение, знания, полученные через размышления.

V век. Древняя Греция.

Древние греки знали 4 матема:

  1. учение о числах (арифметика);
  2. теория музыки (гармония);
  3. учение о фигурах и измерениях (геометрия);
  4. астрономия и астрология.

В это время было 2 направления в науке. Первое возглавлял Пифагор, второе – Гиппас Метапонтский.

Пифагор считал, что знания – это священное писание, а наука – дело тайное, только для посвященных. Никто не имеет права делиться своими открытиями с посторонними. Пифагор и его ученики назывались акузматиками.

Гиппас Метапонтский считал, что матема доступна всем, кто способен к продуктивным размышлениям, и называл себя и своих учеников математиками.

Победило второе направление.

Так в V веке возникло слово «математика».

2. Решить уравнение (решает 1 ученик на доске).

Решение.

;

;

;

;

.

Ответ: x=5.

II. Работа по группам.

1 группа – слабоуспевающие учащиеся

2 группа – среднеуспевающие школьники

3 группа – хорошо и отлично успевающие ученики

Задания на карточках для 1 группы.

Решить уравнения

1)                         Ответ: ;

2)                 Ответ: ;

3)                 Ответ: 3;

4)         Ответ: .

Ученики самостоятельно решают уравнения на двойных листочках с копиркой. Один листок сдают учителю, а по другому проверяют свое решение. Решение с помощью кодоскопа проецируется на экран в конце урока учителем, чтобы каждый ученик мог проверить работу сам.

Ученикам 2 группы и 3 группы предлагается решить текстовую задачу уравнением. Условие задачи записано на доске. Задачу решают под руководством учителя.

Задача. Лошадь съедает 1 воз сена за месяц, коза за 2 месяца, овца за три месяца. Месяц – 30 дней. За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена?

Вопрос ученикам: Воз сена – это сколько? (какое-то определенное количество, т.е. 1 – все сено)

Решение.

Пусть за х дней съедят все сено, тогда за 1 день вместе животные съедят  часть сена;  часть сена съест лошадь за 1 день;  часть сена съест коза за 1 день;  часть сена съест овца за 1 день;  часть сена съедят вместе за 1 день. Так как животные в 1 день съедают вместе одно и то же количество сена, то составим уравнение:

=.

Ответ:  дня.

2 группа учеников получает карточки с заданиями и двойные листочки с копиркой. Проверка решений уравнений с помощью кодоскопа в конце урока. Один листок сдают учителю, а по второму сами проверяют.

Решить уравнения:

1)                         Ответ: ;

2)                         Ответ: ;

3)                 Ответ: ;

4)         Ответ: .

Представьте в виде дроби выражение .        Ответ: .

3 группа учеников получает карточки с заданиями и двойные листочки с копиркой. Проверка решений аналогична.

Решить уравнения:

1) =                Ответ: ;

2)         Ответ: ;

3)                         Ответ: ;

4)                 Ответ: 3.

Представьте в виде дроби выражение .        Ответ: .

III. Заключение.

Проверка решений самостоятельных заданий. Разбор ошибок.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дус-Дагская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна»

«Проектная деятельность обучающихся 5-6 классов в условиях реализации программы внеурочной деятельности «Знакомимся с историей, культурой и языком математики».

Шарый-оол Саяна Александровна

Учитель математики

Первой категории

МБОУ «Дус-Дагская

СОШ Овюрского кожууна»

Дус-Даг, 2016г.

Внеурочная деятельность, согласно п.13 ФГОС Требования к основной образовательной программе основного общего образования, является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Общекультурное направление внеурочной деятельности является содержательным ориентиром программы «Знакомимся с историей, культурой и языком математики».

Программа «Знакомимся с историей, культурой и языком математики», прежде всего связана с программой формирования универсальных учебных действий, программой отдельных учебных предметов, программой воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. Реализация программы позволяет решать задачи освоения таких междисциплинарных учебных программ, как «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Программа предполагает реализацию мировоззренческих и развивающих целей освоения курса математики с помощью таких видов деятельности обучающихся как познавательная, художественное творчество, социальное творчество, игровая.

Программа построена на основе принципа модульности, что позволяет реализовать вариативность видов внеурочной деятельности школьников и обеспечить инвариантность ее содержания и структуры.

Каждый модуль направлен на решение учебно-познавательных и учебно-практических задач: осмысления сущности математических понятий и объектов математики; формирования ценностного отношения к математическому знанию; самостоятельного приобретения, переноса, интеграции знаний; развития навыков сотрудничества, коммуникации, самоорганизации и рефлексии. Это позволяет сохранять направленность интегрирующих дидактических целей модулей на достижение комплексной дидактической цели и программы и обеспечивать альтернативность выбора модулей при освоении курса в условиях разнообразия методов и форм организации учебной деятельности школьников.

