Методическая копилка
учебно-методическое пособие

Капушева Джаннет Сафаровна

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Системно-деятельностный подход в обучении невозможен без использования метода проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

  Формы проектной деятельности:

  • практико-ориентированные,
  • информационные,
  • ролевые,
  • игровые,
  • исследовательские,
  • творческие проекты.

    Практико-ориентированный проект ориентирован на результат-продукт, удовлетворяющий конкретную потребность, презентацию результатов и способов внедрения в практику. Продуктивно повторять и обобщать пройденный материал, давая учащимся задания создать тест, кроссворд или викторину. Также обучающиеся участвуют в создании наглядного, дидактического материала к урокам русского языка и литературы. Ребята с удовольствием составляют карточки, словарики, схемы, таблицы, кроссворды, рисунки.Этот материал используется на уроках русского языка на протяжении нескольких лет. Ребята видят значимость своей работы. Они становятся не пассивными, а активными участниками образовательного процесса. Создавая такие проекты, ребята творчески осмысливают теоретический материал, учатся пользоваться приобретенными знаниями для выполнения познавательных и практических упражнений. Сотрудничество, сотворчество с учителем и сверстниками формирует коммуникативные, личностные качества обучающихся.

  Другой формой проектной деятельности могут быть информационные проекты, предполагающие сбор, анализ и систематизацию материалов по заданной лингвистической, литературоведческой теме.

Защищая проекты на уроке, учащиеся выступают в роли учителя, объясняют учебный материал. Следовательно, они формируют навык публичного выступления, учебного диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka11.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка

Учителя русского языка и литературы

(высшей категории)

Капушевой Джаннет Сафаровны

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы обучающихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Системно-деятельностный подход в обучении невозможен без использования метода проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

  Формы проектной деятельности:

  • практико-ориентированные,
  • информационные,
  • ролевые,
  • игровые,
  • исследовательские,
  • творческие проекты.

    Практико-ориентированный проект ориентирован на результат-продукт, удовлетворяющий конкретную потребность, презентацию результатов и способов внедрения в практику. Продуктивно повторять и обобщать пройденный материал, давая учащимся задания создать тест, кроссворд или викторину. Также обучающиеся участвуют в создании наглядного, дидактического материала к урокам русского языка и литературы. Ребята с удовольствием составляют карточки, словарики, схемы, таблицы, кроссворды, рисунки.Этот материал используется на уроках русского языка на протяжении нескольких лет. Ребята видят значимость своей работы. Они становятся не пассивными, а активными участниками образовательного процесса. Создавая такие проекты, ребята творчески осмысливают теоретический материал, учатся пользоваться приобретенными знаниями для выполнения познавательных и практических упражнений. Сотрудничество, сотворчество с учителем и сверстниками формирует коммуникативные, личностные качества обучающихся.

  Другой формой проектной деятельности могут быть информационные проекты, предполагающие сбор, анализ и систематизацию материалов по заданной лингвистической, литературоведческой теме.

Защищая проекты на уроке, учащиеся выступают в роли учителя, объясняют учебный материал. Следовательно, они формируют навык публичного выступления, учебного диалога.

    Примером информационного проекта могут быть следующие работы учащихся:

1. «Рассказ о творчестве русских поэтов», ученики прочитали статьи, стихотворения, собрали и обобщили материал, проанализировали произведения поэтов.

2. «Русские народные песни», учащиеся после сбора, анализа, обобщения прочитанного, прослушанного материала создали свои проекты: выпуск стенгазеты, создание аудиозаписи песни, инсценирование.

3 «Перед грозным временем...» (декабристы в Сибири) - ребята, прочитав художественные книги о декабристах, проанализировали их, сопоставили с документальными фактами, сделали аргументированные выводы. Результаты информационного проекта: написание литературной композиции «Перед грозным временем...», выступление на Декабристских чтениях.
       Особенности игрового проекта заключаются в том, что ведущий вид деятельности - ролевая игра. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Игровые проекты постоянно используются на уроках литературы. Это, например, инсценировки басен И.А.Крылова, сказок в 5 классе, эпизодов из рассказа И.С. Тургенева “Бежин луг”, рассказа А.П. Чехова “Толстый и тонкий” в 6 классе. Игровой проект был воплощён на уроке-суде над госпожой Простаковой из пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» и фамусовским обществом из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». По инициативе ребят был создан внеурочный проект «Сцена и мы». Ребята постигали азы сцены: разучивали роли, «входили» в образ, работали над декламацией, мимикойжестами, мизансценой, рисовали афишу, создавали декорации, готовили костюмы. Результат - открытый до самого окончания проекта. Только после постановки спектакля анализируется соотнесение полученных результатов с поставленной целью. Спектакли: «Любовь в жизни М.Ю.Лермонтова», «Свидание» (по рассказу А.Вампилова), «Праздничный сон – до обеда» (по пьесе А.Н.Островского ), литературные композиции «Если душа родилась крылатой», «По чеховским местам», показанные ребятами, помогли понять произведения, проникнуться в очаровательные звуки слова. Игровые проекты ориентированы на то, чтобы ребятам было легче адаптироваться в социуме. Ведь выполняя ту или иную ролевую игру, они слушают собеседника, ведут диалог, излагают своё мнение, аргументируют свою точку зрения и оценку событий.

