Мастер-класс "Новый подход к оценке знаний обучающихся"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Иванова Ольга Александровна

Цель: в процессе проведения занятия в практической форме продемонстрировать и привить участникам мастер-класса методы оценивания знаний обучающихся в различной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Новый подход к оценке знаний обучающихся»

Цели и задачи: в процессе проведения занятия  в практической форме продемонстрировать и привить участникам методы оценивания в различной форме.

Ожидаемые результаты: участники тренинга смогут активно внедрять данный прием в свою практическую деятельность  и в разнообразной форме применять для оценивания.

Методы и приемы: формативное оценивание, парная форма работы, исследовательская беседа.

Оборудование:  презентация, раздаточный материал.

 

                                 Ход мастер-класса

  1. Приветствие
  2. Беседа.

Для определения темы мастер-класса я хотела бы воспользоваться приемом Кроссенс. Кто помнит, что это за прием?

/Выслушиваются ответы педагогов/

Слово "кроссенс" означает  "пересечение смыслов". Этот прием разработан нашими соотечественниками: Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом,  впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой  стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения. Попытайтесь расшифровать тему мастер-класса.

http://svopi.ru/uploads/posts/2015-05/1432695168_1.jpg

1

      2http://gov.cap.ru/UserFiles/news/20140116/1328872875_family-portrait.jpg

http://bigslide.ru/images/25/24015/960/img18.jpg

3

8      http://prostodelkino.com/uploads/posts/2012-11-25/image_59501.jpg

       9http://cs622519.vk.me/v622519884/244ea/h4B8vcNZxHM.jpg

4

     7http://cdn.citynews.ro/sites/default/files/styles/900xauto/public/cluj/articole/schimbam-educatia-cu-profesorii-de-azi-promovabilitatea-la-titularizare-putin-peste-cea-de-la.jpg

http://wek.ru/images/minobrnauki-menyaet-kurs.jpg 6

http://lympholog.com/media/content/limpha/dcc5bc64df5

Ответ:

  1. Ребенок рождается на свет.
  2. Первыми его встречает его семья.
  3. Они предают ему свои знания и опыт.
  4. К 7 годам ребенок идет в школу.
  5. Школа – это взаимосвязь родителей, педагогов и ребенка.
  6. Ребенок изучает различные предметы.
  7. Учитель помогает ему в этом.
  8. Наиболее одаренные дети участвуют в различных конкурсах и добиваются высоких результатов.
  9. Ведь каждый ребенок хочет, чтобы его по достоинству оценили.

- Так о чем мы будем говорить на мастер-классе?

(Ответ: об оценивании учащихся, о новых подходах к оценке знаний обучающихся)

      Итак, тема нашего мастер-класса  «Новый подход к оценке знаний обучающихся».

- Что такое оценка?

 Если посмотреть на буквы этого слова, то можно увидеть в нем слово «цена», то есть дать цену за услугу или простым языком «оплатить». По мнению Александера,  «за любой формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия».

- Где мы встречаемся с «оцениванием»?  

   С оцениванием мы встречаемся повсеместно. Будь то оценка или слово, но все оно одинаково влияет на наше сознание, оставляет отпечаток.

 На сегодняшний день существует в нашем образовании довольно острая проблема. Поскольку, для того чтобы  реализовался на практике  переворот в педагогике и стал  необратимым,   ученику необходим доступ к оцениванию.  То есть учитель, всегда остававшийся контролёром – монополистом,  должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания, или  критерии, по которым производится оценивание,  и дать возможность воспользоваться результатами  оценивания в своих интересах.

-  Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания?

   Изменения в системе оценивания учебных достижений школьников - одно из направлений модернизации российского образования. Основными принципами изменения являются: критериальность, приоритет самооценки, гибкость, вариативность,  дающие возможность отражать все важные характеристики способностей обучающихся и сравнивать сегодняшние достижения обучающихся с их же успехами некоторое время назад.

Одним из основных требований к инновационной оценочной деятельности является овладение самим школьником оценочными умениями (рефлексией), что позволяет ему быть подлинным субъектом оценочной деятельности и овладеть соответствующими действиями самостоятельно, без вмешательства учителя.

   Существует огромное количество оценочных техник, мы с вами остановились на технике оценивания, сфокусированной на критериальном оценивании.

 Критериальное оценивание - процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными критериями, соответствующими целям и содержанию образования и понятными для учащихся, родителей и педагогов.

К видам критериального оценивания относятся формативное (формирующее) и суммативное оценивание.

ФОРМАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ (по ходу обучения)

  • определяет текущий уровень усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы в классе;
  • позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала;
  • позволяет корректировать индивидуальную траекторию обучения учащегося;
  • не влияет на итоговые оценки и позволяет снять страх у учащихся перед ошибками.

СУММАТИВНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ  (в конце темы, раздела)

  •  определяет уровень сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации;
  • даёт заключительное суждение о том, чему смогли ученики научиться
  • является основой для определения итоговых отметок по курсу за отчетные периоды (полугодие, год).

Виды формативного оценивания отражены у вас в буклетах.