Модуль 1. «Работа научного общества учащихся по исследованию истории математики»

Модуль 2. «Художественная реконструкция истории развития языка и методов арифметики»

Модуль 3. «Занятия в школьном интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?»»

Модуль 4. Подготовка и проведение общешкольной декады математики»

Модуль 5. «Подготовка мультфильма о развитии языка и методов арифметики»

В рамках апробации данной программы, в 2014-2015 учебном году, были выбраны два направления:

- «Работа научного общества учащихся по исследованию истории математики»

Цель настоящего доклада   - представить  опыт организации проектной деятельности учащихся 5-6 классов.

В работе научного общества учащихся выделено три основных учебных элемента:

- Введение в проектную деятельность;

- Разработка содержания индивидуальных проектных работ по изучению вопросов истории математики;

- Презентации результатов выполнения проектного задания. Защиты проектов.

Если говорить о формах организации внеурочной деятельности, использованных в работе, то были организованы такие формы проведения занятий как:

- Кружковое занятие в аудитории

- Кружковое занятие в библиотеке

- Кружковое занятие в аудитории (работа с интернет-ресурсами)

- Индивидуальные и групповые консультации.

На первом  занятии по «Введение в проектную деятельность» я объясняю ребятам, что  представляет собой  научное исследование, научно-исследовательский проект, чем они отличаются от реферата или доклада.  Показываю   завершенные и успешно защищенные работы. Вместе с  детьми мы анализировали достоинства и недостатки работ,  выполненных   как их сверстниками, так и  учениками старших классов. 

В ходе занятия  я использую наглядный материал, подготовленный с помощью программы PowerPoint и средств мультимедиа.

На этапе разработки содержания индивидуальных проектных работ в программе предложены вопросы для самостоятельного изучения по трем направлениям.

На слайдах представлены вопросы по изучению вопросов истории математики по секциям:

- Зарождение и развитие математического знания.

- Жизнь и творчество известных математиков, российских педагогов – математиков.

- Язык и методы математики. Старинные и современные методы решения арифметических задач.

Темы, которые были выбраны учащимися для исследования, представлены на слайде.

Цифры у разных народов. Нумерация, счет и системы счисления.

Использование единиц измерения Древней Руси в современном мире.

История возникновения дробей.

Римские цифры.

Жизнь и творчество греческих математиков.

Выбранные темы для исследования идут параллельно изучению курса математики в 5 классе (история десятичных дробей – дроби, десятичные дроби, история понятия процент – задачи на проценты, история развития вычислительной техники - микрокалькулятор, метрическая система мер Древней Руси – перевод величин из одних единиц измерения в другие и т.д.). Т.е. внеурочная деятельность является дополнением к изучению курса математики.

Изучение каждой темы из истории математики проходило через 3 этапа:

-ознакомительный: включение учащихся в работу над проектом (знакомство с темой, постановка цели, представление кейса по заданной теме).

- подготовительный (консультативная помощь, самостоятельная работа в библиотеке, индивидуальная работа);

- презентация малых групп (обмен результатами самостоятельной работы, получение обратной связи, обсуждение).

Более подробно этапы работы над проектом представлены на слайде.

1. Установочное занятие. Что такое проект. Определение темы и цели проекта.

2. Формирование проектных групп, распределение обязанностей, составление плана работы.

3. Сбор и обработка информации по теме.

4. Анализ и структурирование собранной информации.

5. Разработка электронных презентаций.

6. Отчёты о проделанной работе с просмотром презентаций.

7. Доработка проектов с учётом замечаний и предложений.

8. Создание единой презентации проекта по теме.

9. Защита проекта в рамках кружка.

10. Демонстрация проекта учащимся 5-6 классов.

11. Подведение итогов.

Огромное количество времени занимал подбор материала (литература, информационные источники, задание).

При защите проектов были использованы элементы технологии «Перспектива». Создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

Новаторы - (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);

Пессимисты - (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);

Оптимисты - (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи);

Эксперты - (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).

Данный подход позволяет структурировать обсуждение и при обсуждении итогов, еще раз обратить внимание обучающихся:

на необходимость уважительного отношения к выступающим;

на необходимость внимательного прослушивания того, что презентуется, что позволит избежать ошибок, неточностей при оценивании в роли оптимистов, пессимистов, экспертов;

на необходимость соблюдения протокола, на бережное и внимательное отношение ко времени и пр.