   Исследовательский проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, формируя системное мышление. Исследовательский проект развивает у обучающихся исследовательские умения (аргументация актуальности темы, умение выявления проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования, выдвижение гипотезы, обозначение методов, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализа, формулирование выводов, обобщения)

, их использовали на уроках литературы, занятиях кружка.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческие проекты (сочинения разных жанров, сказки, стихотворения, литературные композиции) - неотъемлемая, важная составляющая часть урока русского языка и литературы. Творческое самовыражение на уроках оказалось настолько успешным и многоообразным, что возникла потребность в создании внеурочного проекта - литературного клуба «Юность». Теоретические занятия по литературоведению, по стихосложению – первая ступенька к творческой лаборатории, к собственному видению мира, к первым «пробам пера». Проект осуществлялся по стандартному плану: идея, создание программы, цель, реализация, результат - продукт. Результаты творческой проектной деятельности - создание сборников собственных творческих работ: «Листопад», «История моей семьи», «Природа и мы», «О книге», «Зарисовки о весне», «Свежий ветер» (сборник творческих работ юных корреспондентов), «Проба пера» (сборники стихотворений), «О слово, русское, родное» (сборник литературных композиций) и др., участие в районном конкурсе чтецов, публикация в газетах, выступление на районном слёте детских организаций «Содружество всех». Участие детей в конкурсах разного уровня (от школьного до Международного) с самой разнообразной тематикой исследовательских и творческих работ : «Человек в истории. Россия – ХХ век», «Малая Родина», «А.С.Пушкин и В.Кюхельбекер», «Ещё раз о главном..», «Листая старый альбом..», «Традиции народов КЧР», «И всё-таки это любовь», «Мы любим и ценим друг друга», «Наши выпускники на страже порядка» и другие). Но самое главное - ребята становятся лучше, добрее.

Приобщение к миру искусства обогащает их нравственно, духовно.

Алгоритм работы над проектом:

Тема: «История моей семьи», 5-6 класс

Тип проекта: творческий, информационный

Проблема

Ребята плохо знают историю своей семьи, свою родословную?

Почему?

Мало интересуются родословной семьи из-за отсутствия семейных традиций

Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные

Цель

Что сделать?

Изучить историю семьи

Как?

Расспросить родственников о семье

Изучить документы, семейные реликвии, фотографии

Планируемые результаты

Познавательный (знания об истории семьи, предках)

Личностный (воспитание патриотических, нравственных, духовных качеств личности)

Коммуникативный (развитие речи)

Конечный результат

Сочинения:

1 «Листая старый альбом...» (Публикация в районной газете)

2 «Мы любим и ценим друг друга» (Публикация в районной газете, участие в международном фестивале «Детство без границ» (Номинация «Литературное творчество»),

3 «Моя семья» участие в конкурсе детского творчества

По такому алгоритму были созданы творческие проекты на темы: «Малая Родина», «Моя родная улица»... Такой вид работы над проектом можно использовать и на уроках русского языка и литературы.

     Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов - конкретный результат, используемый на уроке, в школе, в реальной жизни. Материальный результат: готовый проект и приобретённые знания в ходе подготовки к нему, духовный: позитивные личностные изменения в процессе работы над ним. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, коммуникативных, презентационных, рефлексивных подходов.

 

           Я хочу обратить внимание на метод мини-проектов. Несмотря на то, что мини-проект не требует больших затрат времени, этот метод доказал свою эффективность в формировании у школьников умений самостоятельно ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. В процессе работы школьники обучаются умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими, станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. Поэтому обретение опыта проектной деятельности является одним из требований ФГОС. Выделяются следующие типы проектов: 

1.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

2.ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

3. РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ

4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

5. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

 Представляю марафон- повторение орфограммы «О – А в корнях с чередованием». Учитывая, что написание данных корней зависит от ударения, значения слова, сочетания согласных, суффикса класс делится на четыре группы. С целью оптимизации учебного процесса учащиеся, входя в класс, берут жетоны. Их можно оформить в виде листочков (клен, дуб, береза, рябина), снежинок, просто карточки с цифрами 1,2,3,4, написанными на обороте. Следует избегать разноцветных жетонов. В соответствии с жетоном формируются группы.После приветствия на этапе активизации знаний учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу (раздаточный материал) с последующей самооценкой по шаблону (написан на отвороте доски)