/На слайдах показать только названия видов/

                      Виды формативного оценивания   (буклет!)

Индекс карточки для обобщения или для  вопросов

Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:

1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.

2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы

Сигналы рукой

Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:

  ƒ Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

  ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)

  ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Светофор

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

– Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Одноминутное эссе

Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме.

Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:

  ƒ Что самое главное ты узнал сегодня?

  ƒ Какие вопросы остались для тебя непонятными?

В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:

  ƒ Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.

  ƒ В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

Речевые образцы

(подсказки)

Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д.

Проверка ошибочности понимания

Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

Индивидуальные  

беседы с учащимися

Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания.

Трехминутная пауза

Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает уча-

щимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим

материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.

 Я изменил свое отношение к……….     ƒ

 Я узнал больше о ………….

 Я удивился тому, что……                      ƒ 

 Я почувствовал …

 Я относился к …………

Измерение  

температуры

Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.

Мини­тест

Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.

Это тесты, предполагающие выбор:

из множества предложенных ответов;

из правильного/ неправильного ответа;

или предполагающие краткий ответ.

Элективный  

(выборочный) тест

Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20 секунд и только после этого представить ответ.

Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.

Формативный тест

Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно.

необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным. Консенсус (т.е. единое мнение) в группе при обсуждении ответа на тот или иной вопрос не требуется.

Дневники / журналы

по самооценке

Дневники/ журналы по самооценке создаются для того, чтобы учитель и учащийся могли дать оценку приобретенным в течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом приобретены эти знания, умения и навыки, и их объем. Дневники помогают учителю получить представление об уровне прогресса учащегося и предпринять соответствующие шаги для улучшения образовательного процесса.

Формативный опрос

Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».

– Как, чем _________ похожи или отличаются от   ______?

– Каковы характеристики (части)  _____________________ ?

– Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать   _____ ?

– Какова основная идея, концепция, мораль в   __________ ?

– Каким образом__________соотносится с   _____________ ?

– Какие идеи, детали вы можете добавить к  ____________ ?

– Приведите пример по (к)  __________________________ ?

– Что неверно в   ___________________________________ ?

– Какое заключение вы можете сделать  ______________?

– На какой вопрос мы пытаемся ответить  ______________ ?

– Какую проблему мы пытаемся решить ?

– Что вы предполагаете сделать  ______________ ?

– Что могло произойти, если бы  _____________?

– Какие критерии вы использовали бы для оценки   ____?

–Какие доказательства или подтверждения вы можете привести  в поддержку   ____________ ?

– Как можно подтвердить или опровергнуть   ________?

– Как это можно рассматривать с точки зрения   _____ ?

– Какие альтернативы нужно иметь в виду   _________?

– Какие подходы или методы можно использовать в   ____?

Упражнение на проверку усвоения нового материала

Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями:

«Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.

Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала».

(2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос:  «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»

Внутренний и внешний круг

Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и  задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

Обобщение в одном

предложении

Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы  «кто? что? где? когда? почему? и как?».

Обобщение в одном

слове

Учитель дает учащимся задание: "Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему».

Письменные комментарии (письменная обратная связь)

Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи.

Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер.  Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим.  Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры

Словесная оценка

(устная обратная связь)

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил.

Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

Самооценивание

Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.

Две звезды и одно пожелание

(взаимооценивание)

Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «пожелание».

- А сейчас хочу познакомить вас с вариантом формативного  оценивания.

Занятие элективного курса по литературе в 10 классе. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения) «Тропы и фигуры речи». На этапе мотивации  предлагаю  обучающимся посмотреть видеоролик. Посмотрим и мы. /Просмотр видеоролика «Распускающиеся цветы»/

 Следующий этап - Формулирование темы, целеполагание.

- Безусловно, цветы дарят особое светлое настроение, радуют глаз, украшают нашу жизнь. А что делает яркой, красочной и выразительной нашу речь? (изобразительно-выразительные средства).

 Это и есть тема нашего урока. Слайд №3. Основную смысловую, эмоциональную и эстетическую нагрузку несет, конечно, слово. Именно  найденное гармоничное сочетание обладает огромной силой воздействия

Фиксирование затруднения.

- Выразите свои впечатления об увиденном, написав сочинение-миниатюру.   Включите в предложения АНАФОРУ (ЕДИНОНАЧАТИЕ СТРОКИ), СРАВНЕНИЕ, ИНВЕРСИЮ, ПАРЦЕЛЛЯЦИЮ, МЕТАФОРУ, ЭПИТЕТЫ…

А теперь проверьте работы друг друга, используя прием «Две звезды и одно пожелание» (т.е. используется взаимопроверка). Ваша задача  состоит в том, чтобы  не оценивать работу, а определить  и указать на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «пожелание».

 

- В  чем затруднение? (подзабыты термины, сложно говорить образно и выразительно)

 - Насколько для вас актуальна данная тема?

-  При решении каких учебных и жизненных задач вам необходимо знать средства выразительности? (знания об ИВС позволят более красиво и образно говорить в жизни и на уроках, писать сочинения,  в ЕГЭ это задание 24,  оценивается высоко – 4 балла)

 -Какие цели ставите перед собой для выхода из трудной учебной ситуации?