Выступление – один из важнейших этапов работы над проектом (формирует речь, дает возможность научиться обучающимся аргументировано отвечать на поставленные вопросы, поэтому важно – провоцировать слушающих на вопросы и если нет вопросов, задавать самой).

Проект будет завершен, если работа написана и устно защищена.Т.к. работая с учащимися 5-6классов над проектами мы их постепенно готовим к дальнейшей самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

На  слайде представлен элемент технологической карты занятия «Защита проекта «Римские цифры»».

Конечно же, нельзя затронуть и оценку выполненных проектов. Программой не предусмотрена оценка работ. Но на мини-конференции, когда учащиеся демонстрировали проекты на уроке математики одноклассникам, каждая работа была номинирована. На слайде представлены номинации:

«В помощь учителю».

« Актуальность исследования».

«Убедительная защита исследования».

«Самостоятельность исследования».

«Глубина познания в выбранной теме».

Итак, очевидно, что ученики 5-6 классов    должны получать основные навыки ведения научно-исследовательской и проектной деятельности. Конечно, их работу нельзя еще назвать  в полном смысле слова научным исследованием. Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному исследовательскому процессу.

С другой стороны,  получая навыки создания проектов, ребята  учатся ставить перед собой цель, формулировать задачи,  выдвигать гипотезы, делать собственные выводы. 

Основной результат реализации программы:

- устойчивый познавательный интерес;

- ценностное отношение к познанию, сотрудничеству, творчеству, труду;

- ценностное отношение к математическому знанию как интеллектуальному наследию человечества;

- позитивная моральная самооценка;

- использование информационно-коммникативных технологий для решения учебных задач;

- уважительное отношение к иному мнению;

- увеличение числа кружковцев к концу учебного года;

- у отдельных кружковцев выросло качество обучения по математики.

Cписок литературы:

  1. «Программа внеурочной деятельности «Знакомимся с историей, культурой и языком математики».
  2. Антипов И.Н., Шварцбурд Л.М. Символы, обозначения, понятия школьного курса математики. Пособие для учителей. – М.Просвещение, 1978.
  3. Асланов Р.М. Женщины-математики/Историко-математические очерки под общ.ред. В.Л.Матросова, - М., 2006.
  4. Баврин И.И. Старинные задачи. – М. Просвещение, 1994.
  5. Волошинов А.В.Пифагор: союз истины, добра и красоты. – М.Просвещение, 1993.
  6. Выгодский М.Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. – М.: Наука, 1967.
  7. Глейзер Г.И. история математики в школе: 5-6 кл. Пособие для учителей. – М.Просвещение, 1981.
  8. Депман И.Я. Рассказы о математике. –Л.: Дектиз, 1954.
  9. Депман И.Я. История арифметики. – М.Просвещение, 1965
  10. ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Мир небесных тел. Числа и фигуры., -М.1978.
  11. Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. – М.1989.
  12. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. математическая шкатулка: пособие для учащихся 4-8 кл. сред.шк. – М.Просвещение, 1988.
  13. Рыбников К.А. История математики 1917 г. – М.1974.
  14. Энциклопедический словарь юного математика/Сост. Савин А.П. – М.Педагогика, 1986.
  15. Юшкевич А.П. История математики до 1917 г. – М., 1968.
  16. Юшкевич А.П. История математики в средние века. – М., 1961.
  17. Юшкевич А.П. История математики в России. – М., 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад учителя русского языка и литературы Е.Ф. Алексеевой 2010 - 2011 уч.год

В рамках экспериментальной площадки нашей школы «Образовательное пространство открытой (сменной) школы как среда преодоления дезадаптации подростков»  на уроках русского языка мною используется «...

Доклад учителя математики МКОУ СОШ № 10 п.Лебединый Алданского района РС(Я) Ведерниковой Раисы Аркадьевны «Личностно ориентированное обучение математике".

В законе Российской Федерации "Об образовании"провозглашается адаптивность системы образования , предназначение которой - обеспечить каждому ученику достижение оптимального уровня  интеле...

Доклад учителя ОБЖ "Пути повышения качества знаний на уроках"

Учитель рассказывает о формах и методах работы на уроках ОБЖ  по повышению качества знаний учащихся....

Доклад учителя - логопеда МБОУСОШ № 20 Погореловой Л.Ю.

на тему:« Нетрадиционные методы воздействия в коррекционной педагогике»на тему:« Нетрадиционные методы воздействия в коррекционной педагогике»...

Доклад учителя М.Ю. Зубачевой «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы»

Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока....

Доклад учителя Шарый-оол С.А.

Доклады, разработки, презентации...