«Профессиональная компетенция в работе педагога»
консультация

Бахтина Софья Эдуардовна

Каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и начну своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnaya_kompetentsiya_v_rabote_pedagoga.docx30.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

«Профессиональная компетенция

в работе педагога»

 

(выступление на психолого – педагогическом семинаре)

                                                                                         

                                                                                          Подготовила:

Педагог-психолог I категории

Бахтина С.Э.

2020г.

         Каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и начну своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Основная часть

       Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Сегодня мы затронем вопрос, который всегда занимал умы не только отдельно взятых учителей, но и всех, кто связан со сферой образования, по сути всего общества. Данный вопрос касается важнейших профессиональных умений или, как принято сейчас говорить, компетенций.

   Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.        

        Компетенция - круг вопросов в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-либо полномочий, прав.

         Компетентность - осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем – либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

         Компетенция - это требования.

         Компетентность - это проявление этих требований. 

   В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности". В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания".

Структура ключевых компетенций в образовании:

1. Компетентность в области личностных качеств:

- эмпатийность и социорефлексия;

- самоорганизованность;

- общая культура.

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности:

- умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями обучающихся;

- умение перевести тему урока в педагогическую задачу;

- умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач.

3. Компетентность в области мотивации учебной деятельности.

- умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности;

- умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся;

- умение создавать условия для самомотивирования обучающихся.

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности:

- компетентность в методах преподавания;

- компетентность в предмете преподавания;

- компетентность в субъективных условиях деятельности.

5. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений:

- умение выбрать и реализовать образовательную программы;

- умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы;

- умение принимать решения в педагогических ситуациях.

6. Компетентность в области организации учебной деятельности:

- умение устанавливать субъект-субъектные отношения;

- умение организовать учебную деятельность обучающихся;

- умение реализовать педагогическое оценивание.

Профессиональные качества педагога:

  • Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью
  • Трудолюбие, честность, порядочность
  • Эмоциональность, оптимизм
  • Выразительность речи, педагогический такт
  • Творческое начало личности
  • Организаторские способности
  • Чувство юмора
  • Настойчивость, дисциплинированность и т.д.

     Профессионализм как психологическое и личностное явление характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, умениями, но и профессионально – значимыми качествами. Также под профессионализмом можно понимать сформированность у педагога важнейших педагогических компетенций.

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.

  • План самообразования
  • Создания творческих групп
  • Повышение квалификации
  • Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях
  • Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций
  • Разработка системы стимулирования деятельности учителя

Заключение

        Таким образом, для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Чем больше вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма. «Ваша Судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир». Франсуа де  Ларошфуко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально–этические нормы работы педагога–психолога

Профессионально–этические нормы работы педагога–психологаПринцип ненанесения ущерба.Правило взаимного уважения.Правило безопасности применяемых методик.Принцип компетентности.Пр...

«Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций педагогов» (из опыта работы)

В статье дан анализ организации образовательно-воспитательного процесса в современных условиях в учреждении дополнительного образования детей...

Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников...

Профессиональный стандарт как условие повышения качества образования и профессиональной компетенции педагога ДОУ. Презентация. Материалы к педсовету . 2017 год

Профессиональный стандарт как условие повышения качества образования и   профессиональной  компетенции  педагога ДОУПрофессиональная компетентность уч...

Развитие профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога

Выступление адресовано учителям русского языка и литературы, интересующимися вопросами развития профессиональных компетенций в контексте внедрения профессионального стандарта педагога. Вторая часть по...

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций с учётом требований профессионального стандарта педагога

Программа составлена по результатам самообследования по выявлению уровня соответствия профессиональной деятельности педагога требованиям профессионального стандарта. В программе представлены направлен...