Построение проекта выхода из затруднения

         Повторить теорию (термины);

         Отработать умение находить средства выразительности в тексте;

         Использовать в речи; вводить в активный словарный запас;

         Научиться решать задание 24.        

   В чем же заключается практическая значимость критериального оценивания?

Использование критериального оценивания позволяет

Учителям

  • Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов;
  • Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
  • Улучшить качество преподавания и обучения;
  • Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей,
  • Использовать разнообразные методы обучения и инструменты оценивания;
  • Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

Учащимся

  • Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для подтверждения результатов обучения;
  • Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования собственного результата обучения и осознания успеха;
  • Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
  • Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.

Родителям

  • Получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
  • Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
  • Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
  • Устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
  • Быть уверенными и спокойными за комфортность пребывания ребенка в классе и школе.

Рефлексия.

 «Ладошки»:   Обведите левую ладонь руку на бумаге.

  1. Каждый палец это какая -то позиция, по которой надо высказать свое мнение : 
  2. Большой - для меня было важным и интересным ….. 
  3. Указательный - по этому вопросу я получил(а) конкретную информацию…. 
  4. Средний –мне было трудно….. 
  5. Безымянный – моя оценка психологической атмосферы….. 
  6. Мизинец – для меня было недостаточно……

Эта рефлексия мне поможет конкретно понять, над чем нужно поработать, дать оценку себе. Спасибо! 



Предварительный просмотр:

Виды формативного оценивания

Индекс карточки для обобщения или для  вопросов

Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:

1 сторона: Перечислите основные идеи из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.

2 сторона: Определите, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы), и сформулируйте свои вопросы

Сигналы рукой

Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов:

  ƒ Я понимаю __________ и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)

  ƒ Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)

  ƒ Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)

Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы.

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Светофор

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

– Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Одноминутное эссе

Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме.

Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:

  ƒ Что самое главное ты узнал сегодня?

  ƒ Какие вопросы остались для тебя непонятными?

В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:

  ƒ Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, отслеживается поэтапное усвоение материала учащимися.

  ƒ В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке.

Речевые образцы

(подсказки)

Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ. Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д.

Проверка ошибочности понимания

Учитель намеренно дает учащимся типичные ошибочные понятия или предсказуемые ошибочные суждения о каких-либо идеях, принципах или процессе. Затем он просит учащихся высказать свое согласие или несогласие со сказанным и объяснить свою точку зрения.

Индивидуальные  

беседы с учащимися

Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания.

Трехминутная пауза

Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим

материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты.

 Я изменил свое отношение к……….     ƒ

 Я узнал больше о ………….

 Я удивился тому, что……                      ƒ

 Я почувствовал …

 Я относился к …………

Измерение  

температуры

Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся продемонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать.

Мини­тест

Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала.

Это тесты, предполагающие выбор:

из множества предложенных ответов;

из правильного/ неправильного ответа;

или предполагающие краткий ответ.

Элективный  

(выборочный) тест

Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20 секунд и только после этого представить ответ.

Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее.

Формативный тест

Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно.

необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным. Консенсус (т.е. единое мнение) в группе при обсуждении ответа на тот или иной вопрос не требуется.

Формативный опрос

Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как?…».

– Как, чем _________ похожи или отличаются от   ______?

– Каковы характеристики (части)  _____________________ ?

– Каким образом мы можем показать, проиллюстрировать   _____ ?

– Какова основная идея, концепция, мораль в   __________ ?

– Каким образом__________соотносится с   _____________ ?

– Какие идеи, детали вы можете добавить к  ____________ ?

– Приведите пример по (к)  __________________________ ? и т.д.

Упражнение на проверку усвоения нового материала

Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями:

«Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос.

Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала».

(2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос:  «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?»

Внутренний и внешний круг

Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и  задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.

Письменные комментарии (письменная обратная связь)

Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи.

Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер.  Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим.  Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры

Словесная оценка

(устная обратная связь)

Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил.

Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов.

Самооценивание

Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы.

Две звезды и одно пожелание

(взаимооценивание)

Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когда учащиеся комментируют работы друг друга, они не оценивают работы, а определяют и указывают на два положительных момента – «две звезды» – и на один момент, который заслуживает доработки, – «пожелание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ХИМИИ...

Рейтинговая система оценки знаний обучающихся

Презентация выступления на конференции...

Дифференцированный подход к оценке знаний, умений и навыков, с учётом индивидуальных особенностей школьников

Предлагаю систему оценки теоретических знаний, двигательных умений, физических качеств учащихся с учётом их  физических способностей, индивидуальных особенностей.  В соответствии  с пол...

4 класс (УМК "Enjoy English"). Тема раздела: “ Shopping for everything”. Тип урока: Урок контроля и оценки знаний обучающихся.

Форма урока: урок-игра “Who wants to be a millionaire?” Цели: оценить знания обучающихся по пройденному лексико-грамматическому материалу, сфомированность языковых умений и навыков.Задачи у...

Презентация к педсовету по теме "Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся".

Презентация содержит историческую справку, анализ анкеты, проведённой среди обучающихся и учителей школы с.Комаровка....