Активизация познавательной деятельности

Орфографический анализ
Вставьте буквы. С каким видом орфограммы вы работаете.
1) К..САТЕЛЬНАЯ (касательная)

2) ЗАГ..РЕТЬ (загореть)
3) ВЫМ..КНУТЬ (вымокнуть)
4) УР..ВНЕНИЕ (уравнение)

5) Р..СТИТЕЛЬНОСТЬ (растительность)

6) ПРЕДЛ..ЖИТЬ (предложить)

7) З..РНИЦА (зарница)

8) ПЛ..ВАТЬ (плавать)

9) ТВ..РИТЬ (творить)

10) ПОКЛ..НИТЬСЯ (поклониться)

Учащимся предлагается определить вид орфограммы и заполнить ИНСЕРТ, в соответствии с которым будут поставлены цели мини-проекта.(Определить условия написания О-А в корнях с чередованием)

Инсерт

+ Знаю и умею применять

…..

? сомневаюсь, не уверен в своих силах

…..

- не знаю, хочу узнать

….

Учащимся предлагается сделать записи в тетради. На данный этап отводится 5-7 минут.

Работа над мини-проектом.

Учитывая, что материал по сложности равнозначный, темы мини- проектов раздаются учителем произвольно, в виде жеребьевки. Используя теоретический материал с сайта «Решу ОГЭ», на котором зарегистрированы учащиеся, школьники приступают к выполнению проекта: распределяют обязанности, заполняют паспорт проекта, самостоятельно находят, изучают и обсуждают информацию, готовя словарную работу. Паспорт проекта дан в виде шаблона, который заполняют учащиеся.

Паспорт проекта

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Первый этап: «погружение в проект».

Формулировка проблемы, целей, задач. Активизация учащихся.

Выбор темы, осмысливание целей и задач.

Второй этап: организация деятельности.

Организация учащихся, распределение ролей, определение последовательности выполнения этапов работы.

Формирование групп, планирование работы, распределение обязанностей, определение конкретных задач для каждого участника группы.

Третий этап: осуществление деятельности

Консультирование, контроль, помощь учащимся.

Активная самостоятельная деятельность: поиск информации, обмен мнениями. Запись чернового варианта, составление произведения собственного сочинения, оформление работы для презентации.

Четвертый этап: презентация работ.

Обобщение результатов, резюмирование.

Демонстрация проектов и практических работ перед одноклассниками.

Пятый этап: подведение итогов.

Подведение итогов обучения, оценка деятельности, объявление отметок

Активное слушание. Обмен мнениями.

Представление проекта.

Представление проекта и его защита проходит в форме изложения правила, акцентирования внимания на условиях написания гласной, иллюстрация слов-исключений. По ходу представления проекта учащиеся класса делают записи в тетрадях. Составленная практическая работа используется на последующих уроках.

Оценивание проекта

Каждый учитель вправе разработать с учащимися свою систему оценивания проекта. Однако в основу должны быть положены основные принципы педагогики.

Оценивание мини-проекта

1

2

3

4

научность

системность

доступность

наглядность

сознательность и активность

Последний пункт оценивается внутри группы.

Таким образом, учащиеся на уроке получат оценки, систематизируют учебный материал, приобретают навык самостоятельной работы с информацией. Прием мини-проектов можно применять не только на урока, но и на элективных курсах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Разработки уроков...

Методическая копилка

Папка "Методическая работа" содержит следующие разделы:1.Грамоты2.Удостоверение о краткосросном повышении квалификации;3.Копия диплома;4.Выступления на педагогических советах;5.Награды учащихся;6.Испо...

Методическая копилка "Приемы развивающего обучения".

В копилке "Приемы развивающего обучения" мною собраны приемы преподаванипя географии, которыми я овладела за годы своей учительской деятельности и которые, надеюсь, могут быть полезными и интересными ...

Методическая копилка, разработки уроков.

Пояснительная записка Полещук Анатолий МихайловичУчитель английского языка МОУ «СОШ № 1»г.ЕмвыРазработка по английскому языку в 7 классе «Рекорды и достижения».  В ходе урок...

Учебно-образовательный, методический проект «Методическая копилка»

Современный преподаватель ДШИ обязан не только знать свой предмет, но и обладать набором профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Современный препод...

Методическая копилка. Методическая разработка экскурсии в осенний парк.

Вашему вниманию представляю свою методическую копилку....